Турист Валерия Белоусова (ValeriiaBel)
Валерия Белоусова
была 24 апреля 10:41

Сочи — Россия Ноябрь 2020

В 2020 году у всех рассказы начинаются очень похоже. Но я тут буду исключением. Так как туристических планов на этот год не строила, а если чего-то не построено, то и рушится нечему. По российским городам ездили, по уральским красотам и без пандемии колесили, так что говорить, что я устремила свой взор на местные достопримечательности в связи с мировой ситуацией, было бы не правильно. Жизнь внесла свои коррективы. Всё этим летом и осенью прошло: концерты и спектакли, встреча туристеровцев, поездка на Конжак… мимо меня. И вот, послушалась Бродского, который сказал «когда так много позади… поддержки чьей-нибудь не жди, сядь в поезд высадись у моря…» Нобелевский лауреат плохого не посоветует, и я решила развеяться, тем более что впереди маячила вторая неотгуленная часть отпуска. Встал вопрос: Куда? Срок загранпаспорта закончился, а новости не на шутку пугали. Был вариант с Дагестаном, КМВ и Сочи. Последний лидировал по многим параметрам. Т. к. этот курорт можно назвать всесезонным и на тот момент только туда был прямой рейс из Екатеринбурга. Это был самый главный аргумент в пользу российского курорта на Черном море.

В городе Сочи тихие ночи…

Билеты купили меньше чем за неделю, т. к. повторюсь, новости пугали. Летели всеми ругаемой «Победой». А вот отель на 9 ночей забронировала еще в конце сентября. А точнее хостел в самом центре Центрального Сочи, не где-нибудь, а на главной пешеходной улице — Навагинской. Это был отдельный номер с ванной комнатой и общей кухней. В кухне есть всё необходимое и многие постояльцы себе регулярно готовили, причем всё: завтраки, обеды, ужины. Холодильник был битком забит продуктами, банку пива приткнуть некуда. Есть гладильная доска и стиральная машина, но мы не пользовались. Да и в кухне только завтракали. В целом всё удобно, но для невзыскательных путешественников. По приезду даже выдали одноразовые тапочки, гель, шампунь, зубную пасту со щеткой, что согласитесь для хостела неплохо, т. к. в таких вариантах размещения бывает редко. И всё это удовольствие стоило чуть больше 9 тысяч за 9 ночей.

Главный российский курорт для многих знаком: для кого это отдых с родителями в детстве, для кого в молодости с друзьями, а кто-то ездит туда настолько регулярно, что это стало уже как поездка на дачу — обыденностью. Но для меня это Terra incognita.

В городе Сочи тихие ночи…

Программу можно сказать, что и не планировала. Прошлогодний опыт с Ригой показал, что жизнь/погода/настроение (нужное подчеркнуть) вносят свои коррективы и все идет не так как задумывалось. Просто для себя решила, что хочу посмотреть и куда поехать без всякой привязки к датам, без спешки, с чувством, с толком, с расстановкой… Короче, слоу-тревел — медленной шлюпкой в Китай медленные путешествия, где главное впечатления и знакомство с местной культурой, ощущение атмосферы, а не количество пунктов, посещенных за день. Мне кажется, что подобное путешествие избавит от стресса и расслабит. Первый день концепция слоу-тревел работала, а вот потом понеслось… Но обо всем по порядку.

Знакомство с Сочи началось сразу же по прилету, т. к. из аэропорта до остановки Железнодорожного вокзала поехали общественным транспортом, а если быть точнее, то автобусом № 105. Та еще кругосветка. Экскурсия из окна автобуса.

Железнодорожный вокзал — это достопримечательность города, расположенная в его центре. Он построен в 1952 году по проекту знаменитого архитектора Душкина, работавшего, в частности, над проектами станций московского метро. Роскошное здание вокзала с 55-метровой башней со шпилем стало одним из символов города. На башне установлены часы, чей циферблат украшен знаками зодиака. Мы сюда еще вернемся, когда поедем в Красную поляну. И рассмотрим роскошную лепнину и расписные плафоны внутри, а так же изумительные итальянские дворики с фонтанами, в одном из которых стоит копия скульптуры «Девушка с кувшином». Это здание — памятник архитектуры и охраняется ЮНЕСКО.

В городе Сочи тихие ночи…

От здания вокзала начинается улица Навагинская, на которой находится отель. Всего несколько минут, думала я, и мы на месте.

Как я уже сказала, хостел находится на главной пешеходной улице Сочи, а если точнее, то на крыше Торговой галереи. Найти его целый квест! В отзывах на букинге почти все об этом пишут. Там же нашла описание, как добраться, но через вход в торговый центр. Ориентир кафе «Лечо», к которому надо встать спиной и напротив будет вход. Ориентир правильный, но вышла загвоздка. Первое — мы же приехали рано утром, когда торговый центр был закрыт. Значит, через Торговый центр не попасть, но на крышу есть лестница (информация из отзывов). Второе — вывесок с надписью «Лечо» на Навагинской во время последующей прогулки я насчитала целых три! Кто бы об этом из комментаторов на букинге упомянул. Увидев вывеску «Лечо» (как потом выяснилось не ту), я попыталась встать к входу в торговую галерею. Но будь я хоть олимпийской чемпионкой по художественной гимнастике, мне бы не удалось так изогнуться, чтобы кафе было за спиной, вход напротив меня, а справа ж/д вокзал. Пришлось звонить в хостел администратору. Самое интересное, что за два дня до поездки я им звонила и уточняла насчет того нужен ли тест на ковид при заселении, т. к. букинг пугал, что могут потребоваться дополнительные документы в связи с пандемией, а заодно узнавала как найти хостел. Администратор мне уверенно утверждала, что есть схема прохода в письме, которое мне присылали. Я честно поискала, но нашла только описание в отзывах на букинге. И решила, что если не найду, то буду звонить уже когда буду на месте. Звоню. Представляюсь. Объясняю ситуацию и где нахожусь. Попадаю на раздраженного администратора, который меня выслушивает и утверждает, что схема у меня есть письме. При этом при разговоре с ней, я чувствую себя тупой блондинкой с топографическим кретинизмом. Потом все-таки она переспросила фамилию (хотя я ее сразу называла), посмотрела и поняла, что схемы в письме не было, но это было уже после третьего звонка. И только тогда она сменила гнев на милость. Хотя, это я должна была раздражаться, т. к. после бессонной ночи, с чемоданом в незнакомом городе прохожу квест. Но все закончилось хорошо. После примерно получасовых блужданий с сумкой, мы нашли вход. Увидев администратора, я поняла, какую блондинку требуют уволить некоторые авторы коментов из букинга. Потом она пыталась реабилитироваться в наших глазах, но как говорится «ложечки нашлись, а осадочек остался». Но это был почти единственный неприятный момент во время отдыха.

В городе Сочи тихие ночи…

Погода нас радовала с самого начала. Она выдалась солнечная и теплая, но не на столько, чтобы занырнуть в море (хотя, муж пару раз искупался). 9 ночей в Сочи без пляжного отдыха — это я, конечно же, погорячилась! Но осознала только к концу отдыха. В связи с пандемией были введены ограничения в работе всех развлекательных заведений. В итоге город, который раньше никогда не спал (как утверждал Денис den-ekb в одном из своих рассказов), теперь затихал и вымирал после 23 часов. Приморская набережная вымирала. Тишина… и только мертвые с косами стоят и только редкие туристы попадаются навстречу. Для нас эти два факта (погода и ограничения) вылились в хорошую дневную культурную программу без всяких срывов в гастро-алкотур. Хотя времени на погулять и потусить я заложила. Как выяснилось впоследствии, на экскурсионную программу в Сочи без пляжного отдыха хватило бы недели. Последние три дня отпуска придумывали, куда бы пойти, т.к программа была почти выполнена.

По поводу масок в этом году все кто был в Сочи уже написали. И да, было ощущение, что нет никакой пандемии, масочный режим там соблюдают только туристы. Их, кстати, сразу видно, в масках и тепло одеты.

Сочи — самый крупный курортный город на побережье. Он растянулся больше чем на 100 км. Поэтому посмотреть тут, действительно, есть что. Да и сходить куда-то не проблема, культурная жизнь тоже присутствует.

В городе Сочи тихие ночи…

Первые два дня были отданы на знакомство с главным российским курортом. Муж уже был здесь 15 лет назад. За это время многое в городе изменилось. Прошли Олимпиада и Чемпионат мира по футболу. Много построили, что-то преобразили. К тому же, тогда он отдыхал в Хостинском районе, а не в Центральном. А здесь есть что посмотреть. Это и парк Ривьера, и Сочинский дендрарий, и Морской вокзал и Приморская набережная.

На следующий день раздумывала уехать на два дня в Красную поляну. Но посмотрев прогноз погоды, который обещал дождь на курорте Красная поляна, перенесла на другой день. Как я уже написала выше, планирование поездки было весьма условно. Поэтому и отель в Красной поляне заранее не бронировала.

В городе Сочи тихие ночи…

В Сочи очень красивая природа, а тёплый климат очень располагает к пешим прогулкам. Причем гулять здесь можно круглый год. Что может быть лучше, чем прогуливаться по тропе с живописными видами и наслаждаться единением с природой? А главное в Сочи это можно делать, не выезжая за его пределы. Поэтому мы в это день решили далеко не ездить и отправились к Агурским водопадам. Но нам не повезло, это лето было засушливым и вместо красиво падающих потоков воды мы застали не менее красивый каньон и высохшее русло реки, по которому можно гулять, не замочив ног. Но этой прогулки нам показалось мало! И вместо того, чтобы идти как все другие на Орлинные скалы, мы отправились на гору Ахун. Что сказать, это был эпичный поход, который мы назвали Ахунским. Он достоин отдельного рассказа.

Но одних природных достопримечательностей в тот день нам показалось недостаточно, и мы поехали в Музей Сталина. Вот здесь случился еще один, запомнившийся мне неприятный момент. Групповые экскурсии в связи с пандемией не проводили, а предлагали индивидуальные. Причем цена осталась за билет прежней — 350 рублей + индивидуальная экскурсия — 1000 рублей. Отдать около 3 000 рублей за пару комнат и несколько личных вещей Сталина — это показалось слишком дорого. Спасибо Маше за ее подробный рассказ об этом объекте. Он меня очень выручил в тот момент. В связи с этим музей оставил противоречивое впечатление. Вот если бы с экскурсией, тогда возможно мне бы понравилось. А так показалось, что не стоило на него тратить свое время.

В итоге в третий день отдыха мы посмотрели три объекта и преодолели много километров. Ну и где тут концепция медленных путешествий? Как вы поняли, в этот день она была забыта напрочь.

Приехать в Сочи и не побывать на Красной поляне? Было бы непростительно! А если учесть, что дней на отдых в Сочи у нас более чем достаточно, то грех не остаться здесь на два дня. Ведь «рассвет в горах — самое лучшее событие, которое может случиться с человеком в жизни» (Макс Фрай). Со мной это уже случалось в Грузии, но хотелось повторить и, конечно же, посмотреть наследие Олимпиады, в том числе Олимпийский парк в Адлере.

Посещение Тисо-самшитовой рощи я оставила на потом, т. к. терзали смутные сомнения. Думала, это будет просто прогулка по лесу. По крайней мере, Саша там был и утверждал, что просто погулял по лесу. Как потом выяснилось, он прошел по «Малому кольцу» и можно сказать ничего не видел. Честно скажу, даже не думала, что мне там настолько понравится, хотя природу я люблю. К тому же сообщения о том, что в роще пострадали самшитовые деревья, оптимизма и уверенности что мне туда надо не добавляло. Как я ошибалась! 5 часов пролетели незаметно! Как сказал муж во время посещения рощи: «Я словно в заколдованный лес попал!» И если бы день не начал клонится к закату, мы бы там пробыли еще час как минимум.

Этот кусочек реликтового леса достоин посещения однозначно! Все, кто, когда-либо был в этой роще, кричат на перебой, что это маст си в Сочи. И они правы! К тому же одни сплошные плюсы: 1. легко добраться на автобусе; 2. три маршрута разной сложности; 3. помимо реликтового леса и бирюзовых вод реки Хосты, здесь на маршруте «Большого кольца» находятся интересные достопримечательности. Необходимо только соблюсти пару условий: приехать пораньше (в первой половине дня), надеть удобную обувь и взять с собой перекус.

Хотя, мы были в пятницу, народу на входе было много. Место популярное. Маршрут в некоторых местах требует определенных усилий, но сотрудники визит-центра зачем-то пугают посетителей его сложностью, утверждая, что это поход! Некоторые из посетителей после слов сотрудника шли только по «Малому кольцу». Я на входе тоже засомневалась — осилим ли? И это после того как мы с Агурских водопадов до горы Ахун дошли! Короче, долой сомнения! Если соберетесь в Тисо-самшитовую рощу, то смело идите по «Большому кольцу» до каньона. Рассказ отдельный писать не планирую, а альбом уже выложила здесь.

Это был шестой день нашего путешествия. И если учесть, что в некоторые дни мы совместили по несколько объектов из списка «Хочу посетить», то встал вопрос, чем занять оставшиеся четыре дня. Решили взять экскурсию в Абхазию, тем более что я туда съездить хотела давно, но всё никак не получалось. Манила она меня своей аутентичностью, историческими достопримечательностями: руинами древних храмов и крепостей и, конечно же, природными богатствами: горы, пещеры, ущелья, озера, водопады… Посмотреть все красоты, которые может предложить эта страна, отпуска не хватит! А у нас был всего лишь один день. Зато будет повод вернуться в эту необыкновенную страну еще раз.

В городе Сочи тихие ночи…

Это была единственная организованная экскурсия за время нашего отдыха в Сочи. И опять-таки об этом спонтанном решении мы не пожалели ни разу! Абхазия стала моей 20 страной по версии Туристера (я совсем забыла, что это отдельная страна, хотя и не всеми признанная).

Последние 3 дня мы вернулись к концепции слоу-тревел. Гуляли по уже в основном по знакомым местам, ходили к морю, провожать солнце, сидели в различных кафешках.

В городе Сочи тихие ночи…

Гастрономические ощущения — это важнейшая часть путешествия, а в некоторых странах они могут быть и его целью. Раньше я не придавала гастрономической составляющей путешествия никакого значения. Была, если можно так выразиться, эстетствующим аскетом. Так во время своего первого путешествия я экономила деньги, вела аскетичный образ жизни и питалась вечерами дошираком, лишь бы оплатить побольше экскурсий и попытаться посмотреть как можно больше, т. е. объять необъятное. Сейчас же считаю, что надо пробовать то, что выращивается и собирается в том месте, где вы находитесь, и пить напитки, традиционные для этого места. В Сочи получалось это сделать с переменным успехом. Морепродукты разочаровали. Быть может не там их пробовали или уже зажрались. А вот кавказская кухня — это другое дело!

Кавказская кухня так же разнообразна, как разнообразен сам Кавказ. Мне она всегда нравилась. И в этот раз не разочаровала, за редким исключением. За время нашего отдыха мы с удовольствием поглощали шашлык, лагман, горячие лаваши и хачапури и многое другое. Не забыли и про культурную составляющую. Посетили Сочинский художественный музей и открыли для себя замечательное арт-кафе «Браво», где по воскресеньям играют «интеллектуальный джаз».

В городе Сочи тихие ночи…

Сочи не зря называют «столицей российского туризма». Сюда можно приезжать, чтобы насладиться не только пляжным отдыхом. И в этом я убедилась на своем личном опыте.