Турист Ольга Потемпа (Astro4ka)
Ольга Потемпа
была 14 декабря 2023 18:00

Белград — Сербия Июнь 2016

Цель путешествия посещение шести столиц бывшей Югославии, начали с Загреба, столицы Хорватии.

В Белграде устроились в первом приютившем нас 4-х звёздочном отеле Golden Hill, расположенном в восьми километрах от центра. Дорого, но по сравнению с отелем в Загребе по той же цене, этот просто великолепен. Приятный бонус отелю добавил его ресторан, где после устройства поужинали. У нас быстро приняли заказ и через пару минут уже неторопливо поглощали огромную порцию овощного рагу, запивая пивом и наслаждаясь отдыхом после насыщенного дня. Смущали только пристальные взгляды работников ресторана и наше одиночество в нём. Спросили, ответ поразил, ресторан к нашему приходу уже не работал, просто забыли закрыть дверь со стороны отеля, но раз появились клиенты, то должны быть обслужены, было приятно, но всё же неловко, что мы их задержали.

Фонтан на площади Николы Пашича в центре города.

Порадовало, что завтрак в отеле с 6 утра, кстати великолепный, поэтому в семь уже катили в центр города. Машину оставили, купив дневной проездной на весь городской транспорт.

Знакомство с Белградом начали с района Врачар, где расположены церковь и самый большой православный храм на Балканах — Святого Саввы. Отдали должное городскому транспорту, который ходит часто и точно по расписанию.

Образцом при строительстве храма послужил Софийский собор в Стамбуле, с небольшими отличиями. Планировалось строительство в 1894 году, фактическое же возведение здания началось в 1935 г., ненадолго, помешали Вторая Мировая война и пришедшие к власти коммунисты. Возобновилось строительство лишь спустя 50 лет. В 2004 году состоялось официальное открытие ещё не полностью законченного храма.
Справка: длина и ширина храма соответственно 91 на 81 метр, высота от пола до купола 65 метров, с крестом на куполе 79 метров, вместимость 10 тыс. верующих.

В наше посещение, это 2016 год, в полном разгаре шли отделочные работы, а все службы совершались в крипте подземной церкви, куда не попали именно из-за службы.

Внутренние работы в храме Святого Саввы ведутся до сих пор, пожалуй, это самый продолжительный храмовый долгострой, который длится уже более 126 лет.

Мощи архиепископа Саввы Сербского, скончавшегося в 1236 году и причисленного к лику Святых, пролежали в монастыре до 1594 года, пока не были сожжены оттоманскими властями на холме Врачар. Спустя 300 лет в память о святом, сделавшем много для сербского народа, построили на этом холме церковь Святого Саввы. Одновременно со строительством этой церкви, началось планирование строительства грандиозного храма Саввы Сербского.

Площадь Николы Пашича в самом сердце Белграда, где расположились правительственные здания: парламент; главная почта страны; дом правосудия; президентский дворец и ратуша.

Парламент, одно из самых красивых зданий Сербии, строилось с  1907 года почти 30 лет. Местные жители называют свою «жемчужину» архитектуры Домом Народной Скупщины.
Парламент, одно из самых красивых зданий Сербии, строилось с 1907 года почти 30 лет. Местные жители называют свою «жемчужину» архитектуры Домом Народной Скупщины.
Перед парадным входом Парламента скульптурная группа игра чёрных лошадей.
Перед парадным входом Парламента скульптурная группа "игра чёрных лошадей".
В монументальном здании постройки советских времён, располагаются Главная Почта страны и Дом Правосудия.
Старый дворец построен в 1884 г. для королевской фамилии Обреновичей. Дворец, переживший множество политических событий и не мало пострадавший, по окончании Второй мировой войны был восстановлен и сейчас служит в качестве Белградской мэрии.

Сквер между Старым и Новым дворцами в центре города.
Церковь Святого Марка построена в 1940 г., но внутренняя отделка продолжалась ещё после Второй мировой войны. Высота храма 60 м, диаметр главного купола 10 м. Здесь находятся гробницы семейств королевских династий, епископов  и великих князей сербских.
Церковь Святого Марка построена в 1940 г., но внутренняя отделка продолжалась ещё после Второй мировой войны. Высота храма 60 м, диаметр главного купола 10 м. Здесь находятся гробницы семейств королевских династий, епископов и великих князей сербских.

Рядом с церковью Святого Марка маленькая, но красивая русская церковь святой Троицы с голубым куполом.

В километре от площади Пашича находится площадь Республики, это главная площадь Белграда, на которой расположены здания Национального музея и Национального театра.

Национальный музей, справа Национальный театр (Народно позориште, интересненько звучит).

История знаменитой старинной улицы Скадарлия берёт начало с 30-х годов XIX века, с момента появления цыганского поселения в заброшенных траншеях перед крепостным валом. Это место стало называться Скадар в честь средневековой столицы Сербии, в настоящее время это город Шкодер и принадлежит Албании, посетили его в 2012-ом году. Позже улица начала приобретать богемный характер и Скадарлию превратили в живой музей. В 1977 году по инициативе Парижа, Скадарлия стала официально называться Монмартр Белграда и неофициально — Московским Арбатом.

По странам бывшей Югославии. Сербия. Белград, с дорожно-погодным приключением

Побывать на Скадарской улице и не посидеть в ресторане, это нонсенс. Вечерами здесь невероятно много народу, в кафе и ресторанах трудно найти свободное место. Мы были в обеденное время, но после обильного завтрака есть не хотелось, попили в одиночестве кофе.

От Скадарской улицы до средневековой крепости Калемегдан около двух километров. Прогулялись по главной пешеходной улице Князя Михаила, с магазинами, сувенирными лавочками, ресторанами и кафе. Этот район до сих пор называют турецким, когда то здесь было много мечетей и домов в турецком стиле, к сожалению, не сохранившихся до наших дней.

Крепость Калемегдан расположена на вершине 125 метрового холма у слияния рек Дуная и Савы. Не углубляясь в длинную историю крепости, о которой писано-переписано даже здесь, на туристере, хочу лишь коротко сказать, откуда взялось нынешнее название крепости, тогда как долгие века она была Белым городом, давшим название Белграду.

Летом 1521 года турецкие войска, во главе с султаном Сулейманом Великолепным, заняли белградскую крепость и город. Турки по достоинству оценили расположение и мощь крепости, назвав её «Фечир баир», что звучит как холм для размышлений. Название Калемегдан сохранилось с того времени и происходит из двух турецких слов: крепость (kale) и поле битвы (megdan), в буквальном переводе «крепость поля битвы».

Крепость разрушалась в ходе Первой и Второй Мировых войн, но всегда восстанавливалaсь.

По странам бывшей Югославии. Сербия. Белград, с дорожно-погодным приключением

Широкие рвы между стенами крепости отданы под спортивные, развлекательные и детские площадки, под музейные экспонаты военной техники.

Музей военной техники.
По странам бывшей Югославии. Сербия. Белград, с дорожно-погодным приключением

Крепость настолько огромна, что за два часа, набегав вокруг и внутри километра три, осмотрели далеко не всё.

По странам бывшей Югославии. Сербия. Белград, с дорожно-погодным приключением
Справа виднеется Церковь Ружица.
По странам бывшей Югославии. Сербия. Белград, с дорожно-погодным приключением

Венцом крепости является символ Белграда, статуя Победителя в честь победы Сербии в войнах 1912—1918 гг. Лицо воина обращено к противоположному берегу Савы, откуда и нападали враги.

По странам бывшей Югославии. Сербия. Белград, с дорожно-погодным приключением
Место слияния рек Савы и Дуная.

Славяне называли крепость Београд (Белая крепость), что в дальнейшем и дало название самому городу. Мы же ограничились осмотром крепости, не заходя в музеи и катакомбы, но даже двух часов, проведённых на её территории, при температуре +34 в тени, хватило с лихвой без сил приземлиться за столиком кафе, где отлично отдохнули, устроив себе праздник живота. Сейчас жалеем, что не прошли чуть далее к кафедральному собору Святого Михаила Архангела, являющемуся главной Сербской православной церковью Белграда.

Едем в район Земун, который ранее был отдельным городом. Земунцы всегда считали, что их поселение появилось гораздо раньше Белграда, да и культурные традиции более древние. Так это или инче сейчас выяснить сложно, но в Белграде признают, что люди в Земуне особенные, это выражаются в характере и даже в сленге. Так например, земунцы часто переставляют последний слог слова вперед. Таким образом вместо слова «закон» получается «конза», вместо «брате» — «тебра» и т. д. Это просто сленг, но существует он именно здесь. Еще одна особенность Земуна — это то, что многие улицы здесь имеют такие же названия, как и в центре Белграда

По дороге можно было увидеть разрушенные войной здания, специально оставленные, как память о страшной трагедии девяностых.

По странам бывшей Югославии. Сербия. Белград, с дорожно-погодным приключением

Погуляли по каменистым вековым улочкам района Земун. Поднялись на холм Гардош по крутым ступеням к башне Гардош, которую ещё называют Башней Тысячелетия или Башней Миллениум. Она возведена в 1896 году в честь тысячелетия основания государства. Высота ее — 36 метров. В 1962 году башню отреставрировали, с тех пор она является одной из самых посещаемых достопримечательностей Земуна.

С верху башни Гардош открывается замечательный вид на город, церковь Николая Чудотворца, одну из самых старых сербских церквей, сохранившихся до наших дней, церковь святого Димитрия.

Церковь Николая Чудотворца.
По странам бывшей Югославии. Сербия. Белград, с дорожно-погодным приключением

Поехали до реки Сава при впадении её в Дунай, но увидев огромный Шопинг-центр, решили заглянуть. Купить там можно всё, но не дешевле, чем в Германии. Соблазнились небольшим рюкзаком для фитнеса, не зная ещё, что вскоре он очень пригодится. Время к вечеру, жара не спадала, уже никуда и ничего не хотелось, только отель, вкусный ужин и спать.

Размечтались, даже представить себе не могли, что в отель попадём лишь поздним вечером. Далее начался дорожно-погодный кошмар. Сели в трамвай в сторону реки Сава, откуда ближе всего к отелю, но через пару остановок свернули не в ту сторону. Трасса была широкой и загруженной, нам посоветовали доехать до конечной и пересесть на автобус. Но вот засада, не знали, на какой автобус сесть. Адрес не записали, а название отеля ни кто не слышал, хотя на остановке было полно народа. Молодёжь пыталась помочь через интернет, но не нашли в Белграде отеля с таким названием, просто диво-дивное. Знали одно, отель находится на другой стороне реки Сава на холме, значит надо сесть в автобус, пересекающий реку.

Мост над Адой в паре километров от нашего отеля, называется так, потому что под ним кусочек острова Ада.

Сели, реку пересекли, но автобус оказался скоростным и первая остановка была чёрт-те-где. Вышли, перешли на другую сторону и поехали назад эту длиннющую остановку, снова оказались за рекой на том же месте. За время наших поездок туда-сюда небо потемнело и начали собираться грозовые тучи. Решили больше не рисковать и поехать в центр, оттуда известным нам маршрутом в отель, это большой круг, но зато надёжный.

К счастью, автобус повернул именно на наш мост «над Адой» и первая остановка была сразу за рекой, где и нужно. Выскочили, район, где находился отель, был уже виден на холме, решили пару остановок подъехать.

Вскочили в первый автобус и… уехали, оказался междугородним, а на вид обычный городской. Были потрясены, когда вскоре выехали за город на скоростное шоссе и помчались без остановок неведомо куда. Ко всему начался страшный ливень с градом. Проситься выходить не было смысла, от бессилия изменить ситуацию была близка к истерике. Время за 19, автобуса из деревни в город до завтра могло и не быть, как и отеля там.

Минут через тридцать автобус сделал остановку на повороте, далеко впереди светились огни селения, куда видимо и шёл автобус. На остановке стояли люди, значит транспорт ходит, выскочили. Ливень с градом продолжался. Узенькая остановка не спасала, но хоть град по голове не стучал. Купленный в торговом центре рюкзак оказался кстати, спрятали фотоаппараты.

Остановка была не на нашей стороне, никакого расписания, на вопрос — когда, все пожимали плечами. Автобус вырос неожиданно из стены дождя, бежали через широкую трассу, вопя и махая руками водителю. Странно, но в сторону города желающие уехать были только мы. В пустом автобусе забились за водительской кабиной, на нас не было сухой нитки, промок и плотный рюкзак. Опасались контроля, не зная, проходят ли наши проездные на междугороднем автобусе, но ни туда, ни обратно билеты не проверяли.

Вышли на той же остановке, где и зашли. Дождь продолжался, но уже без града. Добежали до видимой вдали автозаправки. Как по эшафоту прошла сквозь строй ухмыляющихся водил, скопившихся на заправке и пережидающих дождь. Я действительно выглядела драмо-комично в мокрой белой одежде, прилипшей к телу, причём прозрачными стали не только белые блуза с капри, но и нижнее бельё. В кафе на заправке час пережидали дождь, подсушившись и отогревшись горячим травяным чаем, никогда не пила такого вкусного чая с лимоном, мёдом и цимтом.

До отеля шли пешком, поднимаясь в гору по узкой улочке, с трудом справляясь с бурным грязным потоком, стекающим по дороге. Приятно удивило, что машины, мчащиеся вниз как моторные лодки с водяными крыльями, проезжая мимо нас «шёпотом» и ни одна не окатила. После этого зауважала всех сербских водителей и простила разозливших на заправке.

В номере обнаружили приятный сюрприз: пакетики чая, кофе, сливок, сахара, несколько кексов, пару шоколадок и две фляшечки ликёра. После перенесённого потрясения ужинать не хотелось, обошлись этими вкусностями.

При выезде поинтересовались на рецепшин, почему не смогли найти отель в интернете, оказалось, что название недавно сменили, а новую вывеску сделать не успели. Мы вселялись в отель «Шумадия», который был уже Golden Hill.

Утром, после раннего завтрака, выкатились в Приштину, столицу частично признанной Республики Косово.