Турист Марина (Marina2506)
Марина
была 11 апреля 16:04

Йошкар-Ола — Россия Август 2020

Злополучный коронавирусный год, словно слон в посудной лавке, растоптал планы каждого из нас, не стесняясь и не предлагая равноценных альтернатив. Разве что ленивый не упомянул в размещённых на сайте материалах о крахе туристических надежд-2020 и только единицам, воспользовавшимся возможностями путешествий по необъятной матушке-России, удалось заполучить вожделенные впечатления.

После возвращения из командировки в Могилёв в отпускной августовский период планировала прокатиться организованным туром по «Золотому кольцу», уповая на то, что лучшего времени не будет, а в этом году не было бы счастья, да несчастье помогло. Но всё оказалось не так-то просто. Группы из Смоленска по «золотоколечным» маршрутам не набирались, а варианты со стартом из Москвы по понятным причинам не рассматривала. Риски подцепить ковидную заразу в перемещениях по столице слишком уж велики.

До последнего надеялась на чудо, но за три дня до предполагаемой даты отъезда отчаялась напрочь. А потом пошла от обратного, запросив информацию об уже сформированных группах на интересующий период. Иначе как чудом предложение по Казани не назовешь. Мечтала посетить татарскую столицу в начале мая, но тогда отдала предпочтение Пскову. Не состоявшаяся поездка громогласно извещала — это знак! Видимо, где-то свыше было предопределено, что в этом году моей Казани быть))) Пятидневный тур с дальней дорогой и заманчивой программой обещал стать запоминающимся, поскольку основной пункт программы — Казань удачно дополнили её пригороды и незнакомая Йошкар-Ола.

В «кошачий край» или путешествие по просторам Родины. Йошкар-Ола

Автобусный формат путешествия нисколько не смутил, ведь опыт подобного двухнедельного вояжа по европейским столицам в далеком прошлом оставил более чем приятные впечатления. Не зацикливаясь на возросших с течением времени требованиях к уровню комфорта, организационные моменты решила очень просто, доплатив за дополнительное свободное место в автобусе и одноместное размещение в отеле в Казани, а также прихватив в автобус плед, подушку и домашние тапочки. Не знаю, что ещё нужно было взять с собой, мне было и так вполне комфортно.

Бытовые моменты трансфера продуманы по маршруту до мелочей. Остановки осуществлялись каждые 3–4 часа на заправках с бесплатными санитарными комнатами и магазинами или кафе. Очевидно завышенные придорожные цены не стоят упоминания, но если не запаслись домашними бутербродами и кофе, с голоду в дороге не умрете.

Запоминающимися штрихами в пути по трассе Р-176 промелькнули Собор Воскресения Христова — Главный храм Вооружённых Сил России, иллюминирующий огнями в темноте (зрелище невероятное, но снимать по ходу движения сложно и бесперспективно), и могучие реки Волжского бассейна, показавшиеся под утро по пути следования по трассе М7 «Волга» — Ока в районе Нижнего Новгорода и Большая Кокшага, извивающаяся недалеко от Чебоксар. Малую Кокшагу, Свиягу и Волгу с Волжской ГРЭС наблюдали чуть позже, восхищаясь мощью российских рек. Более полноводных водных артерий видеть до сей поры не доводилось.

В «кошачий край» или путешествие по просторам Родины. Йошкар-Ола

Сейчас не вспомню, в какой момент зародилась мысль, что благодаря спонтанному путешествию я оказалась в «кошачьем краю» (вероятнее всего, это все же случилось в Йошкар-Оле), но так или иначе представители кошачьих оказывались в зоне видимости на протяжении всей поездки. Справедливости ради, их было не так уж много для того, чтобы название рассказа сохранило соответствующую ремарку, однако мой затуманенный любовью ко всем кошачьим мозг отказывается воспроизводить иное. Посему, пусть останется как есть))

В «Красный город» (так в дословном переводе с лугомарийского диалекта звучит наименование столицы республики Марий Эл) мы въехали раньше намеченного времени, успешно проскочив ночные пробки на реконструируемом участке трассы под Нижним Новгородом. До встречи с гидом, запланированной на полдень, оставалось чуть более часа, но нас уверили, что она уже мчится к месту встречи на такси. Двадцатиминутного ожидания хватило, чтобы оценить современные спортивные сооружения, возведенные на ул. Карла Маркса, и инфраструктуру жилого массива, примыкающего к ним.

В Йошкар-Оле немало интересных уголков, но самый известный связывают с именем экс-губернатора республики Марий Эл Леонида Маркелова. Довольно неординарный человек, цитировавший стихи собственного сочинения на официальных мероприятиях и вдохновлявшийся делами миланского герцога Лоренцо Медичи, обожающий европейские города и боготворящий средневековую Италию, Маркелов увековечил свои предпочтения в родном городе, застроив Йошкар-Олу копиями произведений мировой архитектуры в масштабе 1:1.

Жаль, не успел Маркелов развернуться на полную катушку и воплотить всё задуманное в жизнь, ибо карьера его завершилась печально, но сейчас не об этом. Не акцентируя внимание на неблагонадежных делишках, стоит признать, что благодаря новаторским идеям экс-губернатора малопривлекательная ранее Йошкар-Ола приобрела огромный туристический потенциал, демонстрируя плоды маркеловских идей, устроившиеся в центре города по берегам реки Малой Кокшаги. Именно с них начинают туристы знакомство с городом, и мы исключением не стали.

Туристический центр образован симбиозом двух сообщающихся площадей. И если на площади, названной в честь известного партийного функционера прошлого века В. П. Никонова, зацепиться взглядом кроме как за Академический русский театр драмы больше не за что, примыкающая к ней площадь Республики и Пресвятой Девы Марии пестрит многоцветьем маркеловских творений.

В «кошачий край» или путешествие по просторам Родины. Йошкар-Ола

Никакой логики не хватит, чтобы понять, по какому принципу расположили по соседству копии православного храма, кремлевской башни и расписные особняки в голландском стиле.

В «кошачий край» или путешествие по просторам Родины. Йошкар-Ола

Разве можно подумать, взглянув на остроконечную краснокирпичную башню с курантами, что находишься в каком-то ином месте, а не в периметре столичной Красной площади.

К тому же окончательно сбивает с толку бой курантов, прибавляющий ещё большего сходства Благовещенской башне в Йошкар-Оле со Спасской башней московского Кремля. И таких вот феноменальных в своей похожести с оригинальными объектами «копий» в центре Йошкар-Олы полно.

И все-таки в Йошкар-Оле собственная Спасская башня тоже есть. Не обремененная массивными ходиками, но демонстрирующая знакомый облик и ещё больше запутывающая. К ней приведёт Театральный мост, соединяющий Воскресенскую набережную с набережной Брюгге. Вот к чему в городе ещё одна скопированная башня?!

В «кошачий край» или путешествие по просторам Родины. Йошкар-Ола

Но до Спасской башни мы не пошли, ведь за ней по туристическим меркам обыденно и пусто: типичные жилые кварталы, коих полно в среднестатистическом российском городке. Куда интереснее было пройтись по пешеходной части площади Девы Марии, именуемой Архангельской слободой.

Домики в стиле фламандской архитектуры роскошны! Будто слепленный вручную лего-лэнд, выполняющий функцию услады для туриста. Но помимо эстетической составляющей все сооружения вполне функциональны — в особняках разместились офисы банков и государственных организаций.

В «кошачий край» или путешествие по просторам Родины. Йошкар-Ола

Доминантой Архангельской слободы выступает Благовещенский Собор, ставший кафедральным храмом местной епархии. Крестово-купольный храм, возведенный в традициях русского зодчества по образу и подобию моего любимого питерского храма Спас-на-крови, просматривается из разных мест города. Что неудивительно, ведь высота его достигает 74 метра. К тому же объемы внутреннего пространства настолько велики, что в храме одновременно могут находиться до 2000 верующих.

А вот и монумент Девы Марии с младенцем Христом, давшей название площади. Скульптурный образ на постаменте повторяет сюжет иконы Державной Божией Матери — младенец Христос на коленях матери благословляет поднятой рукой всех пришедших на площадь.

В «кошачий край» или путешествие по просторам Родины. Йошкар-Ола

Пожалуй, единственный объект, местоположение которого понятно без слов, это самый большой фонтан города со скульптурой будто воспарившего над землей Архангела Гавриила с шаром мессии и копьем в руках. Расположенный напротив монумента Девы Марии образ служит иллюстрацией библейских событий, когда Архангел Гавриил явился в Назарете к Деве Марии и оповестил, что именно она избрана стать Матерью Спасителя.

Отвлекаясь от вечных тем, отмечу, что парящая над чашей, отделанной нефритовым камнем, фигура смотрится весьма эффектно. Редко где возникает желание сделать фото из серии «на фоне», а тут не удержалась.

В «кошачий край» или путешествие по просторам Родины. Йошкар-Ола

Среди прочих архитектурных элементов на площади Девы Марии проживает подруга сердца Йошкина кота — Йошкина кошка. Дама ветреная и непостоянная, иначе как объяснить неприкрытое кокетство с каким-то другим, а вовсе не Йошкиным котом.

На площади кошка квартирует недавно. Ещё пару лет назад скульптура размещалась около одноименного кафе на проспекте Гагарина, поближе к Йошкину коту, а затем её переместили в Архангельскую слободу. Вот только зачем? Не понятно.

Любовь Маркелова к Италии выплеснулась в этой части города в «Итальянском саду». Правда, название для небольшого огороженного клочка земли с редкой свежевысаженой растительностью слишком громкое, а единственное, что оправдывает географическую привязку к стране — это скульптурная композиция «Синьор Флоренции Лоренцо Медичи Великолепный». Сидящий на троне глава Флорентийской республики держит в руках книгу — символ знаний и мудрости, за его спиной порхает муза, дарующая творческое вдохновение, а на барельефе высечены принципы: «Слава Отечества, величие семейства, возрастание искусств», основополагающие во всех начинаниях дожа.

В «кошачий край» или путешествие по просторам Родины. Йошкар-Ола

Цитата из статьи в одном из местных печатных изданий, освещающем открытие памятника, подчеркивает благие цели скандального губернатора, ознаменовавшие эру марийского меценатства: «Мне хочется, чтобы вся республика выглядела так, как сегодня выглядят площадь Девы Марии, Патриаршая площадь, набережная, — заявил на церемонии открытия памятника глава Марий Эл Леонид Маркелов. — В каждые времена были государственные деятели, которые ставили перед собой цель преобразить мир вокруг. Эпоха Возрождения, которой сегодня восхищается весь мир, тоже обязана своими прекрасными городами сеньорам, правившим в те времена. Таким правителем был Лоренцо Медичи — гениальный политик и меценат. Он не просто поддерживал искусство, он основал академию, в которую выбирали таланы из простых людей и готовили великих мастеров. Мне хочется, чтобы Марий Эл походила на эпоху Возрождения, и здесь бы происходило свое возрождение искусств, традиций меценатства. В знак этого мы открываем Итальянский парк, который сделан без участия государства, исключительно на средства меценатов».

Из «Итальянского сада» можно спуститься вниз к Воскресенской набережной, откуда открываются панорамные виды на набережную Брюгге и Патриаршую площадь.

В «кошачий край» или путешествие по просторам Родины. Йошкар-Ола

Филигранные зубчики на крышах домов, протянувшихся цепочкой вдоль набережной Брюгге, расстилаются на водной глади Малой Кокшаги вперемешку с активными утками, бросившимися к берегу в надежде отхватить лакомый кусок. Но порадовать пернатых было нечем, излишки утренней провизии остались в автобусе.

В «кошачий край» или путешествие по просторам Родины. Йошкар-Ола

Набережная Брюгге служит излюбленным местом для променада. Горожане и туристы любят здесь гулять и устраивать фотосессии. Мне казалось, что художественно оформленные дома могут быть идеальным пристанищем для музеев, галерей или сувенирных магазинов, но власти города распорядились по-иному, разместив в них государственные учреждения и банки. Что здесь смутило, так это хаотичный разброс памятников, собранных на небольшом в сущности пятачке. Недалеко от Национальной президентской школы-интерната увековечили российскую императрицу Елизавету Петровну, внесшую значительный вклад в развитие марийских земель.

В сотне метров от неё, напротив городского ЗАГСа, установили композицию, посвященную свадьбе Грейс Келли и князю Монако Ренье III, символизирующую супружескую любовь, взаимопонимание и верность. Удивляет, что других, исконно русских примеров не нашлось.

Чуть поодаль разместили памятник Александру Келлеру, выдающемуся военному и государственному деятелю, составившему «Статистическое описание Царевококшайского уезда Казанской губернии». Безусловно, выдающихся личностей, сыгравших некую роль в судьбе города, нельзя забывать, но уж лучше бы облагородили набережную Брюгге клумбами и декоративным кустарником. Зелени в центре Йошкар-Олы объективно не хватает.

По левобережью Малой Кокшаги пролегает Воскресенская набережная, стилизованная в русских традициях.

В «кошачий край» или путешествие по просторам Родины. Йошкар-Ола

Здесь расположен Музей Православия, установлена скульптура святым равноапостольным славянским просветителям и создателям славянской азбуки братьям Кириллу и Мефодию, органично вписанная в контекст пространства у Музея, а за ним виднеются белоснежные главки Троицкой церкви.

За надежным укрытием в виде импровизированных кремлёвских стен играют на солнце купола Собора Воскресения Христова, возведённого в 1759 году на средства купца В. Ф. Булыгина. Мы должны были заглянуть с экскурсией в яркий храмовый комплекс, но что-то у организаторов не срослось.

В «кошачий край» или путешествие по просторам Родины. Йошкар-Ола

Минуя памятник царю Федору Иоанновичу, указ которого положил начало истории Марий Эл, переместились на Воскресенский мост.

В «кошачий край» или путешествие по просторам Родины. Йошкар-Ола

Горожане окрестили его самым коротким мостом от монарха к патриарху и отнюдь не случайно. Ведь на спуске с моста на Патриаршию площадь гостей встречает монумент патриарху Алексию II, вдохнувшему новую жизнь в православие республики Марий Эл.

В «кошачий край» или путешествие по просторам Родины. Йошкар-Ола

Патриаршая площадь, вторя облику площади Девы Марии, поражает ярким оформлением. Итальянский дух комплекса «Двенадцать стульев», навевающего мотивы флорентийского Палаццо Веккьо, соседствует с венчающим каскадный фонтан монументом православным святым Петру и Февронье и установленной в честь них часовней, а дополняет картину Театр кукол, поразительно схожий в очертаниях со сказочным замком Нойншванштайн.

В «кошачий край» или путешествие по просторам Родины. Йошкар-Ола

Но вот рассматривала я творения Маркелова и ловила себя на мысли, что красивые, яркие сооружения, больше похожие на декорации, не образуют меж тем того, что принято называть духом города. Однако, стоит признать, что подобные архитектурные приемы здорово город оживляют. Ведь куда приятнее наблюдать аккуратные, симпатичные объекты, нежели пустыри с помойками, да серые безликие высотки.

Место старинного деревянного острога, существовавшего с 1584 года в качестве военного укрепления Царева града на Кокшаге (таково первоначальное название Йошкар-Олы), ныне занимает Царевококшайский кремль, состоящий из четырех башен, соединенных крепостными стенами из красного кирпича.

В «кошачий край» или путешествие по просторам Родины. Йошкар-Ола

Внутреннее пространство сооружения поражает пустотой: пушки, фонари, да пара сувенирных палаток, — вот и весь антураж. Читала, что на территории кремля проводят костюмированные исторические реконструкции и ярмарки, но в день нашего приезда активити не наблюдалось. На улице Воскресенской привлекает внимание необычный жилой дом, где размещен магазин изделий из войлока «ВаленОк». К нему двигались целенаправленно, ведь экскурсия организованная, а потому объекты по опустошению туристических кошельков никто не отменял.

Но здесь на самом деле интересно. Если путешествуете самостоятельно, в «ВаленОк» советую заглянуть. Герои детских сказок, басен и стихов словно сошли с книжных страниц, организовав у входа в магазин сказочную страну.

В «кошачий край» или путешествие по просторам Родины. Йошкар-Ола

Стилизованный уголок завладеет на время вниманием детей и взрослых, а любители шопинга могут смело отправляться сразу в магазин. Особо впечатлительным придется не просто:) По себе сужу, ибо хотелось приобрести если не всё, то очень многое. Посмотрите, какие симпатичные вещицы ручной работы изготавливают мастера.

В «кошачий край» или путешествие по просторам Родины. Йошкар-Ола

И, конечно, здесь не обошлось без котов. Милашки, правда?

Примерно в середине экскурсионной программы предлагался комплексный обед, но название ресторана, где отобедали, не припомню. Да и в целом с национальными кухнями в данной поездке не задалось. Выделить что-то особенное или очень вкусное не могу. То ли потому, что во время комплексных обедов пробовали то, что было определено к подаче заранее, то ли относительно простая без изысков марийская и татарская кухни не столь хороши. Необычными оказались лишь диковинные названия блюд. Поданный на закуску салат под названием «акпАтыр» (ударения в блюдах ставятся на выделенные буквы) по составу похож на «оливье», но жёсткая квадратная подложка для салата из теста с бортиками, коей было впору гвозди забивать, оказалась несъедобной. Суп «онАр» (обычная лапша на бульоне) довольно сносен, но супы априори не люблю. Чтобы зафиксировать наименование второго блюда, пришлось несколько раз переспросить официанта, явно подумавшего, что у любознательной туристки проблемы со слухом:) Нет, ну правда, а кто сходу запомнит наименование «подкОгыльо»))) К слову, за интригующим наименованием скрываются обычные вареники с мясом. Претензий не было к десерту в виде плюшек с начинкой из мягкого творога с изюмом, именуемых на марийском «коман мелна», но, повторюсь, марийская кухня, основанная на выпечке и мясе, не вдохновила.

Короткий переезд переместил на оживлённую магистраль центральной части Йошкар-Олы. Галдящий Ленинский проспект в месте пересечения с улицами Комсомольская и Волкова, образует квадрат площади Ленина. Кардинально отличный от яркого новостроя примыкающий к площади район формировался в середине прошлого века. Возведенные в стиле классицизма здание гостиницы «Советская», Марийского национального театра драмы, жилые дома и памятник вождю пролетариата переносят в эпоху советского прошлого.

В «кошачий край» или путешествие по просторам Родины. Йошкар-Ола

Но стоило ещё немного пройти по Ленинскому проспекту, как снова окунулись в многообразие расцветающих новостройных форм. При взгляде на здание Национальной художественной галереи, стилизованное под итальянский палаццо, чуть не выпалила: «Чур меня!», опешив от замиксованной схожести художественной галереи с венецианской башней Оролоджио и Дворцом Дожей…

В «кошачий край» или путешествие по просторам Родины. Йошкар-Ола

На фасаде здания есть интересная деталь в виде часов с окошками, из которых в определенное время должен показаться ослик, везущий на себе икону. Но в период пандемии коронавируса ослика берегут и туристам не показывают:)

Галерею «охраняет» Царь пушка, имеющая, как и некоторые ранее упомянутые йошкар-олинские новоделы, знаменитого «двойника» в Москве, и памятник князю-воину Николаю Андреевичу Оболенскому-Ноготкову — первому воеводе Царевококшайска.

В «кошачий край» или путешествие по просторам Родины. Йошкар-Ола

Странное, вызывающее вопросы по размещению соседство, образовано памятником священномученику Леониду — Епископу Марийскому, погибшему за веру.

Всё-таки сложно понять, по какому принципу в знаковых точках города понатыкали словно скамейки в парке многочисленные памятники, ни по количественному соотношению, ни по смыслу никоим образом не увязанные друг с другом. Пожалуй, это единственное, что вызвало неприятие общей организации городской концепции Йошкар-Олы.

На персонаже, чье имя упоминается всуе по случаю и без, остановлюсь подробнее. Наверное, уважаемый читатель уже догадался, что речь пойдёт о Йошкином коте:) Местная знаменитость проживает в сквере у Марийского государственного университета. Вальяжный 150-килограмовый котяра развалился на скамье, поглядывая на прохожих. Кажется, на довольной мордахе застыла горделивая улыбка. Ещё бы, кот чрезвычайно доволен собой — ведь считается, что он приносит удачу, потому его все любят и почитают.

В «кошачий край» или путешествие по просторам Родины. Йошкар-Ола

Вначале к котику потянулись студенты и шептали на ушко просьбу об успешной сдаче экзамена, а затем эстафету подхватили местные жители и туристы. Чтобы желание сбылось, нужно присесть на скамью рядом с Йошкиным котом и что-нибудь ему потереть. Кто-то трёт мордочку, кто-то лапку. Чтобы совершить забавный ритуал, на аудиенцию к бронзовому коту выстроилась целая очередь. Вот она — великая сила народной молвы о кошачьих «подвигах»)))

Иногда в случае неудачи у меня вырывается фраза: «Ёжкин кот…», но до приезда в Йошкар-Олу о её значении не задумывалась. Интересно, и с чего вдруг йошкаролинского котика прозвали Йошкиным? Корни, как оказалось, следует искать в славянской мифологии. Тут же вспоминается сказочный персонаж «Кот Баюн» или кот-людоед, вещавший сказки и усыплявший бдительность слушателей мягким приятным голосом. О печальных последствиях лучше умолчать… Некоторые версии утверждают, что страшный котяра обитал в подполе у Бабы Яги (или Бабки Ёжки), питаясь костями её жертв. Отсюда и появляется словообразование Ёжкин кот. Но последующие сказатели склонны наделять «подобревшего» котика положительными качествами, приписывая ему роль семейного талисмана, охранника спящих в колыбели младенцев и лекаря, от сказок которого выздоравливали захворавшие. Надо признать, что подобные характеристики кота куда приятнее) А с названием Йошкиного кота всё банально и просто — кот, считающийся символом и покровителем Йошкар-Олы, заимствовал название города и всего лишь.

Кошачья тема развита в Йошкар-Оле довольно неплохо — здесь можно отыскать хостел, магазин, водку или сувенир с одноименным названием «Йошкин кот». В специализированный сувенирный магазин мы напоследок и отправились.

В «кошачий край» или путешествие по просторам Родины. Йошкар-Ола

Чтобы понимать, какие местные специалитеты лучше приобрести, заранее изучите полезные статьи на тему, в том числе совет на Туристере.

Пока представители группы бегали из одной части магазина в другую, озадаченные многообразием ассортимента, я успела, приобретя, что нужно, прогуляться по провинциально-уютной ул. Советской и полюбоваться резными деревянными наличниками на здании Музея марийской сказки и народного творчества «Сереброзубая Пампалче». Жаль, в музей заглянуть не успела:)

В «кошачий край» или путешествие по просторам Родины. Йошкар-Ола

Навьюченные фирменными пакетами с кошачьей символикой, трещащими по швам от количества приобретенных сувениров и съестного, покинули гостеприимную Йошкар-Олу около 17.00 часов.

Отсутствие активного движения транспорта на трассе А-295 способствовало тому, что до Казани добрались в рекордный срок, слегка переваливший полуторачасовой рубеж. Уставшие «коллеги» по туристическому цеху при заселении в отель беседовали об ужине и здоровом сне, а я, едва заселившись в номер, побежала навстречу с Казанью. Но это уже другая история.

Продолжение здесь: В «кошачий край» или путешествие по просторам Родины. Казань.