Турист Анна Бекасова (AnnaBek)
Анна Бекасова
была 28 февраля 2022 18:33

Мурманск и Териберка: навстречу полярной ночи

Мурманск, Териберка — Россия Январь 2021

В моём списке желанных поездок эти северные города появились неожиданно, как сильные московские морозы в этом январе. Захотелось настоящего зимнего колорита со снежными барханами и полярной ночью. Желание усилилось после просмотра сюжета «Неизвестной России» о Териберке — слишком уж атмосферно выглядели здешние места. На том и решили: летим на пару дней в Мурманск, а оттуда уже в этот сказочный уголок на берегу Баренцева моря.

Такая вот в Мурманске полярная ночь

Про мурманские достопримечательности и полярную ночь

Прилетели мы поздно вечером, поэтому прелести полярной ночи оценить не смогли. Зато с лихвой наверстали упущенное в следующие дни. Поначалу было очень непривычно: на часах одиннадцать дня, на улице царит «предрассветный мрак», а вместо солнца светит луна. Потом, правда, понемногу светлеет, но общую картину это сильно не меняет. Невольно начинаешь сочувствовать меланхоличным людям — несладко им приходится во время этих сорока бессолнечных дней.

Неочищенные от снега тротуары и лестницы возвращали к действительности. А она в столице Арктики местами довольно неплохая: из-за старой однотипной постройки то и дело выглядывают более весёлые новостройки и облагороженные дома, по пути попадаются скульптуры и памятники.

Памятник «Защитникам Заполярья»

Один из них, защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны, собирает немало зевак. 42-метровый мемориал кажется исполином, поглядывающим с сопки Зелёный Мыс на скучающие в Кольском заливе корабли. Зрелище действительно впечатляющее. Что-то мне подсказывает, что летом здешние места выглядят ничуть не хуже.

Ярмарка в центральной части города

Из Ленинского округа Мурманска перемещаемся в Октябрьский. Исследуем местную ярмарку и греемся виноградным глёгом — напитком с явно нерусским происхождением. Смотрим на оптимистичный лозунг «На севере жить», один из которых украшает главную площадь города под названием «Пять углов».

Если вам повезёт больше, и вы окажетесь в Мурманске в посткоронавирусную эпоху, побывайте на атомном ледоколе «Ленин». В дни нашего приезда музей был закрыт.

Про северное сияние

Единственное северное сияние, которое мы там застали, висело в рамке на стене нашего отельного ресторана и украшало местные сувениры.

Скажу сразу: увидеть это природное явление не было нашей основной целью. Хотя, не скрою, очень хотелось проснуться посреди ночи, одернуть шторы и посмотреть, как небо окрасилось бледно-зелёными и фиолетовыми оттенками. Но так бывает редко — в Мурманске слишком большое световое загрязнение.

По этой причине глобальная сеть и рекламные буклеты города пестрят специальными турами, обещающими настоящую охоту за этим эффектным зрелищем. Можно обойтись и без посредников. Просто выехать туда, где почти нет лишнего света. Ну, и конечно же, обзавестись везением, ведь появление северного сияния зависит не от одного фактора.

Вид на сопку из окна гостиницы в Мурманске

Про Териберку: снежную и популярную

Мурманская примета гласит: если возле вашего отеля рано утром толпится слишком много людей с рюкзаками, то скоро все они окажутся в Териберке.

Догадку подтвердил и наш гид, обеспечивавший трансфер и экскурсионное сопровождение. Все выезжают примерно в одно и то же время, чтобы успеть насладиться природными красотами нетронутого уголка до наступления полной темноты. Есть и плюс: если вдруг заблудишься, вереница машин укажет верное направление.

В бескрайней тундре

Первая остановка — через час с небольшим. Выходим, чтобы посмотреть на заснеженную тундру. Впечатление необычное: кажется, будто небо сливается с землёй. Глаз цепляется только за линии электропередач и тёмные пятна — фигуры таких же туристов. Через несколько километров местность оживляют невысокие пирамиды из камней. Их сооружение — новая традиция путешественников.

В окрестностях Батарейского водопада

Замёрзшее водохранилище, высокие гранитные скалы и пробившийся сигнал сотовой связи предвещают, что скоро окажемся на месте. Так и есть.

Песчаная кромка у Баренцева моря

Знакомство с Териберкой начинаем с заснеженного побережья Баренцева моря. Песчаная кромка вдоль воды, выражаясь заумно, вызывает когнитивный диссонанс. А вот выброшенное несколько лет назад во время шторма судно смотрится вполне органично. Даже, грешным делом, подумала, что его установили специально, как и качели в паре метров отсюда.

Кладбище кораблей

Ещё больше остовов судов можно лицезреть на кладбище кораблей. Место до того полюбилось туристам, что стало одной из самых фотографируемых российских локаций. Произошло это из-за общей популярности Териберки, нескончаемый поток путешественников в которую хлынул после выхода «Левиафана». Свою лепту внес и National Geographic, включивший посёлок в двадцатку лучших мест.

Плюсы и минусы

С одной стороны, это хорошо: появились гостевые дома и рестораны (их здесь три или четыре), у местных стало больше возможностей для заработка (снегоходы всегда наготове, олени и хаски — в ожидании гостей).

Каменистый пляж Териберки,  за крупный размер валунов в народе прозванный «яйцами динозавра»
Каменистый пляж Териберки, за крупный размер валунов в народе прозванный «яйцами динозавра»

А со второй, видно, что этот крохотный уголок не готов к такому потоку: рестораны почти всегда переполнены, с туалетами, извиняюсь за столь откровенные подробности, проблемы, а в ощущения от заполярных красот вклиниваются звуки автомобильных двигателей и шумные голоса.

Вблизи

Но если отбросить субъективные умозаключения и сконцентрироваться только на природных достопримечательностях, в награду получишь гораздо больше: ноги запомнят, как ступали по огромным валунам каменистого пляжа, глаза — как смотрели на водную гладь, переходящую в Северный Ледовитый океан, а разум — как сопротивлялся «восхождению» на гранитную скалу в окрестностях Батарейского водопада.