Турист Дмитрий (DK1974)
Дмитрий — был вчера 22:03
Ура! У меня новая страна. Вторая в этом году.

Южный Судан Март 2020

«Мы все дети Африки, и ни один из нас не лучше и не важнее другого. Это то, что Африка могла бы сказать миру: это могло бы напомнить ей, что значит быть человеком». Александр Макколл Смит

Путешествие в Южный Судан ч.6 — суддная деревня

В предыдущих двух частях я дал общую информацию про болото Судд и рассказал о посещении уникальной школы. Сегодня мы прощаемся с этим природно-социальным объектом и напоследок заскочим в гости в одну из крупных деревень, расположенных в данном регионе.

Напомню вкратце. Судд это одно из крупнейших водно-болотных угодьев в мире. В дождливый сезон по площади оно соизмеримо с Болгарией или Грецией. Включает в себя бассейн реки Бахр-эль-Газаль плюс заболоченные речные и озёрные участки.

Путешествие в Южный Судан ч.6 — суддная деревня

Кстати, в России на территории Западной Сибири тоже есть болото, входящее в список крупнейших на планете. Называется — Васюганские болота. Площадь — 53 тыс. км2.

Ещё, я очень хотел бы побывать на грандиозном по размеру болоте Пантанал, которое находится в Южной Америке. Правда, в 2020 году его растительные угодья на треть уничтожили пожары. Надеюсь, суданскому болоту такая опасность не грозит.

Путешествие в Южный Судан ч.6 — суддная деревня

Итак, подплываем к одной из «болотных деревень». Начало не задалось. Наш лодочник недалеко от берега мотором цепляет рыбацкую сеть. Она сразу же наматывается на винт и мы конечно же глохнем. К нам на помощь устремляются владельцы сетки.

На берегу в этот момент начинают потихоньку собираться местные жители. Они с интересом, а некоторые и с улыбкой, наблюдают за происходящим.

Путешествие в Южный Судан ч.6 — суддная деревня

Минут через 10–15 удалось освободится из плена. Мы не пострадали, наоборот, рады любым, не запланированным приключениям, а вот лодочнику и гиду пришлось раскошелится за порчу ценного имущества.

Причалили к берегу. Наша, почти королевская лодка, выделяется среди местных плав средств.

Путешествие в Южный Судан ч.6 — суддная деревня

Инцидент с сеткой был единственным, далее всё было очень дружелюбно.

Пожалуй, самым памятным моментом для меня был выход на землю. Дело в том, что когда мы выпрыгивали с лодки повсюду была грязь и я решил снять обувь, о чём потом сильно пожалел. Островок, куда мы причалили, покрыт плотной, утоптанной землёй. Её поверхность нагрелась так, что босиком я мог стоять без движения не более чем 2 секунды. Причём земля ведь светлая, а не чёрная и должна по идее меньше нагреваться.

Путешествие в Южный Судан ч.6 — суддная деревня

Вообще, я терпеливый на такие вещи, но это было выше моих физических возможностей. Приходилось постоянно искать тень, траву или менять положение ступней, вставая на носок, а через мгновение на пятку. Местные конечно уже к этому привыкли. Я когда в детстве на всё лето приезжал в деревню и ходил босиком, то через месяц подошва ног покрывалась твёрдой коркой и я мог уже бегать даже по колючкам.

Южный Судан крайне сложная и даже опасная для фотографирования страна, так что в этой деревне мы в очередной раз почувствовали поразительный контраст с городом. Здесь народ спокойно реагировал на съёмку.

Путешествие в Южный Судан ч.6 — суддная деревня

Думаю конкретно в эту деревушку заплывает редкий турист, так что люди не избалованы камерами и модными телефонами. Поэтому с нескрываемым удивлением и удовольствием дети и девушки рассматривают свои изображения.

Племена мундари и динка удивляются нашим технологиям, а мы поражаемся их образу жизни. Непривычно осознавать, что сейчас на планете немало людей, которые не знают свой возраст. У жителей деревни нет паспортов. Скорее всего раз в несколько лет здесь всего лишь переписывают общее количество жителей.

Путешествие в Южный Судан ч.6 — суддная деревня

Воду тут пьют прямо из реки. Парень немного отошёл от берега, зачерпнул в кружку, потом вернулся и спокойно растягивает удовольствие.

А этот мальчик пьёт из рук, так же, как это делали его предки на протяжении сотен лет.

Путешествие в Южный Судан ч.6 — суддная деревня

По этнической принадлежности этих людей у меня чёткого ответа нет. Я думаю, что после гражданской войны, массовых переселений и других бед, основные народы, населяющие Южный Судан перемешались между собой.

В предыдущей болотной деревеньке были представители группы нуэр. В этом населённом пункте есть как мундари, так и племена динка.

Путешествие в Южный Судан ч.6 — суддная деревня

Те и другие практикуют шрамирование. Но лично я видел тут совсем мало людей с подобными узорами.

Как утверждают ряд источников, легче всего определить принадлежность к той или иной группе по лицевым шрамам. Племена нуэр в 15-летнем возрасте делают 6 шрамов в виде горизонтальных полос на лбу. Динка 6 шрамов в форме буквы V (такие же мы видели и у мундари, только по три V). Вот у этого мужчины не отчётливо, но видны на лбу буквы V.

Путешествие в Южный Судан ч.6 — суддная деревня

Жители этой деревни так же занимаются скотоводством. Но, поскольку их дома близко в воде, то здесь доминирует рыбная ловля сетями.

Мужчины добывают рыбу, женщины её коптят. Самые популярные виды рыб - нильский окунь, нильский карп, тилапия и сом.

Путешествие в Южный Судан ч.6 — суддная деревня

Вот одна из коптилен. Мужики облизываются, наверняка мечтают о холодном пиве, которое можно найти только в городе Бор. А ведь до него на обычной лодке плыть целый день. Какое счастье, что я живу в городе:)

В разгар жаркого дня многие мужчины отдыхают в тени деревьев. За любимой игрой время пролетает веселей.

Путешествие в Южный Судан ч.6 — суддная деревня

Теперь хочу вам показать оставшиеся фото из этой деревни.

Я фотографировал тут очень много, ведь для меня это невероятная экзотика, можно сказать люди с другой планеты.

Путешествие в Южный Судан ч.6 — суддная деревня

Очень интересны жилища болотных людей. Эти домики называется Тукул.

Круглая хижина с конической крышей и стенами из ветвей, обмазанные смесью глины, навоза и соломы.

Путешествие в Южный Судан ч.6 — суддная деревня

Дома возвышаются на небольших островках. Из-за постоянной сырости хижины приходится перестраивать каждые 5–6 лет.

Со стороны кажется, что хижины стоят среди высокой травы в поле. На самом деле вокруг них сплошная болотная топь.

Путешествие в Южный Судан ч.6 — суддная деревня

Присмотритесь, девушка почти по колено идёт в воде. Я уже писал, что рост представителей племени динка и мундари в среднем 175–190 см.

Детям бегать домой сложнее. Им вода порой доходит до пояса. А ведь сейчас не сезон дождей.

Путешествие в Южный Судан ч.6 — суддная деревня

Здесь нет ни дорожек, ни мостиков. Каждый день им приходится практически жить в воде.

Сюда конечно нужно приезжать с дроном. Но провезти его в Южный Судан практически нереально. Если найдут, будут серьёзные проблемы. Вот так выглядит болотный домик с высоты.

Путешествие в Южный Судан ч.6 — суддная деревня

Когда воды слишком много — передвигаются на лодках.

Вскоре нам пришлось прощаться с замечательной деревней и возвращаться назад в город Бор. По дороге назад я тоже много снимал.

Путешествие в Южный Судан ч.6 — суддная деревня

Для меня и в России увидеть водное такси большая редкость, а в Южном Судане так и подавно.

Более 30 человек в одной лодке. Это прямо целый водный автобус.

Путешествие в Южный Судан ч.6 — суддная деревня

Назад добрались мы без приключений. Далее пересели на старенькие джипы. После города Бор и болота Судд нас ждали ещё два дня в племени мундари и динка. Так что продолжение следует…