Турист Михаил Странник (Chedty)
Михаил Странник
был вчера 21:09

Орегон — США Август 2020

В предыдущей заметке я кратко познакомил вас с красотами, окружающими орегонский город Бенд. К сожалению, как следует посмотреть Орегон нам не удалось. Виной этому были страшные лесные пожары на границе Калифорнии и Орегона. Часть интересных районов была закрыта для проезда, кругом стояла устойчивая дымовая завеса.

Обсидиановые реки в базальтовых берегах

За десять дней, которые мы провели в Орегоне, мы поняли, что нам там очень нравится, что мы обязательно туда вернемся. Я не хочу давать детальный обзор того, что недостаточно хорошо знаю и в этой заметке ограничусь рассказом о чудесах, которые мы повстречали во время этой части путешествия. С чудесами оно просто, их не обязательно знать, их достаточно понимать.

Чудеса в Орегоне у меня будут субъективные. Возможно, вам они покажутся заурядными явлениями, но, к сожалению, у меня не было возможности с вами посоветоваться в процессе написания заметки. К чудесам я отнесу то, что было для меня совершенно неожиданно, либо по масштабу явления, либо по его физической сущности.

Километры кубические обсидиана

Я уже упомянул, что сразу на въезде в Орегон из Айдахо, меня просто поразили колоссальные Раскрашенные Холмы, но про это я написал целую заметку … и возвращаться к ним нет смысла. Остальные орегонские чудеса я разыскал сразу за последними жилыми домами города Бенда в Национальном Монументе Кальдера Ньюберри.

Обсидиановые реки в базальтовых берегах

Первая остановка — Лава Ривер Кейв — колоссальная пещера в магматических породах. Эта пещера не уникальна, назовем лучше — чрезвычайно редкая. Обычно мы видим пещеры, которые вода вымыла в растворимых горных породах, например в известняке. Здесь принцип образования совершенно другой. Как результат получается совершенно другая форма.

Тоннели в магматических породах очень похожи на искусственные, в частности, на те которые прокладывают для метрополитена. Неожиданно выглядят гладкие, как бы остеклованные поверхности стен и потолка тоннелей.

Обсидиановые реки в базальтовых берегах

При этом происхождении таких пещер понятно и хорошо изучено. Лава, выброшенная из жерла вулкана, устремляется вниз его по склону и гонит перед собой массу органики — деревья, кусты, верхний слой почвы. На каком-то этапе, волна лавы перехлестывает через эту плотину из мусора, и он остается погребенным под ней. Ему бы сгореть, но не получается, органика не горит без кислорода. На какое-то время весь этот материал превращается в подобие древесного угля. Позже в пещеру попадает вода и начинает потихоньку вымывать все мягкие образования, остается чистый лавовый тоннель.

Пещера очень длинная, у нас ушло больше двух часов пройти ее туда и обратно. Замерзли как собаки, температура не больше десяти, причем дул приличный ветер, особенно в узких горловинах тоннеля. Перед походом в лавовую пещеру, особенно сейчас, когда людей везде мало, надо хорошо понимать, что, если ваш фонарик перестанет светить, будет темно, очень темно, совсем темно. Я ненадолго выключил фонарь, и мы посидели в абсолютной темноте, чувствуешь себя дискомфортно.

Лавовый слепок со ствола дерева

Еще интереснее мне показалось зона Национального Монумента под названием Лава Каст Форест. Здесь тоже пещеры или может лучше сказать полости в лавовом массиве. Эти полости образовались там, где в лаву попали стволы деревьев. Кора деревьев четко отпечаталась на поверхности лавы. По сути, это точный слепок древнего дерева. Полости есть горизонтальные от упавших стволов и вертикальные от пеньков.

Здесь был пенек

Самая высокая точка Национального Монумента Ньюберри — вулкан Полина, его высота порядка двух с половиной километров. В хорошую погоду с вершины видно вулкан Шаста расположенный в двухстах километрах на юг и вулкан Худ, на том же расстоянии на север.

Был бы я брехун паршивый, наврал бы, что это Худ. На самом деле – это Рейнер, он не очень далеко, а хорошей фотографии Худа у меня нет

Обычно, когда человеку говоришь о вершине горы он представляет себе некую скалу. Гора Полина, как ни странно, увенчана озером. Озеро тоже называется Полина. Оно достаточно большое и очень круглое, километров пять в диаметре. Вода абсолютно прозрачная и голубая если нет облаков, или как в нашем случае дыма. Глубина озера метров пятьдесят, вода, за счет того, что нет подпитки с ледников и есть разогрев снизу, из-за близости магмы, относительно теплая.

Обсидиановые реки в базальтовых берегах

На озере не скучно. Пока мы ловили рыбу, девушки наши откопали себе в прибрежной гальке ямы, куда тут же набралась горячая, и по их мнению, очень полезная вода. Они даже не хотели вылезать из своих ванн, рыбу чистить, такая вода была полезная.

Прямо на берегу хороший отель и ресторан. Все это пытались вписать пейзаж высокогорного озера, поэтому здесь нет единого здания, а стоит пару десятков «расти кэбинс» — гнилых, хорошем смысле этого слова, избушек.

Обсидиановые реки в базальтовых берегах

На самом деле, в рамках американского домостроения, гнилые, каменные или там фахверковые — это декорация, вторичная по отношению к основному сооружению. Внешнее оформление навешивается на уже практически готовый дом по желанию заказчика. Давайте расскажу про американское жилищное строительство, оно сильно отличается от российского.

Итак, вы решили купить дом и пришли в офис доблестным американским строителям… «Ах, у Вас есть деньги, да как же это мы не досмотрели, эх старость не радость. Вам нужно срочно купить новый дом. Конечно каменный, а какой же еще из красивого белого известняка хотите? Такой дикий камень без лишней обработки, лучшие техасские традиции?» Очень давно великий Наф Наф провозгласил главные концепции домостроения, но американские строители его поймали и…

Обсидиановые реки в базальтовых берегах

После хорошего ужина они разработали совершено новые принципы строительства. Сначала отсыпаешь песчано-гравийную подушку с уплотнением, естественно. На этом этапе строительства очень приятно смотрится миниатюрная строительная техника: экскаваторы, виброкатки и бульдозеры, где-то средние по размеру между обычной строительной техникой и детскими игрушками.

Потом кладешь коммуникации. На данный момент строители предпочитают пластиковые трубы. С точки зрения коррозии они безусловно более надежные. При этом они хуже металлических в плане устойчивости к механическому воздействию. Основная проблема в том, что после окончания строительства люди начинают сажать вокруг дома деревья, без учета схемы подвода коммуникаций. Часто случается так, что деревья корнями ломают трубы, а вы об этом не знаете, до тех пор, пока не получаете счет за воду.

Обсидиановые реки в базальтовых берегах

Поверх подушки заливается бетон, важно при этом не забыть вывести коммуникации). Бетон заводской. Работы по бетонированию производятся в течении одного дня. Обычно емкости с бетоном, на полный объем заливки, подгоняют сразу все, что обеспечивает быструю заливку и как следствие монолитную площадку.

На бетонной площадке монтируется деревянный каркас дома. На фотографии выше видно крепежи в бетонной площадке, на который будет устанавливаться каркас. Как ни удивительно, при строительстве в Штатах используется очень много дерева. Раньше это периодически приводило к проблемам с термитами. Сейчас похоже вопрос закрыли хорошими пропитками.

Обсидиановые реки в базальтовых берегах

Облицовываешь древесностружечной плитой снаружи и гипсокартонном изнутри. Смешно, но это основная защита дома, наиболее прочный материал во всей стене.

Поверх древесностружечной плиты сэндвичи термозвукоизоляции. Здесь материал сложный и цена на него может быть разная. Можно сильно сэкономить на строительстве, а потом всю жизнь много платить за кондиционер и печку.

Обсидиановые реки в базальтовых берегах

Все, штукатурочка. По сути, на этом этапе строительство дома завершается и начинается отделка, можно просто взять и по штукатурке покрасить. Такой дом держится лет пятьдесят — семьдесят. Другой вопрос, что это никому не нужно. Дом устаревает морально задолго до физического старения. Уже лет через двадцать люди хотят дом с более качественной изоляцией, стеклопакетами, регулирующими световой поток, белый низ черный верх и наоборот.

С учетом всего этого, важная задача проектанта подобрать материалы для строительства таким образом, чтобы они вышли из строя своевременно и одновременно. Вспоминается ремонт высотки на Котелках. Там при очень надежном каркасе здания, было использовано много материалов, не предназначенных для долгосрочной эксплуатации. Кто-то хитрый получил копеечную премию за эффективное строительство. При этом чугунные канализационные трубы нельзя было вытащить, не нарушая несущий каркас. Капитальный ремонт продолжался много лет и обошелся в пару раз дороже строительства.

Обсидиановые реки в базальтовых берегах

Я не был домовладельцем в северных штатах и знаю только проблемы, которые возникают на самом юге Америки. Так, в Техасе через лет десять — пятнадцать приходилось ремонтировать крыши. Техасское солнце за пару лет прожигает стальную крышу автомобиля, что там говорить про кровлю дома. Говорят, что новая черепица держится больше 25 лет, посмотрим. Второе по важности направление, в котором снижается качество дома и ощущается его старение — ухудшение теплоизоляции. Ты этого физически на прямую не знаешь и не чувствуешь, ощущения идут только через кошелек. Твой счет за кондиционер с каждым годом растет. Здесь ремонт смысла не имеет и это нужно хорошо понимать, когда покупаешь не новый дом.

Ну вот строительство закончили…

— Ей ребята, я же просил каменный!

— Ах каменный, минуточку Сэээр, хотите каменный, хотите деревянный, сейчас облицуем. Вот готово!

Обсидиановые реки в базальтовых берегах

Самый важный элемент американского строительства заключается в том, что все детали для сборки дома заводские. Строитель заказывает полный набор конструктора Лего, под типовой проект. При строительстве не надо ничего пилить или наращивать. Дом нужно просто собрать. Это позволяет использовать при монтаже низкоквалифицированную рабочую силу и значительно снизить затраты на строительство. Все то, что я говорил выше вовсе не значит, что вы не можете заказать дом из бруса, дикого камня или там цельнометаллический, просто это будет стоить по-другому. Опять главное слово — выбор.

Оставим насущное и вернемся к возвышенному — на вершину самого высокого вулкана в парке. С вершины стекают две реки, одна красивая, другая уникальная. В первой реке хрустально чистая вода, прыгая с одного водопада на другой, бежит с кальдеры Полина до системы озер, которая называется Близнецы.

Обсидиановые реки в базальтовых берегах

Вторая река сейчас твердая, она состоит из стекла — вулканического стекла. Официально этот минерал называется обсидиан. Он не так чтобы редкий, но во всем нужно знать меру, здесь меры нет. Здесь обсидиановая река периодически разливается обсидиановыми озерами. Обсидиан в серебре популярное в Армении украшение, понятно, что у Ириши он в ассортименте. После того как мы посетили парк Ньюберри, она как-то засомневалась в ценности этих ювелирных изделий.

Для меня это было чудо. Когда я прочитал в путеводителе фразу обсидиановая река, я подумал, что это преувеличение, ну типа, лежат кое-где куски обсидиана, странно почему не сперли. Оказалось, никакого преувеличения нет, там действительно река, широкая и глубокая.

Обсидиановые реки в базальтовых берегах

Если честно, черная обсидиановая река в условиях задымленности и запах гари оставляла не очень радостное впечатление, и мы предпочли спускаться вдоль более традиционной водяной реки. Здесь мы очень пожалели, что уже успели наловить рыбы наверху в озере, уж очень она красиво в речке прыгала.

Ручей тоже называется Полина, наверно вы легко догадаетесь как называется водопад, на этой речке.

Обсидиановые реки в базальтовых берегах

На этом месте чудеса закончились. Дальше была обыкновенная красота, а про нее я уже писал. Мы путешествовали по Орегону, довольно долго, пошаговое описание этой поездки наверно бессмысленно. Для того чтобы дать общую характеристику объекта, скажу так, Орегон, пожалуй, самое интересное для меня место в Штатах на данный момент. После то того, как закончится вся эта рождественская суета, я наточу лыжи и отправлюсь в очередную длинную поездку на северо-запад.