Турист Vit (lokrumskif)
Vit
был 3 апреля 2023 10:59

Каппадокия — Турция Сентябрь 2014

Многие свои рассказы я начинаю фразой «все летние месяцы мы с женой проводим в Греции». Иногда добавляю, что перемещаемся мы туда и оттуда на собственной машине. Маршруты почти всех таких поездкок не являются кратчайшей линией из точки, А в точку Б, а представляют собой порой весьма причудливые загогулины. В описываемом автопробеге из региона Халкидики в Москву мы ехали по «восточному» маршруту — через Турцию и Грузию.

Лето пролетело, наши 90 шенгенских дней подошли к концу. Поездка через Турцию была привлекательна еще и тем, что на нее не тратятся эти самые дни. Выехали ровно в девяностый день рано утром.

По пути заезжали в город Комотини (по совету греческих соседей), который ничем особенным не запомнился, кроме того, что там делают и продают сладости под маркой Нендим, именно их расхваливали соседи.

В тамошнем кафе обслуживала русскоязычная официантка, чему мы удивились, ведь город абсолютно не туристический. Впрочем, вернувшихся на историческую родину русскоязычных греков много по всей Македонии. В Комотини православные церкви соседствуют с мечетями, на улицах много машин, много и людей в кафе, архитектура не вызывает особого восторга, все обычное. Закупили несколько коробок сладостей, не вполне понимая, что там внутри, кое-что съели по дороге, основную часть довезли до Москвы. Сладости разнообразные, некоторые привычны, типа лукума, некоторые необычны, например, нечто среднее между бизе и печеньем, с обязательным фундуком внутри. Есть и греческий аналог чурчхеллы, здесь она более толстая и менее сладкая.

Ничего ни добавить, ни убавить к нашим познаниям Греции Комотини не смог. Спустя часа полтора выбираемся на трассу и берем курс на Стамбул. Границу проехали быстро, я опасался, что тут будет несколько напряженно, но нет, очередь совсем маленькая, машину не досматривали, виза не нужна, поставили штампики, и мы в Турции.

Я заранее прочитал, что тут используется система винеток для езды по автострадам, спросил, где купить, мне показывали то на одну точку, то на другую. Винеток там не было, но продавцы в один голос сообщали, что я смогу ее купить через 40 км от границы в почтовом офисе. Странновато, но что поделать.
Через 40 км почтового офиса я не обнаружил, заехал на заправку, спросил на кассе, парень, не знавший по английски ни слова, с трудом понял, что мне нужно, сказал, что да, у него есть. Не зная местной системы, я исходил из распространенной в Европе — покупаешь винетку на какой-то период и спокойно ездишь, время от времени тебя могут проверить. Здесь же я врубился в систему не сразу. У нас с продавцом было полное взаимонепонимание, усугубленное языковым барьером. Опуская подробности, перейду к сути, в Турции оплата автобанов и платных мостов построена по такому принципу: покупаешь наклейку с кодом, содержащим сведения о внесенных средствах, клеишь ее в центре лобового стекла под зеркалом, на толлах установлены считывающие устройства, которые работают по принципу оплаты кредиткой — проехал, у тебя списалась определенная сумма.

В Стамбуле я бывал до этого 4 раза, и в одиночку, и с сыном. Жена здесь впервые, очень мне нравится роль доморощенного гида, с упоением водил ее по знакомым улицам и местам. Поскольку описаний и отчетов по Стамбулу великое множество, я, пожалуй, пропущу свой. Мы провели здесь два прекрасных дня, я даже открыл для себя пару новых мест.

В день отъезда сразу после завтрака отчалили, впереди путь до городка Гёреме, это один из трех наиболее подходящих для базирования пунктов в Каппадокии. Ближайший к Гёреме крупный город — Невшехир, до него от Стамбула 720 км.

Проехали мост через Босфор (платно, по винетке), на азиатской стороне движение плотное, но дорога отличная, многополосная, пробок нет, скорость стабильная. Город тянется на восток не менее долго, чем на запад, те же многоэтажные новостройки. Пересекая Стамбул на автомобиле, понимаешь, насколько он огромен. На карте многие населенные пункты отмечены отельными названиями, но на деле все это один большой Стамбул.
Спустя километров триста окружающая природа меняется, вместо зелени и частых населенных пунктов — выжженные солнцем округлые приплюснутые холмы, преобладает бледно желтый цвет.
Среди этих холмов внезапно возникает огромный город, это Анкара, объезжаем его по окружной. Странный город в странном месте, фактически нет пригородов, сразу за окружной — пустыня. Хотя изредка видны какие-то новостройки, это их Химки и Красногорски, но в целом город имеет четкие границы. Впрочем, мы объезжали с севера, возможно, на юге картинка совсем другая.
Удаляемся от Анкары, природа опять меняется, вдали показались большие горы, стало больше зелени, снова возросла плотность населенных пунктов. Так доехали до Невшехира, а еще через пару десятков километров — Гёреме, центр Каппадокии.
Я уже бывал здесь, жена впервые. В мае 2009 года мы приезжали вдвоем с сыном, вообще не бронировали отели, искали на месте (через 10 минут поисков заселились).
На этот раз заранее были намечены (но не забронированы) пара отелей, навигатор привел к первому, мест нет.
Портье тут же куда-то позвонил и предложил аналогичный отель, мы согласились посмотреть, он сел на квадроцикл, мы поехали за ним, все понравилось, вселились. Отель «пещерного» типа, но некоторые номера просто пристроены с внешней стороны, в таком мы и жили. Пещерные комнаты тоже были свободны, но показались душными и клаустрофобическими (хотя пять лет назад жили с сыном именно в таком, было наоборот, очень прохладно). Машину запарковали прямо под окном.
Смеркалось, какой-либо осмотр местности уже был бы перегрузом, просто сходили в ресторанчик, который я помнил с прошлого приезда. Хоть все и изменилось за 5 лет, но нашел, прекрасно поужинали.

Утром за завтраком повстречали русскую пару, познакомились, они здесь уже несколько дней, приехали самостоятельно. Надо сказать, в прошлый приезд русскоговорящих встретили всего один раз, сейчас организовано много автобусных экскурсий с курортного побережья, русская речь слышна повсюду. Есть и самостоятельные туристы, как наши новые знакомые. Но моя машина с российскими номерами, кажется, была там единственной.

Я не раз слышал утверждение (обычно со ссылкой на слова гидов): «Каппадокия в переводе с греческого означает Страна Прекрасных Лошадей», это не есть истина. Одна из версий происхождения названия действительно связана с прекрасными лошадьми, но в переводе не с греческого, а с персидского. Более правдоподобна другая версия, хеттская (хетты оставили значимый след в освоении этой территории): Каппадокия — это искаженное на греческий лад хеттское «катта педа», что переводится как «нижнее место». В общем, почти Нидерланды.

После завтрака влезаем в автомобиль и отправляемся в путь. Первый пункт — Учисар, по пути тормозим выпить кофе в кафе на холме с панорамным видом на Гереме.
Кафе:

Долина Гереме:

Едем в Учисар (часто называют Учхисар, но правильно произносить без Х). Городок знаменит так называемой Крепостью, она видна отовсюду и представляет из себя скалу, сплошь изрытую ходами, внутренними помещениями и зияющими «окнами».
Вгрызаться в местные скалы для обустройства жилищ и оборонительных сооружений здесь начали древние хетты еще в бронзовом веке (что является очень широким хронологическим отрезком и может означать, например, время постройки египетских пирамид). Последующие заселенцы этих мест лишь продолжили старинную традицию. А конечные сроки местного пещерного домоустройства известны точно — практически наши дни.
Учисар, крепость:

Каппадокия. Нереальная реальность. Часть 1.

На вершину можно подняться, вход платный, путь частично проходит внутри скалы.
Виды сверху — самые «панорамные» в округе, выше только с воздушного шара. Во внутренних норах темно, но свет проникает через многочисленные окна-дыры.

Виды с вершины:

Каппадокия. Нереальная реальность. Часть 1.

В Каппадокию организованные туристы прибывают чаще всего на больших автобусах, маршруты для них разработаны так, чтоб подвезти на стоянку возле какого-либо сайта, где туристы пройдутся с гидом, затем вернутся к автобусу. При этом исключаются некоторые интересные долины, куда невозможно проехать автобусу, среди «неавтобусных» одна из самых интересных — долина Любви. О ней расскажу во второй части, а пока продолжаем.

Вот вид на еще одну непосещаемую долину, Белую:

Каппадокия. Нереальная реальность. Часть 1.

Мы туда заезжали на байке с сыном в прошлый визит, бродили пару часов, не встретив ни одного человека. Справедливости ради, Белая долина — далеко не самая интересная в этих краях, жену решил туда не везти.

А так выглядит Гёреме с высоты учисарской крепости (весьма сильное увеличение):

Каппадокия. Нереальная реальность. Часть 1.

Очень приблизительно (я не настоящий геолог) происхождение местного рельефа можно описать так: когда-то тут было большое вулканическое плато, многослойное, слои мягкого туфа чередуются со слоями твердых пород типа базальта; миллионы лет эрозия разрушала плато, на сегодня от него остались лишь некоторые островки, а остальная часть представляет из себя именно то, за что мы и обожаем Каппадокию — всяческие конусы, грибочки, скалы и изрезанные долины.
На этом фото виден островок древнего плато и слои «пирога»:

Каппадокия. Нереальная реальность. Часть 1.

Сувенирная лавка, приютившаяся в скале, при этом скала со сквозной дырой:

А эта скала моя любимая:

Каппадокия. Нереальная реальность. Часть 1.

Когда мы шли от стоянки к крепости, повстречали невзрачного человека (на вид типичный похмельный синдром), дружелюбного и учтивого, он вызвался показать нам короткий путь, спросил, откуда мы, и пригласил на обратном пути зайти выпить чаю.
Спускаясь после осмотра, заметили его, машушего нам рукой, оказалось, что дядька — владелец одного из местных отелей (с названием Гарем), зашли к нему в сад, выпили чаю и поболтали. Зовут его Али. Сказал, что знает лучше французский, чем английский, т. к. в Учисаре предпочитают селиться французы, но тем не менее, его плохой английский был лучше нашего. Выпили чай, попытались расплатиться, он категорически отказался, пригласил нас вечером в его ресторан при отеле. Увы, в Учисар пришлось бы ехать за рулем, а что за ужин без алкоголя?..
Так выглядит долина Гёреме из ресторана нашего друга Али (с зумом, конечно):

Каппадокия. Нереальная реальность. Часть 1.

Дальше по намеченному плану — Музей под открытым небом Гёреме. Это территория поселений древних христиан, здесь прилично сохранились многие скальные церкви. Вход платный, народу много — экскурсионное место. В некоторых церквях запрещено снимать, в некоторых можно.
Вход в одну из церквей:

Древнее захоронение в церкви:

Интерьеры пары пещерных церквей:

Многие церкви имеют на своих стенах странные древние граффити, вот один из примеров (будут еще страннее).
Космонавт с прибором или кинооператор (над левым «зубцом»)? Нет, это пророчество — медработник с бесконтактным термометром в эпидемию коронавируса:

Каппадокия. Нереальная реальность. Часть 1.

Внутри большинства церквей росписи более традиционные, это сельскохозяйственные сюжеты и изображения святых. Когда сюда пришли османы, в соответствии со своими нормами они сцарапали лики святых с рисунков. В помещениях церквей часто ночевали пастухи, разводили огонь, в результате росписи многих потолков сильно закопчены и восстановлению не подлежат.
Фрагмент росписи церкви:

Каппадокия. Нереальная реальность. Часть 1.

А здесь слева существо, имеющее оба типа половых признаков, видимо, это ангел, они ведь такие:

Комната:

Открытая терраса:

И еще:

Каппадокия. Нереальная реальность. Часть 1.

В одной из церквей (кажется, св. Варвары) среди рисунков обращает на себя внимани такой вот пример странных росписей. Ракеты перед взлетом?

В Каппадокии множество скал изрезаны не под людские жилища, а под голубятни. Выглядит это как решетчатые «полочки», вырубленные в нишах:

Каппадокия. Нереальная реальность. Часть 1.

Голубей в Каппадокии разводили не красоты ради, а с чисто прагматичными целями — помет. В местных неплодородных почвах землю необходимо обильно удобрять, а голубиный помет подходит для этих целей весьма неплохо. От Гереме до Учисара тянется долина, называемая Голубиной (в английской версии Pigeon Valley). Названа долина так потому, что в ней особенно много этих скальных голубятен.

Покидаем музей, идем к машине. Продавец мороженого сумел привлечь наше внимание виртуозными трюками со стаканчиком и рожком, купил жене порцию и оставил ее в тенечке, а сам отошел в мир соседних скал.

Каппадокия. Нереальная реальность. Часть 1.

Вернулся, загрузились с отдохнувшей женой в машину, поехали. Следующий пункт — Ургюп (Юргюп). Здесь заслуженным вниманием пользуются «грибочки» у въезда в городок.
Один из открыточных символов Каппадокии:

Каппадокия. Нереальная реальность. Часть 1.

Вид с другой стороны чуть менее интересен:

Местные жители используют вырубленные предками ниши в качестве затененных стоянок:

Каппадокия. Нереальная реальность. Часть 1.

Сам городок был мною осмотрен пять лет назад и особого впечатления не произвел.
Нет, конечно, там очень интересно, но рядом места с более интенсивной привлекательностью, это несколько сбавляет градус Ургюпа.
Едем дальше, следующий пункт — скала Верблюд, еще один символ Каппадокии, вскоре это животное становится видимым с дороги. Паркуюсь, выходим погулять.
Скала Верблюд:

Каппадокия. Нереальная реальность. Часть 1.

Окрестности здесь уставлены островерхими грибочками:

Вскарабкался повыше, вид на Верблюда сверху:

Каппадокия. Нереальная реальность. Часть 1.

Возле Верблюда провели всего минут 20, на мой взгляд, зря они обнесли скалу забором. Понятно, зачем это, но с вандалами можно бороться и другими методами. Тем более, что никакой охраны все равно нет, перелезь через этот никчемный заборчик и ковыряй скалу сколько хочешь (или что они там делают). Ну да ладно, забор так забор.

Далее едем в долину Зельве, там находится еще один музей под открытым небом — древний монастырский комплекс.
Люди здесь жили до середины двадцатого века, потом их организованно переселили, а в долине создали музей. Период строительсва большинства церквей здесь: 9–13 век.
Зельве состоит из трех долин, две из них соединены туннелем. Преобладающий здесь цвет — розовый.
Оставляем машину на стоянке перед входом (кажется, это была единственная платная стоянка возле известных сайтов Каппадокии, но сейчас, скорей всего, все изменилось).
Итак, Зельве.
Многоцветие пород:

А вот и местная фауна:

Нависающий грибочек:

Пещерная мельница:

Интерьер церквей в долине Зельве несколько отличается от интерьеров церквей в музее Гёреме. Здесь мало изображений святых, как и фресок в целом (но они есть).

А вот странные граффити есть и тут:

Древние «ступеньки» в скале (видимо, рядом свисали веревки):

И еще несколько видов Зельве:

Чем не носорог?

Каппадокия. Нереальная реальность. Часть 1.

На этом 25-секундном ролике видно вход и внутренность одной из скальных церквей Зельве:

А это более поздняя постройка, мечеть:

Каппадокия. Нереальная реальность. Часть 1.

Покидаем Зельве. В кафе у выхода выпиваем по стаканчику местного прохладного айрана, отлично идет на жаре, дайте еще два.
Следующая остановка — Пашабаг.
Здесь пишущий эти строки погрузился в размышления. Когда только начал главу про Каппадокию, собирался уложиться в одну часть, разместив лишь набор самых-самых фоток. Однако, дойдя до этого места, передумал, слишком велик будет недобор по материалу. Мы все-таки провели там не один день, не хотелось бы делать скомканный поверхностный отчет в стиле судового журнала. Поэтому пусть в этом рассказее будет на одну главу больше.

Конец первой части.

Вторая (последняя) часть здесь.