Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была сегодня 16:03

Таллин — Эстония Декабрь 2018

Пожалуй, мистическому городу Таллин более всего подойдет девиз «Добро пожаловать в средневековье». И дело тут не только в особой сохранности зданий, крепостных стен и соборных шпилей, которыми гордится древний Ревель, но и в удивительной атмосфере, что царит на улицах Старого города. Атмосфера эта, надо сказать, жителями особенно культивируется и преподносится как нечто аутентичное, присущее только им. Мы и не спорим — пусть будет сказка.

Мистический Таллин. Сказки, легенды, предания…

А в какой сказке без привидений, ведьм, непорочных дев и самого господина Нечистого? С него и начнем.

Окно по адресу Rataskaevu 16, свадьба Дьявола и возмездие по-булгаковски

Пожалуй, главная страшилка Старого города связана с улицей Rataskaevu. По этому адресу проживал промотавшийся в пух и прах игрок — на этой почве он потерял жену, детей, и всякие жизненные блага. Деваться ему было некуда, разве что намылить веревку, и тут к отчаявшемуся субъекту приходит удача. Загадочный человек в ночи просит сдать ему верхний этаж — за большие деньги, но с условием.

Мистический Таллин. Сказки, легенды, предания…

У господина, дескать, там пройдет свадебная вечеринка под грифом «только для своих». Гости появятся и уйдут инкогнито — все шито-крыто. Нашему герою условие вполне подошло: кто платит деньги, тот музыку и заказывает, как известно.

Тот самый дом с нехорошей квартирой
Тот самый дом с "нехорошей квартирой"

А музыки и шума было вдоволь. Когда слуга решил все же полюбопытствовать, кто же гуляет сегодня в их особняке, он убегал от замочной скважины поседевшим и с воплями. Все гости были с рогами, хвостами, или вовсе без признаков жизни, а юную невесту сопровождал сам Сатана. Почти булгаковская история закончилась утром, когда гостей и в самом деле след простыл. Хозяина ждал мешок с золотом — щедрая плата за гостеприимство, который при ближайшем рассмотрении превратился в пыль — также по Булгакову совсем.

Мистический Таллин. Сказки, легенды, предания…

То окно, через которое попали в особняк сомнительные гости, впоследствии замуровали. Но Дьявол иногда наведывается сюда, говорят — когда заезжает в Таллин.

Легенда церкви Олевисте

Одной из культурных и исторических доминант Старого Таллина уже многие столетия остается церковь святого Олафа. Причем, доминантой в прямом смысле слова — эта церковь долгое время была самым высоким зданием не только Таллина, но и всей Европы, и даже мира.

Храм Олевисте в панораме Таллина, фото с сайта VisitEstonia

Если верить официальной истории, церковь названа в честь норвежского короля, позднее причисленного к лику святых. У горожан иное мнение — давным-давно, на заре времен, храм назвали в честь его строителя, ловкого и умелого Олафа. Тот, надо думать, состоял в дружбе с нашим предыдущим героем, иначе как объяснить строительство храма такой небывалой красоты и высоты в короткие сроки?

Мистический Таллин. Сказки, легенды, предания…

Дело было в древнем Ревеле. На дворе стоял 1267 год — эпоха массового продвижения христианства в языческие массы. Величественный храм нужен был и в качестве культового объекта, и как ориентир для купеческих кораблей, заходящих в порт Таллина — ревельские предприниматели никогда о выгоде не забывали.

Построить такой невероятный собор взялся иногородний мастер. Он потребовал за свои услуги непомерную плату — 10 бочонков золота, но и результат гарантировал отличный. Городскому магистрату сумма показалась неподъемной, тогда авантюрный архитектор предложил сделку. Если кто-то в городе узнает его имя (мастер, напоминаю, был нездешний), он работает бесплатно.

Мистический Таллин. Сказки, легенды, предания…

Строительство подходило к концу, а как там будет зодчего по батюшке, так никто и не разведал. Повезло лишь одному пройдохе: он подслушал, как жена Олафа поет колыбельную маленькому сыну, о папе Олафе. На следующий день, когда Олаф устанавливал шпиль собора — высоченный, пронзающий небо на уровне 159 метров, только представьте! его окликнули по имени. С досады мастер оступился, и упал на мостовую, к ногам зевак. А Таллин получил и новый собор, и 10 бочонков золота сохранил.

P. S. Помните, я писала недавно о причудливом графике работы таллинской Ратуши? Так вот, у храма Олевисте он не менее занятный. Посетить собор можно с 1 апреля (это не шутка) до 31 октября. В остальное время двери храма — признаться, очень красивые, остаются закрытыми.

Мистический Таллин. Сказки, легенды, предания…

График работы многих культурных объектов — еще одна загадка Таллина.

Про Черную Смерть и средневековую пандемию

Как и большинство городов средневековья, Таллин не пощадила чума. Черная Смерть шла от дома к дому, от хижины бедняка к дворцу рыцаря — кара Господня не жалела никого. Люди лечились постом и покаянием, применяли травы, окуривали жилища ароматным дымом — все без толку. За утешением приходили в церковь — например, помолиться святому Николаю.

Мистический Таллин. Сказки, легенды, предания…

Храм Нигулисте — один из красивейших и самых древних в купеческом Ревеле. Он пережил не одну войну, мор, смену власти и эпидемию. Страшное бедствие XIV века отражено на эпическом полотне немецкого художника Бернта Нотке. «Пляска смерти» и по сей день хранится в храме-музее Нигулисте.

Мистический Таллин. Сказки, легенды, предания…

Считается, что это лишь эпизод грандиозного полотна длиной в 30 метров — все, что сохранилось сквозь века.

Мистический Таллин. Сказки, легенды, предания…

Его можно осмотреть, если приехать в Таллин и купить билет в музей.

Призраки Девичьей башни

Одной из причин неприступности Таллина стала его крепостная стена — мощная, устойчивая, величественная. Помимо фотогеничности, крепость средневекового Ревеля известна своими переходами и башнями — в наши дни многие из них открыты для визита.

Мистический Таллин. Сказки, легенды, предания…

Например, Девичья башня — одна из самых красивых. А знаете почему она девичья? Свою теорию предлагает сразу несколько легенд, одна другой печальнее. Возможно, если верить сказке № 1, в ее стенах при строительстве осталась замурована юная и прекрасная дева. Кто и когда решил, что кровь молодой красавицы сделает башню неприступной, неизвестно, однако самой барышне это пришлось явно не по нраву.

Позднее, как известно, в башне устроили тюрьму. В ее стенах томились женщины, уличенные в супружеской измене (уверена, мужского варианта наказания за подобный проступок никто не предлагал!), и девушки с пониженной социальной ответственностью.

Мистический Таллин. Сказки, легенды, предания…

А также девицы, отказавшиеся выходить замуж за нелюбимых — в средние века это был верх распущенности! Многие из них ушли отсюда в последний путь. Считается, что их призраки и по сей день навещают башню — хотя на количестве гостей в местном музее, и посетителей в кафе, это никак не сказывается.

Мы в ту башню поднимались, но никого не встретили — попытайте счастье, при желании, вы:)

Рецепт влюбленного алхимика

А лучше не будите лихо, а пойдите выпить кофе с местной сладостью. Еще одна таллинская городская легенда — на этот раз очень добрая, рассказывает о молодом аптекаре из средневековья. Итак, Ревель, Ратушная площадь, 1422 год.

Мистический Таллин. Сказки, легенды, предания…

В городе недавно окончилась одна из эпидемий чумы, проредившая население втрое. Нужно было как-то поднимать дух горожан, и все аптекари, прежде работавшие над вакциной от коронавируса чумы, переключились на антистресс-средства. Алхимику из древнейшей в Европе (а возможно, и во всем мире) аптеки удался опыт — по крайней мере, на вкус лакомство было кусочком рая. Так родился марципан.

Антураж Ратушной аптеки - древнейшей в Европе.

Создатель позиционировал свое открытие как «средство от любовной хандры, депрессии, плохого настроения». А также рекомендовал употреблять мужчинам, замеченным в уклонении от супружеского долга — надо ведь улучшать демографическую ситуацию в стране после пандемий!

Мистический Таллин. Сказки, легенды, предания…

Что из этого правда, не известно, но я точно знаю, где находится та самая аптека. Записывайте адрес: Ратушная площадь, 11.

А еще я знаю, где попробовать лучший марципан. Кафе Maiasmokk, улица Пикк, 16. В наши дни марципан перестал прописываться по рецепту, и отпускается совершенно свободно, всем желающим.

Мистический Таллин. Сказки, легенды, предания…

Он стал еще одной таллинской легендой — очень вкусной и манящей!