Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 8:21
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Кострома — Россия Июль 2020

Древнее прошлое Костромы с достоверной точностью не изучено. По предположению историка Татищева, город основал Юрий Долгорукий в 1152 году.

Князь бывал в этих местах — это факт. Но исторических упоминаний про основание, которым пользовался Татищев, до нашего времени не дошло.

В 2003 г. в Костроме по соседству с Центральным парком на ул. Советской открыли памятник Юрию Долгорукому. Левой рукой князь держит меч, где рукоять выполняет роль креста. Правой повелительно указывает в сторону Волги и Кремля — здесь быть граду!

Центральный парк с его тенистыми аллеями претендует на звание духовно-исторического центра. Он расположился на высоком холме над Волгой. Теоретически, именно здесь должна была стоять первая крепость. Однако, по утверждению археологов, первый город возник выше по течению.

Кострома_Возвращение через 30 лет

В 1416 г. он подвергся нападению новгородских ушкуйников и сгорел. Новую крепость поставили на более высоком месте. В последующем Костромской кремль неоднократно выгорал дотла. С утратой стратегического значения его валы срыли, а рвы закопали. От фортификационного прошлого остался всего один вал, но мы о нём поговорим позже.

В 30-ые годы прошлого века на территории Кремля взорвали Богоявленский храм. До нашего времени дошла обзорная площадка Центрального парка, в былые годы выполнявшая роль крепостной стены.

Стараниями попечителей Богоявленский собор восстанавливается, но о возрождении крепости речь не идёт. Кострома в российской истории ассоциируется как город купеческий.

В Центральном парке привлекает внимание необычный памятник Ленина. Правильнее сказать, любопытна не скульптура, а постамент. Первое и второе единого целого не составляют.

Кострома_Возвращение через 30 лет

Так и есть! Если Ленин в Костроме сроду не бывал, то именно отсюда взошла на трон династия Романовых. В честь 300-летия правления в Костромском кремле задумали грандиозный памятник высотой 36 метров, со скульптурами исторических личностей и барельефами.

Торжественная закладка состоялась в мае 1913 г. Завершению работ помешала война. Монумент стоял заброшенный, и скульптуры валялись рядом. После смерти В. И. Ленина решено было отдать их на переплавку.

1 мая 1928 г. бетонный Ильич занял место на царском постаменте. К концу 70-х бетон разрушился. В 1982 г. вместо старого Ленина появился новый — бронзовый. По всей видимости скульпторы спешили. Ильич получился несуразным.

По соседству с Центральным парком Торговые ряды. Помню сиё место по 89-ому году.

1989 год?! После срочной службы в Германии, я устроился работать в сферу обслуживания, имел чаевые и набор либеральной каши в голове. Дескать, в ГДР живут хорошо, а мы хуже. Следовательно, власть отвратительная и если её скинуть, всё сразу само-собой наладится.

Молодёжи присуща амбициозность. Конфликт поколений повторяется из века в век. Подобное великолепно описал Тургенев в романе «Отцы и дети».

Москва на тот момент уже начала вступать в эпоху товарно-денежных отношений. Бабки в карман капали и я честно и искренне считал, что в свои молодые годы поймал Бога за одно место.

Когда подошёл отпуск, с другом на моей машине мы отправились по Золотому кольцу. Если кто-то просил подвезти, мы брали. Привыкнув к чаевым, на первых порах меня напрягало, что народ ничего не давал. Думалось, люди должны друг другу за всё платить, тогда заживём как надо и какаву на балконах станем пить с лимоном.

В дороге забарахлил стартер — один умелец бесплатно смастерил для меня ручку кривого стартера. На первый раз завёлся, но далее не помогло. Во Владимире абсолютно незнакомый человек съездил в гараж и подарил стартёр со своей старой машины. Коли случалась поломка, народ на помощь приходил. В те годы, если ты открывал капот на трассе, собратья останавливались и спрашивали, чем помочь?

В общем, глубинка жила по старым и добрым правилам. Я же, являлся на ту пору молодым и наглым либерастом, полагавшим, что за всё нужно платить, всё покупается и продаётся. Полученные впечатления помогли избавиться от амбициозности, но это произошло не сразу…

В общем, мы прибыли в Кострому. Частных машин в городе было мало. Проезжая по центральной улице, я решил пересечь сплошную и свернуть в Торговые ряды.

Кострома_Возвращение через 30 лет

А там бац и гаишник на мотоцикле! Увидев наглость, он начал махать палкой. Что на меня нашло, сам не понимаю, но останавливаться я не стал. Еду тихонечко вдоль рядов, смотрю в зеркало заднего вида. Он пытается мотоцикл завести. Дёргает ногой, но тот не реагирует.

Торговые ряды имеют прямоугольную форму. Заехать и выехать можно с одной дороги, и получилось, что я сам себя загнал в западню. Понимая, что гаишник не отстанет и наверняка перейдёт на другую сторону, резко разворачиваюсь и возвращаюсь обратно. Он же, бросив мотоцикл, убежал и вправду на другую сторону, готовясь к задержанию.

Вырвавшись из ловушки, я ему посигналил. В ответ затрещал громкий и безнадёжный свисток. Нам же тогда было очень весело.

Самое удивительное, в тот день он меня таки поймал. Это случилось возле Ипатьевского монастыря. Мы с другом вернулись на стоянку, возле машины знакомый дрындулет с коляской. Спокойно подходим. Старлей начинает лечить, дескать нарушили правила — давай составлять протокол.

Цинично идём в отрицаловку, дескать, он нас с кем-то перепутал. Поговорили минут десять — милиционер ретировался. Про деньги речь не шла вообще! Во времена были! Чудно вспоминать…

Кострома_Возвращение через 30 лет

С другой стороны, именно так бациллы нового мышления врывались в тихую и неспешную провинцию, заражая народ на несоблюдение закона.

Что касается города, Кострома ни капельки не понравилась. В Москве на ту пору кооператоры шашлыки жарили и пирожки с яблоками на Арбате продавали. Здесь же перекусить было негде. За продуктами очереди. Фасады в удручающем состоянии, глазу зацепиться не за что, и народ какой-то замученный. С другой стороны, все куда-то спешили, люди были при деле.

Мы же пять дней спали в машине, и, конечно, устали. В гостинице Волга мест не оказалось. Я положил в паспорт десятку и дал администраторше. Она развернула и недовольно фыркнула: «Да вы что? Разве так можно делать?»

Одним словом, всё тогда застыло в переходном периоде в ожидании чего-то? Но что будет дальше, никто не понимал…

* * *

Если тридцать лет назад я прибыл в Кострому на машине с другом, то теперь вместе с женой и сыном — теплоходом.

В ковидное время корабль оказался заполнен на четверть. Принимающая сторона провела автобусную экскурсию с посещением наиболее значимых мест, о чём и есть мой рассказ. Не будем отвлекаться на избитые до неприличия детали. Вернёмся к изучению города.

После сильнейшего пожара 1773 г. Кострома полностью выгорела. Новый град возводить решили из камня.

Строительство началось в 1789 г. с Красных торговых рядов, именуемых Гостиным двором. На месте постройки размещалась древняя церковь Спаса в Рядах. Она была каменная и не сгорела.

Кострома_Возвращение через 30 лет

Архитекторам удалось вписать церковь в состав Красных рядов. Название «Красные ряды» здание получило, потому что в нём торговали «красным» товаром: тканями, кожаными изделиями, мехам и книгами.

Ансамбль оформлялся в течении нескольких десятилетий. Позже появились Пряничные, Хлебные, Квасные, Живорыбные, Рыбные, Мясные и Шорные, Зеленные, Масляные, Овощные (Табачные) и Дегтярные ряды.

В советское время они продолжили функцию магазинов. Увы, в те годы товара не было, теперь покупателей. По этой причине многие лавки закрыты.

Кострома_Возвращение через 30 лет

В любом случае, Торговые ряды одна из главных достопримечательностей города.

Центральная площадь официально именуется Сусанинской, в народе её называют Сковородкой. Пространство большое, тенистых деревьев нет и летом здесь жарко.

Площадь возникла под названием Екатеринославская по регулярному плану застройки 1781—1784 гг. До пожара 1773 года на её месте с 1619 г. располагалась территория Нового города Костромского кремля, а до его возведения — городской посад.

В 1831 г. личным указом Николая Первого из Екатеринославской она была переименована в Сусанинскую. В советское время именовалась площадью Революции. Историческое название возвращено в 1992 г.

Центр раскрыт по отношению к Волге. От площади в три стороны лучами расходятся улочки и улицы.

Кострома_Возвращение через 30 лет

План застройки часто сравнивают с веером императрицы Екатерины.

Из достопримечательностей отмечу Пожарную каланчу — памятник архитектуры эпохи классицизма 1825 г.

Дом генерала С. С. Борщова 1824 г. постройки. Во время визита в Кострому у Борщова гостил Николай I. В 1834 г. останавливался наследник престола Александр II со своим воспитателем, поэтом В. А. Жуковским.

Кострома_Возвращение через 30 лет

В самом углу площади, возле здания Городской думы, в 2015 г. появился вот такой милый памятник.

Это Снегурочка. На левой руке у Снегурки снегирь, правой она подкармливает зайца. Автор композиции Александр Ерёмин. Нос зимней феи и снегирь затёрты до блеска. По сложившемуся поверью, если потереть, жди удачу.

Николай Островский пьесу про Снегурочку написал на Костромской земле, вдохнув новую жизнь в забытую славянскую богиню. Снегурочка и Сусанин известные бренды Костромы.

Иван Сусанин?! Кем был этот человек, доподлинно неизвестно. Сусанинский культ начался после визита в Кострому матушки Екатерины в 1767 году. Через 150 лет после произошедшего костромского мужика представили императрице в образе спасителя династии Романовых. В последующем ему было посвящено большое количество стихов, оперетт и романов.

В 1839 г. Николай Первый повелел — поставить в Костроме памятник Герою. Его воздвигли на одноимённой площади. На высокой колонне бюст Михаила Романова с крестом на груди, внизу коленопреклоненный Сусанин.

12 апреля 1918 г. большевики издали декрет «О памятниках республики». Царь и его прихвостень были сдёрнуты с постамента и отправлены на переплавку. В 20-х годах прошлого века образ Сусанина трактовался отрицательно. С середины 30-х началась реабилитация. В итоге Сусанин, Минин, князь Пожарский и целый ряд исторических персонажей вернулись в школьные учебники.

В 1967 г. перевоспитанный Сусанин начал новую гранитную жизнь. Монумент установили на краю всё той же площади,

Кострома_Возвращение через 30 лет

на месте бывшей часовни Александра Невского.

Пробежавшись по площади, садимся в автобус и отправляемся дальше.

Кострома_Возвращение через 30 лет

Надо отметить, если центр выглядит пристойно, то на окраинах проблемы видны.

Следующей локацией стал Богоявленско-Анастасьин женский монастырь. Он основан в 1426 г. Никитой Костромским учеником Сергия Радонежского.

Кострома_Возвращение через 30 лет

В Смутное время подвергся разорению, но был восстановлен. Большевики обитель закрыли. В 1919 г. на территории образовался рабочий посёлок под названием «Безбожник».

По своему первому визиту монастырь не запомнился. Точнее, тут всё в разрухе лежало. В 1990 г. бывшую обитель в ведомство церкви вернули. Началось возрождение.

Мы заходили в Богоявленский собор, где действует строгий запрет на съёмку. Поставил свечку, но место на душу не легло.

С одной стороны, приятно, что храмы восстанавливают. С другой, если это происходит в крупном мегаполисе, впечатление одно. Зато когда толстый поп на дорогой машине заруливает во владения, а рядом с золотыми куполами бараки — впечатление другое.

По большому счёту, я в монастырь идти не собирался. На улице, где нас высадили, обнаружил табличку с указанием Цыганского музея. Сразу вспомнилось, как в Торговых рядах две ромалэ, проходя мимо, сказали, что меня ждёт удача.

Сломы голову побежал в музей и обнаружил закрытую дверь. Свою культуру во время пандемии цыганам демонстрировать запретили. Пришлось догонять группу и идти вместе со всеми.

Кострома_Возвращение через 30 лет

Из приятного отмечу большое количество сувенирной продукции.

Спасаясь от жары, после монастыря мы зашли в один такой магазин. Выбор товаров поразил: и платки костромские можно видеть, и варежки, и рубашки, и юбки. Теперь в Костроме и сыр свой продаётся, и пряники, и мёд и многое другое.

Кострома_Возвращение через 30 лет

В 89-ом самого понятия сувенир не существовало, если не считать значков с гербом города. Однотипные и невзрачные они продавались в киосках Союзпечати.

Следующим местом осмотра стал Ипатьевский монастырь. По отношению к историческому центру города монастырь по другую сторону Волги.

Кострома_Возвращение через 30 лет

В честь Ипатьевского монастыря получила название Ипатьевская летопись. По легенде, монастырь основан в 1330 г. мурзой Четом, принявшим православие под именем Захария. От него происходят знаменитые боярские роды Годуновых и Сабуровых. Для точности отметим, первое упоминание в летописи случилось в 1432 г.

После упразднения Костромского княжества монастырь попал под покровительство Годуновых. На средства Дмитрия Годунова, дяди будущего царя Бориса Годунова, были возведены каменные стены с шестью башнями и заложен Троицкий собор.

Здесь похоронены мать и царя Бориса Годунова. Годуновы считали монастырь родовым приютом, но судьба распорядилась так, что он стал колыбелью династии Романовых.

Очень хорошо помню монастырь по прошлому визиту. Рядом ничего примечательного не было. Стены и башни эстетического восторга не вызывали, внутреннее пространство зияло пустотой.

В наши дни паломники и туристы приезжают в больших количествах. На прилегающей территории, как грибы после дождя, выросли кафешки и магазины.

Кострома_Возвращение через 30 лет

Монастырь имеет статус музея. За вход нужно отдать 150 рублей, фотосъёмка — 100. Отмечу, тут всё очень непонятно? Теоретически, во время богослужения, если ты идёшь в храм, в соответствующей одежде пускают бесплатно. Но, если женщина заплатила за билет, ибо это музей, она имеет право зайти в любой одежде и не покрывать голову.

Увы, нет. Тут и денег за всё хотят и дресс-код просят соблюсти. За порядком на входе следит Всевидящее око.

Кострома_Возвращение через 30 лет

Спроси попа о жизни — он даст ответ на любой вопрос. А если полюбопытствовать: почему и зачем подобные символы попадают в храмы, сразу начнётся — тык-пык-понимаешь… Постараемся поговорить про монастырь не с религиозной, а с исторической точки зрения.

В годы Смутного времени архимандрит Феодосий встал на сторону Тушинского вора.

В конце февраля 1609 года костромичи восстали, перебили тушинский гарнизон и осадили Ипатьевскую обитель. Однако взять её сразу не удалось — она представляла собой сильную крепость, окружённую мощными каменными стенами, на которых были установлены 27 пушек.

В конце апреля к монастырю подошло войско Василия Шуйского во главе с мангазейским воеводой Давыдом Жеребцовым и приступило к осаде. В мае Александр Лисовский, сняв часть войска из-под Троице-Сергиевой лавры, попытался деблокировать Ипатьевский монастырь, но потерпел неудачу.

Костромская цитадель была захвачена Жеребцовым в сентябре 1609 года.

Кострома_Возвращение через 30 лет

Юный Михаил прибыл сюда осенью 1612 г. в сопровождении матери, принявшей постриг под именем Марфа. С матушкой Михаил жил в монастырской келье. В настоящем палаты реконструированы и называются Романовскими.

13 марта 1613 года в монастырь прибыло посольство Земского собора, избравшего 16-летнего Михаила царём, во главе с архиепископом рязанским Феодоритом, келарём Троице-Сергиева монастыря Авраамием Палицыным и боярином Фёдором Шереметевым.

14 марта в Троицком соборе монастыря был совершён торжественный обряд призвания на царство Михаила Романова, положивший конец Смутному времени.

Кострома_Возвращение через 30 лет

Тот Троицкий собор, что мы видим, Михаила Романова не помнит и дело тут вовсе не в большевиках. В подвале хранился порох. В 1649 г. он взорвался и собор оказался разрушен.

Вновь отстроенный, в 1685 году он был расписан артелью мастеров под руководством Гурия Никитина. Фрески собора — одно из замечательных произведений фресковой живописи второй половины XVII века, уникальные по своему исполнению, композиции и разнообразию сюжетов.

В советское время внутри церкви устроили склад, продуваемый всеми ветрами. Вдобавок к этому голуби изгадили резной алтарь. Реставраторам понадобилось более 20 лет, дабы восстановить историческое убранство храма.

Жаль, но снимать фрески категорически запрещено. Зато мы спустились в подвал, где посмотрели остатки могильных плит рода Годуновых.

Кострома_Возвращение через 30 лет

Удивительное дело, род Годуновых прекратился сам собой. Романовы их не преследовали. Возможно тому было предназначение Свыше.

После революции на территории попеременно располагались: детская колония, казармы, стадион, танцплощадка. В середине 50-х здесь образовался Костромской государственный историко-художественный музей-заповедник. Но я повторюсь, ничего выдающегося здесь не помню. Внутри царствовала пустота. Теперь же любо-дорого прогуляться по территории.

В 1767 году к приезду в Кострому императрицы Екатерины II в. северном прясле крепостной стены были устроены Екатерининские ворота, ставшие основным входом в монастырь.

Кострома_Возвращение через 30 лет

Через полгода после моего второго визита по телевизору смотрел репортаж, как Георгий Романов, сын Великой Княгини Марии Владимировны, в Ипатьевском монастыре венчался со своей невестой Ребеккой Беттарини. Мы не будем обсуждать, кто имеет право на Российский престол, а кто нет. Пожелаем потомку рода Романовых счастья в семейной жизни!

Кострома долгое время сохраняла статус центра текстильной промышленности (главным образом, льняной). Под рассказы гида о феерическом прошлом, возвращаемся на Сусанинскую площадь. До отправления теплохода два часа. Хочется их потратить с целью изучения истории города, но музеи закрыты. Остаётся просто гулять.

Ради справедливости отмечу, Кострому обожают кинематографисты. В разные годы режиссёры выбирали её для съёмок. Спускаясь к набережной по улице с красивым названием Молочная горка, взгляд ложится на старое двухэтажное деревянное здание. Это Музей Природы. Он соседствует с допетровской Никольской часовней.

В феврале 2013 г. Первый канал демонстрировал довольно неплохой сериал «Страсти по Чапаю». Отдельные эпизоды снимались в Костроме. Асфальт на Молочной горке засыпали песком, по которому гарцевали кавалеристы. Музей Природы по фильму является штабом Чапая.

Добравшись до Старой пристани, мы обнаружили у входа будку городового. Когда дошла очередь, я в ней сфотографировался.

Кострома_Возвращение через 30 лет

Будку дополняют два обелиска с орлами, что создаёт антураж эпохи Николая I.

Глядя на пристань, невольно вспоминаешь, как красавчик Михалков в «Жестоком романсе» въехал туда на белом жеребце. Подобное вполне логично, Гузеева в те годы была милой очаровашкой, ни коим разом не скандалисткой…

Вернёмся в реальность, где пристань используется в качестве ресторана.

Постояв рядом, купили мороженное, посидели на скамейке и побрели по набережной в сторону теплохода.

Возле сердечка с названием города делаем обязательную остановку для селфи.

В какой-то момент начинает казаться, что изголодавшийся по туристам город радуется нам ничуть не меньше чем мы ему.

В своё время матушка Екатерина решила совершить ознакомительную поездку по Волге. Императрицу сопровождала большая свита из вельмож и послов иностранных государств. 14 мая 1767 года флотилия подошла Костроме.

Царствующей особе был оказан пышный приём со стороны восторженных костромичей: артиллерийский салют, беспрерывный звон колоколов, иллюминация, триумфальные арки. Представители различных сословий города — дворянства, купечества, духовенства — приветствовали императрицу. Все это произвело на неё неизгладимое впечатление.

Узнав, что «как город сей, так и его уезд не имеют никакого герба», Екатерина II, ещё находясь в путешествии, отправила 15 мая 1767 года письмо генерал-прокурору А. А. Вяземскому: «Прикажите в Герольдии сделать городу и уезду костромской герб, коим намерена их пожаловать».

Герольдмейстерская контора решила изобразить в гербе галеру «Тверь», который доставил императрицу. Так Кострома стала первым городом России, получившим собственный (городской) герб.

Как память о произошедшем на площади возле пристани красуется герб города — галера Тверь.

Пока жена с сыном изучали сувенирный ассортимент, я добежал до Музея сыра и записался на последний сеанс. Из всех городских музеев работал только Сырный, и нам повезло попасть на экскурсию.

Кострома_Возвращение через 30 лет

До отправления теплохода оставалось совсем мало времени, но его хватило, чтобы оценить оборонительный вал вдоль улицы Чайковского. Он единственный из оставшихся валов Кремля.

В середине прошлого века горку обустроили в качестве парковой зоны. Приятно прогуляться по тенистой аллее и посидеть на Скамье Примирения.

Ощутив себя мещанами позапрошлого века, мы любовались на Волгу из беседки А. Н. Островского.

На борт теплохода поднялись последними. Матрос поднял трап, капитан дал прощальный гудок и отчалил от пристани.

Кострома, прощай! Ты стала краше! Но что будет дальше? Прежний мир неброский, но надёжный, представляется мне чем-то похожим на карданный вал Камаза. Нынешний, яркий и насыщенный, ассоциируется с ёлочной игрушкой.