Турист Vit (lokrumskif)
Vit
был 3 апреля 2023 10:59

Каппадокия — Турция Май 2010

В Каппадокии я бывал два раза, сначала 10 лет назад мы ездили вдвоем с сыном, лет 5 спустя через Каппадокию проложили путь из Греции в Москву на своем автомобиле. Весьма подробный рассказ о втором посещении у меня на Туристере уже размещен. Но Каппадокия велика и загадочна, всегда можно осветить что-то новое и под новым углом. Предыдущий мой пост был о лошадях, обсуждая в комментариях тему свободно гуляющих лошадей, я вспомнил Каппадокию. А чуть углубившись в свои фотоархивы, обнаружил, что совсем не описывал одно интересное место неподалеку от Каппадокии — водопады Капузбаши.

Но начну по порядку, с лошадей. Слово Каппадокия имеет две версии происхождения: от хеттского «нижняя земля» и от персидского «страна прекрасных лошадей». Экскурсоводам и туристам более по душе лошадиное название, о нижних землях обычно даже не вспоминают, я хоть и вспомнил, но ничего не стоит тут же забыть.

Но есть ли в современной Каппадокии лошади? Есть. Мы с сыном, бороздя тамошние просторы на скутере, заезжали в места, где туристов практически нет, зато есть мирно гуляющие лошади. Это, например, Долина Мечей.

Водопады Капузбаши и немного Каппадокии

Есть там и ослики (или это пони?):

Водопады Капузбаши и немного Каппадокии

Раньше был уверен, что лошади спят стоя, однако здесь зафиксировал прикорнувшую в травке кобылку:

Я было встревожился, не больна ли она, но будить не хотелось. Пока то да се, «а сфоткай меня на фоне вот этого, а еще вот так», и т. п., лошадь фыркнула, стряхнула с себя сонный морок и вскочила, даже не зевнув. Майское солнце не было испепеляюще жарким, скорей наоборот, дарило теплую негу, вот ее склонило в сон. Наверное.

Еще среди неохваченных рассказами мест обнаружил вот такой каньончик:

Водопады Капузбаши и немного Каппадокии

Он соединяет две долины, одна из них — Розовая, другую забыл. Обе не очень часто посещаемы туристами, возможно, потому что необходимо пройти приличное расстояние пешком.

Где-то в Каппадокии:

Водопады Капузбаши и немного Каппадокии

Теперь перехожу к основной теме повествования — водопадам Капузбаши. Я узнал о них случайно, еще до поездки. Сопоставил на карте расстояния и решил, что съездить обязательно стоит. Можно было взять в прокат автомобиль (но мы уже взяли скутер), а можно было попробовать поискать экскурсию. Зашел в экскурсионную контору, там долго совещались, назвали цену — 250 евро. Что-то похоже на перебор. «Пахалы» (дорого), говорю, идем дальше. Во второй конторе молодой скучающий работник оживился было, но, узнав, что мы хотим в Капузбаши, слегка сник. Он вроде бы слышал о таком месте, но никогда там не был. Попросив минутку, позвонил по телефону.

— Это я говорил с отцом, он владелец фирмы, знает где Капузбаши и готов вас туда свозить. ОК. Договорились о цене в 150 долларов («индивидуальная поездка», «ВИП», но я торговался, сбил с 200). Едем завтра с утра.

Утром все по плану, сели в минивэн Мерседес, поехали. Отец английский знает плохо, но для мужика лет пятидесяти из турецкой провинции еще и ничего. Особенно, если учесть, что еще знает итальянский. Звали его то ли Аслан, то ли Арслан, ну, пусть будет Аслан. Кроме него был еще водитель, и нас двое.

Поначалу поездка проходила бодро, Аслан много пояснял из того, что мы видели в пути. Места красивые, вдали видна гора Эрчияс (Эрджияс), долины рек, леса, скалы.

Водопады Капузбаши и немного Каппадокии

Но по мере удаления от Гереме дела пошли чуть хуже — несколько раз заблудились. Навигаторов в смартфонах еще не было, да и сами смартфоны только появлялись. Аслан задумчиво разглядывал бумажную карту, водитель останавливался в поселках, спрашивал дорогу. Турецкого я не знаю, но слегка настораживало, что в вопросах и ответах не звучало слово Капузбаши. Проезжали какой-то удаленный поселок, там проходила свадьба, нас останавливали и настойчиво пытались угостить алкоголем. Я турецкую ракы вполне уважаю, но в таких обстоятельствах предпочел отказаться. Часа через два с половиной куда-то приехали. Выходим, Аслан настроен как- то нерешительно, без энтузиазма. Подходим к не очень фотогеничному водопадику:

— Вот, — вяло протягивая руку, говорит он, — Капузбаши…
— Но позвольте (у меня тут стояла ладья!), — я читал, что там 5 рукавов, а здесь что?
Совсем поникнув головой, Аслан обводит взглядом пространство и без всякой веры в успех начинает загибать пальцы, показывая куда-то глазами — ван, ту, фри… Но даже при всем желании отыскать там 5 рукавов не удалось.
Я не сдаюсь:
— Это не Капузбаши!
Он вздыхает:
— Пожалуй, да. Но Капузбаши слишком далеко, мы даже не представляли… бла-бла-бла… В-общем, если доплатите еще 50 долларов, отвезем. Я негодую: Но ведь мы сразу все обговорили… Опять вздыхает: — ту фар…
Прикинув обстоятельства (даже с учетом доплаты получается дешевле, чем в других агентствах, да плюс еще к одному водопадику свозили, говорю — ОК, доплачиваю 50 долларов. Шеф, преисполненный трагизма, соглашается. Знали ли они заранее, что едут к другому месту? Т. е. была ли это изначально разводка? Вряд-ли. Путь и к первому водопаду был неблизкий, а 50 долларов можно было включить в цену и с самого начала. Расстояние от Гереме до Капузбаши — 165 км, а с учетом заезда к первому месту накатали мы лишних километров 100. Похоже, просто реально не знали дорогу.
Садимся, едем еще больше часа. По красивым, необжитым местам. По пути несколько раз останавливались спросить дорогу (на этот раз я отчетливо слышал «Капузбаши»).

Водопады Капузбаши и немного Каппадокии

Наконец, приехали. Это уже не Каппадокия, а Таврские горы, хребет Аладаг. Место необычное, впечатляет и щекочет мозговые позитивные эмоциональные центры. Фотки абсолютно не передают того ощущения, которое испытываешь там. Вода извергается в небольшое ущелье, которое находится в тени, а в небе яркое солнце, такой перепад света несколько портит фотокартинку. Глаз быстро приспосабливается и очное восприятие происходит на высоком уровне. А вот снимки приходится нещадно редактировать. Ко всему, тогда у меня была обычная мыльница.
Итак, водопады Капузбаши.
Высота первого (большего) рукава — примерно 15 метров:

Водопады Капузбаши и немного Каппадокии

Главная фишка Капузбаши — все пять рукавов не являются рекой, а вытекают непосредственно из горы. Очевидно, внутри горы есть карстовая полость, куда вода поступает откуда-то еще, может, подземная река, так глубоко я не копал. Но напор потока создает ощущение, что вода не просто вытекает из дыры, а выталкивается оттуда под давлением, особенно этот эффект заметен на втором рукаве.

Хоть рукавов всего пять, на деле, можно сказать, их бесконечно много, т. к. вода сочится отовсюду, иногда малыми струйками, иногда вполне оформленными водопадиками.

Водопады Капузбаши и немного Каппадокии

Дальний рукав вытекает из плоской щели в скале:

Водопады Капузбаши и немного Каппадокии

Вода очень чистая, наверное, ее можно пить.

Водопады Капузбаши и немного Каппадокии

Туристов не очень много, правда, не знаю, как там спустя годы, возможно, уже возят автобусами. Здесь можно провести хоть целый день, сидеть на удобном уступе и наблюдать. Но мы засобирались назад примерно через час. В принципе, этого часа вполне достаточно. Аслан с водителем тоже фотографировались, что усилило мои подозрения о том, что они тут впервые.

Выход из ущелья:

Водопады Капузбаши и немного Каппадокии

Садимся в минивэн и отправляемся в обратный путь. Назад ехали уже быстрее, водитель и шеф приободрились. Поначалу дорога идет вдоль речки, начало которой дает Капузбаши. Вода, правда, уже успела вобрать в себя землистые почвы и приобрести бурый цвет:

В одном месте заметили россыпь неведомых мне цветов, остановились, Аслан и водитель с прытью юных ботаников кинулись выкапывать цветочки с корнями. Жена дома посадит, пояснил Аслан. Мы с пониманием ухмылялись.

Опять проезжаем Эрджияс:

Водопады Капузбаши и немного Каппадокии

Приехали еще засветло. Возле нашего отеля вижу овечку, она лихорадочно поедает траву. Подошел, косит на меня испуганным глазом, но жевать не прекращает. Не мог не снять:

А жили мы, кстати, в скальном отеле. Было очень аскетично, ночами холодно (май), зато весьма аутентично.

Вход в отельчик:

Комната:

Вид из окна:

Водопады Капузбаши и немного Каппадокии

Вчером после ужина поднялись на ближний холм.

Ночной Гереме:

Вид на Учисар:

А напоследок вот черепаха на фоне Долины Любви:

Водопады Капузбаши и немного Каппадокии

Теперь вроде всё, по Каппадокии и окрестностям у меня уже ничего не осталось.