Турист chemodannoenastroenie
chemodannoenastroenie — была 21 февраля 10:23
Мир - это книга. И тот, кто не путешествует, читает только одну ее страницу

Пятигорск — Россия Май 2017

Домик Лермонтова или дом под камышовой крышей — так называют это место исследователи наследия великого поэта. Именно так его назвал и сам Лермонтов, когда в очередной раз приехал на Кавказ.

Уникальность этого здания не только в том, что оно является чуть не самым старым в Пятигорске, но еще и в том, что именно здесь провел три последних месяца своей жизни Михаил Юрьевич. С тех пор оно практически не изменилось. Разве что крышу все же заменили на железную, а камыши оставили для декора и воссоздания исторической точности.

Домик под камышовой крышей. Здесь умер Лермонтов

Лицевая сторона домика (фото автора)

Как видите, сам домик небольшой по размеру. Внутри всего четыре комнатки, одна из них — небольшая прихожая, она же и кухня. Но и он не принадлежал поэту, а сдавался внаем. Дом находится на территории усадьбы отставного плац-майора Василия Усманова, и был им построен специально для отдыхающих.

Усадьба, на территории которой находится домик под камышовой крышей (фото автора)

Но что привлекло Лермонтова именно в этом доме?

Во-первых, он стоит практически у подножия Машука. А мы знаем, как поэта привлекали и вдохновляли горы Кавказа.

А во-вторых, дом, несмотря на свои скромные размеры, имел террасу. Конечно, это, скорее, не полноценная терраса, а заднее крыльцо, но Лермонтов свои последние произведения написал именно здесь. В хорошую погоду он выносил на «балкон», как писал в своем письме сам поэт, диван и столик и творил.

Домик под камышовой крышей. Здесь умер Лермонтов

Вид с террасы — на небольшой сад с деревьями и, собственно, гору.

Кроме того, усадьба довольно большая по размеру, кроме хозяйского дома и надворных хозяйственных построек, здесь были конюшни. И своего коня по имени Черкес поэт держал именно здесь.

Кстати, сувенирная лавка находится в здании, где раньше был ледник. Постройки очень крепкие, на века сделаны, это видно.

Цветники окружают дом, что создает очень милую атмосферу и, действительно, настраивает на поэтический лад.

Домик под камышовой крышей. Здесь умер Лермонтов

Внутри дома фотографировать запрещено, поэтому я просто расскажу вам о том, что увидела. Обстановка весьма скромная. Небольшой сундук, выполняющий роль чемодана и шкатулка для бумаг — с таким багажом прибыл сюда поэт. Они подлинные, их подарила музею троюродная сестра поэта. Также подлинными являются рабочий стол и кожаное кресло, но они были привезены в дом, когда он уже стал музеем, из его Питерской квартиры.

Но, к сожалению, большинство настоящих вещей утрачено. Мы можем лишь увидеть военную форму, какую носил поэт, саблю, ружье, похожие на те, которыми он пользовался. Они украшают ковер над кроватью. Самовар на столе денщика и кухонная утварь. В самой дальней комнатке — кровать, на подобной поэт умер после роковой дуэли. И кровать, и самовар складные, походные.

Да, именно сюда его привезли, истекающего кровью, друзья. Тогда уже нельзя было ему помочь.

В Пятигорске много мест, связанных с именем Михаила Лермонтова.

А сегодня еще об одном памятном месте — собственно о том, где именно эта дуэль состоялась. Сейчас это место отмечено стелой с портретом поэта и надписью «М. Ю. Лермонтов 1814 — 1841». Стела огорожена столбиками в виде гильз, а по углам установлены фигуры грифов с опущенными головами. Гриф — птица, которая символизирует смерть.

Домик под камышовой крышей. Здесь умер Лермонтов

Светлые капли в верхней части фотографии это капли дождя. Он шел просто стеной, когда мы приехали сюда, поэтому хороших снимков у меня нет (фото автора)

Сейчас это место центре новых районов Пятигорска, а раньше, конкретно, в 1841 году, это место было не просто на окраине города, а вдали от него, в лесу. Именно здесь бывшие друзья Николай Мартынов и Михаил Лермонтов стрелялись на дуэли.

Почему в лесу вдали от города?

Дуэли были строжайше запрещены. За них можно было попасть на каторгу, лишившись при этом титула. Поэтому подготовка шла в строжайшей тайне.

Говорят, что накануне рокового дня в парке «Цветник», том самом, где веком позже Киса Воробьянинов просил милостыню, офицеры устроили бал. мероприятие проходило в гроте Дианы. Правда, я не очень себе представляю, как там можно танцевать, грот в скале — не бальный зал, там мало места. Ну да ладно. Значит, был бал.

Домик под камышовой крышей. Здесь умер Лермонтов

Грот Дианы (фото с Яндекс. Картинки)

Лермонтов был язвительно весел, впрочем, как обычно. И никто даже и подумать не мог, что этот вечер стал последним в его жизни.

Дуэль

Наутро дуэлянты сошлись в смертельной схватке. Причем известно, что поэт выстрелил в воздух, как бы предлагая остановить шутку, зашедшую слишком далеко. Но уязвленное самолюбие Мартынова не дало шанса великому поэту. Он был ранен очень серьезно.

Ошибка всей компании состояла в том, что они прибыли на место дуэли верхом. Раненого невозможно было транспортировать без повозки. Поэтому секунданты бросились в город.

Сначала они пытались найти доктора, который оказал бы помощь раненому человеку. Но каждый из них, услышав, как именно было получено огнестрельное ранение, наотрез отказывался помогать. Не будем осуждать докторов, ведь за помощь раненому дуэлянту и им грозило наказание. Никто не хотел рисковать.

Когда стало понятно, что помощи ждать неоткуда, стали искать повозку, чтобы перевезти Лермонтова хотя бы домой. Это тоже заняло какое-то время. Все это время великий поэт истекал кровью в лесу. Да, при нем были друзья, сам убийца рыдал и просил прощения, поняв, что он натворил. Но было поздно. Время было упущено. Только в темноте поэта привезли в домик под камышовой крышей. Через несколько часов он умер.

Домик под камышовой крышей. Здесь умер Лермонтов

А что же стало с Мартыновым?

Об этом всегда спрашивают меня потрясенные ученики, когда я им рассказываю на уроках, посвященных творчеству Лермонтова, про эту трагедию.

Его, конечно, судили, но наказание было настолько мягким, что это даже нельзя назвать наказанием.

На два года ему запретили появляться в столице, он должен был жить в своем имении. Ну типа домашнего ареста, я так понимаю.

Он дожил до 82 лет. У него было около десятка детей. В целом, жизнь удалась. И до самой смерти раз в год, в день дуэли, он заказывал заупокойную службу, закрывался в своем кабинете, и этот день переживал в одиночестве.

Продолжая рассказывать о достопримечательностях Пятигорска, обещаю, что трагичных историй больше не будет. Итак, чуть подробнее про другие туристические маршруты, которыми мы прошли.

Парк «Цветник»

Название говорит само за себя: парк утопает в цветах, и хотя мы были здесь в середине октября, успели насладиться великолепным их цветением.

Кстати, разбит парк в начале 19 века на месте осушенного болота. Нет предела человеческому стремлению сделать все вокруг себя прекрасным.

Ну я имею в виду разумных людей, конечно, не дегенератов каких-нибудь.

История «Цветника» связана, в том числе, и с именем Лермонтова.

Домик под камышовой крышей. Здесь умер Лермонтов

Парк «Цветник». В каком-то из этих зданий, что за моей спиной, Лермонтов принимал ванны, которые вернули его к жизни после воспаления суставов.

В один из моментов жизни состояние здоровья молодого поэта, подорванное в военных кампаниях, стало настолько ужасным, что, приехав в Пятигорск, он не смог самостоятельно выйти из кареты: так болели суставы. Его вынесли на руках. Так вот, здесь он принимал ванны, которые буквально после нескольких сеансов вернули его телу подвижность, а его самого — к полноценной жизни.

Ванны работают и до сих пор, а волшебная минеральная вода Пятигорска по сей день творит чудеса.

— М*сье, же не манж па сис жур!

Конечно, все узнали в этой фразе бедолагу Кису Воробьянинова, героя «Двенадцати стульев», который просил милостыню у входа в парк.

Домик под камышовой крышей. Здесь умер Лермонтов

Вообще, многое в туристических местах Пятигорска связано с героями этого романа. Например

Озеро Провал

Оно маленькое, но глубокое, 11 метров, и находится в горе, даже лучше сказать, в пещере.

Вход к озеру

Ну то есть, идти до него нужно по тоннелю, а над самим озером в горе — дырка.

Вид снизу (фото автора)

Солнечный свет отражается в голубой неподвижной воде — очень красиво. Но запах… Запах серо-водорода просто убийственный.

Домик под камышовой крышей. Здесь умер Лермонтов

Голубое серо-водородное озеро (фото автора)

Озеро образовалось вместе с горой Машук, в которой оно и находится.

Двести лет назад тоннеля еще не было, а спуститься к озеру можно было только с вершины горы. Самые смелые гусары так и делали: кто на спор, кто из интереса, кто после шампанского. Короче, история озера богатая и интересная.

Перед входом к озеру стоит бронзовая фигура Остапа Бендера. Он продает билеты к достопримечательности. Конечно, это одна из тех самых авантюр, на которые был богат изобретательный ум великого комбинатора. Вход к озеру всегда был и остается бесплатным.

Ну, а если потереть нос герою «Двенадцати стульев», то повезет в любых, даже самых авантюрных делах. Так говорят.

Я и Остап)))

Канатная дорога на Машук

Гора не очень высокая, примерно 1000 метров, но с нее весь Пятигорск как на ладони. Станция канатной дороги приятная, водопадик, какие-то другие фотозоны, сувенирные лавки. Нам повезло, погода была солнечная, без тумана, так что и Бештау разглядели вдали, и Эльбрус (на вершине стенд с подписанными вершинами установлен, поэтому думаем, что поняли, где какая гора)))

Домик под камышовой крышей. Здесь умер Лермонтов

Площадка на станции канатной дороги

На вершине установлены столбы с табличками- указателями, на которых написаны названия разных городов. Своего города мы там не нашли, но столица Удмуртской Республики, город Ижевск, присутствовала.