Турист Vit (lokrumskif)
Vit
был 3 апреля 2023 10:59

Доминикана Январь 2021

Вот и закончились наши четырехмесячные доминиканские каникулы, начавшиеся здесь. Почти все я уже описал, однако кое-что еще осталось, к тому же, надо подвести черту, рассказав о Доминикане в целом, как она нами была воспринята, какие наблюдения были сделаны, что нужно учесть при планировании поездки туда, а о чем можно не париться. В общем, финальная глава.

Жили мы в районе Байяибе, в городке Доминикус. Я его долго выбирал и выбором своим остался доволен на 100%, особенно жена, она в своей влюбленности в этот городок перевалила за 100%. Ниже я подробно охарактеризую этот уголок страны наряду с другими, а пока вот еще один пеший поход, предпринятый с друзьями.

В 6–7 километрах от Доминикуса, в джунглях, есть интересное место — пещера Падре Нуэстро (Cueva Padre Nuestro). Эту пещеру вполне можно назвать доминиканским сенотом, т. к. там в наличии почти все атрибуты сенота. Главная изюмина — разветвленная система естественных тоннелей, заполненный водой на 100%, поэтому основной интерес место представляет для аквалангистов. Но и простому безбаллонному путешественнику пещера будет интересна. Я давно к ней присматривался, и вот мы с друзьями, Верой и Олегом, договорились пройтись туда пешком. Сказано — сделано, в день, когда Юпитер был в третьем доме, чакры прочищены и в полночь не кричал петух, мы отправились в путь.

Первые 2,5 км идем вдоль моря, это участок между Доминикусом и Байяибе, здесь скалистое побережье, манящее прозрачной водой, здесь есть описанный мной ранее «гейзер», а есть и раститетельная часть, между морем и тропинкой находится полоса джунглей, где встречаются интересные растения. Вот, например, Моринда цитрусолистная, известная у нас как Нони. Я ранее о таком растении не знал, о нем рассказала недавно обретенная знакомая — Наталья, она же и показала. Оказывается, очень ценный фрукт, источник важных для здоровья элементов, помогает от всяческих болезней и от дурного глаза. Плод съедобен, но вонюч, плотно нашпигован косточками и откровенно невкусен. Жена собрала на энтузиазме несколько штук, но есть это мы не смогли, отдали Наталье, которая их хитрым способом перерабатывает в нечто вкусное. Она вообще нас баловала различными микшированными напитками типа взбитых внутренностей чинолы с молоком.

А выглядит эта Нони (меня все тянуло назвать это Йони, но я сдерживался) вот так, дерево и плод:

Доминиканские итоги — наблюдения и выводы

Еще там растут незнакомые мне деревца (разновидность акации?), дающие вот такие толстые колючие стручки:

Доминиканские итоги — наблюдения и выводы

Мы, приехав, застали их молодыми и зелеными, со временем (за 4 месяца) они почернели от старости, полуоткрылись и оттуда стали вываливаться черные шарики размером с фундук:

Доходим до Байяибе, там поворачиваем перпендикулярно морю, проходим весь городок насквозь и движемся еще пару километров вглубь джунглей. По пути придется заплатить денежку за вход в Национальный парк Котубанама (по 200 песо, что равно 260 руб).

Тропинка весьма живописна, вокруг зелень, в небе птицы, мы бодры и веселы.

Здесь много древовидных кактусов:

Вот и пещера. Она называется Чича 2. Насколько я понимаю, Падре Нуэстро — это название всего комплекса, есть там и такие пещеры, куда попасть можно только под водой. Нам же, людям сухопутья, остается только Чича, сколь унизительно не выглядела бы приписанная цифра 2. Но что поделаешь, придется терпеть.

Рядом со входом в пещеру есть ложный вход:

Доминиканские итоги — наблюдения и выводы

Истинный вход неказист, видно, что это результат древнего обвала. Вниз ведут выдолбленные (скорей, просто намеченные) в камне ступени, поскользнуться легко, перепад света и тени поначалу напрочь лишает способности видеть. Включаем фонарики в телефонах, идем. Снизу слышны голоса, кажется, немецкий. Хм… Немцев трое, они искупались и уже одеваются. — Ола! — Ола!

Пару шагов ниже входа открывается вид и на водоем, кстати, там и немцы попали в кадр:

Доминиканские итоги — наблюдения и выводы

Через несколько минут: Ауфвидерзейн — Ауфвидерзейн. Не успели друг другу помешать. Однако, с уходом немцев проявился даже небольшой минус — у них, как мне показалось, был подводный фонарь, он красиво освещал воду изнутри. Мы остались в темноте, телефонный свет помогал, но мало, вот если б погрузить телефон в воду… но желающих не нашлось. Ладно. Зато не придется обременять читателей избыточным количеством фоток.

Доминиканские итоги — наблюдения и выводы

Вода очень прозрачная, местами глубоко. У входа висит информационное табло, где среди прочего рассказывается, что водоем служил индейцам таино источником питьевой воды. Там, где глубина небольшая, вода настолько незаметна, что я пару раз проваливался, будучи уверен, что наступаю на камень.

Доминиканские итоги — наблюдения и выводы

Есть здесь и рисунки таино, но мы не разглядели. А еще рыбы, вот, например, какой-то бычок:

Доминиканские итоги — наблюдения и выводы

Искупались. Температура воды +24, не очень теплая, но после внешней жары приятно. Поплавали минут пять, я даже нырнул с невысокого камня под негодующие вскрики жены. Жена, кстати, хоть и не склонна к экстремизму, поплавала с видимым удовольствием. С подводным фонарем, конечно, было б намного интереснее. В сети много снимков отсюда, сделанных, когда возвращаются аквалангисты — свет от их фонарей окрашивает воду в восхитительный бирюзовый цвет, оставляя при этом абсолютно прозрачной. Лучше всего, когда самих аквалангистов еще не видно, а виден только свет. Но это я размечтался, и так хорошо. Минут через 30 уже шагали в обратном направлении. Мне очень понравилось, по сути, это почти юкатанский сенот, не из топовых, конечно, но несомненно интересный. К Олегу с Верой чуть позже приехали друзья, так они сходили туда еще раз.

Еще немного растительности:

Доминиканские итоги — наблюдения и выводы

А эти плоды-коробочки я не идентифицировал:

Часто в доминиканских лесах встречаются термитники. Выглядят они так:

Доминиканские итоги — наблюдения и выводы

Если чуть отковырнуть верхний слой, сразу видны термиты — мелкие белесые муравьишки:

Теперь вернемся к нашему Доминикусу, где мы провели четыре прекрасных месяца. Купаться большей частью ходили на публичный пляж, он здесь один из лучших среди всех виденных мной в Доминикане. Роза ветров в этой зоне такова, что преобладают потоки с востока, я бы сказал, ветер в 80% случаев дует оттуда. Так вот, на пути этих потоков как раз стоит полуостров Котубанама, он прикрывает район Байяибе от преобладающих ветров. По этой причине здесь крайне редко бывают сильные волны, а сравнительно крупный песок почти всегда оставляет воду прозрачной. Нет здесь и еще одного недостатка многих доминиканских пляжей — водорослей, выбрасываемых на берег.

Казалось бы, вот он, райский идеал, но, как всегда бывает, есть и минусы, их два, впрочем, сводятся они к одному. Дело в том, что слава о таком прекрасном пляже распространена очень широко. И поэтому именно сюда едут в огромном количестве доминиканцы на выходные и праздники. Это первый минус, а второй — общественный пляж невелик, что создает аццкую переполненность. Такое бывает только в выходные, в будние дни народу немного, т. к. городок мал, и все его жители не могут настолько заполнить пляж, хотя иной раз очень стараются.

Доминиканцы в своей массе — приятные люди, всегда улыбаются, здороваются, в любой ненапряженной ситуации сразу начинают танцевать. Соответственно, любят музыку, и таскают эту музыку с собой всюду, конечно же, на пляж в том числе. В итоге в разгар выходного дня пляж плотно утыкан компаниями отдыхающих, а если группа больше одного человека, то у них есть обязательный атрибут отдыха — ром блютус-колонка (ром тоже льется рекой). Чтобы звук от соседней компании не мешал наслаждаться собственной музыкой, уважающий себя пляжный тусовщик покупает колонку помощнее. Эта гонка вооружений привела к тому, что у некоторых «аудиофилов» колонки просто неподъемные — они катят их на колесах. И вот когда они это все включают, начинается звуковой ад. Местные итальянцы просто не ходят на пляж в выходные. Вот и мы перестали после пары первых месяцев. Вернее, по выходным ходили только с утра. Пик наплыва приходится на послеобеденное время, поэтому около полудня мы уходили, а после обеда просто гуляли где-нибудь в джунглях. Иногда можно пройти вдоль моря дальше всех отелей и найти там укромное местечко среди скалистых берегов, но так мы поступали очень редко.

Путь от нашего дома до пляжа занимал 10 минут. На ближнем к морю участке дорога проходит мимо маленького живописного болота, обиталища множества птиц, игуан и черепах. В первые пару недель нашего пребывания мы успели увидеть трех красивых игуан, одна из которых была просто победительница конкурса Мисс Игуана — шикарная оранжевая красавица с максимальным набором игуаньих атрибутов. И у меня, как назло, не было в тот раз с собой ни фотоаппарата, ни даже телефона. А вот после Нового года ни одной игуаны там уже не видели. Думаю, они улетели на юг — зима…

Зато появилось много птиц. Чаще других на глаза попадались какие-то черные курицы краснолобики. Они за эти 4 месяца успели обзавестись потомством, бегали там со своими цыплятами. Я не очень стремился их снимать, но они просто умоляли, чтоб щелкнул хоть раз. Позже попытался идентифицировать эту курицу как американскую камышницу. Но, напомню, я не настоящий орнитолог и даже не любитель.

Доминиканские итоги — наблюдения и выводы

Еще там водятся утки, идентифицировать не пытался:

А еще обитают пальмовые вОроны — презабавные птицы. Вернее, забавно их пение, не похожее ни на что.

Доминиканские итоги — наблюдения и выводы

Я записал ролик на несколько секунд с их пением, но что-то не могу его найти. Если найдется, включу потом в общее видео.

По пути попадались и колибри. Их было замечено два типа — сравнительно большие (6–7 см), зеленые с отливом, и совсем крошечные, не более 4 см. Если крупных я еще пытался снимать (практически безуспешно), то с мелкими шансов не было совсем, у них даже цвет различить сложно, настолько быстро исчезают из поля зрения. Вот, пожалуй, наименее плохой кадр крупного колибри:

Доминиканские итоги — наблюдения и выводы

В том же болоте обитают красивые цапли, я считаю, это или Голубая цапля, или Трехцветная:

Доминиканские итоги — наблюдения и выводы

Одна из наиболее распространенных там птиц — дятел, его я легко идентифицировал — Гаитянский Меланерпес. Они повсюду, причем, в птичьей музыкальной группе такой дятел не только стучал бы на барабанах, но и вполне мог исполнять вокальную партию. Этакий пернатый Фил Коллинз. Очень неплохо поет Меланерпес. На подходе к пляжу стоит полумертвая пальма, в ней есть пара дупел, они там тусуются — веселятся, дерутся, репетируют.

Доминиканские итоги — наблюдения и выводы

Ну, и, конечно, воробьинообразные. Их очень много, различных пород, размеров и цветов. Я сначала снимал и их, но потом забросил. Вот, остался Черноголовый Ткач:

А это Чешуйчатая Амадина (не уверен, как и в предыдущем случае):

Я всегда считал, что снимать птиц — занятие трудное. Но когда пытаешься сам это делать, да еще и с универсальным объективом, дело вряд-ли выгорит, хотя попробовать стоило.

Вот большие морские птицы куда легче поддаются съемке, но фрегатов и пеликанов я уже размещал, скопа получилась лишь издалека, а больше ничего как-то и не было.

А вот черепахи охотно позируют, не хлопают крыльями, не суетятся и никуда не спешат:

Доминиканские итоги — наблюдения и выводы

Пеликаны, летящие в паре сантиметров над неспокойной водой, всегда выглядят завораживающе, смотришь и переживаешь — зацепится крыльями за воду или нет?

Из крупных пляжных птиц мне еще приглянулись эти:

Доминиканские итоги — наблюдения и выводы

Иногда на пляж приезжают брачующиеся (это уже о людях). Они в костюмах и длинных платьях с гробовой серьезностью на хмурых лицах решительно шагают метров 300 по песку до пляжного маяка, там принято проводить фотосессии. Невесты чаще всего эээ… бодипозитивные, женихи обычно стройные.

Однажды под вечер на пляже местная девушка вдруг полезла на дерево, я с интересом наблюдал. Она втащила наверх длиннющее полотно зеленой ткани, завязала узлом на ветке его середину, спустилась и принялась исполнять танцевально-акробатические этюды (музыка, конечно же, из блютус-колонки). Зрелище было необычное и захватывающее. Я потом вставлю ролик в общее видео, а пока вот фотка:

Доминиканские итоги — наблюдения и выводы

Что ж, с летающими, водоплавающими и танцующими заканчиваю. Еще вот немного экзотики, в качестве которой выступает русская баня. Да, баня, да, в жаркой Доминикане. Ездили мы с друзьями всего единожды, но было здорово. Баня, вернее, банный комплекс, находится в Баваро и называется Терем. Открыли его, конечно же, наши бывшие соотечественники, а банные кабины, сделанные из сибирского дерева (в т. ч. лиственница), привезены из Челябинска. Ну разве не экзотика?

Доминиканские итоги — наблюдения и выводы

Здесь парковка, две паровых кабины, купель, бассейн, душевые и место для пикника с шашлыками. Хозяин, Николай, устроил там еще и небольшой садик, выращивает чинолу (маракуйя), бананы и много чего еще, даже сахарный тростник. Чинола-маракуйя принадлежит роду страстоцветов, а это, как знает любой юный натуралист, то же, что и пассифлора, она обладает гипнотически красивыми цветками:

А вот и почти созревшие бананы (правда, я не уточнил, сладкие ли это, или платанас — несладкие, для жарки):

Доминиканские итоги — наблюдения и выводы

Кстати, эти платанас мы с женой весьма полюбили, порезанные кругляшами и слегка обжаренные — прекрасный гарнир, хорошо идет к мясу и курице. Раз уж затронул кулинарную тему, то чуть углублюсь. Питались мы в основном дома, хоть многие рестораны и пиццерии были открыты, посещали их крайне редко — ковид. Курятина, говядина, свинина, крольчатина (тут многие привычные нам продукты не найти, а вот кролик — пожалуйста). Рыба есть, но выбор не так чтоб большой. Есть лангусты, креветки, кальмары и осьминоги. А вот с несладкими йогуртами напряженка, даже в крупном супермаркете не всегда можно купить. Сыры — на любой вкус, основная масса из Италии. Ну и т. д. и т. п. С продуктами легко можно приспособиться. В самом Доминикусе крупных магазинов нет, только 3–4 из тех, что «шаговой доступности». Ближайший большой супермаркет — в Ла Романе, это 25 км от нас. Когда была машина, вопрос решался легко, без машины я иногда с рюкзаком ездил на маршрутке, в Доминикане они называются гуа-гуа, закупал то, чего у нас не купить. Помимо зеленых бананов мы с удовольствием поглощали чайот, иногда ямс, там он называется Юка, с одной К.

Насчет фруктов Доминикана с крупным счетом проигрывает Азии. Если в Таиланде всегда можно купить даже несезонные фрукты, то в Доминикане их почти не продают. Папайя и ананасы (шикарные), арбузы (так себе), дыни (вообще никакие), манго (не всегда можно зимой купить), чинола (вроде бы отличная, но я не люблю), сапоте (раз купили — не покатило), мандарины (двух сортов, хорошие и странные) — вот, вроде, и все, что можно купить зимой. Да, еще всегда есть бананы. В супермаркетах есть еще импортные яблоки и своя клубника (не очень, может летом лучше). Всяких мангостинов, рамбутанов, личи, драконовых фруктов, лонганов и т. п. — просто нет.

Вот, вроде рассказал про нашу тамошнюю жизнь практически все. Пора приступить к общему описанию. Итак, Доминикана, где, что, как, почем и зачем.

Мой доминиканский опыт невелик, хотя четыре месяца подряд мы еще нигде не жили (кроме дома), это немало, но в связи с ковидом не очень много путешествовали по стране. Тем не менее впечатлений накоплено предостаточно, многое буквально ощупано руками, замерено в цифрах и попробовано на вкус.

Доминикана географически представляет собой кривоватый треугольник, острым углом на восток. От севера до юга по широкой части острова почти вертикально проходит граница с Гаити. Значительнная часть туристической жизни сосредоточена на востоке, там находится самое известное и раскрученное место — Пунта Кана. Именно сюда массово едут пакетные туристы, но, конечно же, не все. Восток — дело тонкое, нужно немного уточнить. Пунта Кана — это не очень большое курортное место, просто всегда употребляют это название по причине того, что так называется аэропорт. Да, на курорт Пунта Кана тоже едут туристы, но больше американцы и европейцы. Русскоязычный же массовый турист едет в Баваро (ударение на первый слог) — это отдельный большой район, практически город. Если Пунта Кана расположена ровно на востоке, то Баваро уже на северной стороне острова, хотя и в восточной его части.

Почему я это считаю важным? Потому что у Доминиканы два побережья — северное (атлантическое) и южное (карибское). Если посмотреть на карту, то от мексиканского Канкуна через Кубу, острова Гаити и Пуэрто Рико как бы проходит линия, огранчивающая с севера часть океана. С запада эту часть ограничивает цепочка малых островов (Малые Антильские), делая ее как бы замкнутой. А с юга естественная граница — Южная Америка. Вот эта ограниченная водная территория и называется Карибским морем. Если вам кажется, что все слишком нудно, это оттого, что так и есть. Но я счел нелишним напомнить.

Так вот, для туриста северное (атлантическое) побережье Доминиканы существенно отличается от южного (карибского). Основные отличия: ветер — на севере он сильнее, волны — на севере больше, температура воды — на севере чуть ниже, выбрасываемые морем водоросли — на севере их больше. Казалось бы, север — отстой. Но это совсем не так, поскольку есть и огромные плюсы. Во-первых, северные пляжи более просторны, отличие по этому параметру весьма велико. Во-вторых, песок там чаще всего более белый, кому то это очень важно. На многих участках северного побережья вдали от берега проходят цепочки рифов, они разбивают крупные волны. Например, так обстоит дело на некоторых пляжах Баваро. Правда, проблему водорослей это не решает.

На карибском берегу тоже бывают волны и водоросли, но поменьше, а в зоне Байяибе их почти совсем нет.

Температура воды. Этот параметр не всем важен, но вот лично у меня граница комфорта проходит ровно по 27 градусам. Если 27 и выше — все отлично, если 26 и ниже (ужас-ужас) — я довольно быстро замерзаю. В ноябре и декабре вода в районе Доминикуса была стабильно 28 — 29, а вот с середины января начала падать. Весь февраль и март (мы уехали 19 марта) была 26 — 27. На севере, сколько я ни замерял, вода всегда была на 1–2 градуса холоднее. Вдобавок к более сильным ветрам это может приводить к оледенению (зачеркнуто) зябкости. Но тут все индивидуально, большинству купальщиков и 25 — тепло.

И сразу о климате в целом. По этому параметру Доминикана — истинный рай, особенно зимой. Все 4 месяца мы не включали кондиционер, ибо воздух ночью был стабильно в районе 18–20 градусов. Днем почти всегда облачно. Ну, то есть, пространство не затянуто тучами от края до края, просто на небе присутствуют облака, они обычно фрагментированы и занимают не более 50% небесной полусферы. Гибельные свинцовые небеса были всего раза два, и то лишь по полдня. Дожди идут довольно часто, примерно через день, но всего минут по 10–15. В летние месяцы заметно жарче, кондиционеры по ночам уже могут понадобиться, особенно на верхних этажах. И дождей побольше. Но различия между зимой и летом не так велики, как в Азии, можно комфортно жить круглый год.

Турист, приехавший в зону Байяибе, обречен безмятежно плескаться в спокойном море, из водных развлечений — снорклинг да всяческие поездки на лодках (дайвинг, рыбалка, остров Саона и пр.). Другое дело север. Там царят активные виды водного спорта — серфинг, виндсерфинг, кайтинг (не в Баваро).

Столицей «ветряных» морских видов спорта считается Кабарете. Немало драйва и актива может предоставить Пуэрто Плата и окрестности. Мы до этого региона не доехали, оставили на следующий раз.

Есть на севере и тихие места, например, Лас Галерас. Это северо-восток полуострова Самана, туда ведет всего одна дорога, там хорошие пляжи, некоторые из них без волн. Один из самых известных пляжей Доминиканы — Ринкон, находится неподалеку. Курортной же столицей полуострова Самана считается Лас Терренас. Сам по себе город нам не понравился, но ценность не в городе, а в окрестностях. Там длинные просторные пляжи, многие из них защищены рифами, красивая природа, зелено, нет больших скоплений туристов в одном месте. В-общем, там очень неплохо. В целом Самана отличается от остальной Доминиканы большей концентрацией красот и интересностей, даже зелень там имеет какой-то свой оттенок. А красота, как известно, меняет структуру реальности.

Дорогая ли страна Доминикана? В целом да, дороже Азии, особенно рестораны и продукты. Если в условном Таиланде (например, Пхукет) можно отлично поужинать с пивом за 25–30 долларов на двоих, то в Доминикане придется удвоить эту сумму. В магазинах тоже недешево, если в крупных супермаркетах цены еще хоть как-то можно сопоставить с московскими, то в «магазинах шаговой доступности» все дороже раза в полтора. То же касается и предметов одежды, какие-нибудь шорты или пляжный сарафан в Азии будут дешевле раза в 3–4. Такси тоже отдельная тема. Есть Убер, но местные таксисты его активно и агрессивно третируют. Как раз в день нашего отъезда дошло до открытых стычек с разбиванием окон, вспарыванием шин и блокировкой дорог. Таксисты обычно запрашивают цену раза в три выше, чем предлагает Убер, от этого и вся турбулентность.

Жилье. Отели здесь бывают разного качества, считается, что на севере они лучше, новее. Мы посещали лишь один отель на юге — Тракадеро, уровень не показался низким. Думаю, по качеству отелей все примерно одинаково, есть хорошие и плохие, и там, и там. С апартаментами аналогично. Есть комплексы и резиденции с охраной, бассейнами и садами, а есть и отдельные домики с решетками на окнах. Вот по уровню цен апартаментов разница с Азией не так велика, как в ресторанном секторе. Приличные охраняемые апарты с одной спальней, оборудованной кухней, ТВ, кондиционером и гардеробной в Байяибе-Доминикусе начинаются от 600 долларов в месяц, если договариваться на месте (через airbnb будет процентов на 40–50 дороже). Есть и за 250 долларов жилье, но низкая цена всегда сигнализирует о приличных минусах-либо неспокойные «поденные» соседи, либо скудное оснащение, либо спартанский метраж. Во внековидные времена цены заметно выше, тут нам «повезло» — спрос был не очень и хозяева ощутимо уступали. На северном побережье есть зоны с более низкими ценами, не очень раскрученные, но не менее интересные и комфортные.

С началом эпидемии власти Доминиканы в целях поддержки туризма простимулировали внутренний туризм, средний доминиканец может получить жилье с 50%-ой скидкой. То же касается и дэй-пассов в отели. Это порой приводит к тому, что веселые компании с небольшим бюджетом, но с большой колонкой, снимают один апарт на всех, создавая соответствующую нагрузку на близлежащее пространство. Когда эту стимуляцию отменят, то, с одной стороны, хлынет поток туристов, с другой стороны, будет меньше и местных. Хотя, конечно, я уверен, в целом народу на пляжах будет на порядок больше.

Длительность пребывания. Этот параметр важен не для тех, кто едет в отпуск, а для «долгоиграющих» и зимовщиков. По прилету нам в паспорта поставили штампики с указанием разрешенных бесплатных дней — 30. Совсем недавно разрешили 60 дней, но точного подтверждения у меня пока нет. А вот далее интересней. Можно зайти на сайт Миграсьон, заполнить онлайн-анкету и получить разрешение до 4 месяцев (включая первый). Заплатить за это придется всего 4000 песо на человека, это примерно 5200 руб. Платить можно как сразу на сайте, так и при вылете. Но есть и другая, более «широкая» возможность — при вылете просто оплатить штраф за превышение. Таблицы этих штрафов есть в интернете, размер 4-месячного пребывания равен официальному, но, что забавно, можно жить до 9-и месяцев за ту же цену, следующий шаг цены уже от 9 до 12 месяцев. Многие тут живут годами, оплачивая при вылете в аэропорту штраф. По этому параметру Доминикана относится к наиболее дружелюбным к зимовщикам странам. Правда, нелегальный статус не позволяет пользоваться своими национальными автоправами (разрешено только до 3-х месяцев), местные «гаишники» рассматривают сложившуюся ситуацию как способ легкого заработка, впрочем, цена вопроса в коррупционных делах подобного рода не очень высока.

Алкоголь. Мы с женой люди малопьющие. Но я весьма уважаю ром, а с этим напитком в Доминикане все отлично. Есть несколько основных производителей — Barcelo, Brugal, Bermudez, Oliver, у каждого есть свои линейки, от примитивных, до сложных, в т. ч. технологии Солера. Matusalem — кубинская марка, которая после революции на Кубе переехала в Доминикану — как раз солера. Я не могу сказать, что перепробовал все наименования, но два выделю. Первый — для употребления в немалых дозах — застолье, пляж, тусовки и т. п. Он легкий, приятный, недорогой и не вызывает особых последствий. Это Barcelo Gran Anejo. А вот для неторопливого побухиванья вечерком в небольших количествах лично мне больше всего покатил Bermudez Don Armando reserva. Восхитительный аромат и вкус. Стоит в супермаркете всего 600 песо (780 руб) за 0.7 литра. Выглядит он так:

Доминиканские итоги — наблюдения и выводы

Пиво — вполне годное, ничего выдающегося, но и плохим не назовешь. Presidente — основная марка, есть еще Bohemia, оно мне понравилось чуть больше. Но если ром в Доминикане очень дешев при отменном качестве, то пиво дороговато, бутылочка 0,33 стоит в супермаркете примерно полтора доллара, говорят, это оттого, что хмель для производства везут сюда из Европы.

Вот такие у меня накопились соображения об этой стране. Наверняка что-то существенное не вспомнил, с чем-то не столкнулся, что-то не успел познать. Но планы на следующую зиму уже начал строить (особенно воодушевлена жена). Тем более, что у нас теперь там много знакомых и всяческих контактов.

Вот, пожалуй, и все. Напоследок — уголок нашего пляжика за час до заката:

Доминиканские итоги — наблюдения и выводы

Конец главы и всего доминиканского цикла.