Турист Валентина Пушкарева (PushValentina)
Валентина Пушкарева — была 26 апреля 21:58
«Посмотри на мир. Он куда удивительнее cнов» — Рэй Брэдберри.

Бурятия — Россия Сентябрь 2020

https://www.tourister.ru/responses/id_32653 - Первая часть рассказа про Шумак.

Конец августа-начало сентября. Первое проявление осени увидишь пока только на редких березках, лиственницы еще зеленые.

Шумак. Горы

Природа здесь на Шумаке щедрая. Кедры угощают нас шишками, лес дарит бруснику, голубику, жимолость. Грибы не собираем — нет надобности, живем на базе отдыха на всем готовом.

Высокогорная долина реки Шумак очень живописна, можно сесть на скамейку у реки и бесконечно восхищаться окружающими горами, удивляться, как меняются облака, играют тени, появляется радуга или туман, или с утра увидеть, как верхушки гор побелели от снега, а после обеда почти оттаяли.

Шумак. Горы

Но мне всегда было мало видеть горы, еще всегда любопытно — а что там за горой и какой вид открывается с горы. Где бы я не путешествовала, увидев гору, мне очень хотелось на ней побывать, заехать, если есть дорога, или просто подняться пешком, если недалеко. Вот и здесь на базе отдыха «Шумак» позвали в поход на полдня на водопады Мраморной реки в двух километрах от турбазы. Ну ладно, думаю, два километра — это недалеко, пойду. Сначала идем вверх по течению реки Шумак по правой стороне, в Шумак впадает речка Мраморная, переходим ее по камням и начинается подъем в гору по тропе. А тропа все круче. Когда идешь среди деревьев и кустов, еще ничего, а вот по голой сыпучей горе как-то труднее становится. Но ничего, добрались до места, откуда открывается потрясающий вид.

В узком каньоне вода падает с 30-метровой высоты, зрелище захватывающее.

Шумак. Горы

Водопады каскадные, с разных ракурсов разные водопады видны.

Я сюда потом и одна ходила не раз, и поверху, и понизу, и с левой и с правой стороны реки, виды изумительные, на фото не передашь.

Шумак. Горы

Водопады шумные, река говорливая, вода хрустально-голубая.

Шумак. Горы

На следующий день опять позвали в поход. Ну как не сходить, пока погода позволяет, она же тут может внезапно измениться, надо ловить момент. В этот раз поход будет на весь день с обедом на стоянке, маршрут около 13 км. туда-обратно. Давненько я так далеко не ходила, но любопытство берет верх — что меня ждет там за поворотом реки, за горой. Идем на столбы Хуухэйн-Хада — это конгломератовые сорокаметровые столбы, расположенные на левом берегу реки Шумак, склон горы у берега когда-то осыпался в виде колонн. На тропе нет крутых подъемов-спусков, но все равно вверх-вниз поднимаемся, переходим речушки, идем по правой стороне русла Шумака, по камням, потом по корням деревьев.

Иду и ворчу про себя — зачем я сюда пошла, чего на месте не сиделось, почему так быстро идем. Один раз привальчик сделали, веселее стало. Вдали светлым пятном показались столбы.

Шумак. Горы

А когда дошли до места, то от красоты и про усталость забыла. Столбы находятся на противоположной стороне реки Шумак, туда ходить нельзя — они священны для местных жителей. «Хуухэйин-Хада» переводится как «Гора-ребенок», состоит из галечника, в который включены окаменевшие растения и деревья. Смотрятся издали столбы как из песка слепленые и будто вот-вот рассыплются, но стоят на этом месте уже века. Здесь шаманы совершают свои таинства для общения с духами предков. По их мнению, столбы являются входами в загробный мир.

Недалеко от стоянки, где мы разожгли костер, есть небольшая Женская долина, она напротив столбов, к ней немного пройдем по тропе среди мха и извилистых корней деревьев.

Шумак. Горы

Этому месту покровительствуют духи двух девушек сестер Молжон и Должон. По легенде, в давние времена охотник повел в долину целебных источников двух своих дочерей. Здесь они погибли от несчастного случая, и теперь их духи живут в этом месте. Женщины приходят к этим священным столбам просить детей, они оставляют здесь украшения, игрушки, ленты.

Говорят, их просьбы сбываются.

Шумак. Горы

Солнце то появляется, то уходит за тучи, долина, как живая, меняет свое настроение, показывает себя с разных сторон.

После этого похода думала, что отдохну денек, никуда не пойду. Утром проснулась, сходила в спортзал на йогу, за минеральной водой в долину источников, как-то бодренько себя почувствовала, видимо все это + энергетика Шумака придает силы. И после завтрака поступило предложение сходить на Арку, тут совсем недалеко. Продолжительность экскурсии 1,5 — 2 часа. Вот это волшебное слово «недалеко» меня прямо подкупает. Только я забываю, что это «недалеко» все время в гору. Арка находится на горе Безымянной на правой стороне Шумака. На эту гору лезешь, как на печку, уклон 45 градусов, в жар бросает. Но вот переходишь курумник (каменную реку) и уже видишь арку.

Шумак. Горы

С курумника начинают открываться чудесные виды.

Сама арка не простая, считается местом силы, так считает местный народ, который верит в духов и общается с ними. Я уже говорила в прошлом рассказе, что шаманизм и буддизм в Бурятии тесно связаны друг с другом, и народные обычаи здесь очень интересны.

Шумак. Горы

Проходим сквозь арку по крутой сыпучей тропе, загадываем там желание и поднимемся на скалу над аркой. Дух захватывает от распростертой вокруг красоты.

Мы сюда пошли всего лишь вчетвером и с нами был шаман, на вершине арки он пел мантры, душа развернулась и взлетела от увиденного и услышанного.

Шумак. Горы

Мне тут так понравилось, что я в другие дни еще раза два одна сюда сходила, поднималась не спеша, не надрываясь, собирая бруснику, разглядывая бурундуков, кедровок и надеясь встретить кабаргу, ее следы я здесь видела. Назад спускалась за 20 минут. Действительно недалеко.

На следующий день был туман, а потом дождь. После трех походных дней наконец-то полентяйничала. Только в долину источников ходила минеральную водичку пить. В бездождливые дни и часы гуляла по Мраморной речке у водопадов и ела бруснику возле арки.

Шумак. Горы

А когда выглянуло солнце, меня позвали в поход в Долину Предков. Собралась небольшая компания из пяти человек и по левой стороне Шумака мы полезли в гору вдоль ручья, впадающего в Шумак. Я уже малость натренирована предыдущими походами, народ рядом позитивный, энергичный, дошли без проблем. Подъем живописный среди замшелых камней, стройных кедров, под песню ручья и его водопадов.

Шумак. Горы

Долина Предков дышала осенью. Первое сентября. Красные листья голубики на фоне белого ягеля, редкая желтая листва с деревьев легла на мох, упавшая с кедра шишка, которую успеваешь схватить вперед белки и бурундука — все это вспоминаешь с улыбкой и с ностальгией.

Шумак. Горы

Высокогорная долина среди живописных гор до сих пор стоит перед глазами.

Шумак. Горы

Но мне и этого было мало! Уже через день я пошла в поход на Золотые озера на весь день. Длина радиального маршрута 12 километров, набор высоты около 555 метров. Тропа не менее красива, чем предыдущие.

Шумак. Горы

Вдоль тропы идут заросли курильского чая, верблюжьего хвоста (курагана), дикого ревеня, сагаан-дали — все это лечебные травы Саян. Растение сагаан-дали (или дайля) известно давно, оно использовалось еще тибетскими монахами, трава применялась для увеличения жизненной силы, работоспособности, избавления от хронических заболеваний. Сагаан-дали очень популярен у местного населения. Название травы в переводе с бурятского означает «белое крыло» из-за формы листьев и белесого пушка на них в высушенном состоянии.

Очень ароматная травка, добавляешь 1–2 листочка в чай и наслаждение тебе обеспечено, а также восстановление сил и укрепление иммунитета. Мы всегда его пили в обед на привале.

Шумак. Горы

Перед Золотым озером растет кашкара — рододендрон золотистый, его чаще других видов рододендрона используют при лечении многих болезней.

Зеленая кашкара.

Его применяют при бессоннице, нервозности, настой снимает отеки, головные боли, обладает сильным бактерицидным действием при простуде и других воспалениях. Да тут и сам воздух лечебный и природа. Озеро в окружении золотистой травы не отпускает от себя.

Шумак. Горы

Вода из этого озера водопадом уходит в Золотой ручей, который убегает в Шумак.

Шумак. Горы

Золотых озер здесь два, они похожи.

А вот пейзажи вокруг разнообразные.

Шумак. Горы

Повернешься в одну сторону — ах! Повернешься в другую — ух, в третью сторону — эх!

Шумак. Горы

Последний поход был к Ледяному водопаду. Прогулка на 8 километров. Этот 30-метровый водопад можно назвать одним из самых красивых и удивительных водопадов на Шумаке. Стоишь на скале напротив его, разглядываешь этот высоченный водопад и чувствуешь, что замерзаешь — от него таким холодом веет, недаром его назвали Ледяным.

Шумак. Горы

Вытекает он из ручья Ледяного, который впадает в реку Перевальную.

Шумак. Горы

На берегу Перевальной мы остановились на обед, отдохнули, зарядились окружающей красотой, поели брусники и отправились в обратный путь.

Шумак. Горы

Шли вдоль рек, пейзажи постоянно меняются, фотографирую на ходу, не всегда удачно, но на память о походах оставляю все, не стираю.

Природа на Шумаке чудесна, реально делает чудеса с людьми — и лечит и вдохновляет. Атмосфера здесь душевная, люди в долине общительные, позитивные, все здороваются друг с другом, и кто прилетел на базу, и кто пришел пешком в зимники. Все оставили свои проблемы дома, телефоны выключили из-за отсутствия связи и от забот тоже отключились. Когда живешь наедине с природой, на суету уже смотришь по-другому, уходит куда-то торопливость, озабоченность, приходит спокойствие, уверенность в себе, как будто горы дают тебе поддержку. Потихоньку восстанавливается здоровье на минеральных источниках, поднимается настроение от общения с людьми, от окружающей природы, просто от солнца, от шума дождя и водопадов, от реки, которая может меняться — то бурная, полноводная и страшная от дождей, то мирно журчащая и прячущаяся за камнями, валунами. Мы тоже можем быть разными, но давайте хоть иногда успокаиваться и мурчать потихоньку мелодичные песни для души, как эта речка в солнечные дни.