Турист Татьяна Васильева (tavasa100)
Татьяна Васильева
была вчера 16:43

Ростов-на-Дону — Россия Сентябрь 2020

Предыдущие рассказы здесь:

Альбомы:

Продолжаем прогулки по Ростову-на-Дону.

В прошлый раз мы гуляли по Большой Садовой ……. Надо бы эту тему продолжить и закрыть. Немного истории. Впервые улица появилась на плане Ростова-на-Дону в 1781 году. На генеральном плане в начале XIX века улица была названа Загородной, и вдоль всей ее нечетной стороны простирались сады. Кроме того, здесь находились конный базар, дом престарелых и бойни. В эту часть города везли мусор и сливали нечистоты. И, как я уже говорила, к середине XIX века Большая Садовая улица стала центральной в Ростове-на-Дону. На рубеже XIX–XX веков случился строительный бум, вырастающие один за другим красивые дома часто носили имена владельцев.

Особняк Маргариты Черновой

Ростов-город, Ростов-Дон

Считается самым романтичным домом Ростова. Когда-то давно очень богатый ростовский купец Парамонов подарил этот дом местной актрисе Маргарите Черновой, красотой которой был пленён. Институт истории и международных отношений,

бывший пединститут, здание бывшего городского доходного дома. Пединститут ведёт свою историю от Варшавского Русского императорского университета, основанного в 1869 году. Дом купца Генч-Оглуева-

Ростов-город, Ростов-Дон

пышный декор фасада здания. Доходный дом сдавался в аренду. На первом этаже располагались магазины, выше — конторы и квартиры. Здание Ростовской Думы

Ростов-город, Ростов-Дон

считается самым красивым зданием в Ростове и получило название «Бисквитный торт». Здание было построено в 1899 г. За свою жизнь здание не раз меняло цветовое решение. Оно было белым, белым с голубым, белым с зеленым, бежево-терракотовым в разных вариациях.

Рядом с нашем отелем находится Соборный переулок — это Ростовский Арбат, одна из первых улиц Ростова.

Ростов-город, Ростов-Дон

Ранее улица называлась Донским спуском. В 1920 году переулок Соборный был переименован в переулок Подбельского. В 90-е переулок Подбельского стал переулком Соборным. При подготовке к ЧМ по футболу 2018 года Соборный стал пешеходным, дома в переулке отреставрированы.

Соборный выходит прямо к Кафедральному собору Рождества Пресвятой Богородицы.

Ростов-город, Ростов-Дон

Собор существует с 1860 г., конечно, он уже не один раз реконструировался. В 1942 года, когда немецкие войска уже захватили Ростов, хотели взорвать колокольню, но успели взорвать только верхние два яруса. В 1988 г. была проведена реконструкция храма, в 2011 году была начата масштабная реставрация собора, которая длилась 7 лет.

По Соборному опускаемся и попадаем снова на Б.Садовую,

Ростов-город, Ростов-Дон

к городскому парку культуры им. Горького. У парка находится знаменитая кондитерская «Золотой колос»,

Ростов-город, Ростов-Дон

основанная в 1950 г. Славится пирожным «Буше», своей выпечкой и эксклюзивными кондитерскими изделиям ручной работы. Испытано на себе- заходили несколько раз отдохнуть и перекусить. Кстати, один раз обедали: первое, второе, десерт- всё как положено.

У парка Горького своя большая история. Это старейший парк Ростова-на-Дону, появившийся в 1813 году. Тогдашний городской глава А.Байков, памятник которому установлен в парке,

Ростов-город, Ростов-Дон

подарил свои сады городу и со временем этот огромный участок превратился в уютные аллеи, шикарные газоны. В 1840 г. здесь открылся первый в городе театр. Постепенно появлялись фонтаны, бассейны и искусственные водоемы, часть из которых не сохранилась.

Ростов-город, Ростов-Дон

Парк многократно реконструировался и обновлялся. В середине 30-х гг. сады переименовали в парк имени Максима Горького. После этого название уже не меняли. Позже здесь появился Луна-парк и городок развлечений.

Ростов-город, Ростов-Дон

Пересекаем парк от одного центрального входа на Большой Садовой до второго центрального входа и выходим на Пушкинскую.

Каждый уважающий себя город должен иметь пешеходную улицу. Например, в Челябинске это Кировка, в Екатеринбурге — Вайнера, в Казани — улица Баумана. Ну, а в Ростове-на-Дону — это Пушкинская, живая зелёная артерия города.

Ростов-город, Ростов-Дон

Первоначально улица была северной окраиной развивающегося Ростова и называлась тогда Кузнецкой, но в конце 19 века ее стало осваивать и застраивать купечество. В 1885 году городская дума переименовывает улицу в честь великого русского поэта А. С. Пушкина. Одной из первых она, после Большой Садовой, в 1904 году получила электрическое освещение. Но, как отмечалось в газетах, «пока ещё в дозах гомеопатических», причём горели электрические фонари лишь до часу ночи. Уже к началу ХХ века она была второй по значению после Большой Садовой. Улица пережила множество реконструкций. Сейчас это одна из красивейших улиц, настоящее украшение Ростова-на-Дону.

Прогуливаться по Пушкинской даже в жаркую солнечную погоду вполне себе комфортно, улица буквально тонет в зелени. Улица украшена многочисленными скульптурами. Вот эти Сказочные львы украсили пересечение ул. Пушкинской и пер. Семашко.

Ростов-город, Ростов-Дон

Каждый из них «охраняет» по одному сказочному персонажу: золотую рыбку, золотого петушка, царевну лебедь и белочку с орешками. Неудивительно, что пешеходную зону Пушкинской украшают скульптуры из произведений поэта. Добрая слава тянется за сказочными львами. Величавые животные несут нелёгкую службу, охраняя покой мирных граждан. Для того, чтобы целый день сопутствовала удача, нужно одной рукой дотронуться до львиной лапы, а другой — до сказочного героя. Не знала я этого там, в Ростове, иначе бы всех четырёх львов с их зверушками нагладила бы и облобызала. Хватило бы удачи на весь год.

На пересечении Газетного и Пушкинской есть памятный колокол,

Ростов-город, Ростов-Дон

посвященный фабрике медных изделий Семёна Ефимовича Василенко. Здесь в конце 19 начале 20 в. отливали колокола. На многих колокольнях и звонницах ростовских и окрестных церквей висели колокола, отлитые на Пушкинской улице.

А Донская государственная публичная библиотека оставила какое-то непонятное впечатление.

Ростов-город, Ростов-Дон

Ну, во-первых, при виде этого здания у меня мелькнуло: боже, что это за ужас! Да не обидятся на меня Ростовчане! Странное (на мой взгляд) здание построено в 90-х годах прошлого века, автором проекта является архитектор Ян Семенович Занис. Не буду вдаваться в архитектурные подробности, но абсолютно брутальный вертикальный 16-ти этажный монолит- это книгохранилище, а трёхэтажный блок- это читальные залы. Во-вторых, меня оттуда буквально прогнали, увидев фотоаппарат. Оказывается, если снимать на фотоаппарат- это считается «фотосессия», и надо заплатить 1 тысячу рэ. На телефон- пожалуйста фотографируй, но нужен паспорт, данные которого на «ресепшене» записали. Интерьер, конечно, впечатляет. Но осадочек остался! Несколько фото всё-таки я успела сделать на камеру

Ростов-город, Ростов-Дон

Возле библиотеки бюсты писателей Михаила Шолохова, Анатолия Калинина, и Виталия Закруткина.

Ростов-город, Ростов-Дон

Неподалёку стоит очень красивый греческий храм, это Благовещенский собор, выстроенный в неовизантийском стиле.

Ростов-город, Ростов-Дон

В начале 20 века это была совсем другая церковь. Средства на строительство жертвовали проживавшие в городе греки. Судьба храма всем понятна: чего только в нём не было во времена советской власти — и спортзал, и учебные мастерские, и техническая станция, и театр кукол. После «перестройки» в 90-х годах было решено вместо полуразрушенной церкви построить новое здание храма, и с 2007 по 2016 г. храм был построен. Сейчас собор радует своим великолепием, хоть и новодел.

Здесь Пушкинскую пересекает Кировский проспект и очень даже естественно завершает этот отрезок улицы памятник С. М. Кирову.

Ростов-город, Ростов-Дон
На постаменте памятника такие слова: «…Успехи действительно у нас громадные. Чорт его знает, если по человечески сказать, так хочется жить и жить…« — цитата из речи Кирова, произнесённой на XVII съезде ВКП(б).

Ещё одна достопримечательность Пушкинской- большие металлические шары, иллюстрирующие жизнь и творчество Александра Сергеевича Пушкина.

Ростов-город, Ростов-Дон
Это необычные светильники, изображения на которых ночью напоминают чёрно-белые иллюстрации книг Пушкина. Автор этих святящихся сфер скульптор Анатолий Скнарин.
И вообще, архитектурное наследие старого Ростова, конечно, впечатляет. Большая Садовая, Пушкинская, Буденновский, Газетный, Соборный, кварталы старых домов на спуске к Дону.

Мои впечатления и наблюдения, своего рода итог нашей поездки в южную столицу могу описать так: Обилие овощей и фруктов даже в конце сезона по нормальным ценам. Огурцы пахнут огурцами, помидоры не стеклянные и пахнут помидорами, свежие местные фрукты, арбузы продают штуками, а не на вес. Юг, однако. Осень здесь настоящая, а сентябрь в Ростове — это ещё лето, но в воздухе появляется какой-то осенний дух, особенно по утрам. Деревья начинают покрываться золотом. Город красивый, уютный, у Ростова свой дух, богатая аура. Но для южного города, как мне показалось, в Ростове мало зелени.