Турист Кувшинов Виктор (shatyn2703)
Кувшинов Виктор — был вчера 23:10
Попробую разгонять мглу на холмах Грузии ))

В гостях у шуян и шуянок. Один день в Шуе с элементами квеста и моментами дежавю

Шуя — Россия Август 2020

Умолкла Шуя тароватая.

Но длится мой прозрачный сон,

И чую в воздухе заката я,

Как ласков колокольный звон. Константин Бальмонт

При автопутешествии по Ивановской области в августе месяце мы посетили Шую, которая находится в 30 километрах от Иванова. Нельзя сказать, что город изобилует историческими памятниками. Скорее всего его, как и областной центр, включали в советское время в маршрут «Золотое кольцо» в целях пропаганды и популяризации революционных традиций. Шуя не относится к числу популярных туристических городов. Но все равно в городе нашлось, что посмотреть. В настоящее время скоростной поезд Ласточка ходит из Москвы в Иваново через Шую, недавно реконструирован городской вокзал, так что добраться до города из Москвы туристам достаточно несложно и комфортно.

Один приятель, услышав о том, что мы собрались посетить город, спросил: «К шуякам, значит, гостить поедете?» Этот вопрос сначала поставил в тупик — то ли к шуякам, то ли к шуйцам и шуйкам)) Правильное произношение названия горожан — в названии рассказа.

Считается, что название «Шуя» произошло от старославянского слова, означающего «левая сторона», так как изначально древнее поселение было основано на левой стороне реки Теза. Датой основания города считается 1539 год, хотя понятно, что такие даты весьма условны, некоторые историки исчисляют возраст города почти на 200 лет старше. Долгое время городом правили князья, получивших прозвание Шуйских. Династия Шуйских сыграла заметную роль в Российской истории, Василий Иванович Шуйский был последним русским царем из рода Рюриковичей, он правил страной с 1606 по1610 годы.

История города тесно соприкасалась с важными вехами развития русского государства. Шуя, как и большинство других русских древних городов, не раз страдала от вражеских набегов, неоднократно рушились подожжённые неприятелем стены и башни деревянной крепости. До наших дней дошли лишь высокие земляные валы по берегу реки, на которых некогда она стояла.

Своим экономическим развитием город всецело был обязан оборотистым и предприимчивым жителям мастерового и купеческого сословия. Народ в Шуе жил на редкость трудолюбивый и с таким рвением занимался различными видами ремесел, что местному начальству иногда приходилось сдерживать трудовой пыл населения. Воевода И. И. Барков в 1668 году издал курьёзный указ о том, что не молящихся в церквях, а работающих шуян в воскресные дни следует ловить, бить батогами и штрафовать. Вот так в старину делали прививку от трудоголизма, похоже, что перестарались…

Издавна Шуйско-Ивановские земли славились производством льняных тканей. К середине 19 века в Шуе работало 17 ткацких и 8 ситценабивных фабрик. В настоящее время в городе действует предприятие «Шуйские ситцы», которое, после тяжелых лет развала промышленности, сумело сохраниться и на сегодняшний день является единственным в России текстильным предприятием полного цикла производства.

Кроме общего знакомства с городом, мы посетили три городских музея. В городе еще существует частный Музей мыла, который в день нашего приезда не работал. Наличие такого музея обосновано тем, что мыловарение было самой древней отраслью промышленности города, первые упоминания об этом занятии относятся к началу 17 века. На гербе Шуи не зря присутствует изображение бруска мыла. Другим старинным промыслом Шуи был овчинно-шубный, который процветал в 16–17 веках, поэтому царя Василия Шуйского в народе называли «шубником», но шубного музея в городе нет)) Для туристов также представляет интерес особняк купца Павлова, но он находится в отдалении от исторического центра города, на другом берегу реки Теза.

Первым делом в Шуе мы посетили музей с интересным названием «Казенный винный склад № 3» (Шуя, ул. Завокзальная, 17), который находится недалеко от въезда в город со стороны Иваново в старинном здании, принадлежащем заводу ОАО «Шуйская водка».

С продукцией завода — клюквенной настойкой мы познакомились летом 2018 года при посещении Музея водки в городе Угличе. По окончании экскурсии туристов угощали настойкой, разливая ее в рюмку, величиной с наперсток, из заводской бутылки. Понравился естественный, не химический вкус аперитива. Обнаружили настойку в продаже, стоила недорого, в районе 200 рублей за бутылку. Мы покупали ее в магазинах во время путешествия по Ярославской и Вологодской областях и решили, что и в Москве настойку можно легко приобрести. И были сильно удивлены тем фактом, что в Москве настойки Шуйского завода найти в продаже сложно, только иногда что-то бывает в магазинах торговой сети «Бристоль», или же продукцию надо заказывать в интернете. Ситуация непонятная, закралась парадоксальная мысль — может ритейлеры не торгуют продукцией завода именно потому, что она качественная и дешевая?

Само собой, что при поездке в Шую решили осмотреть музей, а заодно и прикупить настоек в фирменном магазине, с музеем совмещенном. В принципе, я согласен с теми, кто считает музей маркетинговым ходом для привлечения внимания покупателей — он состоит из пары проходных комнат и приводит к входу в магазин. Тем не менее, музей симпатичный, позволяет узнать историю предприятия. Музей и магазин располагается в кирпичном здании, которому более 100 лет.

Сама экспозиция музея, кроме истории завода и наград, демонстрирует образцы продукции, предметы быта, фотографии. У завода интересная история — он был создан в конце 19 века, когда государство взялось за монополизацию рынка алкоголя в целях повышения его качества и, главное — пополнения казны. Началось строительство 300 казенных винных заводов, один из которых и был построен в Шуе. С 1915 по 1925 год завод находился на консервации из-за борьбы, начатой государством за трезвость во время 1 Мировой войны. Большевистскому государству были необходимы финансы и производство возобновило свою работу. Во время горбачевской компании по борьбе с пьянством завод вновь был закрыт на 5 лет. Известно, чем эта борьба закончилась — производство открылось вновь.

Пережив сложные 90-е годы, завод наладил выпуск водок, бальзамов и настоек высшего класса. Основной принцип, который декларируется — использование в технологии натурального сырья без ароматизаторов. Про водку ничего сказать не могу, а вот клюквенная и вишневая настойки и бальзам «Старая Шуя» хорошего качества — мы благополучно отгрузили в свой автомобиль бутылки в двух аккуратных картонных ящиках и они, как сувениры друзьям, разлетелись на ура)) Да и все другие посетители магазина не уходили с пустыми руками.

Далее мы занялись осмотром великолепного комплекса Воскресенского собора и колокольни (Шуя, Зеленая площадь, 4). Перед колокольней Воскресенского собора находится памятник священникам и мирянам работы скульптора А. И. Рукавишникова. Открытие памятника состоялось в 2007 году. Он напоминает о печальных событиях 1922 года, когда жители города воспротивились изъятию большевистскими властями ценностей из Воскресенского собора, красноармейцам и милиции было оказано сопротивление. После ударившего с колокольни набата по прихожанам была открыта пулеметная стрельба, среди защитников храма пострадало 22 человека, четверо были убиты, среди них — девочка-подросток. Через два месяца по приговору революционного суда протоиерея собора и еще двух человек расстреляли.

Реакция на события в Шуе революционных властей была незамедлительна — начались масштабные репрессии духовенства по всей стране, массовые аресты, небывалые в истории гонения на Православную Церковь.

В 2000 году на Соборе РПЦ были причислены к лику новомучеников и исповедников Российских семь человек — священники и горожане, убитые у стен собора и расстрелянные после суда.

Интересный вопрос — почему именно Шуя, которая считалась революционным городом, сформировавшим целые полки добровольцев-красноармейцев, первой стала сопротивляться политике изъятия церковных ценностей, а не другие, более консервативные и богомольные города? На этот вопрос нет однозначного ответа…

Сам Воскресенский храм называют шедевром русского зодчества. Его строительство датируется концом 18 века — 9 сентября 1798 года произошла церемония освящения собора. Храм приобрел архитектурный облик, сохранившийся в основном до настоящего времени, это яркий памятник раннего классицизма, но с традиционными русскими куполами-луковицами.

Храм стал особенно известен в связи с нахождением в нем Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери, написанной местным иконописцем Герасимом Иконниковым во время эпидемии чумы, свирепствовавшей в 1654–1655 годах, когда умерло почти половина населения города. От новоявленной иконы стали происходить многочисленные исцеления и в 1667 году специальная патриаршая комиссия признала ее чудотворной.

В честь иконы отмечаются праздники, к сожалению, сама она пропала во времена борьбы с религией при советской власти. После многолетнего запустения, богослужения в Воскресенском соборе, переданном Церкви, возобновились в 1990 году.

Однозначной доминантой города является колокольня Воскресенского собора. Она, будто гостеприимная хозяйка Шуи, встречает дорогих гостей перезвоном своих колоколов. Эта колокольня очень высокая. По данным одних справочников, она является самой высокой колокольней среди звонниц, стоящих отдельно от храма, в России, а по данным других — в Европе. Высота строения достигает 106 метров. На самом верхнем ярусе находится смотровая площадка, откуда открываются головокружительные виды на панораму города.

Колокольня возводилась позже Воскресенского храма, строилось в течение 22 лет. Начинал ее строить итальянский архитектор Гауденцио Маричелли, однако в 1819 году колокольня, построенная до третьего яруса, неожиданно обрушилась. Последующие работы проводились по проекту губернского архитектора Евграфа Яковлевича Петрова, ученика зодчего Казакова. Строительными работами руководил крестьянин-самоучка Михаил Саватеев. На торжества по открытию колокольни в 1832 году в Шую съехалось огромное количество народа из окрестностей и других губерний.

Конечно, я загорелся желанием побывать на колокольне, хотя вход на нее был закрыт на висячий замок. Отправился в храм узнать о возможности посещения и все разрешилось в одну минуту — труженица церковной лавки сказала, что выдает ключи от колокольни за волшебную бумажку в 100 рублей. Минутный расчет — и мне выдали связку ключей. На мой удивленный взгляд женщина улыбнулась: "Там на разных ярусах несколько замков, как-нибудь ключи подберете. Никто не торопит, только в колокола не звоните." Задание из квеста, но не самое сложное. Похожую историю с посещением колокольни мы проходили два года назад, в городе Мышкин, так что опыт был, только в этот раз жена не захотела лезть на колокольню, о чем впоследствии пожалела…

Надо сказать, что красота места, интерьеры, малолюдность и настрой на погружение в историю способствовал возникновению ээффекта дежавю — казалось, что видел уже эту красоту когда-то много лет назад, в другом веке, будучи другим человеком… Поэтому и язык изложения в рассказе временами сбивается на устаревший, который использовали лет 200 назад. Ох уж эти авторские фантазии…

Не торопясь, подбирая ключи к замкам, поднимаясь с яруса на ярус по достаточно крутой лестнице, я не ощущал высоты, так как лестница проходила внутри башни. Зато на верхнем ярусе почувствовал восторг, смешанный со страхом — старая подлая подружка акрофобия сразу напомнила о себе легким головокружением и мурашками. Но здоровое любопытство, вид красивых окрестностей, теплая безветренная погода, отсутствие других туристов, даже всепроникающих китайцев, сделали свое дело — все смелей я приближался к перилам, выбирая ракурсы для фото и любуясь пасторальными видами.

Компанию мне составляли только непуганые птицы — удивленно курлыкали голуби, заливались соловьиными трелями стрижи. Душа ощутила благодать! Акрофобия съежилась и мигрировала во внутренний карман. Посетила безумная в своей храбрости мысль — хорошо бы полетать над такой красотой на параплане каком-нибудь…

Но тут раздался грубый и неуместный звук телефонного звонка и несколько раздраженный голос жены в трубке: «Долго ты еще там лазить будешь?.." на время вернул в реальность.

Как оказалось, во время моей колокольной медитации с одинокой туристкой заговорил господин гражданской наружности, по типажу напоминающий актера Георгия Буркова. Он поделился некоторыми знаниями на тему храма, истории города, поддерживал интеллигентный разговор, но быстро прокололся, обозначив свои меркантильные намерения открытым текстом — мол, надо срочно куда-то ехать, а вот денег то нет…

Такая неджентльменская трансформация поведения кавалера оскорбительна для дамы, ну, а кому же высказать свое раздражение мужским коварством, как не мужу?

Кстати, с колокольни прекрасно просматривается планировка города — неожиданно прямые, широкие улицы. Исторически в русских городах улочки застраивались хаотично, а строения были в основном деревянными — отсюда частые пожары, Шуя тоже неоднократно выгорала. Императрица Екатерина Великая, в заботе о сохранности русских городов, утвердила в 1770-е генеральный план их застроек, в котором предписывалось лучевое расположение улиц и площадей. Так что нынешняя планировка города — от матушки императрицы.

Позже, когда мы воссоединились на земле, стали невольными очевидцами одного неприятного происшествия. Остановились мы у чудесного Воскресенского храма благолепием его полюбоваться и лоб перекрестить, как вдруг узрели шумный скандал. Учинила его посадская девка — будучи в непотребном виде, желала она прорваться в храм и кричала, что ждет ее там милый дружок, некий Дмитрий. Инок пытался уговорить бесстыдницу покинуть территорию святой обители, но девка все более распалялась, громко выкрикивая срамную ругань и не желая подчиняться. Снял тогда служитель ремешок свой с чресел и перепоясал им негодную эту девку три раза, выгнав ее за забор храма… Проходя мимо нас после одержанной нелегкой победы и слыша удаляющиеся вопли дебоширки, служитель — мужчина обширного телосложения, красный одновременно от гнева и смущения, сказал извиняющимся тоном: «Ну, что вот с такими делать?…" А и действительно — что? Почему-то любят такие маргинальные особи в провинциальных городах тусоваться вблизи культурных и религиозных объектов.

Ради справедливости в защиту местных жителей хочу отметить высокую социальную ответственность шуян, которую они проявили по отношению к имуществу гостей города. Безалаберные гости, то есть мы, ночуя в арендуемой квартире и оставив на ночь автомобиль на улице, не захлопнули и не заблокировали его дверцу. Всю ночь машина, груженная аппетитной продукцией Шуйского винзавода, была совершенно беззащитна, но никто ее не тронул, хочется верить, что из высокой сознательности и чувства гостеприимства))

Следующим посещенным объектом стал очень симпатичный особнячок, в котором ранее располагалось городская управа. Изначально был построен в 1806 году в неорусском стиле на месте соляных амбаров. С 1850-х годов в здании располагалась городская дума и сиротский суд. В 1904–1906 году здание было дополнено пристройками и приняло современный вид, напоминающий терем. В настоящее время в нем располагается Литературно-краеведческий музей Константина Бальмонта (Шуя, пл. Ленина, 2).

Этот музей отражает жизнь и творчество известного поэта К. Д. Бальмонта и одновременно раскрывает историю его родины — города Шуи. Музей был основан в 1968 году, среди экспонатов имеются прижизненные издания и личные вещи Бальмонта. В залах музея собраны картины, фотографии, личные вещи, мебель, различные издания книг…

Нам музей показался бедноватым на интересные экспонаты. На первом этаже музея приютилась скромная экспозиция с намеком на краеведческую: коллекция шишек хвойных деревьев — подарок от жителей города, коллекция рогов — подарок от рогоносцев и одно большое яйцо — подарок от африканского страуса. На втором этаже музея находится пара залов, посвященных известному земляку — поэту Константину Бальмонту.

Константин Дмитриевич Бальмонт родился 3 июня 1867 года в деревне Гумнищи. Его отец, Дмитрий Константинович, сначала был судьей, а потом занимал должность руководителя земской управы. Мать, Вера Николаевна, регулярно организовывала творческие вечера и ставила дома спектакли. Интересно происхождение фамилии поэта — в таком элегантном варианте, на французский манер, фамилию стал носить только дед поэта, до этого его предки довольствовались менее звучным вариантом — Баламут.

Мальчик научился читать, наблюдая за тем, как мать обучала чтению его старших братьев, всего в семье их было шестеро. После того, как семья переехала в Шую, Константин впервые увлекся поэзией. В 10 лет он показал матери свои первые стихотворения, которые она раскритиковала и настояла на том, чтобы он перестал писать стихи. В течение следующих шести лет ничего не сочинял. Во время учебы гимназист увлекался чтением литературы русских и зарубежных авторов, французских и немецких классиков он читал в подлиннике, опять стал сочинять стихи.

Но в старших классах Бальмонта отчислили из Шуйской гимназии за низкую успеваемость и революционные настроения. В 1886 году он отправился во Владимир, где поступил учиться в одну из местных гимназий. В это же время в одном из столичных изданий были впервые напечатаны его стихи. Окончив гимназию, Бальмонт поступил в Московский университет на юридический факультет. Там он все больше проникался революционными идеями и на втором курсе принял участие в студенческих беспорядках. В результате его отчислили из университета и выслали обратно в Шую под надзор полиции. Позже Бальмонт еще не раз поступал в вузы, однако не смог окончить ни одного заведения и остался без высшего образования. Первый его поэтический сборник был издан в 1890 году.

Константин Бальмонт — поэт-символист, эссеист, прозаик и переводчик, стал одним из ярчайших представителей русской поэзии Серебряного века. Как сторонник революционных идей, попавший в опалу после подавления революции 1905 года, в период с 1906 по 1913 годы проживал во Франции. После возвращения на родину Бальмонт представил читателям свое 10-томное собрание сочинений. Февральскую революцию 1917 года поэт встретил с огромной радостью, уверенный, что с приходом новой власти все изменится к лучшему. Но вскоре, когда страну поглотила революционная анархия, поэт пришел в ужас, описывая эти события как „хаос“ и „ураган сумасшествия“. В 1920 году вместе он с семьей перебрался в Москву, а вскоре снова уехал во Францию, теперь уже навсегда.

В 1923 году был номинирован на Нобелевскую премию по литературе. Правда, так ее и не получил, как и другие русские поэты и писатели из эмигрантской волны того времени — Дмитрий Мережковский, Иван Шмелев, Марк Алданов. Лауреатом премии из этой плеяды номинантов стал в 1933 году лишь Иван Бунин. Константин Дмитриевич Бальмонт умер 23 декабря 1942 года от воспаления легких.

C этим стихотворением поэта знакомили советских школьников:

Поспевает брусника,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснется

И заплачет спросонья».

А вот это стихотворение, видимо, очень близко его натуре и мировосприятию.

О, женщина, дитя, привыкшее играть

И взором нежных глаз, и лаской поцелуя,

Я должен бы тебя всем сердцем презирать,

А я тебя люблю, волнуясь и тоскуя!

Люблю и рвусь к тебе, прощаю и люблю,

Живу одной тобой в моих терзаньях страстных,

Для прихоти твоей я душу погублю,

Все, все возьми себе — за взгляд очей прекрасных,

За слово лживое, что истины нежней,

За сладкую тоску восторженных мучений!

Ты, море странных снов, и звуков, и огней!

Ты, друг и вечный враг! Злой дух и добрый гений!

Красавец поэт был любитель и любимец женщин, биографы насчитывают у него четыре жены — две венчанные, две невенчанные. Официально известно о семи детях. Известное дело — поэты люди экзальтированные, натуры тонкие и эмоциональные, часто живущие в мире своих страстей и фантазий. «Блуждая по несчётным городам, одним я услаждён всегда — любовью», — признавался поэт в одном из своих стихотворений. Вечно запутанные отношения с женами и любовницами, две попытки самоубийства. Прыжки из окна, возможно были демонстративные, но после первого поэт прилично покалечился и долго лечился. Андрей Белый характеризовал Бальмонта как необычайно одинокого, оторванного от реального мира и беззащитного человека, с мятущейся и непостоянной натурой. Несмотря на это, поэт сумел прожить 75 лет и оставить большое творческое наследие.

В Шуе до революции было более 20 церквей, многие из них в Советское время были разрушены, и похоже, безвозвратно… Такая судьба постигла Спасский храм, который, по свидетельствам очевидцев, был один из красивейших храмов города и окрестностей. Здесь хранилась еще одна святыня Шуи — Животворящий Крест, он славился исцелениями. В храме в начале 19 века служил дьяконом Василий Петрович Цветаев — прадед поэта Марины Цветаевой. В 1930 году Спасский храм был взорван. Руководил взрывными работами инженер Жевалкин, который разрушил храм Христа Спасителя в Москве. Сначала взорвали колокольню, затем храм, который устоял, но ночью здание обвалилось… Уничтожен и располагавшийся рядом со Спасским храмом некрополь, где были похоронены многие известные люди города. Ныне на месте Спасского храма бульвар, на котором установлен Памятный крест.

А вот храм Покрова Пресвятой Богородицы отреставрирован

Интересна для туристов одна из центральных улиц города — широкая, с историческими каменными домами, улица Малахия Белова. Названа она так в честь местного революционера, а прежде она называлась Торговая.

И это название вполне соответствовала ее назначению, так как большинство домов на ней, постройки первой половины 19 века, имело на первых этажах магазины.

Особнячки принадлежали в свое время известным купеческим семьям города Шуи — Лимоновым, Коковиным, Закорюкиным.

Еще одним посещенным музеем стал Шуйский историко-художественный и мемориальный музей имени М. В. Фрунзе (Шуя, ул. Малахия Белова, 11/13) , который является одним из старейших музеев Ивановской области, открытым весной 1941 года в бывшем доме купца А. А. Листратова.

В настоящее время музей представляет собой единый выставочный комплекс, включающий основную экспозицию, рассказывающую об истории города Шуи 19–20 веков, жизни и деятельности М. В. Фрунзе, а также ряд постоянно действующих выставок и киноконцертный зал «Модерн». Музей довольно интересен и его трудно упрекнуть в недостатке экспонатов. Удачное решение экспозиции соединяет биографию М. В. Фрунзе (1885–1925) и политическую и культурную историю города Шуи начала 20 века.

Хочется отметить творческий креативный подход музейных работников к созданию экспозиции. В советское время музей создавался с явно односторонней целью воспевания героя революции Фрунзе, создание из него пропагандистского идола. В настоящее время, сохранив множество экспонатов из прошлого и историю жизни главного героя экспозиции, музей отражает все сложные вопросы той эпохи — трагедию раскулачивания, коллективизации и репрессий советского периода.

Фото репресированных жителей Шуи и разрушенных храмов

Экспозиции музея достаточно объективно и в полной мере показывают большой исторический пласт нашей истории.

Памятник М.В. Фрунзе установлен в 1927 году, скульптор М.Я.Харламов

Первый зал основной экспозиции музея рассказывает об архитектуре города 19-начала 20 века, образовании, медицине, торговле. Экспонируются предметы быта, мужская и женская одежда, денежные знаки и другие вещи. С помощью фотографий создается образ Шуи.

В словаре Брокгауза и Ефрона говорилось: «Шуя по внешнему благоустройству является лучшим уездным городом Владимирской губернии. Центральные улицы вымощены, рядом с внушительным Спасским храмом в итальянском вкусе красуются добротные каменные торговые ряды.»

Экспозиция второго зала музея рассказывает об экономическом и общественно-политическом развитии Шуи середины 19 — начала 20 века, который стал в это время крупным промышленным центром.

С историей города связаны имена несколько поколений русских революционеров. Это декабристы братья Митьковы, П. И. Пестель, Д. А. Щепин-Ростовский. В Шуе прошли молодые годы известного революционера-народника С. Г. Нечаева, ставшего прототипом одного из героев романа Ф. М. Достоевского «Бесы». К сожалению, роман-пророчество гениального писателя не помог русскому обществу избежать ужасов революции…

Тема третьего зала — организация Иваново-Вознесенской губернии, история Гражданской войны, участие в ней шуян и ивановцев на стороне большевиков под руководством М. В. Фрунзе, жизнь города во время войны и в сложное послевоенное время. Необходимо отметить, что в Шуе и Иваново исторически был организованный пролетариат, настроенный достаточно революционно, из которого формировались части добровольцев для Красной армии, наиболее боеспособных в отличие от массы мобилизованных крестьян. Трагические события революции, Гражданской войны и её последствий, деятельность лидеров «белого» и «красного» движений представлены в музее достаточно объективно с разных позиций.

Одежда революционерки

Ниже представлены интересные цитаты известных людей, которые помогают кое-что понять из логики развития Гражданской войны.

Четвёртый зал — мемориальный, фотографии и документы которого рассказывают о жизни и деятельности М. В. Фрунзе.

Он был практик революционной борьбы, без таких личностей как он, большевики не смогли бы взять власть и удержать ее в кровавой бойне. В период революции 1905–1907 годов он вёл революционную работу в Иваново-Вознесенске и Шуе под псевдонимом «Товарищ Арсений».

Стал одним из руководителей Иваново-Вознесенской всеобщей стачки текстильщиков.

Воссозданная камера, в которой был в заключении М.В.Фрунзе

Во главе боевой дружины иваново-вознесенских и шуйских рабочих участвовал в Декабрьском вооружённом восстании 1905 года в Москве. В 1906 стал делегатом 4 съезда РСДРП в Стокгольме от Иваново-Вознесенской окружной организации, где познакомился с В. И. Лениным. Посвятил Шуе в общей сложности два с половиной года своей жизни. Возглавлял городскую думу, а также Земскую управу.

Потом проявил себя как талантливый полководец, с именем которого связаны многие страницы истории Гражданской войны. Его роль определяюща в создании Иваново-Вознесенской губернии, он стал основателем и первым губернатором Ивановской области, образованной из территорий, входивших ранее в состав Владимирской и Костромской губерний.

Глядя на фото революционной части Ивановских красноармейцев-добровольцев, этих пассионариев революции, пришла мысль — живи они во время развала СССР, пошли бы защищать советскую власть, как в 1918 году?

В музее есть диарама «Бой под Уфой», созданная художником военной студии Грекова В. А. Корнеевым, на которой воссоздан бой 220-го Ивано-вознесенского стрелкового полка Красной армии с войсками адмирала Колчака у реки Белой. В красных конниках легко узнаваемы фигуры М. В. Фрунзе и В. И. Чапаева.

Художник приукрасил в диараме реальность в стиле режиссеров Васильевых, снявших классический фильм «Чапаев». На самом деле Чапаев, будучи пехотинцем, получившим ряд тяжелых ранений на фронтах 1 Мировой войны, очень редко садился на коня, предпочитая передвигаться авто и гужевым транспортом.

До наших дней в городе сохранилась затейливая водонапорная башня, чье строительство финансировал купец И. И. Попов, на базарной площади находится павильон уникальных весов, на которых товары взвешивали целыми подводами.

Мерные весы, постройки 1820 года архитектора Марицелли, отреставрированы.

А вот здание водонапорной башни находится в неважном состоянии.

А вот в таком ветхом доме ютится городское отделение КПРФ.

Увиденное навеяло ироничные размышления… Сначала подумалось — что-то совсем обнищала бывшая правящая партия. А потом осенило — революционная партия и должна быть нищей, иначе она зарастает жиром, теряет боевой дух и становится ревизионистской. А ведь КПРФ не буржуазная ЕдРо, в конце концов! Значит ей в сарае и место! …

К сожалению, в Шуе довольно много исторических объектов находится в обветшавшем и обшарпанном состоянии, как вот это здание больницы, построенной в 1841 году братьями Киселёвыми. Больница была одним из самых красивых зданий в Шуе — с колоннами, украшающими фасад, с комнатами, отделанными под мрамор, с узорными чугунными решётками на лестницах. Видимо до нее у власти не доходят и руки и деньги…

А вот следующее фото — с выпускного праздника дома детского творчества. Это событие было очень приятно наблюдать, жизнь почти 60-тысячного российского города продолжается, надежду на лучшее дает творческая молодежь.

Знакомство с Шуей состоялось, было интересным и познавательным. Этот город пока не избалован паломничеством туристов, состояние его исторической части хуже, чем в Дмитрове, Коломне или Плесе. Зато есть плюс — мало туристов!)) У города присутствуют свои изюминки, положительные моменты в его развитии позволяют надеяться на бОльший интерес туристов в будущем …