Турист chemodannoenastroenie
chemodannoenastroenie — была 21 февраля 10:23
Мир - это книга. И тот, кто не путешествует, читает только одну ее страницу

Айя Напа, Кирения, Фамагуста — Кипр Август 2019

Сегодня расскажу вам о Кипре.

Итак, провести отпуск 2019 на Кипре было не совсем нашим осознанным решением. Рассуждали примерно так: «Хотим туда, где тепло (у нас в этом году средняя летняя температура градусов 12 наверное) и море. И не в Турцию (потому что были уже там и не раз, хочется же и мир посмотреть). И чтоб море было теплое и чистое. И без визы. И чтоб в Европе. И чтоб не полмиллиона». Ну сами понимаете, требования хорошие такие. И под них идеально подошла кипрская Айа-Напа.

Летели из Москвы, так оказалось дешевле на 50–60 тысяч, чем из регионов. Ну в нашем регионе международного аэропорта нет, так что нам все равно ехать до любого, поэтому Москва — так Москва. До столицы 1000 км ехали на машине, оставили ее на стоянке недалеко от аэропорта. Парковка 100 рублей в сутки (на самом деле очень дешево! спасибо, ребят), трансфер до аэропорта круглосуточный и без дополнительной оплаты. Забрали по прилету тоже по первому же звонку, буквально минут через 20.

Мост любви, пещеры контрабандистов и город-призрак. Все это на Кипре

Вылетели без задержки, благодарность за это компании «Россия». Сам перелет занял около 3,5 часов. Почему-то посадили нас в Пафосе, это западная часть Кипра. Ну, а нам на восточную, так что ехали еще потом в автобусе 3 часа, наверное, потому что заезжали по пути во все отели, туристов развозили. Ладно, в этом тоже свой плюс, потому что отпала необходимость брать на прокат машину, как мы планировали, чтобы посмотреть весь остров и тоннель, который в горах. Нас и так через всю страну провезли и через тоннель тоже. Кстати, машины мы всегда на отдыхе арендуем, а тут не стали. Все-таки, левостороннее движение — это для меня, например, водителя с почти 20-летним стажем, непросто. В голове уже сидит вбитый десятилетиями алгоритм вождения, и как проезжать круговые перекрестки, а их на Кипре очень много, я так и не поняла. Да и зачем рисковать?

Заселили сразу же, мы пошли смотреть море. Здесь у меня нет задачи рассказывать про отель, я про саму страну и ее достопримечательности. Море классное: теплое, чистое, пляжи муниципальные, но достаточно чистые и приятные, хорошие. Можно арендовать лежак и зонтик за 5 евро, а можно лежать на своем полотенце. Мы выбрали второй вариант, потому что, собственно, лежать-то нам и не хотелось. Мы приходили, купались часа по полтора, потом чуть загорали и снова купались. В обед солнце становится нестерпимым, находиться на пляже даже в тени, уже некомфортно, поэтому мы уходили в отель.

Мост любви, пещеры контрабандистов и город-призрак. Все это на Кипре

Дорога до отеля недлинная, можно зайти в супермаркеты, где продается все: от колбасы, спиртного и кофе до белья и косметики. Там же можно купить сувениры на любой вкус. В отличие от других курортов, где я была, уличной торговли там нет. Все культурно в магазинах. Оно и понятно: в такой жаре хочется спрятаться в кондиционированную прохладу от палящего солнца, а не рассматривать безделушки на совершенно сумасшедшем солнце.

Достопримечательности.

Перед поездкой я разговаривала с друзьями, которые говорили, что на Кипре смотреть нечего. Я не верила. Но, в принципе, так оно и есть. Ну я сравниваю с Италией, Испанией, Венгрией. Действительно, с интересностями, по крайней мере, в восточной части Кипра не очень.

Сама Айа-Напа мне как раз Анапу и напомнила: на пляже песок (только чистенький, не как в российском курортном городе), растительности мало (а я пальмы люблю и тропическую зелень), на пляже все говорят по-русски. Хотя в самом городе местные русского почти не знают. Объяснялись в кафе и магазинах, как могли, на английском. Надо подучить, кстати. В крупных магазинах есть русскоговорящий персонал.

Парк скульптур в Айа-Напе под открытым небом

До него из центра города, где находился наш отель, можно было дойти пешком. Туда мы шли просто по пляжу, обратно вернулись по городу. Думаю, километра 2,5, может, чуть больше в одну сторону. Вход в парк бесплатный.

Мост любви, пещеры контрабандистов и город-призрак. Все это на Кипре

Издалека видны белоснежные скульптуры. На фоне моря они смотрятся красиво и романтично. Хотя, на самом деле, что изображено на этих скульптурах, если честно, надо ещё понять. Говорят, что здесь несколько десятков различных Афродит. И, глядя на них, в полной мере понимаешь смысл выражения «Я художник, я так вижу». Кроме Афродит, можно увидеть мифических животных, богатырей, символы государств, где проживает тот или иной скульптор, ну и совсем уж абстрактные ваяния, смысл которых от зрителя художнику удалось утаить.

Парк действующий, постоянно пополняется скульптурами, которые ваяют (или высекают) из местного камня художники со всего мира прямо здесь же. В принципе, каждый может оставить здесь своё произведение искусства. Единственное требование к нему- чтобы оно было не меньше 2 метров в высоту или ширину.
Кстати, здесь есть работы российских и белорусских скульпторов.

Морские пещеры в Айя-Напе

Прямо напротив парка скульптур находится знаменитый Мост любви — очень живописное место на мысе Каво Греко. Там проводятся свадебные фотосессии и вообще, фотографии получаются очень красивые.

Мост любви, пещеры контрабандистов и город-призрак. Все это на Кипре

Ну, а пещеры лучше рассматривать с моря, например, во время морской экскурсии. Хотя, с берега они тоже видны и самые смелые товарищи туда могут зайти или заплыть, в зависимости от того, высокая или низкая волна в данный момент времени.

Гроты на мысе Каво-Греко (фото автора)

Такие причудливые формы гротов появились не за один миллион лет. Многие годы понадобилось морскому прибою биться о прибрежные скалы, чтобы получились эти пещеры. С этим местом, конечно же, связана легенда о том, что пираты и контрабандисты прятали здесь награбленные сокровища.

Место необычайно красивое и тоже притягивает сюда фотографов со всего мира, свадебных, в том числе. Оно и понятно, ведь пещеры очень живописны, а море в этом месте переливается разными оттенками!

Мост любви, пещеры контрабандистов и город-призрак. Все это на Кипре

Так как машину на прокат мы брать не стали, то мы пришли в туристическое агентство с просьбой рассказать об экскурсиях, которые отражают историю и культуру страны. Выбор пал на поездку на Северный Кипр. Цена, конечно, для нас сумасшедшая — 140 евро на троих. Ну да ладно.

В 1974 году Турция решила освободить киприотов-мусульман от притеснения христианами и напала на Кипр. Таким образом турками были отвоеваны некоторые территории страны, ни много-ни мало, около трети всего острова. И вот сейчас Кипр разделяет по горизонтали граница. Туда-то, на территорию Турции мы и поехали на туристическом автобусе.

На границе гид собрала наши паспорта, таможенники проверили их, но никаких отметок не сделали. Вообще, это напомнило мне границу между Краснодарским краем и Абхазией. Те же приветливые полицейские, никакого напряжения, вражды, только формальности, занявшие не более получаса (учитывая, что в автобусе нас было больше 40 человек).

Музей кораблекрушений в Керинии

На восточном побережье Кипра, точнее сказать, на северо-восточном, есть город Кериния. Раньше он был обнесен крепостной стеной, я так понимаю, это было что-то вроде нашего Кремля.

Мост любви, пещеры контрабандистов и город-призрак. Все это на Кипре

Внутри крепости жили люди, у них была возможность защищать себя и свои дома от набегов завоевателей. Крепость называется Гирне, она очень хорошо сохранилась, а с ее стен открывается шикарный вид на порт и бухту.

Внутри крепости много средневековых залов, переходов, коридоров и каменных лестниц.

Мост любви, пещеры контрабандистов и город-призрак. Все это на Кипре

Также в нескольких залах расположены музеи. В музее кораблекрушений, собственно, только один экспонат (ну и все, что с ним связано) — это затонувшее более двух тысячелетий назад торговое судно, которое перевозило с греческих островов на Кипр оливки, миндаль и другие продукты.

Товар был запакован в глиняные амфоры и достаточно хорошо сохранился, потому что поднято со дна моря судно было в 20 веке, тогда и распечатаны герметически закупоренные горлышки амфор. Так вот, останки судна, амфоры, миндаль, а также посуда членов экипажа корабля в музее и демонстрируются. Интересно рассматривать и фотографии, которые рассказывают о том, как именно было обнаружено и поднято со дна моря судно.

Аббатство Беллапаис

Аббатство Беллапаис на северном Кипре — яркий образец готической архитектуры эпохи королевской династии де Луизиньянов. Само аббатство выросло на месте монастыря, построенного крестоносцами. Самые ранние постройки датированы началом 12 века.

Мост любви, пещеры контрабандистов и город-призрак. Все это на Кипре

Дальше идет грустная история о том, как сооружение переходило их рук в руки: от монахов — бенедиктинцев, к августинцам, затем к генуэзцам. Последние ограбили аббатство, вывезли из него все, что было ценного. После этого удара оно уже не оправилось. Правление же венецианцев ознаменовалось дальнейшим физическим и моральным его упадком. Это проявлялось в том, что монахи забыли свое главное предназначение и открыто жили в кельях монастыря с любовницами. Так аббатство потеряло всякий авторитет.

Во внутреннем дворике, в четырёх его углах, растут четыре огромные туи, которые, как говорят, считаются практически ровесниками построек. Ну и есть легенда, согласно которой, туи посажены на могилах самых злостных нарушителей монастырских законов. Епископ, узнав о том, что творится в одном из монастырей, страшно рассердился и приказал казнить их вместе с любовницами. Похоронены они как раз, так сказать, в назидание прямо во дворе монастыря.

Мост любви, пещеры контрабандистов и город-призрак. Все это на Кипре

Еще одним интересным экспонатом можно считать умывальник, сделанный из мраморной гробницы. В средние века люди ценили вещи по их утилитарному признаку. И коль скоро попала в руки такая прекрасная вещь, как мраморная гробница, то ее содержимое переложили в другое место, а из нее вывели кран и наполнили водой. Красивый, большой такой умывальник.

Умывальник, сделанный из гробницы (фото автора)

Позднее в зданиях аббатства размещался военный арсенал и лишь правление англичан приостановило разрушение ценнейшего памятника архитектуры и культуры Кипра.

После Второй мировой войны, когда англичане серьезно занялись изучением исторических памятников Кипра, обнаружили, что это уникальный архитектурный комплекс средневековой готики и сюда началось паломничество туристов. Что же уцелело до наших дней?

Практически без повреждений сохранилась церковь 13 века, встроенная в здание аббатства, где на стенах сохранились фрагменты фресок 17 века. Также в очень хорошем состоянии бывшая трапезная. По сути, это достаточно большой зал с прекрасной акустикой. В наши дни там иногда проходят концерты и другие мероприятия, связанные с музыкой. В этом случае там расставляются скамейки и выстраивается сцена.

Собор Святого Николая в Фамагусте

Возведен в конце 13 века по чертежам собора Нотр-Дам-де-Пари и является его уменьшенной ровно в 4 раза точной копией. После турецкой оккупации собор было решено превратить в мечеть. Но особо заморачиваться турки не стали, и пристроили к одной из башен собора минарет. Сейчас это действующая мечеть.

Город-призрак Фамагуста

Но еще более грустная история практически наших дней — это история о городе-призраке. В 1974 году Турция завоевала северную часть Кипра, а жителей Фамагусты выселили в другие районы острова. Причем, им пришлось оставить свое имущество, ушли они оттуда с пустыми руками. И сейчас за колючей проволокой стоят уже в течение 45 лет коттеджи, отели, высотные дома, брошенные жителями. На эту территорию никто не может зайти, она охраняется турецкими солдатами. Там нельзя жить, но снести их и построить на этом месте что-то другое тоже нельзя, потому что некоторая недвижимость принадлежит не гражданам Кипра, а значит, распоряжаться ею ни киприоты, ни турки не могут. И вот целый район Фамагусты напоминает Припять. Зрелище жуткое и невыносимо печальное.