Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 15:08

Пилипец, Ужгород — Украина Февраль 2021

После интересной дороги среди заснеженных склонов Карпат с самого высокогорного горнолыжного курорта Драгобрат на теплые земли, прилегающие к границам Румынии и Венгрии, мы, окунувшись в теплые источники местечка Косонь, к концу дня прибыли в Ужгород. Из отеля "Ужгород", расположенного на берегу реки Уж, давшей свое название городу, открывалась прекрасная панорама на реку и всю старую часть города.

Ужгород

Зимний круг по Карпатам. Горнолыжный курорт Пилипец

Не вдаваясь глубоко в историю (кто хочет, при нынешнем состоянии информативного пространства, может легко это сделать), ученые знают, что первые упоминания об этом месте были еще в середине 12 века и до конца Первой Мировой войны оно называлось как Унгвар. Тогда город был в составе сильной и большой по территории Австро-Венгерской империи. На протяжении своей почти тысячелетней истории, Ужгород не раз переходил из рук в руки, но наиболее заметный след на его архитектурном облике оставило почти шестисотлетнее присутствие венгров.

Одним из таких заметных следов и поныне является липовая аллея, протянувшаяся вдоль набережных Студенческая и Независимости. Она считается самой длинной в Европе - ее протяженность более 2 километров. На аллее можно любоваться различными сортами лип, которые цветут в течение всего лета. Сейчас, в феврале, эта аллея выглядит уныло и с нее можно созерцать только спокойное течение реки Уж.

Зимний круг по Карпатам. Горнолыжный курорт Пилипец

Но с наступлением весны и до глубокой осени это место является самым привлекательным как для туристов,так и для жителей города. Вот, удалось раскопать такое фото из теплых летних времен.

Прогулявшись по аллее, мы вышли в центральную старую часть города и не спеша прошлись по ее улочкам. Эта прогулка достойна отдельного рассказа и, конечно, без фотографий горожан с антиковидными масками на лицах. Туристов сейчас, как мне показалось, было мало. Обычно в этот Вертеп в вечернее время, что называется, "не протолкнуться".

Зимний круг по Карпатам. Горнолыжный курорт Пилипец

В городе есть несколько средневековых замков и соборов, но на их посещение и полноценное знакомство с их экспонатами требуется не менее одного, а то и двух дней. Ну, и самое главное - Ужгород служит воротами в сразу две страны - Венгрию и Словакию - пограничные посты для выезда в эти страны находятся в нескольких километрах от города.

Горнолыжный курорт Пилипец

А мы направляемся вновь в карпатскую глубинку - в поселок Пилипец - один из самых живописных горнолыжных курортов Украины в пределах Закарпатской области. До него от Ужгорода всего 122 км. Дорога хорошая, незагруженная и за пару часов неспешной езды мы достигли этого места.

Зимний круг по Карпатам. Горнолыжный курорт Пилипец

Пилипец находится в самом сердце Карпат в Межгорском районе в горном массиве Гемба - одной из наивысших вершин массива Полонина Боржава (1491 м над у/м). В связи с развитием инфраструктуры курорта, он с каждым годом обретает все большую известность, особенно среди фрирайдеров. У подножия горы Гемба по соседству есть еще один поселок, который любят горнолыжники - Подобовец. Но мы решили остановиться в первом - здесь более развита и техническая, и жилая инфраструктура. Сюда же приехали поездом и наш младший сын с женой и пятилетним внуком, которого месяц назад мы "поставили" на лыжи - будем оттачивать его мастерство на более длинных карпатских склонах. Поселившись в небольшой приватной садыбе "Волыняночка" (800 грн - $28/n ), до окончания дня решили прогуляться к одной из знаковых туристических локаций этого места - водопаду Шипот.

Середина февраля. Кругом вся засыпано снегом и некоторые местные жители подрабатывают в это время эдаким извозом туристов на санях, запряженных лошадьми.

Зимний круг по Карпатам. Горнолыжный курорт Пилипец

От нашей "Волыняночки" до водопада расстояние полтора километра и, конечно, приятно и полезно пройти это расстояние пешком, неспешно поднимаясь по дороге, идущей вдоль ручья, вытекающего с этого водопада.

Как и у каждого знакового туристического объекта, на площадке перед водопадом есть стоянка для автотранспорта и почти стометровый ряд с различного рода колыбами, шашлычными и стеллажами с национальными сувенирами - вышиванками и другими ручными поделками талантливых западенцев. Вход в эту зону, ведущую в водопаду, платный - 25 грн.

Зимний круг по Карпатам. Горнолыжный курорт Пилипец

В одном месте, почти перегораживая дорогу к водопаду, стоял большой стеллаж со множеством видов "настОянок" - самодельных крепких напитков, выдержанных на различных карпатских ягодах и травах. Напитки эти, естесс-но - при постоянном их употреблении, гарантируют долгую и веселую жизнь ...

С трудом оторвавшись от такого, гарантирующего долголетие, изобилия, проходим дальше вверх по руслу реки и, перейдя через мостик, идем по тропе к самому водопаду.

Зимний круг по Карпатам. Горнолыжный курорт Пилипец

Любоваться его каскадами можно в любое время года - зимой река полностью не замерзает и поэтому у нас была возможность воочию наблюдать, как хрустальный поток срывается со скал. Чтобы сделать такой снимок, приходится пережидать довольно большую очередь туристов, желающих сделать аналогичные фото.

К вершине водопада можно подойти по тропе, проложенной справа. Но сейчас скользко и мало кто решается на это. Лучшее время для встречи с Шипотом — весна, когда на склонах Гембы тают снега, наполняя его поток. Как и у каждого знакового туристического объекта, у этого водопада тоже есть своя легенда, которая, конечно, связана с безумной любовью: "Давным-давно, девушка из богатой семьи и бедный парень полюбили друг друга. Родители были против их чувств, поэтому влюбленные встречались тайно, за селом, в уединенном месте среди крутых скал. Но однажды мать проследила за дочерью и, услышав в темноте шёпот влюбленных, начала их громко ругать. Вдруг погода резко испортилась — ударил ливень. Горные ливни очень опасны, вода с гор может создавать сильные потоки — вот таким потоком, сорвавшемся со скал, и смыло двух влюбленных. В темноте не было возможности их спасти. Мать, ставшая свидетелем трагедии, каждый вечер приходила к водопаду. И каждую ночь в лесной темноте и шуме водопада ей слышался шёпот дочери. Поэтому и назван водопад словом Шипот."

Ну, а в наши дни, ежегодно с 7 по 10 июля в этом месте отмечается Праздник Ивана Купала со своими местными традициями и колоритом. Стоит в это время сюда заглянуть!

Какие же здесь трассы и чем хорошо это место для любителей горных лыж? Общая протяжность трасс на горе Гемба около 20 км. Самая длинная - почти 6000 м. Еще 4 трасы сосредоточены на соседней горе Жид Магура. Протяжность самой длинной трассы этой горы – 1500 м. Подъемники - бугельные и кресельный подъемники, с перепадом высот от 150 до 500 м. Двухместная кресельная канатная дорога на гору Гемба длиной 1650 м на десять подъемов стоит 265 грн (ок. $10).

Зимний круг по Карпатам. Горнолыжный курорт Пилипец

Есть два скоростных бугельных подъемника «Боржавские полонины» длиной 1560 и 800 метров. Чуть в сторонке есть бугельный подъемник «Магура» (900 м) и бугельный подъемник для детей и начинающих длиной 450 м. Наш 5-летний малыш мог на нем подниматься и самостоятельно, но все же - под нашим контролем, спускаться. Все-таки горнолыжные уроки, полученные в январе в Киеве, даром для него не прошли.

Зимний круг по Карпатам. Горнолыжный курорт Пилипец

Ну, а для взрослых здесь было, как говорится, настоящее "райское наслаждение"! Солнечные дни, яркое солнце и море свежевыпавшего пару дней назад, перед нашим приездом, снега!

Зимний круг по Карпатам. Горнолыжный курорт Пилипец

Это место очень любят, как я их называю - досочники - любители ски-бордов. Сам я как-то, попробовав этот способ спуска лет двадцать назад в Альпах, не прикипел к нему и так и остался приверженцем более надежного, с моей точки зрения, спуска на двух ногах и двух лыжах.

Зимний круг по Карпатам. Горнолыжный курорт Пилипец

Андрей с Еленой, напротив, являются большими любителями сноубординга и часто предпочитают несколько экстремальные, с моей точки зрения, спуски по совершенно целинным склонам индийских Гималаев на высокогорном курорте Гульмарг. Там особо ценят пору со свежевыпашим снегом, который, благодаря высоте, долго сохраняет свои "пушистые" свойства. За это его называют "пухляк" - ведь если взять горсть такого снега и дунуть - она вся разлетится красивыми пушинками. И в этот период туда стекаются все продвинутые ски-райдеры со всего мира. Но - в этом году, как говорится, из-за всеобщей пандемии - "обломилось" и им приходится кататься здесь...

Но и здесь, на склонах горы Гемба есть где себя показать в этом виде спорта - кругом безлесные и очень заснеженные склоны гор - прямо раздолье для фри-райдеров - любителей спускаться по целинному снегу.

Зимний круг по Карпатам. Горнолыжный курорт Пилипец

В Карпатах "пухляк" после снежной и морозной погоды тоже есть, но быстро слеживается и поэтому все его любители четко следят за прогнозом погоды и, как мухи на мед, быстро к нему слетаются. Для них существует особый сервис - подъем на специальных ретраках от высадки с кресельного подъемника и до вершины хребта. Это получается еще выше на две-три сотни метров и подальше от "чайников" - так они называют нас, лыжников. И - настолько же выше и получения удовольствия. Однако это, кроме красот и удовольствия, иногда приносит и несчастья.

Когда мы прибыли в поселок, владелец нашего отельчика сказал, что уже второй день ищут парня, который в туманный день 13 февраля, поднявшись на ретраке на вершину, так с нее и не вернулся. Такие случаи бывали и раньше - многие лыжники, особенно в условиях облачности или тумана, перепутывали сторону, куда им нужно было спускаться и спускались на противоположную сторону хребта. Этим ошибкам способствовала и сама география хребта - он был наверху практически плоским и, покрутившись, можно в условиях облачности спокойно перепутать направление спуска. Некоторые лыжники, поняв, что они спустились не туда, пытаются из последних сил подняться по снегу обратно - попробуйте это сделать, шагая почти по пояс в "пухляке"! А более разумные обычно спускаются дальше вниз и за несколько тревожных часов выходили к населенным пунктам. И уже оттуда, делая длинный круг, возвращались в Пилипец.

В данном случае, спасатели на следующий день, облетая местность вертолетом, обнаружили его товарища - еще живого парня, а второго искали недели две. Думаю, что и сейчас, всезнающий Гугл не даст ответа вопрос "Потерявшийся 13 февраля лыжник на горе Гемба". И только когда сойдет снег, может быть, что-то и прояснится ...

На снимках, размещенных ниже, хорошо виден этот обманчивый и почти плоский хребет с его вершинами. На первом снимке видна та часть склона, куда "сваливаются" по ошибке фри-райдеры.

Зимний круг по Карпатам. Горнолыжный курорт Пилипец

Ну, а тех, кто выбирает правильное направление спусков вниз, ждет "райское наслаждение", замешанное на скорости, азарте, кайфе и поднимаемых на поворотах облаков пушистого снега.

------------------------------------------------------------------

Цикл статей по карпатским горнолыжным местам:

1. Зимний круг по Карпатам. Горнолыжный Буковель - https://www.tourister.ru/responses/id_33491

2. Зимний круг по Карпатам. Драгобрат - вершина наслаждения для фрирайдеров - https://www.tourister.ru/responses/id_33501

3. Зимний круг по Карпатам. Дорога к теплому Закарпатью - https://www.tourister.ru/responses/id_33522

4. Зимний круг по Карпатам. Горнолыжный курорт Пилипец - https://www.tourister.ru/responses/id_33559

5. Зимний круг по Карпатам. Горнолыжные курорты Плай и Славское - https://www.tourister.ru/responses/id_33574