Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 8:54
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Южно-Курильск — Россия Июль 2015

Погода наконец-то наладилась. На небе ни тучки, и с самого утра над островом нависло солнце. После завтрака вновь рассаживаемся по машинам и отправляемся на юг всё по той же дороге.

Я был очень удивлён, когда водители привезли нас на вчерашнее место. На той же стоянке мы вышли из машины, но отправились теперь уже не в сторону вулкана Менделеева, а вниз в сторону побережья.

Тропа облагороженная, о чём сразу свидетельствует бетонная лестница. Нам предстояло прогуляться по экологической тропе Столбовая, выйти к морю и дойти до мыса Столбчатый.

Мой хороший товарищ Саша во время вчерашней прогулки натёр ногу и с нами не пошёл. Под предлогом сложности маршрута наши сопровождающие забраковали ещё двух возрастных женщин — и правильно сделали. Тучный Саша по скалам тоже наверняка бы не пролез, или мог упасть…

Впрочем, это всё из серии абы да кабы. Тогда как в тот момент, спустившись с трассы вниз, мы вновь попали в удивительный и загадочный мир природы. Тропа является продолжением старой японской дороги, по которой самураи возили серу к побережью.

Дорогу японцы вырубили по склону гор. На отдельных участках она до сих пор остаётся в очень приличном состоянии. Тропой пользуются для туристических прогулок.

Кунашир_Тропа Столбовая и мыс Столбчатый

Спешить здесь — это преступление! Гулять по такому лесу нужно не спеша, слушая птичек и вдыхая аромат леса полной грудь. Жаль, но гиды нас-таки подгоняют…

По мере спуска, лес меняется. Деревья становятся более высокими и более объёмными. Среди оных встречаются редкие виды. Лес относится к заповеднику «Курильский». Возле отдельных, рвущихся в небо деревьев, можно видеть таблички с названиями.

В какой-то момент лес становится более диким. Точнее, деревья более высокими и более объёмными, но их то тут, то там кто-то безжалостно поломал.

Двигаясь по тропе мы постоянно преодолеваем препятствия в виде упавших стволов. Помню, в Африканской Гвинее мне довелось увидеть след, который остался на склоне холма от слона. Гигант на вершине оступился, и, падая, поломал множество деревьев.

Здесь же не слон, тут периодически резвится ураган, запросто ломая и вырывая с корнем вековые деревья. Некоторые лежат давно и посему успели обрасти мхом и грибами.

Кунашир_Тропа Столбовая и мыс Столбчатый

Другие упали недавно. Всё это сделал тайфун. Разглядывая его последствия, понимаешь, что идеального климата в природе не существует. Где холодно, растения и деревья растут плохо, а где тепло и влажно, случаются ураганы…

Табличка на тропе предупреждает о том, что путешественники могут встретить медведя. По такому случаю прописана целая инструкция. Главное не паниковать и как можно больше шуметь. Ни в коем случае не убегайте! Лучше медленно отойдите в сторону — предписывается на плакате.

Японская дорога плавно идёт по склону дальше. Мы же, встав на едва различимую тропинку, спускаемся вниз, держась руками за траву и за огромные лопухи.

Внизу вековых деревьев уже нет. Пространство заполнено гигантскими растениями. Движемся по узкой долине, зажатой с обеих сторон горами, но рассмотреть последние из-за обезумевшей зелени сложно.

Кунашир_Тропа Столбовая и мыс Столбчатый

Наконец, долина расширяется, выходим на берег ручья. Вода в нём горячая, а в воздухе попахивает серой. Точнее, здесь соединяются два потока: горячая вода и холодная.

Желающие в горячих источниках купаются. Правда тут есть одна тонкость — после подобной ванны необходимо обмыть тело в реке — со дна поднимается тина и грязь. С одной стороны источники не облагорожены, но с другой, именно в таких местах соединяешься с природой.

Сохнем, отбиваемся от гигантских оводов и движемся дальше. Тропинка вьётся вдоль ручья, устремлённого к морю. Кое-где его приходится перепрыгивать либо переходить вброд.

Кунашир_Тропа Столбовая и мыс Столбчатый

Кунашир рай для всевозможных учёных и в частности для ботаников! Возле тропы замечаю — какие-то жучки, паучки или ещё кто-то из «дрожащих», налетели на один куст и полностью его обглодали, хотя рядом полным полно всевозможной зелени. Получается, стая оглоедов держится вместе. Вместе они садятся на куст и вместе его пожирают.

Маленькие козявки действуют по принципу стаи волков — таковы законы природы!

Долина расширяется. По мере приближения к морю, деревья и кусты ретируются, уступая пространство вездесущему бамбуку. Возле моря исчезает уже и бамбук. Морской глади ещё не видно, но, вдыхая, чувствуется солёная водяная аура. Тропа упирается в обтянутый травой холм, который изобилует множеством ягод.

Увидев ягодные развалы, мои спутники забывают про всё на свете, и начинают эти самые ягоды собирать.

Кунашир_Тропа Столбовая и мыс Столбчатый

Я же, едва наклонившись, нахожу нож. Моему счастью нет предела!!! Я нашёл артефакт оставшийся от айнов, или, на худой конец, нож принадлежал японцам!

Именно здесь к морю выходила их тропа, по которой они доставляли серу к побережью.

Кунашир_Тропа Столбовая и мыс Столбчатый

Увы, один из гидов меня разочаровал. Он сказал, что нож современный и по всей видимости его потерял кто-то из туристов. Пусть даже и так, но в любом случае непонятно образование заросших ягодами холмов? По всей видимости они рукотворного происхождения.

Или у японцев тут стояла крепость, которая не выдержала штурм времени, или они здесь ещё раз перебирали серу, отбраковывая некондицию — в этом случае также могли образоваться холмы. Если верно первое предположение, то японцы в 1811 г. могли захватить в плен Головнина со товарищами именно здесь?!

Кунашир интересен не только ботаникам, но и археологам! Российским археологам!!! Находиться возле моря куда приятней, нежели пробираться через лес или ломиться сквозь травяные заросли.

Возле моря и дышится легче, и взору на открытом пространстве есть за что зацепиться. Побережье популярное местом для отдыха. По словам гидов, в тёплое время года здесь всегда можно встретить туристов с палатками и рыбаков с удочками.

Позже, когда мы шли теплоходом на Сахалин, один из «диких» туристов, с которым я тут познакомился, рассказал, что на этом месте ранее действительно располагалось айнское поселение, а позже японская деревня. Правда стояла она не в долине, а чуть выше на горе, спрятавшись за скалы.

Кунашир_Тропа Столбовая и мыс Столбчатый

Говорят, в зарослях тут до сих пор растёт дикий виноград, а возле речки можно найти кусочки битой посуды — точно такие черепки, какие представлены в Южно-Курильском краеведческом музее.

Белой завистью завидую археологам, которые когда-то обязательно приедут на Кунашир, и будут здесь работать.

Ну, а мы движемся дальше. Наша цель — мыс Столбчатый. Идти нам теперь предстоит вдоль побережья. В некоторых местах из-под воды, словно шляпка гвоздя, проступает каменный монолит, с помощью которого Кунашир закрепился посреди моря-океана.

Где-то подводный камень засыпан песком, где-то он чист, а если лежит чуть глубже, к его твёрдой основе прикрепили корни водоросли.

В этом месте хорошо видно как волны, из века в век, пытаются стереть каменную основу Кунашира. Как говорится — вода камень точит. При этом любое творение природы — всегда совершенство! Её проекты не только красиво рождаются, они ещё и величественно умирают, чего никак не скажешь о творениях человека.

Кунашир_Тропа Столбовая и мыс Столбчатый

В одном месте нам встретилось неимоверное количество мусора, выброшенного волнами на берег. Тут были, и одежда, и кроссовки, и сети и многое другое. Почему всё это собирается именно здесь? Возможно причиной тому течения, которые закручиваются возле мыса Столбчатый.

Японцы и айны хитрости моря знали. В этих местах у самураев располагалась пристань.

Кунашир_Тропа Столбовая и мыс Столбчатый

Впереди чернеет одинокая скала. Во время отлива её можно объехать по морю на хорошем джипе. Жаль, но ни джипа, ни отлива мы не имеем. Подходим ближе и понимаем, по пляжу не пройти. Или по скале придётся карабкаться, или идти по воде.

Есть ещё вариант — обойти препятствие сверху. Большинство моих спутников выбирают последнее. Я же, раздеваюсь до трусов, и обхожу морем. Позже стою и жду испугавшихся намочить ноги лузеров.

На тот момент я и мои спутники ещё не знали, что представляет собой поход через мыс Столбчатый. Смотреть фотографии это одно, а прыгать с камня на камень совсем другое.

Кунашир_Тропа Столбовая и мыс Столбчатый

Впереди ещё одна скала, но обойти её морем уже нельзя. Приходится карабкаться. Однако, когда мы долезли до середины, впереди ждало самое сложное. Нужно было пролезть, наступая и держась за совсем малые выступы. Оступился — упал.

Ну упал и упал, здесь не утонешь, но про дальнейшую фотосъёмку пришлось бы забыть. Сам не знаю как, но я тут пролез. Более того, препятствие преодолели и все мои спутники.

Кунашир_Тропа Столбовая и мыс Столбчатый

Идём дальше, наивно полагая, что это уже победа. При этом виды открываются всё лучше и всё красивей. Только теперь понимаю, наши сопровождающие не захотели пугать нас сложностью маршрута, за что им отдельное спасибо.

Для опытного скалолаза мои откровения могут показаться приколом, но нам (туристам и особенно туристкам) на тот момент было не до шуток.

Обед и машины ждали впереди, и посему вернуться назад было невозможно. Некоторые из моих спутниц передали свои паспорта и фотоаппараты нашим инструкторам, со словами: «Я знаю, уж вы то в море точно не упадёте!»

По законам жанра именно этот парень как раз и должен был упасть… Слава Богу, ничего подобного не произошло!

Так незаметно мы вышли на мыс Столбчатый, и этот каменный шедевр предстал пред нами во всей красе!

Кунашир_Тропа Столбовая и мыс Столбчатый

Однако, далее нам пришлось эту самую красоту штурмовать. Ребята заверяют, что маршрут вполне спокойно проходят семилетние дети. Это придаёт уверенности — значит пройдём и мы.

Тем более, что впереди награда — скальные образования мыса Столбчатый.

Кунашир_Тропа Столбовая и мыс Столбчатый

Совет тем, кто захочет далее повторить наш маршрут — прижимайтесь как можно плотнее к скалам. Родные камни не оттолкнут!

При этом постарайтесь разглядеть красоту не только сверху, но и под ногами. Если не ошибаюсь, цветок называется — эдельвейс.

Когда-то давно Кунаширские вулканы, и в частности вулкан Менделеева, были очень активны. Примерно 6 млн. лет назад его лава выходила не через жерло, а через большую трещину в кристаллических породах.

Кунашир_Тропа Столбовая и мыс Столбчатый

Лава базальтового состава изливалась в море, остывала и трескалась на однородные отдельности.

Затем через какое-то время всё это образование поднялось на поверхность. Соответственно, вся здешняя порода состоит из абсолютно правильных 5 и 6-гранных каменных столбиков.

Время от времени отдельные «карандаши» из обоймы всё же выпадают.

Кунашир_Тропа Столбовая и мыс Столбчатый

Нечто подобное можно видеть в Ирландии, в Шотландии, а также в Армении. В некоторых местах поверхность мыса гладкая, словно брусчатка на Красной Площади. Теоретически, здешний камень можно использовать как строительный материал. Единственное, уж больно далеко Кунашир от материковой России.

Наконец, проводники объявляют, что мы преодолели все самые сложные препятствия, и теперь нам предлагается просто отдохнуть, наслаждаясь созерцанием.

Кунашир_Тропа Столбовая и мыс Столбчатый

В этом месте природа, словно специально, обустроила что-то типа плавательной дорожки. Кто-то из моих спутников раздевается и идёт купаться.

Я же, стараюсь как можно лучше осмотреть и запомнить здешние красоты.

Кунашир_Тропа Столбовая и мыс Столбчатый

Мыс Столбчатый находится на Восточном побережье. Его омывает Тихий океан.

Кунашир_Тропа Столбовая и мыс Столбчатый

Повезло увидеть группу водолазов. Изучая подводную составляющую мыса, ребята уже несколько дней погружаются в море. Это настоящие профессионалы, имеющие всё необходимое оборудование. Глядя на них, понимаешь, какое огромное количество времени нужно потратить, дабы качественно снять и показать зрителю малюсенький сюжетик.

Многие местные приезжают сюда на отдых именно. По скалам они не лазают и о всех красотах, которые увидели мы, они даже не знают, предполагая, что пройти вдоль скал не возможно. В общем, ловить рыбу кунаширцы стараются именно здесь.

Мы без улова также не остались. Один из наших гидов нашёл и вытащил из воды морскую звезду.

Кунашир_Тропа Столбовая и мыс Столбчатый

Гуляя по скалам, я встретил вот такую зверушку. Как она убежала из дома, или кто её тут забыл? Про то мне не ведомо. Могу читателей успокоить — зверушка не осталась брошенной, и ветер не свалил её в море.

Одна из моих спутниц, по имени Маша, забрала с собой мышонка-медвежонка. Он плыл вместе с нами на теплоходе. После я их видел вместе в Южно-Сахалинске. Кунаширская потеряшка, словно Золушка из сказки, полетела вместе с Машей в Москву.

Кунашир_Тропа Столбовая и мыс Столбчатый

Мыс Столбчатый занесен в реестр ЮНЕСКО как памятник природы мирового значения.

Будем надеяться, что чиновники этой организации доберутся сюда в скором времени.

Кунашир_Тропа Столбовая и мыс Столбчатый

Ну, а не приедут, в первую очередь сами многое для себя потеряют.

Полтора часа пролетели как один миг. Гиды торопят, нужно двигаться дальше. Огибаем последний кусочек мыса. Карабкаться по скалам здесь уже не нужно.

Кунашир_Тропа Столбовая и мыс Столбчатый

Если до этого высота скальных образований достигала 30–40 метров, то за поворотом все эти каменные карандаши, высунувшиеся из пенала, резко спрятались, кто под землю, кто под воду.

Нам и нашим потомкам, если мы будем себя правильно вести, всей этой красоты хватит минимум на 2 млн. лет…

Кунашир_Тропа Столбовая и мыс Столбчатый

На море удивительный штиль, а с неба нас ласкает солнце. Сам Господь в такие моменты отдыхает. Разделяя всеобщее благодушие и сбросив туман, на другой стороне пролива пред нами предстала своенравная Япония.

Далее нам предстояло обогнуть ещё одну скалу, но это было уже не сложно. Хотя, если ты молод и полон сил, тебе всё нипочём, но если человек в возрасте, многое даётся труднее.

Кунашир_Тропа Столбовая и мыс Столбчатый

На маршруте с нами была женщина по имени Эля. Три дня наши гиды только и делали, что твердили — Эля, не ходите на мыс Столбчатый, вы там не пройдёте. Эля не послушала и весь путь преодолела вместе с нами, уверенно, спокойно и без нытья. Эля, от автора тебе респект!!!

За последней скалой проложена грунтовка.

Кунашир_Тропа Столбовая и мыс Столбчатый

Наши водители давно ждали в определённом месте, причём ждали нас не только они, но и обед.

Передохнув, я вышел изучать берег. Один из местных указал на домик с голубой крышей, который просматривался чуть дальше по побережью. В настоящее время там наша погранзастава. Японцы выбору не перестают удивляться, при них в домике располагался…. бордель.

Мне повезло найти на берегу кусок гусеницы. Первая мысль — артефакт времён Второй мировой!…. Оказывается, нет, гусеница принадлежала советской бронемашине.

Кунашир_Тропа Столбовая и мыс Столбчатый

Во времена СССР обороноспособность Кунашира была на высоком уровне. При Ельцине всё быстро свернули, оставив на острове только пограничников. В настоящем ситуация меняется.

Возвращаясь в Южно-Курильск, мы наблюдали в этом районе большое количество брошенных дач. Говорят, причиной тому солдаты. Они, дескать, лазали в 90-х годах по дачам в поисках съестного? Так это или нет, не знаю. 90-ые давно прошли, а дачники на свои дачи не вернулись.

Народ на Кунашире меняется быстро. Приезжающие не спешат обустраиваться, ибо не чувствуют духовной связи с островом. Многие вахтовики вкалывают на работе и о красотах Кунашира даже не знают.