Турист елена сариева (elsarieva)
елена сариева
была вчера 23:10

Санкт-Петербург, Ломоносов — Россия Ноябрь 2020

Петербург прочно вошел в мою жизнь, с некоторых пор став «кровным родственником». В недавние выходные нам с мужем пришлось сопровождать домой, в Питер, внучку после закончившихся осенних каникул, проведенных в наших краях. Два дня в любимом городе — на что бы их потратить так, чтобы не подцепить ковидную заразу и при этом получить яркую эмоциональную подпитку, помогающую скрасить унылую жизнь, полную ограничений и лишенную привычных вещей? День первый — 7 ноября, суббота, еще недавно был праздником, отмечаемым с размахом, а теперь — совершенно рядовой выходной. У внучки в 11 часов намечена тренировка в василеостровской школе Олимпийского резерва, и пока Лера занимается, можно организовать очередное свидание с Северной столицей. Ноябрьское солнце, хорошенько выспавшись, бодро катится по небосклону, увлекая вслед за собой любого, у кого есть глаза, способные замечать несравненную и гармоничную красоту четких линий петербургских улиц и каналов, пронзительную синеву холодной, равнодушной в своем величии Невы

Два ноябрьских дня в Санкт-Петербурге

Оставляем машину на стоянке на набережной Лейтенанта Шмидта и устремляемся к мосту через Неву, соединяющему Васильевский остров с Английской набережной, и не раз менявшему названия: Благовещенский — Николаевский — Лейтенанта Шмидта — Благовещенский (с 2007года). Историю создания моста я упускаю, так как заинтересованный может без труда ее прочитать. Наша задача — любоваться его красотой, совершенством и идеально подобранными пропорциями. Фонари и павильоны моста включены в список культурного наследия России регионального значения, а перильные ограждения с композицией морской стихии являются наиболее интересной частью декора

В каждой секции изображён трезубец, к которому обращены с двух сторон фантастические морские коньки с завитыми рыбьими хвостами, вплетенными в симметричный растительный фигурный орнамент. С моста отлично просматривается массивное здание церкви Успенья Пресвятой Богородицы
Место, где стоит храм, с 18 века принадлежало разным подворьям, затем его приобрела Киево-Печерская лавра, заново отстроив храм, который сохранился до наших дней. В духе времени в 1934 году церковь была закрыта и превращена в склад, а затем в каток со знаменитой на весь мир Ленинградской школой фигурного катания. В 1991 году все вернулось в привычное русло, и бывшее Киево-Печерское подворье стало подворьем Введенского мужского монастыря Оптина Пустынь. Холю и лелею план (с наступлением лучших времен) послушать в стенах храма профессиональный мужской хор «Оптина Пустынь» (однажды уже слушала в концертном исполнении в обители культуры, а хотелось бы в храме). В начале сентября мы с мужем подробно исследовали эти места, пока ждали внучку из школы, но в тот раз я ездила без фотоаппарата, поэтому не осталось ни фотографий, ни рассказов. Вот мы и в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, а рядом находится рукотворный остров Новая Голландия, ограниченный рекой Мойкой, Крюковым и Адмиралтейским каналами. Туда мы и отправимся через подземный переход от площади Труда. Через канал на остров Новая Голландия перекинуты два моста — мы выбираем ближний

Два ноябрьских дня в Санкт-Петербурге

Адмиралтейский канал, застроенный доходными домами.
Летом молодежь заполняет зеленые газоны, наслаждаясь солнечным теплом — что не возбраняется, и сейчас, в ноябрьский выходной, здесь довольно многолюдно. Про зону отдыха в историческом центре, удачно вписанную в городскую среду, мне было известно давно, но не успела дойти. Название острова, ласкающее слух всякому, кто знаком с Голландией не понаслышке, появилось не случайно. Петр I, как известно — страстный поклонник европейских ценностей — приглашал голландских кораблестроителей для работы на верфях левого берега Невы. Обстановка, царящая на верфях, настолько напоминала иностранный порт, что эту местность стали именовать Голландией, а позднее название закрепилось за островом, образованным Мойкой, Адмиралтейским и Крюковым каналами, трансформировавшись затем в «Новую Голландию»

Два ноябрьских дня в Санкт-Петербурге

Сейчас это памятник промышленной архитектуры, встроенный в городскую среду. Ковш — внутренний водоем Новой Голландии

Детская площадка «Фрегат», состоящая из лестниц, качелей, лабиринтов. Здесь же есть горки, канаты, пушки, подзорные трубы, штурвал — все, чтобы маленькие посетители острова смогли себя почувствовать настоящими мореходами

Два ноябрьских дня в Санкт-Петербурге

Сразу же привлекла внимание Садовая аллея — новая часть парка, привносящее дополнительный уют в общую атмосферу острова. Вдоль «Дома 12» — бывшего корпуса лесных складов — высажены деревья ирги, яблони, самые разные кустарники и многолетники: гортензия, магнония, спирея и другие

С приходом осени ирга, как ее называют — королева задворок — окрашивается в оранжево-красные тона, магония становится пурпурной, а ива — золотой. Мое знакомство с Новой Голландией на том и закончилось, хотя самая интересная ее часть находится правее — нужно было дойти до дальнего мостика, чтобы увидеть арку Валлен Деламота, Бутылку (здание бывшей тюрьмы необычной круглой формы), дом Коменданта

Два ноябрьских дня в Санкт-Петербурге

Судя по всему, реставрационные работы по дальнейшему преобразованию комплекса еще не завершены, и нас ждут новые открытия. Кстати, каток уже готовят к зимнему сезону — работы идут полным ходом. Осенние листья щедро осыпаются золотыми монетками с синеву каналов — красота да и только

Попрощавшись с Новой Голландией, я «облизываюсь» при виде шикарного, романтичного здания Николаевского дворца (дворец Труда), упрятанного за высокую решетку забора. Если бы не спешка, подобралась бы как-нибудь. Очень красив — не пропускайте. Бодрым шагом мы идем по Конногвардейскому бульвару — одному из самых романтичных мест Санкт-Петербурга, пролегающему между островом Новая Голландия и Александровским садом у Адмиралтейства. Трудно представить, что когда-то здесь проходил канал, по которому сплавляли корабельный лес. В 1844 году по решению императора Николая I часть канала между Адмиралтейством и нынешней площадью Труда убрали в каменную трубу, засыпав землей, превратив участок в красивый бульвар. Замечательных сооружений на бульваре множество. Любителям городской архитектуры есть смысл прогуляться по уютной и не слишком перегруженной людским потоком улице. Например, бывший доходный дом Утина интересен россыпью архитектурных изысков

Два ноябрьских дня в Санкт-Петербурге

Особенно хороши верхние ажурные балкончики, поддерживаемые фигурками путти. На сегодняшний день в этом шикарном здании размещается ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Птерербург» (губа не дура). Дом с маврами или дом Кочубея. Кочубей — княжеский и дворянский род. Купеческий дом № 7 на Конногвардейском бульваре князь Михаил Викторович Кочубей приобрел в начале 1850-х годов, перестроил его в модном флорентийском стиле, украсив фасад оригинальной металлической решёткой с 4-мя бюстами мавров

Их лица были сделаны из чёрного мрамора, а чалмы — из белого. Такой облик дома в свое время произвёл настоящую сенсацию. Не смотря на сложную послереволюционную судьбу, едва его не погубившую, в конце прошлого века особняк удалось «реанимировать», восстановив былую роскошь, и сделать доступным для посещения (запишусь как-нибудь на экскурсию). Бульвар приведет нас к Исаакиевской площади, граничащей с ним. Начало Конногвардейского бульвара примечательно тем, что здесь находится конногвардейский манеж (давший название бульвару) и казармы лейб-гвардии Конного полка

Два ноябрьских дня в Санкт-Петербурге

Конногвардейском манеж предназначался для сезонной выучки и парадных конных выездок. Шефами полка были правящие императоры и великие князья. Интересный факт — В 1886 году здесь выступал Иоганн Штраус. Для этого в зале оборудовали 900 нумерованных кресел, помещение украсили и задрапировали. В программу концерта были включены «Конногвардейский марш» и вальс «Петербургские дамы». В советское время манеж приспособили под гараж НКВД. С 1977 года после проведенной реставрации в историческом здании манежа императорской Конной гвардии расположился центральный выставочный зал (имела счастье посетить выставку работ художников Дейнеки и Самохвалова). Не смогла пройти мимо мраморных статуй Диоскуров (близнецов), удерживающих вздыбленных коней, установленных перед главным портиком Манежа

Джакомо Кваренги — создатель проекта Манежа — в 1806 году заказал уменьшенные копии мраморных римских статуй Кастора и Полидевка. Древние греки почитали их как покровителей гимнастики, гостеприимства, коневодства и мореходства. В 1844 году по требованию духовенства Исаакиевского собора, соседствующего с обнаженными фигурами, статуи убрали с глаз долой. 110 лет, до 1954 года они стояли у Конногвардейских казарм, чтобы вернуться на прежнее место (у меня нет уверенности в том, что их оставят в покое ревностные служители религиозного культа). Любоваться Исаакием нам некогда — время поджимает, да и в моем архиве уже столько фотографий собора, что глаза разбегаются при просмотре кадров

Два ноябрьских дня в Санкт-Петербурге

Это только на первый взгляд кажется, что мы ушли не слишком далеко, не рассчитав свои скоростные возможности, поэтому быстрым-быстрым шагом рассекаем осенний Петербург, любуясь нереально прекрасными и гипнотизирующими взгляд лимонно-желтыми свечками, зажженными природой на фоне сиротливых силуэтов деревьев, сбросивших листву

Прощальный взгляд на Александровский сад и Адмиралтейство. В нашем распоряжении левая сторона Дворцового моста (с переходами там сложно). Как не сфотографировать в 101 раз здание Кунсткамеры (музей антропологии и этнографии) на Университетской набережной

Два ноябрьских дня в Санкт-Петербурге

Или же манящий шпиль Петропавловской крепости, безапелляционно врезающийся в акварельное балтийское небо?

Даже если ты катастрофически опаздываешь, но на шее у тебя висит фотоаппарат, то не возможно удержаться от того, чтобы не щелкнуть очередную картинку дивной красоты

Два ноябрьских дня в Санкт-Петербурге
На Университетской набережной также полно архитектурных шедевров, но не все они мной сфотографированы. Не удержалась, завидев здание Манежа кадетского корпуса

Два ноябрьских дня в Санкт-Петербурге

Памятник «Раскрытая книга», установленный напротив СПбГУ. На страницах выбиты бессмертные строки из поэмы «Медный всадник»

У вечных сфинксов «с выщербленным ликом над исполинскою Невой» не протолкнуться (народ не обращает внимание на плотность в людях на кв. метр, не взирая на предупреждения минздрава) — обходим стороной. Памятник архитектору Доменико Трезини, установленный сравнительно недавно — в 2013 году

Два ноябрьских дня в Санкт-Петербурге

Вот и все, что мы нагуляли за два с небольшим часа. Осталось перейти дорогу на разрешающий цвет светофора, заскочить в машину и с ветерком доехать до спортивного комплекса, находящегося напротив Смоленского кладбища (удивительное соседство). Все мы, взрослые, кроме уставшей на тренировке Леры, полны решимости продолжить прогулку по солнечному ноябрьскому Петербургу. При фразе — «мы сначала зайдем в кафе» — консенсус по дальнейшей прогулке был живенько достигнут. Сын предложил нам заехать на Елагин остров (по сути — группа островков, объединенных каналами), находящийся в дельте Невы, в историческом районе, с расположенным на нем Центральным парком культуры и отдыха имени С. М. Кирова (вход платный — 100 руб,). На Первом Елагином мосту, связывающем Каменный и Елагин острова, заявлена свадебная фотосессия

Вот мы и на острове. «Унылая пора»?

Два ноябрьских дня в Санкт-Петербурге

Нет, это «очей очарованье». Елагин остров живет своей тихой жизнью в ожидании грядущих холодов

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой…(И. Бунин)

Два ноябрьских дня в Санкт-Петербурге

Сплошное умиротворение — белки перебегают дорожки, скачут по деревьям, выпрашивая еду

Они здесь не пугливые, но шустрые — сложно заманить в кадр. Иногда удается. На центральной площади перед Конюшенным корпусом духовой оркестр играет «Смуглянку». Ветераны-бабушки зажигательно танцуют — у них сегодня праздник — день 7 ноября. Всюду есть указатели, приглашающие в музей художественного стекла, расположенный в Оранжерейном корпусе на шоу «Секрет стеклодувов» (наверное, интересно). Много славных имен и фамилий связано с Елагиным островом, который был когда-то Мишиным (то есть медвежьим): Шафирова, Ягужинских, Мельгунова, Елагина. По фамилии И. П. Елагина, обер-гофмейстера Екатерины II (по совместительству видного массона) он и получил современное название. Все владельцы проводили работы по благоустройству, возводили господские дома и другие сооружения (включая оранжереи), разбивали сады и огороды. Окончательное строительство дворцово-паркового ансамбля Елагина острова было завершено к 1826 г., и с этого времени он становится одной из загородных царских резиденций. Ансамбль, созданный К. И. Росси, включает в себя здание дворца (перестроенный дом Елагина), Оранжерею, Кухонный и Конюшенный корпуса, Гауптвахту, парковые павильоны и парк. Парк с очень выразительными фонарями

Два ноябрьских дня в Санкт-Петербурге

Елагин дворец со стороны парадного входа, в зеркалах которого (по легенде) время от времени появляется тень графа Калиостро с масонскими символами в руках

Калиостро во времена Екатерины II был во дворце своим человеком и занимался здесь поиском философского камня. 1822 году по поручению Росси мастер Антон Фомин отлил на Санкт-Петербургском чугунолитейном заводе скульптуры двух львов, охраняющих дворец

Два ноябрьских дня в Санкт-Петербурге

Полукруглое здание Кухонного корпуса Елагина острова, созданное Карло Росси одновременно с дворцом, в 1822 году. Кухонные окна выходят только во внутренний двор, поэтому кухонные запахи и все, что лишено эстетики, остается внутри, а снаружи здание выглядит как еще один элегантный павильон

Наружные стены не имеют окон. Они обработаны нишами, в которых установлены копии античных статуй. Симпатичный мостик через Южный пруд, облюбованный утками

Два ноябрьских дня в Санкт-Петербурге

Я бы еще погуляла с удовольствием — хороша атмосфера и глазу приятно, но мои захотели домой (устали). На прощание фотографирую со второго Елагина моста, связывающего Елагин и Крестовский остров, вид на лахтинскую «кукурузу» с пристроившимися к ней современными домами

В противоположной стороне вид на дом с грифонами (жилой комплекс «Венеция», имеющий статус элитарного жилья). День второй. Воскресный день обещал быть таким же солнечным и по-осеннему погожим, как и предыдущий. Для прогулки мы выбрали город Ломоносов, поскольку из нашего Приморского района добраться до него на своем автомобиле быстро и необременительно. Запаслись термосом с горячим чаем, бутербродами, и в путь. В самом городе есть интересные объекты, достойные внимания любознательного туриста, но нам хватило дворцово-парковым ансамбля «Ораниенбаум», так как площадь его довольно большая и ходить пришлось много. С парковкой перед Ораниенбаумом напряженно — машин полно, ставить их практически негде, поэтому кусты и грязные обочины через дорогу используются по полной. Это минус, разумеется. Еще замечен один неприятный момент — на территорию комплекса охрана не пропускает самокаты и велосипеды (детские коляски допускаются), поэтому пришлось возвращаться к машине, брошенной черте-где, чтобы оставить самокат. Дворцы закрыты — вход на территорию комплекса бесплатный, но тщательно охраняемый.

Два ноябрьских дня в Санкт-Петербурге

Ораниенбаум встречает нас ослепительным солнцем, направленным в объектив. Представляю, как здесь красиво в пору узорного разноцветья партеров, украшенных мраморными скульптурами (сейчас они уже укрыты зимними одежками-ящиками)

На территории сада сразу же бросается в глаза Картинный дом (в прямом смысле), построенный по воле будущего императора Петра III для размещения коллекции живописных полотен

Два ноябрьских дня в Санкт-Петербурге

Прозрачное северное небо словно пожалело лоскутных облаков, чтобы стыдливо прикрыть раздухарившееся солнце, и оно готово вводить нас в заблуждение, создавая иллюзию ослепительного погожего летнего дня. В Нижнем саду особо делать нечего, так как его уже подготовили к зиме

Сам дворец, как ни старайся, из-за солнца снять красиво не получится

Два ноябрьских дня в Санкт-Петербурге

Не углубляясь в историю, замечу, что дворцово-парковый ансамбль на берегу Финского залива, по которому мы сегодня гуляем, основан светлейшим князем и генералиссимусом А. Д. Меншиковым, а с середины 18 века он получил статус императорской резиденции, владельцем которой были Петр III, Екатерина II, привнесшие в его обустройство что-то свое. Дворец расположен на краю естественной возвышенности, которая удачно встроена в архитектурный облик комплекса. Преодолев небольшой подъем, заходим на территорию дворца

Все закрыто, и мы продолжаем прогулку по Верхнему саду и регулярному парку, расположенному за Большим дворцом. Удивительная метаморфоза произошла с Меншиковским дворцом благодаря той самой возвышенности — вместо громоздкого, который мы видели со стороны Нижнего сада, он превратился в уютно-кукольный дом нежно-цыплячьего цвета, с башенкой, увенчанной княжеской короной

Два ноябрьских дня в Санкт-Петербурге

Я надеялась сфотографировать памятный знак в виде померанцевого дерева с надписью: Александру Даниловичу Меньшикову — Основателю усадьбы «Ораниенбаум», но его закрыли на зиму. Согласно легенде, когда-то в оранжереях усадьбы выращивали апельсиновые деревья, откуда и произошло это название. Хотя есть и другие версии. Ноги бодро шагают по гравию парковых дорожек, усыпанных давно уже облетевшими листьями, легкие наполняются свежим воздухом, а глаза стараются уследить за ландшафтными соблазнами — хочется побежать и туда, и сюда заглянуть. Указателей на территории парка довольно много, и чтобы ими грамотно воспользоваться, нелишне изучить предварительно план Ораниенбаума, а не делать это на ходу, как мы. Свернув к Карпову пруду, увидели там упитанную птичью живность

Канадские казарки вольготно чувствуют себя и в наших краях. Кавалерский корпус

Два ноябрьских дня в Санкт-Петербурге

А рядом с ним находятся зверинец — вольеры с павлинами, овцами и козлами (черными и белыми) и оленями. Их можно сфотографировать через очень мелкую решетку — что лишено смысла. На юго-западе музея-заповедника создан прекрасный ансамбль с Китайским прудом и соответственно Китайским дворцом, построенным для Екатерины II в. 1760-х годах. Это самый атмосферный уголок Ораниенбаума — красивый, гармоничный, замечательно сохраненный

Дворец считается подлинной жемчужиной Ораниенбаума отчасти из-за того, что в нем присутствуют подлинные интерьеры, не пострадавшие во время войны (есть смысл приехать летом, чтобы полюбоваться)

Два ноябрьских дня в Санкт-Петербурге

Прямоугольный пруд вырыт перед фасадом Китайского дворца, на левом берегу которого построили Фрейлинский домик, а на правом отвели место для кофейного домика. У восточного фасада дворца был построен Кухонный корпус

Пергола — беседка (сейчас голенькая, а летом утопает в зелени) сооружена близ места, предназначенного по задумке архитектора для Кофейного домика, который так и не был построен

Два ноябрьских дня в Санкт-Петербурге

Здесь можно прикоснуться к истории руками или даже ногами (пока никто не видит), но к нам это не относится, так как мы даже не присели на каменную скамью Екатерины II, вырезанную из ледникового валуна)

На стенке видна полустершаяся надпись «Великой государыни императрицы Екатерины Алексеевны Собственного саду построена в 1762 года». Потом у нас состоялся душевный пикник на скамейке вдоль еловой аллеи, и мы были не одиноки в этом занятии — продолжительная прогулка на свежем воздухе пробуждает зверский аппетит. Довольные и счастливые продолжаем открывать для себя Ораниенбаум. По указателю идем к павильону Катальная горка, но он, как оказалось, сейчас находится на реставрации — весь укрыт строительными лесами. Жаль, точно придется приехать еще, а может быть, и не раз

Два ноябрьских дня в Санкт-Петербурге

Вот такая красота кругом. Каменное зало

Интересное название. А в середине 18 века это был Новый дворец, Маскарадный дворец, предназначавшийся для проведения концертов, маскарадов и танцев. В дни праздников на площадке перед павильоном накрывались столы с цветными фонариками, и аллея парка становилась сценой для изысканных представлений. В 1824 году под руководством Василия Стасова была проведена реконструкция сооружения, в результате которой деревянные флигеля разобрали, и строение получило имя новое имя — «Каменное зало». Радость и печаль идут по жизни бок о бок — концертный дворец принимал раненых в боях войны с Наполеоном

Два ноябрьских дня в Санкт-Петербурге
Перед залом вырыт П-образный пруд — тоже довольно атмосферное и романтичное место, освещаемое предзакатными лучами ноябрьского солнца. Так поздняя осень прощается с нами, словно говоря: не грустите, упивайтесь каждым мигом жизни, подаренным вам Творцом. Прекрасное рядом, и оно ждет вашего пристального и учтивого взгляда. А если уж и капризный ноябрь (на его месте может быть любой месяц) услужливо впрягается в процесс приукрашения мира, то уверяю, радость от встречи с любимыми уголками дивного Петербурга и его окрестностей будет безмерна.