Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была сегодня 12:34

Адыгея — Россия Январь 2019

Уверена, добрая половина авторов и читателей сайта согласятся со мной в утверждении, что мало на нашей дивной планете таких красивых уголков, как Кавказ. Перечислять его достоинства можно бесконечно, познавать — еще дольше.

Зима — близко: Мороз и солнце, день чудесный в Адыгее

При этом выбрать одно, самое-самое крутое направление, совершенно невозможно. Но если мне придется срочно решать, кому вручить корону Мисс Кавказ (помимо Наташеньки Семчиной, разумеется)), в моих фаворитах будет Адыгея.

Мой путеводитель по республике: Адыгея, от, А до Я. Всё, что тебя касается!

Я не лукавлю. В этой гордой кавказской республике под первым порядковым номером в автомобильной градации регионов есть всего и помногу. Роскошные долины и шумные горные реки, фантастические ущелья, прогулочные тропы, для профессиональных треккеров и абсолютных чайников. Есть водопады, рощи, теснины, пещеры. А еще у них есть невероятное плато Лаго-Наки — уголок живой природы, за свою уникальную красоту отмеченный знаком Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Зима — близко: Мороз и солнце, день чудесный в Адыгее

Тем, кто никогда не поднимался в горы зимой, непременно нужно отправиться на плато Лаго-Наки. Невероятный коктейль образов: Каменное море, обрывы скал, мощные великаны гор по кромке горизонта, густые заросли, реликтовые хвойные леса.

Зима — близко: Мороз и солнце, день чудесный в Адыгее

Я видела Лаго-Наки летним, осенним и зимним — и не смогу выбрать, который образ ему к лицу более. Судите сами.

Но если вы соскучились по бриллиантовым искоркам снега, вам точно понравится Адыгея зимой. Лаго-Наки — высокогорное (около 2200 метров над уровнем моря) плато на территории Кавказского биосферного заповедника. А это значит, что теоретически отсюда можно уйти в поход, а выйти — в Сочи.

Зима — близко: Мороз и солнце, день чудесный в Адыгее

Хотя, почему это «теоретически»? Очень даже практически! Между прочим, легендарный советский пешеходный маршрут, для настоящих путешественников с бородой, закопченным котелком и рюкзаком за плечами (почему-то они мне рисуются исключительно такими) проходил по Лаго-Наки. Он назывался Всесоюзный туристский маршрут № 30.

Зима — близко: Мороз и солнце, день чудесный в Адыгее

Это был первый в СССР, и один из самых популярных пеших треков большой новой страны. Только представьте, первые туристы прошли маршрутом «Через горы к морю» почти 100 лет назад. Маршрут тогда, к слову, занимал 20 дней.

Путешественники стартовали от турбазы «Горная», шли через Лаго-Наки, Гузерипльский перевал, покоряли ледники горы Фишт (это в ее честь назван знаменитый Олимпийский стадион в Сочи). Затем, через ущелья и долины, и чайные плантации Солох-аула, выходили к морю в Дагомысе. Не зимой, разумеется.

Зима — близко: Мороз и солнце, день чудесный в Адыгее

В наши дни маршрут восстановлен, проработан, и сокращен. Сейчас похожие панорамы можно осмотреть за 5 дней, приключение носит название «Эколого-туристический маршрут № 1».

Зима — близко: Мороз и солнце, день чудесный в Адыгее

Но я отвлеклась, давайте подробнее про плато. Лаго-Наки — это целый комплекс природных и рукотворных объектов. Смотровые площадки, кафешки и гостиничные оазисы тут на каждом шагу — но в меру. Очень вам рекомендую перекусить в кафе «Даур», где можно выпить кофе буквально над пропастью.

А остановиться надо в туристическом комплексе «Горное настроение» — оно самое правильное в красивом крае. Если не жить, то просто пройти к смотровой площадке, фото сделать обязательно нужно.

Зима — близко: Мороз и солнце, день чудесный в Адыгее

Впрочем, дорога к Лаго-Наки — неважно, откуда вы едете, одна сплошная смотровая площадка. Мы останавливались везде: на официальных мирадорах, в совершеннейших непроходимых кустах, увидев на просвет горы и что-то фантастическое, на базах отдыха, около отелей и кафе. Что приятно, никто НИ РАЗУ не спросил, кто мы собственно такие и по какому праву тут разгуливаем. Адыгея, какая ты классная!

Но самая крупная официальная достопримечательность региона, разумеется, вход в Кавказский национальный парк. Платите 300 рублей — и гуляете, сколько вашей душе угодно (в течение одного дня).

Зима — близко: Мороз и солнце, день чудесный в Адыгее

Гулять вам минимум километра 3, до ближайшей смотровой площадки. Максимум — бесконечность.

Зима — близко: Мороз и солнце, день чудесный в Адыгее

Виды с нее отличные, но не могу сказать, что зе бест. Это я уже в сравнении говорю, потому что совсем скоро Лаго-Наки предстанет перед нами во всем своем немыслимом великолепии. И совершенно бесплатно. Но в заповедник все-таки загляните.

Зима — близко: Мороз и солнце, день чудесный в Адыгее

Записывайте: скала Утюг. Особенно много туристов здесь зимой, ведь в это время пейзажи плато не похожи ни на что на свете. Здесь есть бесконечные снежные каньоны, и незамерзающие реки, и какие-то лунные ландшафты.

Зима — близко: Мороз и солнце, день чудесный в Адыгее

Опознать скалу очень легко, здесь всегда много людей и машин. Паркуйтесь, и вперед. В самый первый подъем мы пыхтели по мокрому снегу вперемешку со льдом, проклиная свою тягу к прекрасному.

В крайний визит, осенью, взлетели на гору ласточкой — с корзинкой для пикника, разнообразной снедью, бутылкой игристого, одеждой для переодевания, фототехникой и сменной обувью.

Зима — близко: Мороз и солнце, день чудесный в Адыгее

Ничего сложного в том подъеме нет, главное, не останавливайтесь на первом уровне красоты. Идите до конца. Быстрее, выше, сильнее!

Зима — близко: Мороз и солнце, день чудесный в Адыгее

Кстати, в традиционно снежные месяцы на Лаго-Наки стартует горнолыжный отдых. В доступности не только лыжи и борды, но и всевозможные санки, и плюшки-ватрушки. Те, что для катания.

Зима — близко: Мороз и солнце, день чудесный в Адыгее

Или возьмите напрокат снегоходы и доберитесь до пиковой точки плато.

Нет сомнений, такое приключение запомнится навсегда!