Турист Виктор (grau59)
был вчера 23:04

Хвалынск — Россия Октябрь 2013

на открытую местность.

Вокруг были рыжие осенние пейзажи.

По Хвалынску и окрестностям. Часть 2. Попова гора

Но мне пока туда не надо. Напомнил водителю, чтобы остановился при въезде в город, я вышел возле мечети.

Автобус отправился через Хвалынск в санаторий. Мой же путь только начинался. Я прошёл весь город вдоль Волги, иногда петляя из стороны в сторону, чтобы увидеть очередную достопримечательность.

19 октября 2013 года отмечалось столетие со дня открытия Соборной мечети в городе Хвалынске. Но на самом деле первая деревянная мечеть появилась в Хвалынске в начале XIX века. В 1886 году из-за ветхости она была разобрана. В 1903 году была построена новая деревянная мечеть. Страшный пожар 26 мая 1906 года принёс много горя людям, сгорело множество домов и построек, в том числе и мечеть. В 1909 года на месте сгоревшей мечети было начато строительство новой мечети, уже каменной, правда с деревянным минаретом. В 1913 году строительство мечети было завершено и именно с этого года начат новый отсчёт с момента открытия новой мечети.

В 1928 году мечеть была закрыта, затем был сломан минарет, но судьба отнеслась к зданию мечети более благосклонно, чем к многочисленным христианским храмам. В здании с 1936 года размещались последовательно клуб национальных меньшинств, детский сад для татарских детей, кинотеатр «Комсомолец» и спортивный зал.

В 1995 году мечеть была вновь передана мусульманской общине города. 24 февраля 2001 года мечеть была открыта для прихожан, в 2002 — 2004 году был восстановлен минарет.

По Хвалынску и окрестностям. Часть 2. Попова гора

Кстати, соборная мечеть в Хвалынске — единственная в Саратовской области мечеть, имеющая официальный статус памятника архитектуры.

В Хвалынске имеются две мечети. Расположены они недалеко друг от друга, на расстоянии в несколько кварталов. Я как раз от старой мечети отправился в гору к новой мечети.

Казалось бы зачем в небольшом городке две мечети? Но в тот момент, когда строилась мечеть возле кладбища, старая Соборная мечеть не действовала. Вот и решили прихожане собрать деньги на строительство мечети.

В результате в 1996 — 1997 годах появилась новая мечеть,

По Хвалынску и окрестностям. Часть 2. Попова гора

которая располагается напротив входа на мусульманское кладбище.

От православного кладбища мечеть находится метрах в 300.

Но пока я шёл от новой мечети по Поповой горе,

то любовался окружающей природой,

на фоне которой виднелись окраины города

и хвалынский лыжный курорт вдали.

По Хвалынску и окрестностям. Часть 2. Попова гора

А вот кто-то из автомобилистов взобрался в гору, чтобы посмотреть на великую русскую реку.

А вот и мечеть, от которой начался мой путь наверх.

Православное кладбище находится на склоне обращенном к Волге,

По Хвалынску и окрестностям. Часть 2. Попова гора

а мусульманское на противоположном склоне

Если старообрядческое кладбище полностью разрушено На высоком холме, то православное кладбище функционирует,

только религиозные объекты были разорены, да надгробия частично порушены.

Изобретательные были жители Хвалынска былых времён, даже стихи на могильных камнях оставляли.

По Хвалынску и окрестностям. Часть 2. Попова гора

Каменная церковь-мавзолей во имя трёх святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста была построена в 1840 году на православном кладбище на средства коллежского асессора Василием Поповым. ]В церкви имелась эпитафия, объясняющая цель её строительства: " Здесь покоится прах сына созидателя храма Григория Васильевича Попова — 3 марта 1834 года на 20 году от рождения скончавшегося, горестная потеря которого, поразившая глубокую скорбью души родителей, подарила им благочестивую мысль над гробом его устроить Храм Божий во спасительное возношение молитв к Господу об упокоении усопших вселенский праведных…» .

Но эта эпитафия и благая цель при строительстве храма не спасла его от разрушения в 1940 году. С момента появления храма холм, на котором возвышалась церковь, стал называться и до сих пор именуется Поповой горой.

В воспоминаниях начала прошлого века рассказывается, что церковь была видна практически из любой точки города Хвалынска. Теперь это проверить невозможно. В настоящее же время с Поповой горы открывается замечательный вид во все стороны и на Хвалынск и на прилегающие его окрестности, отсюда прекрасно видна, а Волга внизу и окружающие горы.

По Хвалынску и окрестностям. Часть 2. Попова гора

После закрытия храмов Хвалынска в ноябре 1935 года только кладбищенская церковь функционировала с 1935 по 1940 год, затем и она была закрыта и затем разрушена. 27 сентября 2002 года на месте бывшей церкви был установлен поклонный крест.

Такие Кресты — заместители храма часто ставятся на месте сгоревшего или разрушенного храма.

В отличие от кладбищенской церкви-мавзолея во имя трёх святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста часовне-склепу повезло больше.

По Хвалынску и окрестностям. Часть 2. Попова гора

Построенная в конце XIX века каменная часовня-склеп была крыта железом, поэтому в тридцатые годы прошлого века, когда часовню разоряли, то ограничились сдиранием крыши и карнизов, бросив здание часовни на растерзание стихиям. Ветра и дожди всласть поизмывались над разорённым зданием, которое ветшало, кирпичи крошились, рассыпались и выпадали один за другим.

Удивительно, что никто не приспособил кирпичи для своих нужд.

В 2002 году часовня была отремонтирована и 27 сентября торжественно освящена.

По Хвалынску и окрестностям. Часть 2. Попова гора

Находится часовня сразу после входа на православное кладбище, справа. От прошлого осталась могильная плита, находящаяся вплотную к часовне, а более современные могилы обступили её со всех сторон, даже фотографию трудно было сделать.

Есть еще одна часовня на кладбище,

её историю я не отыскал.

Солнце катилось по кругу, я оглянулся на кладбищенские ворота,

По Хвалынску и окрестностям. Часть 2. Попова гора

ведь фактически я попал на кладбище через заднее крыльцо, и зашагал вниз по улице.

Город уже успел подняться до кладбища,

которое когда-то находилось далеко за окраиной.

По Хвалынску и окрестностям. Часть 2. Попова гора

Впереди был сам Хвалынск с его замечательными зданиями.

Продолжение:По Хвалынску и окрестностям. Часть 3. Интересная архитектура старинного города