Турист Марина (Marina2506)
Марина
была вчера 16:57

Казань — Россия Август 2020

Начало здесь: В «кошачий край» или путешествие по просторам Родины. Йошкар-Ола.

Покинув Йошкар-Олу, ближе к вечеру мы прибыли в Казань. Нетерпение начать знакомство с городом было столь велико, что не смущали ни стрелки на циферблате тикающих в зоне ресепшн часов, перевалившие за половину шестого вечернего часа, ни стремительно надвигающиеся на город сумерки. Едва заселившись в номер, я понеслась навстречу с Казанью.

Прежде, чем приступить к рассказу о чертах самобытной татарской столицы, упомяну об отеле "Relita-Kazan 4*", предложенном форматом организованного тура. Это приличный отель европейского уровня, где созданы условия для комфортного пребывания. Разве что может отпугнуть некая его удалённость от исторического центра Казани, но близость отеля к метро позволит оказаться, к примеру, у стен Казанского Кремля в течение 15–20 минут. К тому же, цены в ресторанах и кафе, окружающих отель, приятно удивят в сравнении с теми, что в центре, позволяя насладиться вечерней трапезой после туристического дня в спокойной обстановке без толп туристов и существенного урона для кошелька. В целом, плюсов у отеля для себя отметила больше, чем минусов (собственно, последних не увидела вообще) и рекомендовала бы присмотреться к данному варианту для остановки в Казани. Подробности об отеле здесь.

Тот культурный объём, что планируют большинство туристов в городе на два-три дня, хотелось охватить за один с вечерним хвостиком день, и всё оказалось возможным. В центр Казани в первый вечер не рвалась, полагая, что в стремительно погружающемся в ночную тьму незнакомом городе логичнее пройтись по прилегающей к отелю местности. К тому же усилившийся прохладный ветер к длительным прогулкам не располагал.

В оживленном приотельном районе и чуть ближе к станции метро с забавным названием «Козья Слобода» обнаружилось здание городской Гимназии № 13, масса продуктовых магазинов и кафе, сверкающий неоновыми огнями торговый центр,

Торговый центр

здание городского суда

Здание городского суда

и выделяющийся ярким пятном в пространстве Кизический Введенский мужской монастырь с несвойственным для монастырских стен колором.

Кизический Введенский мужской монастырь

Поблизости от отеля расположен один из фирменных магазинов «Бахэтле», изобилующий ассортиментом местных вкусняшек, но лакомым «хлебам» предпочла массовые зрелища развлекательного парка «Кырлай».

В «кошачий край» или путешествие по просторам Родины. Казань

Признаться, пришлось слегка попереживать, что не успела закупить в «Бахэтле» конской колбасы, рекламируемой на сайтах, но как оказалось, переживания были неуместны. Представители группы, заглянувшие в магазин, не удовлетворились товарами по завышенным ценам.

Несмотря на плотную густоту вечерней темноты в парке «Кырлай» было многолюдно. Очевидно, что местные жители и гости города предпочитают парк, входящий в число лучших в Казани, для проведения досуга. Пробежавшись для получения общего представления об объекте вдоль красочно оформленных аттракционов различных тематических зон, устремилась в кассу за билетом на колесо обозрения.

В «кошачий край» или путешествие по просторам Родины. Казань

Лучшие виды любого города чаще всего гарантированы сверху, посему никогда не отказываю себе в удовольствии их заполучить. К тому же, грешно было не воспользоваться возможностью за смешную стоимость билета в 180 рублей. С высоты 55 метров над землёй открываются изумительные виды подчеркнутых вечерней подсветкой культурных объектов города!

Колесо обозрения в парке «Кырлай» — идеальный способ увидеть с высоты птичьего полета Кремлёвскую набережную с «Центром семьи «Казан», реку Казанку с Кремлёвской транспортной дамбой, Казанский Кремль с иголками минаретов мечети Кул Шариф, Дворец Земледельцев и другие достопримечательности.

В «кошачий край» или путешествие по просторам Родины. Казань

Округлые бока пышнотелого великана бонусом продемонстрируют световое шоу, пронзающее небесную чернь пульсацией огоньков. Стоит отойти от колеса чуть поодаль и вуаля! Наслаждайтесь эффектным зрелищем!

Неприятный пронизывающий ветер заставлял перемещаться быстрее, и буквально через несколько минут после выхода с территории парка я шагала по насыпному полуострову у конца Кремлёвской дамбы, омываемому Казанкой.

Центром притяжения рукотворной насыпи служит конструкция, напоминающая многим традиционный котёл для приготовления национальных блюд, используемый в странах средней Азии. Мне же очертания «Центра семьи» навеяли готовый устремиться ввысь неопознанный летающий объект.

В «кошачий край» или путешествие по просторам Родины. Казань

Мерцающие тусклым светом фонари невнятно освещали прогулочные дорожки, пересекающие зеленый газон, упираясь пучками света в мраморные постаменты для крылатых символов Казани. Если при дневном свете, в чем убедилась очень скоро, крылатые барсы и дракоши-зиланты выглядят довольно симпатично, в ночи их облик устрашающе похож на космических пришельцев-монстров.

В «кошачий край» или путешествие по просторам Родины. Казань

Неимоверно влекла историческая часть Казани, маячившая на противоположном берегу Казанки, но размышления свелись к тому, что после ночного переезда и насыщенного дня организму нужен отдых.

В «кошачий край» или путешествие по просторам Родины. Казань

Мускулистые, будто атлетически прокачанные тела барсов и зилантов, опоясывающих чашу «Казана» по кругу, удалось рассмотреть утром следующего дня. Весьма удачно обзорная автобусная экскурсия стартовала с того места, где завершила туристические подвиги минувшего вечера.

В облике миловидных барсиков (особенно умилительны маманя с котятами) и более суровых дракош, стоящих на страже не только семейных ценностей, но и республики в целом, ощущается переплетение мистических олицетворений.

В «кошачий край» или путешествие по просторам Родины. Казань

Словно подтверждая силу недоступных для понимания существ, сквозь плотную завесу клубкообразных облаков мистическим образом просочились уверенные лучи солнца. И на мгновение показалось, что выполняющие важную для города миссию существа стали улыбаться.

В «кошачий край» или путешествие по просторам Родины. Казань

Утренняя география автобусных передвижений по городу охватила современные спортивные и жилые комплексы на северо-востоке Казани, глубокие перспективы городских проспектов, парк развлечений «Ривьера», мост «Миллениум», площадь Свободы с аристократичными административными зданиями и старинные малоэтажки исторической части Казани.

Покружив непродолжительное время по площади Свободы, остановились через пару кварталов у Казанского Богородицкого мужского монастыря. Жаль, что остановка на площади предусмотрена не была. Образованный пересечением улиц Большая Красная и Карла Маркса район показался весьма интересным. Настолько, что хотелось задержаться здесь подольше.

Возведённый в честь обретения чудотворного образа Богородицы, Казанский Богородицкий монастырь расположен в самом центре города. Казанская святыня на протяжении многих веков оставалась известнейшей в Поволжье, а монастырь в её честь разрастался, процветал и даже удостаивался визита монарших особ. В святыне гостили Петр I и Екатерина II, преподнесшая Казанской иконе и иконе Спасителя, находившейся здесь же, две короны с бриллиантами.

В «кошачий край» или путешествие по просторам Родины. Казань

С течением времени монастырские постройки разрушались, а первозданная икона в начале прошлого века была украдена, но сейчас здесь всё потихоньку возрождают и ведут на территории строительные и реставрационные работы, а девять постоянно проживающих монахов поддерживают привычный порядок.

В «кошачий край» или путешествие по просторам Родины. Казань

Наиболее сохранна Крестовоздвиженская церковь, куда в 2005 году перенесли Ватиканский список Казанской иконы Божьей Матери. Туда же устремляются и туристы.

В монастыре запрещено фотографировать, но я осмелела, понаблюдав, как работает обнаружившийся в нашей группе «профессионал». Невзирая на запреты, мужчина подошел к иконостасу, поднял руку с фотоаппаратом повыше и стал нажимать на кнопку бессчетное количество раз, перемещаясь по кругу. Интересно было бы взглянуть на изготовленные в несметном количестве фото, ибо речи ни о каких ракурсах и горизонтах при такой съемке быть не могло, но фотографировал товарищ с важным лицом и знанием дела. Тем не менее, воодушевляющий пример поспособствовал появлению нескольких фото внутреннего убранства храма и у меня.

В «кошачий край» или путешествие по просторам Родины. Казань

Жаль, что не удалось уговорить внезапно появившегося из-за кустарника монастырского кота, важно прошествовавшего к звоннице, попозировать на камеру, поэтому кошачьих снимков в поддержание идеологии рассказа не размещу. Но, поверьте на слово, это был весьма достойный представитель кошачьей казанской братии.

На парковке у Казанского Кремля показалось, что годовой запас осадков здешнего региона тотчас обрушится неистовым потоком, не оставляя шансов на дальнейший городской променад. Настолько сгустились низкие плотные тучи, повисшие над Спасской башней и прилегающей территорией. Но к величайшей радости зонтик так и пролежал весь день без надобности.

В «кошачий край» или путешествие по просторам Родины. Казань

Пожалуй, свинцовость туч придавала большей выразительности памятнику известному поэту, патриоту и общественному деятелю Мусе Джалилю, всей своей сущностью символизирующему свободу и борьбу за независимость, и его соратникам из татарского подполья, погибшим в тюрьме Плётцензее, чьи лица навсегда застыли на гранитной стене посвящённого им барельефа. Солнечное обрамление вряд ли подчеркнуло бы столь явно общий композиционный трагизм.

В «кошачий край» или путешествие по просторам Родины. Казань

Место, привлекающее меня в Казани более всего, находилось в нескольких шагах от Площади первого мая, отделённое от неё ограничителем в виде Спасской часовой башни. Сохранившая уникальный культурный пласт древнейшая часть Казани под названием Казанский Кремль, где так хотелось оказаться ещё прошлым вечером, наконец оказалась достижимой. Мощный симбиоз археологических, исторических и архитектурных памятников Кремля, возвышающихся на холме и раскрывающих многовековую историю города, настолько разных и вместе с тем органично сочетающихся друг с другом, вызывал священный трепет. Немыслимым образом на территории Казанского Кремля сосуществуют древние фортификационные укрепления и башни XII—XIII вв. и более поздние сооружения, возводимые вплоть до XIX века.

Минуя входной проём в Спасской башне, мы вышли на главный кремлёвский променад — проезд Шейнкмана,

В «кошачий край» или путешествие по просторам Родины. Казань

где по обе стороны разместились знаковые постройки: братский корпус Спасо-Преображенского монастыря, комплекс присутственных мест, Юнкерское училище, Пушечный двор,

выставочные комплексы, мечеть Кул-Шариф, Благовещенский Собор, Губернаторский дворец, где размещена официальная резиденция Президента Республики Татарстан, башня Сююмбике

В «кошачий край» или путешествие по просторам Родины. Казань

и Дворцовая церковь, каждая из которых обладает удивительными архитектурными элементами, достойными внимания.

Великолепием внутреннего убранства поразил Кафедральный Благовещенский Собор, основанный по указу Ивана Грозного. Переживший множество пожаров и реконструкций храм сохранил в своих стенах особую благостную ауру, позволяющую ощутить связующую нить времен. К тому же в храме потрясающие росписи.

В «кошачий край» или путешествие по просторам Родины. Казань

Если обогнуть восточный фасад Собора, за благоустроенным сквером с памятником знаменитым псковским зодчим Постнику Яковлеву и Ивану Ширяю, под руководством которых на месте старой ханской крепости возвели новую систему укреплений,

В «кошачий край» или путешествие по просторам Родины. Казань

можно выйти к смотровой, откуда открываются открыточные виды на Казань.

В «кошачий край» или путешествие по просторам Родины. Казань

Но те самые виды под эгидой свинцовых туч эмоционального всплеска не вызвали. Солнышка для идеальных картинок объективно не хватало.

В «кошачий край» или путешествие по просторам Родины. Казань

Утонченная мечеть Кул Шариф, возведенная в 2005 году к 1000-летию города, невольно отсылала ко временам Казанского ханства. Когда-то здесь размещалась её предшественница с восьмью минаретами, а имя последнего имама разрушенного храма увековечили в названии храма существующего.

Серая мгла, размывая очертания мечети в пространстве, мешала восприятию внешнего облика объекта, поэтому, перескакивая по квадратам на брусчатке, обозначающим места для молящихся за периметром мечети, мы поспешили внутрь.

В «кошачий край» или путешествие по просторам Родины. Казань

В сравнении с грандиозной мечетью шейха Зайда в Абу-Даби Кул Шариф не столь масштабна, но грациозности и изящества ей не занимать. Интерьеры холла стилизованы витражами и мозаикой, резьбой по дереву и камню и витиеватыми узорами, сочетающими нежно-голубой и кремовый, символизирующими мужское и женское начало.

А в середине холла разместили под стеклянным колпаком вращающийся макет мечети.

В «кошачий край» или путешествие по просторам Родины. Казань

Основной зал оформлен с бОльшим размахом. Благородный уральский мрамор и гранит в отделке стен, иранские ковры ручной работы, устилающие пол, потолок, увенчанный двухтонной (!!!) чешской люстрой из хрусталя, глубокий индиго, оттененный белоснежными и бледно-голубыми элементами и мозаичной инкрустацией образуют лейтмотив компактного пространства.

Складывается ощущение, будто находишься внутри сказочной раковины, захлопнувшей створки.

Стоит подняться по лестнице наверх, чтобы предметнее обозреть с балкона доступное великолепие.

В «кошачий край» или путешествие по просторам Родины. Казань

Впрочем, слова тут неуместны, а короткий ролик будет в самый раз.

Вот только на подъеме/спуске пришлось балансировать. На узкой лестнице образуется постоянное столпотворение и разойтись с потоками движущихся туда-сюда туристов очень непросто.

Хмурая утренняя погода не стала помехой для молодых брачующихся, сновавших в сопровождении фотографов по территории Кремля. Интерес к локациям в большей степени проявляли невесты, облаченные в национальные туники свободного кроя, максимально закрывающие все части тела. Женихи же в забавных тюбитейках, сдвинутых на затылок, контролировали процесс)

В «кошачий край» или путешествие по просторам Родины. Казань

Покидая территорию Кремля через Тайницкую башню, без конца спотыкалась о выступающие над поверхностью земли булыжники, выстилающие мостовую под башенным сводом. Уму непостижимо, сколько веков тут лежат, а будто недавно выложены. И ни единой выщерблинки или пустОты в кладке.

Ну, а дальше нас ждал переезд в Старую Татарскую слободу. Не планировала дробить рассказ о Казани на части, но эмоции от многогранного города безудержно выплескиваются в многочисленные предложения и абзацы. Посему прервусь, а продолжение здесь: В «кошачий край» или путешествие по просторам Родины. Казань. Окончание.