Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — сейчас на сайте
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Серпухов — Россия Июль 2020

Кто живёт в Москве, для тех Серпухов хорошо подходит для путешествий выходного дня. Путь на электричке займёт чуть более полутора часов.

На привокзальной площади гостей встречают фонтан и монумент в виде двух скачущих воинов. Скульптор Дюков изобразил Дмитрия Донского и его двоюродного брата Владимира Храброго.

Серпуховский князь во всём поддерживал брата. На Куликовом поле, вместе с воеводой Д. М. Боброком-Волынским, командовал засадным полком, что решило исход битвы. Серпухов существовал задолго до Владимира Храброго, но именно с этим князем серпуховчане связывают становление города.

Чёткого плана действий у нас не было. В первую неделю ослабления ограничений трудно было понять, какие музеи открылись, а какие нет. Посовещавшись, решаем стать пассажирами старенького автобуса и доехать до центра.

Один день в городе

Доезжаем до остановки Земляной вал.

Здесь начинается историческая часть — бывший посад, где на ближнем расстоянии друг от друга сохранилось сразу три церкви.

Ильинская церковь в 1748 г. возведена на месте деревянной. В последующем неоднократно подвергалась реконструкции. В советский период оставалась единственной действующей в городе.

Троицкая церковь ведёт отчёт от 1670 г. После Революции службы продолжались до 1960 г. В 80-х и в 90-х годах была проведена реставрация, однако крен колокольни устранить не удалось. В настоящем состоит на балансе Серпуховского историко-художественного музея.

Один день в городе

Успенская церковь 1744 г. была закрыта в конце 30-х. В лоно РПЦ вернулась в 90-х.

Начинает накрапывать дождик. Мелкими перебежками направляемся в сторону Кремля. Первые укрепления на территории города появились в 1374 году. Крепость возвели из дуба. Белокаменный Кремль это уже 1556 год.

От построек ничего не осталось, но дух времени и атмосферу города, с выложенным из белого камня словом «Серпухов», Соборная гора передаёт.

Один день в городе

Тот факт, что почти каждый российский город стремится себя интересно преподать, не может не радовать. По соседству с Соборной горой, на въезде со стороны древнего посада в сентябре 2018 г. установили скульптурную композицию «Стрельцы».

Три русских воина времён Ивана Грозного устроили привал. Первый греет руки возле костерка, на котором что-то варится. Его товарищ, опершись на секиру, слушает кашевара. Третий, весь во внимании, на страже.

Один день в городе

Художник великолепно передал детали костюмов и характер героев.

Серпухов вплоть до середины XVII века оставался городом-крепостью на пути к Москве. Когда южная граница отодвинулась, он превратился в обычный уездный город. Именно об этом рассказывает следующая композиция.

В 2018 г. по соседству с Кремлём возле реки Нара появились два рыбака — дедушка и внук, компанию коим составил кот. Автор скульптур всё тот же Илья Дюков.

Его работы можно видеть в различных частях города и мы о них ещё поговорим.

Один день в городе

Отдохнув в сквере рядом с Рыбаками, направляемся на изучение Кремля.

Чтобы подняться вверх, нужно идти по тропинке и внимательно смотреть под ноги.

При возведении валов, а также после разбора крепостных стен, земля перемешалась с камнями и глыбами. Теперь же разнокалиберные артефакты повылезали наружу, словно желая показать былые тайны и секреты.

Мимо Серпуховских валов прошли на Москву полчища Девлета I Гирея, которого при повторном набеге в 1572 г. наголову разбил Воротынский.

Один день в городе

Серпуховской Кремль помнит Ивана Грозного, Бориса Годунова, Василия Шуйского и Ивана Болотникова. Последнему серпуховчане в 1606 г. добровольно открыли ворота.

Серпуховчане участвовали в Первом земском ополчении Ляпунова (1610–1611), а через год во Втором ополчении Минина и Пожарского.

В 1618 году гетман Пётр Сагайдачный, союзник польского королевича Владислава, отступая с войском от Москвы к Калуге, сжёг серпуховский посад, но крепость взять не смог. В 1633 году здешние окрестности разорили крымские татары.

Серпухов помнит крестьянские бунты и опустошительные пожары.

«Древний Серпухов» воспроизвёл для потомков художник А. М. Васнецов. На открытках и фотографиях начала прошлого века мы видим крепостные стены и башни, росчерком пера в 1934 г. ставшие материалом Московского метрополитена. Укрепления разобрали за год по приказу Когановича.

(Фото из интернета)

Многое, очень многое вспоминается, когда смотришь на город с обзорной площадки, что устроена на Соборной горе.

На территории Кремля периодически проходят раскопки. Учёные находят всё новые и новые артефакты. К сожалению, производить раскопы получается не везде. Часть земли занимают домовладения.

Полюбовавшись видами, отправляемся на осмотр Троицкого собора. В некоторых источниках упоминается, что на его месте существовала деревянная церковь 1380 г. постройки.

Первый каменный храм сооружён в XVI веке. В последующем он неоднократно перестраивался, последний раз в 1837–1841 годах в духе классицизма. В конце 30-х оказался закрыт.

С 1985 года по 2011 год в храме располагался филиал Серпуховского историко-художественного музея. В настоящее время возобновлены богослужения.

По соседству с собором Братская могила и мемориал ВОВ, где солдат с девочкой на руке уменьшенная копия берлинского собрата.

По утверждению археологов, ими найден алтарь храма, что был по возрасту ещё более древним, нежели Троицкий собор. Археологическую находку огородили стеклянным куполом, но что делать дальше, пока не решили.

Один день в городе

С юго-восточной стороны располагались въездные ворота, над которыми возвышались башни.

Почему, непонятно, но именно здесь, по левую сторону от бывших ворот, сохранился кусок крепостной стены. Она вроде как с тыльной стороны и приезжему начальству в глаза не бросается. Возможно именно поэтому кусок оставили на память потомкам, а может возиться было неохота…

Дабы оценить масштаб, мы решили прогуляться по валам, по тем местам, где стояли стены. Размерами Серпуховская крепость Московскому Кремлю явно уступала.

Серпуховский Кремль. Картина Николая Бурдыкина

Конечно жаль, что крепость снесли. Однако мне думается, ситуация так или иначе просчитывалась. Наши предки не глупей нас были, и другого решения на ту пору не было.

Глядя на карту, понимаешь, что построение крепости между реками Нара и Серпейка было правильным. Теперь же последняя превратилась в ручеёк.

Один день в городе

А в том месте, где к городу подступала орда крымцев, теперь клуб верховой езды.

Движемся в сторону Калужской улицы, надеясь посетить Музей хлеба.

И конечно же он оказался закрыт. В первую неделю после карантина всё было запутано. Музейщики по телефону уверили в одном, на деле оказалось другое.

Более того, подходило время обеда, а мы нигде не могли найти кафешку, чтобы расположиться. Нашли две пиццерии, что работали на выдачу, но сидеть на скамейке не хотелось.

Побродив по старому городу, решаем возвращаться в сторону центра. Ради справедливости отмечу, старый город, состоящий по большей части из купеческих особняков, оставил приятное впечатление.

Один день в городе

Серпухов близко связан с жизнью Антона Павловича Чехова. В 1892 году он купил имение в Серпуховском уезде, неоднократно приезжал по работе и по личным вопросам. Воспоминания о Серпухове отразились во многих произведениях Антона Павловича, где город фигурирует как «Город С».

В 1999 г. на пересечении улиц Чеховской м Ворошилова появился монумент в честь писателя. Автором памятника стал художник С. В. Сагайко.

Поесть нормально не довелось, и потому местный Чехов показался несуразным и слегка нелепым.

Один день в городе

Но я надеюсь, что скучать Антону Павловичу не придётся. По другую сторону улицы к нему направляется «Дама с собачкой».

Что касается скульптур, Серпухов наверняка даст фору многим малым городам России. В 2017 г. Сенную площадь украсила композиция под названием «Ярмарка».

Один день в городе

Первым в сквере появился кот, затем собака, чистильщик обуви и крестьянка с гусем.

Позже в компанию добавились городовой, лотошник, часовщик, семья фабрикантов.

Стену соседствующего здания расписали под старый рынок с торговыми рядами.

Один день в городе

Костюмы и лица воспроизведены с детальной точностью.

Скульптуры создают атмосферу дореволюционной России.

Один день в городе

Автор всё тот же И. В. Дюков.

К площади прилегает Музей печати. Старое здание из красного кирпича в прежние времена занимала типография. Однако, увы, по известным причинам посетить музей не получилось.

В качестве последней надежды звоню в Историко-художественный и О-оо чудо, музей работает! Он расположен на краю города в бывшем доме Мараевых. Фабриканты являлись старообрядцами, и, как это часто бывает, решили поселиться подальше от властей.

В настоящем улица Чехова окраиной не считается, но и не центр. Теоретически, до музея можно доехать на автобусе, но ходит он не часто. Изучая город, с удовольствием пошли пешком.

Один день в городе

Современные здания по пути следования исчезли, уступив купеческим особнякам и мещанским строениям.

Про музей я постараюсь рассказать позже, но считаю необходимым поделиться информацией про Покровскую старообрядческую церковь, что соседствует с домом Мараевых.

Церковь построена в 1910 г. на средства фабрикантши Анны Мараевой.

Как гласит предание, часть средств на строительство храма составляло приданое дочери Анны Васильевны, Анфисы Мараевой, которая скончалась после травмы, полученной во время занятий по верховой езде (с 1912 года на одном из аналоев находится икона Святой мученицы Анфисы, небесной покровительницы Анфисы Мараевой).

В советское время храм не закрывался, однако в 1988 году, когда не стало прихожан, старообрядческая община передала здание музею. В церкви сохранился старинный иконостас.

Осмотреть храм дозволяется только в составе экскурсионной группы. У нас подобное не получилось. Нужно было решать или — или. Выбрали музей.

Патриархальный Серпухов оставил приятные впечатления.

Проблемы в городе есть. А где их нет? Ветхое жильё присутствует, но его не много. Вопрос властями решается.

На обратном пути мы посетили ПКиО им. Степанова. Уроженец Серпухова Герой Советского Союза Олег Степанов погиб в 1943 г. на территории Орловской области. В честь Героя на одной из аллей установлен бюст.

Что касается парка, в XIX веке на этом месте находились винные склады и сараи для хранения производимых в Серпухове товаров. В 1872 году был разбит общественный сад — с прудом, павильонами и беседками. Создавался он на средства горожан.

Звание почётного гражданина города Серпухов удостоены многие известные люди. Один из таковых — Семён Михайлович Будённый. Приказ о создании 1-й конной Армии и назначении Будённого её командующим был подписан в Серпухове.

Серпуховская улица есть в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Самаре, Орле, Климовске, Бишкеке, Калининграде и других городах.

В Москве есть Серпуховско-Тимирязевская линия метрополитена, улицы Большая Серпуховская, Серпуховский Вал, площади Серпуховская, Серпуховская Застава, Серпуховский переулок.

В городе и его окрестностях снималось более 70 фильмов.

Мы с удовольствием прогулялись по современной его части.

Добравшись до вокзала, благополучно сели в электричку и уехали в Москву.

Друзья, закрывается дверь — открывается окно. Если есть желание путешествовать, присмотритесь к чему-то близкому и родному.