Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — сейчас на сайте
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Южно-Курильск — Россия Июль 2015

На третий день пребывания, после завтрака, рассаживаемся по машинам и едем на экскурсию. Примерно через полчаса водители высаживают нас на стоянке.

Кунашир во власти тумана. Интенсивность движения на трассе не большая, но сама по себе дорога представляет опасность. Двигаясь в тумане водитель может попросту не заметить невесть откуда взявшихся пешеходов.

Кунашир_Вулкан Менделеева

Вслед за проводниками спускаемся с трассы вниз и оказываемся на старой заброшенной дороге. Раньше здесь ездили машины, однако новая трасса прошла по другому маршруту. Старая заросла и превратилась в тропу.

Именно отсюда начинается маршрут, который ведёт на фумарольное поле. В низинке почва болотистая и посему великое множество комаров, коих не наблюдается открытых участках острова.

Удивительно: лопухи в этом климате достигают гигантских размеров, не высокие ёлки соседствуют с бамбуком и лишь комарики везде и всюду одни и те же… Специалисты разделяют их на множество видов, но кусают они везде и всюду одинаково.

Тропинка выводит к ручью, переходить который приходится, держась за специально подвешенную верёвку.

За ним начинается подъём в гору. По сути это уже и есть вулкан Менделеева. В какой-то момент гора, словно обозначая себя, становится особенно крутой. Штурмовать её приходится опять-таки с помощью верёвки. В качестве бонуса путника встречает далее площадка, где можно передохнуть и посмотреть плакат, с правилами поведения на маршруте.

Будучи в Германии или в Прибалтике, я неизменно поражался отсутствию подлеска. Их леса чисты и даже прозрачны, чего не скажешь о наших дебрях. В их сказках нечистая сила персонаж не страшный и не ужасный, а скорее комичный.

Наши сказки рождались в глухих лесах. В плане нечисти они более ужасны, но при этом самые дикие чащи Средней полосы и Сибири не идут ни в какое сравнение с Кунаширским лесом.

Интересно было бы послушать, сказки (или былины) айну! Теоретически там должна быть сплошная жуть…

Кунашир_Вулкан Менделеева

Трудно даже представить, что творится здесь во время тайфунов и ураганов, которые периодически налетают и терзают остров. Судя по вырванным с корнем деревьям, оказаться в лесу во время урагана — это и есть реальный ужас.

Тем временем тропинка сделалась тропой. Точнее, мы вышли на старую японскую дорогу. Самураи вглубь острова без нужды не залезали, они осваивали побережье, но здесь проложили дорогу, которая в некоторых местах вырезана по склону горы.

Там, где тропа выходит на опушку, бамбук особенно высок. В некоторых случаях он достигает человеческого роста. Двигаясь вперёд, ты как бы плывёшь, барахтаясь, ныряя и выныривая среди слегка колыхающихся волн зелёного океана.

Кунашир_Вулкан Менделеева

Впереди небольшая заминка. Туристы и гиды подходят к большому дереву, все его обнимают, загадывая желание. Дерево называется тис, чрезвычайно долговечно и очень медленно растет. Средний его прирост в толщину — 1 мм в год.

Концентрация яда в древесине, особенно старых тисов, настолько велика, что в старину, если надо было отравить человека, ему просто подавали вино в красивом резном кубке из тисового дерева.

Из-за своей прочной и практически «вечной» древесины, обладающей сильными бактерицидными свойствами — она убивает даже те микроорганизмы, что имеются в воздухе.

По народным поверьям прикосновение к тису приносит удачу, сам тис, вероятно благодаря своим специфическим «дезинфекционным» особенностям, вызывает чувство страха в его присутствии.

Про страх учёные мужи явно погорячились. Однако, если до этого мы наблюдали скученность деревьев, то тис действительно стоит один. Расправив ветви во все стороны, он даёт понять конкурентам — не подходи, иначе пожалеешь.

Кунашир_Вулкан Менделеева

Жаль, но в настоящем тис практически полностью истреблён человеком.

Впереди журчанье ручья. Чуть не доходя оного делаем остановку. До этого я спрашивал у одного из наших гидов о предназначении дороги. Он ответил — узнаешь позже, пусть будет сюрпризом. Теперь же Алексей показал чугунные баки с мощными заклёпками.

Кунашир_Вулкан Менделеева

Брошенные железки некогда являлись узлами и агрегатами небольшого завода по переработке серы. Японцы нашли на Кунашире серу. Здесь они её и перерабатывали, для чего и построили дорогу.

При японцах от побережья, именно до этого места туда-сюда ходила запряжённая в телегу лошадка. Крыша и стены завода давно обвалились, или его разобрали первые советские люди, приехавшие на Кунашир. Как загадка из прошлого, посреди леса валяются расколотые кирпичи.

Кунашир_Вулкан Менделеева

Всё правильно, место для завода японцы время выбрали не абы где, а возле ручья. Отдохнув, всей группой движемся дальше, преодолевая препятствие с помощью верёвки.

На другой стороне большая белая гора искусственного происхождения.

Ничего удивительного тут нет. Сера является шестнадцатым по химической распространённости элементом. Возле вулканов сера встречается в свободном (самородном) виде, в качестве серной руды. Но чтобы получить чистую серу, её необходимо выпаривать. Соответственно, чистая сера уезжала в Японию, а отходы оставались здесь.

Кунашир_Вулкан Менделеева

Я не думаю, что японцы добывали серу для мирных целей. В прежние времена из серы делали порох — этим и объясняются то рвение, которое японцы вложили в обустройство дороги и самого завода.

Время ветрами и дождями отфильтровало мусорную кучу, в которой среди белых развалов можно теперь найти жёлтые не выпаренные кусочки серы.

Подумать только, а ведь эти кусочки 75 лет назад могли превратиться в порох и далее стать компонентом японского снаряда, бомбы или патрона.

Кунашир_Вулкан Менделеева

Тропинка петляет по горе, в некоторых местах подъём особенно крут. Под ногами слякоть. В качестве опоры можно ухватиться только за бамбук. По всей видимости японцы тоже ходили здесь пешком, спуская вниз серную руду в корзинах.

Позже и до этого мы несколько раз проезжали мимо вулкана Менделеева, и невольно любовались его грациозной формой. Своё нынешнее имя вулкан обрёл в 1946 году.

На Курилах работала комиссия по обозначению объектов, имя которым подбирали, стараясь, чтобы оно как можно лучше гармонировало со старым айнско-японским названием. Например: Сикотан стал Шикотаном, остров Юри — Юрий, река Нокка стала Ночка и т. д.

Как ранее именовался вулкан Менделеева, выяснить не удалось. Возможно, что названия он не имел вообще.

Кунашир_Вулкан Менделеева

Это место относится к особо охраняемым территориям и является памятником природы общей площадью 30 000 га. Статус присвоен в 1983 году.

Это сложный массив, в центре которого огромный лавообразный купол, выросший внутри древней вулканической котловины. Его склоны покрыты хвойно-широколиственным лесом и густым подлеском из кунаширского бамбука и кедрового стланика.

Высота горы 886 метров, но подняться на её вершину весьма затруднительно. По словам моих информаторов, в некоторых местах склоны особенно круты и лес там — сплошной бурелом.

Кунашир_Вулкан Менделеева

Здесь особый мир реальности и фентези. Казалось бы, я шёл по тропе не первый, передо мной через заросли прошелестела толпа народа, и тем не менее приходилось натыкаться на паутину, которую, словно пытаясь не пустить дальше, трудолюбивый паук успевал накрутить за 2–3 минуты. В некоторых случаях становилось жаль трудяг. Я слегка отклонялся в сторону.

Если приглядеться, можно выявить настоящие семьи деревьев, сформированные по принципу: мама и папа + ребёнок.

Наконец, догоняю спутников. Все выстроились возле здоровенного оврага. Туман белого покрывала убирать не хочет, видимость по-прежнему ограничена.

Кунашир_Вулкан Менделеева

Присмотревшись, понимаю, что овраг образован горячим ручьём, вдоль которого пристроилась тропа. Стараясь не подскользнуться, поднимаемся вверх, след в вслед за нашими проводниками.

Трудно предположить, что чувствует блоха, когда вдруг вылезает из скопления волос на пятачок лысины. Выскочив на открытый участок фумарольного поля, я почувствовал себя так, словно попал на другую планету.

Лес и кустарник резко отступили и взору, насколько это было возможно, предстала светло-серая безжизненная земля, из которой где-то чуть дальше, сквозь заколыхавшийся туман, пробивались столбы, то ли пара, то ли дыма. Если не обращать внимание на кустарник, думаю, именно так и должна выглядеть поверхность Венеры или Меркурия.

Кунашир_Вулкан Менделеева

Во время похода через заросли, мы все полностью промокли. Дабы просушиться, раздеваемся, насколько возможно, и идём изучать фумаролы. По всей видимости, японцам собирать здесь серу было не трудно.

Элемент 16-й группы, третьего периода периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, с атомным номером 16, обознающийся символом S, можно найти прямо под ногами.

Кунашир_Вулкан Менделеева

Фумарола — это источник раскалённых газов и пара, располагающийся в кратерах, на склонах и у подножия вулканов. Выход вулканического газа через фумаролы является свидетельством о переходе вулкана в промежуточную между извержениями стадию или о его окончательном затухании.

Помимо воды, через фумаролы выделяется углекислый газ, всевозможные оксиды серы, сероводород и другие химические соединения, что делает эти выделения опасными для человека.

Алексей показывает самый большой кратер. Тот, будучи обнаруженным, злобно шипит, выпуская вместе с парами подземно-ругательные словечки.

Кунашир_Вулкан Менделеева

Наш гид, по заведённой традиции, кидает в жерло небольшими камнями. Подземный злюка, получив подношение, перестаёт шипеть и слегка успокаивается.

Что происходит в этом подземном мире? А вдруг и правда черти жарят там грешников на сковородках? А может фумарола это действительно вход в другое измерение?

Изучая планету, учёные периодически бурят глубокие скважины, но основную информацию о внутреннем строении получают в результате исследований сейсмических волн, возникающих при землетрясениях и мощных взрывах.

Кунашир_Вулкан Менделеева

Каждый час в различных точках Земли регистрируется около 10 колебаний земной поверхности. Внутри планеты раскалённое ядро, и на поверхность периодически выходят раскалённая магма и лава.

Но как и почему образуется сера? Да что там сера, про нефть никто ничего толком объяснить не может!

Загадок много, при этом человечество, как и всё живое на земле, приспособилось жить на верхнем слое земной коры, который принято именовать литосферой.

Континенты — это литосферные плиты, имеющие толщину до 75 км, тогда как под океанами толщина твёрдой корки может быть всего 5 км. Чем толще плита, тем безопасней она в плане землетрясений.

В голове не укладывается, однако, давно признано — плиты и континенты дрейфуют, разъезжаясь и съезжаясь, словно машины на дороге. У них другой отсчёт времени!

Кунашир_Вулкан Менделеева

А если посчитать объём Земли, получится, что человечество существует на тоненьком кусочке остывшей корки, имея соотношение как у яйца и скорлупы!!!

На сольфатном поле вулкана Менделеева рождается Кислый Ручей. По предложению наших гидов, отправляемся чуть вниз, дабы искупаться в горячих водах. Впрочем, подобное получается не у всех, ибо к ручью приходится спускаться, держась за верёвку.

Здешние купальни нельзя назвать приятными.

Кунашир_Вулкан Менделеева

Если сесть, намереваясь медитировать, пятой точкой обязательно зачерпнёшь горячую грязь. Чуть ниже водопадик, идти нужно было туда. К сожалению, не думающие о читателях Туристера женщины, меня опередили, разделись, и мужчин не пустили…. Увы, фотографии водопада у меня нет. Ничего, бывает!…

Зато, после «купанья» рассеялся туман. Вернувшись на фумарольное поле я увидел уже другую, более объёмную картину.

Кунашир_Вулкан Менделеева

Вулкан Менделеева имеет взрывной характер. Мощный взрыв произошёл 39–40 тыс. лет назад. Объём выброса составил 10–12 куб. км вещества.

Цунами периодически подтачивает Кунаширский берег, в то время как вулканы редко, но метко паритет земли и суши восстанавливают.

Наблюдая за дымящими фумаролами, невольно вспоминаешь фильм «Земля Санникова», как у первобытных людей вдруг погасли горячие источники.

В феврале—апреле 1977 года под вулканом произошёл рой землетрясений (более 200 толчков) с глубиной очага более 20 км, причиной которых называют факт проведения буровых работ на геотермальном месторождении «Горячий пляж».

Кунашир_Вулкан Менделеева

Также не исключается, что землетрясения могли быть связаны с активизацией магматического очага вулкана. Результаты геологического изучения вулкана и проведённые наблюдения указывают на то, что существенное изменение активности вулкана в ближайшем будущем является маловероятным, однако полностью не исключают нового цикла активизации вулкана с извержениями различной силы, который может быть инициирован поступлением магмы из глубинного очага.

Проще говоря, недра нашей планеты ещё менее изучены нежели космос. Взять хотя бы воду! На поверхности она, следуя законам гравитации, стекает вниз. Тогда почему из-под земли, наоборот, идёт вверх? Кто и каким насосом её направляет?

Сера известный химический элемент, однако и здесь ничего полностью не ясно.

Разнообразие теорий и гипотез о происхождении самородной серы — результат не только и не столько неполноты наших знаний, сколько сложности явлений, происходящих в недрах. Ещё из элементарной школьной математики все мы знаем, что к одному результату могут привести разные пути. Этот закон распространяется и на геохимию.

Кунашир_Вулкан Менделеева

Фумарольное поле, сера, сольфаты и внутреннее строение земли — это всё хорошо, но еда ещё лучше. Здесь на краю поля в специально оборудованном месте, нам предстояло отобедать.

Сопровождающие колдовали с примусом и нарезали бутерброды. В предвкушении еды, разыгрался аппетит, но я решил, пока есть время, прогуляться в другую сторону.

Кунашир_Вулкан Менделеева

Чем выше поднимался, тем красивей открывались виды. На пути попадались маленькие кратеры. Если большие гудят как паровозы, то эти малыши еле-еле пищат, и тем не менее газы из подземного царства тоже выпускают.

Я дошёл до самого верха, где белая проплешина фумарольного поля соприкасалась с зелёной растительностью. В поисках нового для жизни пространства, самые смелые травинки уже переступили опасную черту.

Что с ними будет дальше? Стебельки про это не думают. Не зная ни про Мичурина, ни про Лысенко, стебельки, словно пассажиры в метро, пытаются занять пустующее место.

Кунашир_Вулкан Менделеева

Глядя на лес, на кустарник и на траву, весь этот жизненный порядок невольно проецируешь на общество и на людей. Вырос выше других — верхушку обломают. Оторвался от коллектива, запустил корни в опасное место — считай пропал.

Деревья, необдуманно вышедшие из строя, всем корпусом, всеми ветками, всеми иголками тянутся назад к сородичам. Те готовы их принять, и уже выставили навстречу лапы.

Кунашир_Вулкан Менделеева

К этому моменту чистюля ветер своей невидимой метлой смёл в океан последние остатки тумана, и мне открылся обзор значительной части Кунашира.

Недалеко от вулкана Менделеева местный аэропорт. Вылеты частенько задерживают. Как потом выяснилось, в этот момент на остров прилетели три самолёта. Краем уха я слышал гул. Получается, и нам повезло и пассажирам.

Мысли об обеде отступили на второй план, спускаться вниз не хотелось. Стою, дышу, наблюдаю, думаю, слушаю. Вдруг под ногами прошуршало что-то похожее на змею и юркнуло в траву. Позже я прочитал, что на склонах вулкана Менделеева обитает очень редкий вид ящериц — Дальневосточный сцинк.

Сцинки цинично греются на солнце, используют для этого любую возможность, и мне повезло такую ящерку увидеть. Впрочем, впитывая духовное, обедом я себя не обделил.

— А что же японцы? Если они сюда ходили, серу собирали, то после них должно было что-то остаться? — спросит читатель.

Всё верно! На краю фумарольного поля стоял домик. Я обнаружил куски досок и остатки кирпичей, а также какую-то железную болванку, в своё время выполнявшую функцию котла.

1,1 миллиард лет назад сформировалась Родиния, 750 млн. лет назад она начала раскалываться, образовав Гондвану. 100–125 млн. лет назад новый континент также затрещал по швам, образовав ещё 6 континентов. Когда появились Курилы, Кунашир и вулкан Менделеева?

Точно сказать тяжело. Курилы, это кратковременные прыщи на теле планеты, соразмерно тем, которые могут выскочить у человека за время его семидесятилетнего бытия и бесследно исчезнуть. Как человек может не заметить прыщик, так и литосферная плита может не знать о вулканическом образовании по соседству.

У каждого свой отсчёт времени. И если литосферная плита Евразии не заметила образование Кунашира, то вулкан Менделеева, не почувствовал нашего двухчасового визита.

Солнце из-за облаков всё это время практически не выглядывало, но нашу мокрую одежду оно подсушило.

Кунашир_Вулкан Менделеева

Кидаем прощальный взгляд на фумарольное поле, и отправляемся назад в цивилизацию.

Спускаемся в овраг. Он уже не кажется опасным и загадочным, как в тумане 3 часа назад.

Кунашир_Вулкан Менделеева

Встаём на японскую тропу и движемся вниз.

В некоторых местах нужно внимательно смотреть на указатели, дабы не уйти в сторону и не пропустить поворот. Ориентирами служат заботливо привязанные к деревьям тряпичные и целлофановые ленты. Саму тропу можно тоже запросто потерять из виду.

Кунашир_Вулкан Менделеева

Наша группа составляла 20 человек. Народ на маршруте растянулся. Остановившись, ты никого не видишь и не слышишь в течении длительного времени.

На листьях уже нет росы, однако, как и утром, приходится постоянно вытряхивать из сапог мусор в виде мелких палок и стеблей бамбука.

Интересно посмотреть на такую экскурсию глазами махрового европейца, привыкшего к удобствам, которые иногда могут быть излишними…

Впрочем, каждому своё, но дикий лес, в моём понимании, даёт больше впечатлений нежели парк.

Кунашир_Вулкан Менделеева

Вот уже и белая гора из отходов японского завода.

После штурмуем речку, и далее отдыхаем.

Вновь изучаю остатки японского оборудования.

Кунашир_Вулкан Менделеева

После какое-то время идём по тропе, и я с радостью обнимаю ждавшее меня и по-своему переживавшее за меня дерево.

Отсюда уже совсем недалеко до выхода из леса.

Кунашир_Вулкан Менделеева

Старая японская дорога уходит в сторону.

Мы же спускаемся вниз по тропинке, держась за верёвку. Выглянувшее солнце, сумев лучами пробиться сквозь листву, радуется нашему возвращению.

Солнце в Кунаширском лесу, аналогично человеку, гость достаточно редкий. Штурмуем ещё одну речку, побеждаем комаров и выходим на дорогу. Среди леса на склоне холма белеет проплешина, где попыхтвает серой фумарольное поле.