Турист Марина Климчук (mariwka28)
Марина Климчук — была 26 марта 9:43
Вернулась на сайт :)

Петергоф — красота природная и рукотворная

Петергоф — Россия Июнь 2014

Во время нашей поездки в Санкт-Петербург мы не могли обойти своим вниманием Петергоф — крупнейший и красивейший дворцово-парковый комплекс в Европе, объект притяжения туристов со всего мира. Он также известен как «фонтанная столица России», о чём сообщает бегущая строка над кассами у входа на территорию комплекса. В Петергофе устроено 176 фонтанов и 4 каскада, а также около 30 различных зданий и павильонов.

До Петергофа мы добрались на пригородной электричке с Балтийского вокзала в Петербурге (станция метро «Балтийская»). Электрички отправляются каждые 30 минут. Время в пути составило менее 40 минут (это быстрее, чем на автобусе), по цене вышло около 60 рублей за билет (а можно доплатить ещё 10 рублей и прокатиться с ветерком на «Ласточке», но она отправляется реже, всего 6 раз в день). Выйдя на станции «Новый Петергоф», мы дошли до парков Петергофа минут за двадцать. С погодой нам очень повезло, день был солнечный и тёплый.

Сначала мы прошли через Верхний парк, где расположен большой пруд, фонтаны и красиво оформленные деревья. Здесь установлен фонтан «Нептун» — единственная скульптура, созданная за пределами России (для Нюрнбергского фонтана). В 1799 году российское правительство выкупило эту скульптуру, чтобы украсить ей главный подъезд к Большому дворцу Петергофа. Во время Великой Отечественной войны скульптура была увезена немцами обратно в Нюрнберг, но после окончания военных действий была возвращена в Петергоф. Приключения Нептуна завершились в 1960 году, когда скульптурная группа была окончательно восстановлена (из Германии она была возвращена без одной нимфы и без одного всадника), и фонтан начал свою работу.

Верхний парк. Вид на пруд

Прогулявшись по Верхнему парку, покупаем входной билет в кассе (450 рублей для граждан РФ) и отправляемся в Нижний парк. В период с 15 октября по 24 апреля, пока фонтаны Нижнего парка не работают, оба парка можно посетить бесплатно. По замыслу Петра Первого, Большой дворец расположен между Верхним и Нижним парком, на возвышенности, чтобы с Финского залива открывался знаменитый вид на дворец. Я читала, что при Петре I к Большому Дворцу подплывали с Финского залива прямо по Большому каналу.

Нижний парк составляют три части: центральная (Парадная, где расположен Большой каскад и Большой канал), западная (где расположен дворец Марли) и восточная (где расположен дворец Монплезир). Через парк проложены системы аллей, ведущие к дворцам парка и главным фонтанам. Вдоль аллей также расположены красивые фонтаны, павильоны, скульптуры.

Главным фонтанным комплексом в Петергофе является Большой каскад, один из крупнейших фонтанов в мире. Под самим фонтаном находится уникальные подземные гроты (Верхний и Нижний). Посетить гроты можно с дополнительной экскурсией, чтобы увидеть инженерное чудо Петергофа — уникальную систему работы этих фонтанов. В отличие от фонтанов в других дворцово-парковых комплексах (к примеру, Версаля, где сооружены сложные инженерные устройства), вода в Петергофе спускается вниз самостоятельно с Ропшинской возвышенности и собирается в резервуарах верхней террасы, после чего спускается к каскаду и фонтанам по специальным подземным трубам. Все фонтаны Петергофа работают без применения насосов благодаря естественному перепаду уровня воды. Как писал М. И. Пыляев, «1 августа 1720 г. Петр ездил верхом за 32 версты от Петергофа осматривать ключи, из которых Миних предлагал Государю провести трубами воду для устройства фонтанов».

Большой каскад, по замыслу Петра Первого, символизирует мощь Российского государства и победу в борьбе за выход к Балтийскому морю. Так, главный фонтан каскада — Самсон — разрывает пасть льву, олицетворяя победу России над Швецией в Полтавской битве 1709 года (на гербе Швеции как раз был изображён лев). По бокам Большого каскада расположены скульпуры мифологических пресонажей — Персей с головой Медузы Горгоны, Амазонка, Галатея, Меркурий, Актеон.

Вид на Большой каскад и фонтан Самсон

Мы полюбовались Большим каскадом, после чего отправились гулять по Нижнему парку. Вид на центральную часть Нижнего парка:

Вид на Большой каскад и Большой Дворец из Нижнего парка

Вид на Финский залив:

Триколор Финского залива)

Отправляемся в западную часть Нижнего Парка к Дворцу Марли с большим прудом. Дворец получил своё название от «Марли де Руа» — резиденции Людовика XIV. В пруду организована платная рыбалка на осетров (раньше рыбу из этого пруда поставляли прямо к императорскому столу).

Дворец Марли и пруд перед дворцом

Особенно мне понравились красиво подстриженные деревья, высаженные на небольшой возвышенности между парком у Дворца Марли и Финским заливом. Форма этих деревьев делает пейзаж слегка сюрреалистичным и, можно сказать, сказочным) Мои снимки, сделанные в этом месте, несколько раз занимали призовые места в различных фотоконкурсах.

Это фото в прошлом году заняло призовое место в фотоконкурсе Петербург в объективе молодых фотографов, номинация - природа городских окраин. Из-за пандемии церемонию награждения пришлось пропустить(

Прогуливаясь по аллеям у Дворца Марли, мы увидели, что каскад фонтанов «Золотая гора» находится на реконструкции. Зато обнаружили фотовыставку, показывающую разрушенный облик Петергофа в 1948 году.

Аэрофотосъемка Петергофа в 1948 году. Большой каскад уже восстановлен

Нельзя не сказать про обитателей Петергофа — в его парках живут ручные белочки и синицы, которые с радостью берут угощение у туристов прямо из рук:

Лучше синица в руке... :)

Как известно, Пётр Первый любил пошутить, и по всей территории Нижнего Парка установлены фонтаны-шутки, поливающие посетителей парка водой: «Зонтик», «Елочки», «Дубок», «Водяная дорога» и «Диванчики». Можно только догадываться, какое впечатление производили эти фонтаны у дам позапрошлого века в пышных платьях, но и сегодня фонтаны дарят массу положительных эмоций не только детям, но и взрослым:

В ожидании... :)

Как работают триста струй фонтана «Водяная дорога», мы не увидели, т. к. он включается только в определённое время (13:00, 14:00 и 15:00).

Пётр и Екатерина любуются своим творением :)
Уличные музыканты

Отправляемся в Восточную часть парка, где расположен Дворец Монплезир (что в переводе с французского — «Моё удовольствие»). Он находится на берегу Финского залива, а вид из окон позволяет любоваться морскими просторами и парком.

Этот дворец был любимым местом пребывания у Петра Первого, он самостоятельно рисовал схемы будущего дворца и разрабатывал внутреннюю планировку. Императору хотелось построить максимально комфортное для себя жилище, и вместе с тем красивое. Как известно, Пётр I любил простоту и небольшие, уютные помещения. На кухне этого дворца он спроектировал для своей супруги раковину для мытья посуды, к которой был подведён водопровод, что было большой редкостью в те времена.

При Петре Первом Монплезир был центром общественной жизни Петергофа, внутри проводились приёмы важных гостей и иностранных послов. Екатерина I и позднее Екатерина II также устраивали в этом дворце приёмы и торжественные ужины. На сегодняшний день Монплезир сохранился практически в первозданном виде, его называют «жемчужиной Петергофа». Внутрь дворца мы не зашли, но прогулялись вокруг по красивой набережной и не менее красивому саду.

Дворец Монплезир

М. И. Пыляев всборнике «Легенды старого Петербурга» пишет, что «в 1721 г. Петергоф был уже благоустроенным загородным местом с двухэтажным дворцом, маленьким домиком в голландском стиле: „Монплезиром“ и беседкой Марли, которую Петр называл „Mon bijou“. Работы по украшению садов еще не были закончены в это время. До 1723 г. посещение Петергофа посторонними лицами позволялось только по особым приглашениям или разрешениям Петра I».

В Восточной части парка также представлены многочисленные фонтаны, в том числе красивый каскад «Шахматная гора», украшенный статуями крылатых драконов. Два «Римских» фонтана расположены перед «Шахматной горой», прототипами этих фонтанов явились фонтаны на площади перед собором Святого Петра в Риме, отсюда и их название. Также в этой части парка находится фонтан «Солнце», названный так благодаря рисунку струй, напоминающему солнечные лучи.

Фонтан Солнце

Прогулка по Паркам Петергофа заняла у нас весь день. При этом мы не покупали никаких дополнительных экскурсий и не заходили внутрь дворцов и павильонов. Для того, чтобы всё хорошо осмотреть, понадобится как минимум несколько дней.

Если планируете перекусить на территории Петергофа, советую взять провизию с собой) За всё время пребывания в Петергофе мы увидели только один киоск с довольно высокими ценами (два хот-дога и маленький стаканчик кофе обошлись нам в тысячу рублей, по ценам 2015 года).

У нас не были куплены заранее обратные билеты, и мы стали думать, как нам добраться обратно в Петербург. Прогуливаясь по набережной, мы увидели причал, возле которого были пришвартованы "Метеоры". В кассе у причала мы купили два билета на Метеор до Петербурга, один билет обошёлся нам в 800 рублей. Время в пути — всего 30 минут, а удовольствия от этой поездки мы получили очень много, ведь до этого мы ни разу не ездили на этом виде транспорта.

Причал на берегу Финского залива. Сюда прибывают Метеоры

Разместились мы в носовой части Метеора с большими панорамными окнами, во время поездки подходили к открытым проходам и смотрели на воды Финского залива, а также на открывающуюся панораму Петербурга. Увидели большие круизные лайнеры, проехали мимо порта и стадиона, под красивыми мостами, и причалили возле Зимнего дворца.

Всю актуальную информацию о проводимых экскурсиях и цены на билеты можно увидеть на официальном сайте Петергофа: https://peterhofmuseum.ru/

Прикрепляю моё небольшое видео о посещении Петергофа и поездке до Петербурга (метеор начинается со второй минуты):