Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была вчера 19:28

Джурмачи, Кубачи — Россия Октябрь 2020

Исключительно редкий случай: обычно в провинциальных музеях хранятся копии всемирно известных шедевров, а в Дагестане все наоборот. В симпатичном «доме с атлантами» по улице Даниялова, в центре Махачкалы, можно рассмотреть оригинал великолепных дверей из древней мечети, переживший тысячу лет. Его копия несколько лет назад выставлялась в Эрмитаже.

Это лишь один из вереницы удивительных фактов, связанных с горным селом-крепостью Кала-Корейш на юге Дагестана. Сюда мы поехали одним осенним утром, чтобы наконец увидеть всё своими глазами. Реальность превзошла любые ожидания.

Слова камней. Путешествие в город-крепость Кала-Корейш

Село-призрак, древняя святыня, оплот веры, музей под открытым небом. Я бы добавила к этому перечню эпитет «достопримечательность, к посещению обязательная», но пока о Кала-Корейше мало кто знает. Его история наполнена легендами и чудесами — например, о Всемирном потопе, и кораблях, причаливших где-то здесь, в горах Кавказа.

Слова камней. Путешествие в город-крепость Кала-Корейш

Более популярная версия зарождения Кала-Корейша отправляет нас к корейшитам — древней народности с Востока, первым мусульманам, поборникам веры. Именно от них произошел пророк Мухаммед, и если верить древним сказаниям, арабские поселенцы пришли в горный Дагестан в начале VII века. В пользу этой версии говорит и название села — Кала-Корейш переводится с арабского как «Крепость корейшитов».

Кто бы городок не основал, у него был отменный вкус. Только представьте: почти недоступная вершина горы, со всех сторон окруженная ущельями и каньонами, рядом — слияние пяти рек, и только узкая тропинка вверх вьется над обрывом. Каменные стены домов становились продолжением гор, превращаясь в настоящую крепостную стену.

Слова камней. Путешествие в город-крепость Кала-Корейш

Построив неприступный город-крепость с сигнальными башнями (от них сохранились лишь руины), поселенцы занялись душой. Кала-Корейш стал одним из первых оплотов распространения ислама в Дагестане, и далее по Кавказу. Здесь располагалась столица Кайтагских уцмиев — средневековых правителей феодального государства. Впрочем, это также одна из версий — подлинный возраст и происхождение города-крепости неизвестны.

Слова камней. Путешествие в город-крепость Кала-Корейш

В пользу арабской версии говорят и древние надгробия. Их роспись — нечто невообразимое, тут и замысловатая вязь, и мировое древо с птицами на ветвях и зверями внизу, и богатые виноградные кисти, и геометрические рисунки. Надписи — не только суры из Корана, как можно предположить, но и философские изречения древних мудрецов, и отрывки из произведений поэтов разных стран и эпох. Причем, почти нет имен усопших, исключительно память тысячелетий.

Слова камней. Путешествие в город-крепость Кала-Корейш

Несколько лет назад изучением этого бесценного (и так быстро разрушающегося) наследия занялся благотворительный фонд «Пери». Все памятники были оцифрованы с помощью новейшей технологии — 3D-сканера, и воссозданы с точностью до крошечной черточки.

Работа невероятно кропотливая и долгая, зато сейчас все цифровые модели надгробных плит, саркофагов, дверей мечети можно потрогать, рассмотреть детально. Кстати, это первый и единственный случай в истории Эрмитажа, когда музей показал коллекцию репродукций — без единого оригинала.

Фотографии из коллекции фонда «Пери»

За подлинниками вам придется отправиться в Кала-Корейш. В заброшенном городе вас ждет Джума-мечеть XI века — одна из древнейших на Кавказе, мавзолей кайтагских уцмиев с уникальными надгробиями, средневековое арабское кладбище с саркофагами, и разрушенные улочки бывшей столицы.

Слова камней. Путешествие в город-крепость Кала-Корейш

Непременно зайдите в мечеть. Прохладный зал, беленые стены, четыре каменные колонны, поддерживающие крышу, сохранились от «старой обстановки» — остальное реконструировано. В горах без должного ухода всё быстро разрушается — ветер, дожди и оползни делают свое черное дело. Вы ведь помните историю призрачного Гамсутля.

Слова камней. Путешествие в город-крепость Кала-Корейш

Двери сейчас тоже обычные, современные. Роскошный оригинал хранится в Национальном музее Дагестана, в Махачкале. Мы для вас сходили и сфотографировали.

Слова камней. Путешествие в город-крепость Кала-Корейш

Кстати, эти двери тоже необычные. По мнению ученых, они даже более древние, чем сама мечеть. Первоначально ими запирали христианскую церковь в Кубачах, а позже, когда на этих землях победил ислам, они перекочевали к мечети соседнего села.

Внимание, спойлер: визит в Кала-Корейш удобно совместить с посещением легедарного аула златокузнецов Кубачи. Между ними всего несколько километров по грунтовке.

Слова камней. Путешествие в город-крепость Кала-Корейш

Рассмотрев двери, загляните в мавзолей. Здесь похоронены кайтагские уцмии, для мусульман место священно и почитаемо.

Слова камней. Путешествие в город-крепость Кала-Корейш

Для всех остальных — просто невероятно интересно, мистично, и волшебно. В сочетаний с окружающей тишиной и покоем впечатление производит невероятное — действительно, что-то особенное в его ауре есть.

Слова камней. Путешествие в город-крепость Кала-Корейш

Хотя подъем к нему долог и труден, Кала-Корейш расположен на вершине священной горы. И паломники, и туристы, и исследователи поднимаются пешком по старой дороге, которая сама по себе считается почти чудом — ее не разрушили ни время, ни дожди, ни горные оползни. Дойти не просто, но наверху вас ждет душевный подъем — это подтвердила наша мама, геройски покорившая гору.

Слова камней. Путешествие в город-крепость Кала-Корейш

Небольшой совет: отправляясь в Кала-Корейш, подготовьте просьбу к высшим силам. Наверняка исполнится.

П.С. А после обязательно зайдите в махачкалинский музей — полюбоваться на потемневшие за тысячу лет двери.