Турист Валентина Пушкарева (PushValentina)
Валентина Пушкарева — была вчера 15:59
«Посмотри на мир. Он куда удивительнее cнов» — Рэй Брэдберри.

Бурятия — Россия Август 2020

Есть в Бурятии очень необычное и удивительное место — Шумак. Это высокогорная долина одноименной реки в центре Восточных Саян.

Радуга

На высоте 1558 метров расположено более 100 минеральных источников совершенно разных по составу и температуре. Их по минерализации можно сравнить с водами Цхалтубо, Белокурихи, Пятигорска, Ямкуна и др. Представляете, не надо ездить по разным курортам, а просто приехать сюда и подлечиться от многих болезней. Для изучения качества шумакской воды было организовано три научные экспедиции, в том числе и международная. По результатам исследований было выяснено, что на этой небольшой территории вдоль реки Шумак находятся минеральные воды самого разного свойства, есть выходы радоновой воды и лечебные грязи. Из-под одного камня могут вытекать два источника с разной по составу воды и разной температурой. Образование источников связано с тектоническим разломом в этом месте. Такой природный комплекс — единственный на Земле. С древних времен, когда эта территория относилась к Монголии, сюда приходили лечиться монголы и буряты. Еще в 1960-х годах возле источников можно было увидеть таблички с надписями на древнемонгольском языке, потом надписи о свойствах родника были переведены и сделаны на русском языке.

На сибирской реке Шумак

Здесь вы услышите массу историй о чудесном исцелении, о том, как девушка-художник спаслась от слепоты и в благодарность поставила у источника деревянную скульптуру духа; и как люди излечивались от рака, и даже встретите кого-нибудь из этих людей, которые до сих пор сюда приезжают сюда хоть ненадолго. От турбазы до долины источников 10 минут ходьбы. Существует 3 линии выхода минеральных вод. Воды первых двух линий на том же берегу, что и турбаза. Здесь большое количество родников, минеральный бассейн, лечебные грязи.

Воды третьей линии находятся на противоположной стороне реки Шумак и относятся к радоновым средней концентрации сложного состава. Их более 10 выходов, в том числе радоновая ванна, серебряная вода для глаз и селеновый источник.

Как я уже говорила, Шумак находится в Бурятии. В Бурятии с древних времен был развит шаманизм. Буддизм пришел сюда из Монголии и Тибета в 17 веке. Симбиоз двух религий сохранился до наших дней. Здесь каждый человек знает, что любая местность, гора, река, озеро, скала имеет своего эжина, то есть духа-покровителя.

На сибирской реке Шумак

Ему преподносятся дары: пища, вино, хадак — лоскутки материи, ленты, платки.

Бурханить — значит делиться с божеством. Раньше для этого ритуала использовали молоко или зерно, теперь чаще применяют спиртные напитки, чай, сок, минералку. При выполнении обряда нужно окунуть палец в стакан, рюмку и разбрызгать капли напитка по четырем сторонам света и себе под ноги, остальное выпить. Здесь это делают и русские и буряты. На третьей линии за рекой стоит небольшой дацан — буддийский храм, куда время от времени приезжает лама и читает мантры.

На сибирской реке Шумак

Рядом белая ступа или по-бурятски — субурган. Считается, что субурган обладает магической силой добра, помогают людям внести гармонию в свою жизнь, очистить себя от различных пороков и развить добродетели. Есть ступы, как хранилище священных реликвий, есть в честь ушедших лам- учителей, и есть, как здесь, на месте обитания хозяев местности.

На сибирской реке Шумак

На священных местах и местах обитания духов обычно привязывают ленточки. На Шумаке духам дарят ленточки дважды: по случаю приезда — с просьбой дать здоровье, и по случаю отъезда — в знак благодарности.

Но не только водой славится Шумак. Здесь бесподобная природа, завораживающие горы, хрустальные реки. Здесь сосредоточены высочайшие вершины Восточного Саяна — гора Мунку-Сардык (3491 м), вершины Тункинских (3266 м) и Китойских (3215 м) гольцов.

На сибирской реке Шумак

Шумак находится на территории Тункинского национального парка, созданного в 1991 году в Бурятии на площади 1,2 миллиона гектаров. Территория Шумака — это место энергетической силы, гармонии и природного равновесия, это чистейший горный воздух и волшебная вода.

Все это помогает восстановить здоровье и зарядиться природной силой.

Но сюда нет дорог, местность оторвана от цивилизации, здесь нет мобильной связи, здесь отдыхаешь от городской суеты на полную катушку. Сюда можно прилететь вертолетом или прийти пешком через перевалы за 2–3 дня с ближайшего поселка Нилова Пустынь или из Аршана, или за эти же 2–3 дня приехать на лошадях — это промысел местного населения.

На сибирской реке Шумак

Приходящие сюда туристы, поселяются в местных зимовьях бесплатно. Зимовья выстроены из кедрача жителями ближайших поселков. Этих домов здесь, разбросанных по лесу, больше 30.

Если приходит хозяин, то выселяет пришлых на время своего проживания, туристы приходят обычно на 3-7-14 дней, особо болеющие могут и все лето тут прожить. В высокий сезон все места в домиках заняты туристами, некоторые живут в палатках.

Есть здесь и благоустроенная турбаза. Турбаза на 60 мест построена в 2006 году. Можно купить путевку с перелетом, вертолет летает раз в неделю из Иркутска и из Аршана.

На сибирской реке Шумак

Я взяла путевку на две недели. База комфортная, здесь 25 домиков благоустроенных и неблагоустроенных, кафе-столовая, большая шикарная баня с бассейном с минеральной водой, душевые для неблагоустроенных домов, спортзал, где ежедневно с утра проводится йога (входит в стоимость путевки), есть спутниковое телевидение (телевизор в столовой и в благоустроенных номерах), спутниковый таксофон за большую денежку, интернет. Отопление во всех домиках печное, дрова каждый день приносят к домику на веранду. Есть небольшая детская площадка, беседка с костровищем, где собираются у костра, пьют чай с конфетами по вечерам в день прилета и перед отлетом.

За отдельную плату здесь работают массажист и даже шаман.

Шаманское место.

Освещение, горячая и холодная вода круглосуточно без ограничений. Электростанция — солнечная, все гаджеты, телефоны, фотоаппараты спокойно заряжаются в доме, а вот фен и кипятильник уже нельзя включить — свет вырубится. Кипяток есть в столовой. Турбаза является единственной в мире высокогорной турбазой, построенной полностью из материалов, завезенных только вертолетами, при строительстве базы не было срублено ни одно дерево. На вертолете доставляют продукты и вывозят мусор. Домики стоят среди величественных кедров и ошеломляющих гор.

На сибирской реке Шумак

Открываю окно, перед ним куст жимолости, ягоды ем прямо из окна. Выхожу на веранду — кедровые шишки падают с вокруг стоящих кедров. Белки, бурундуки чистят шишки и тут же едят, ну и я вместе с ними орешки грызу.

На сибирской реке Шумак

Заяц между домиков пробежал. Бывает горностай или соболь проскачет. Брусники в августе навалом, наелась досыта, голубика тоже попадалась.

Эдельвейс

А какое здесь ночное небо в августе! Я такого даже в южных широтах не видела. Млечный путь низко прямо над головой, будто каждая звездочка дотрагивается до тебя своими лучиками. Я отдыхала с 24 августа, такая красота была по ночам! В сентябре уже такого неба не было. Погода здесь очень переменчивая, то солнце, то дождь, а в сентябре и снег может пойти. Вторая неделя отдыха была в основном солнечная, походы в горы были удачными.

На сибирской реке Шумак

В путевку входят три бесплатных похода с инструктором, остальные за денежку (не очень большую). Но можно и самим собраться в небольшую компанию и прогуляться, тропы проторены, направление можно выяснить.

Походы бывают на полдня или на весь день, к ужину обычно все собираются, делятся впечатлениями, кто куда сходил, что увидел.

На сибирской реке Шумак

В первый день нас познакомили со всеми источниками. Обычно минеральную воду пьют за час — полчаса до приема пищи. В некоторых случаях минеральную воду принимают и после приема пищи, например, при язвенной болезни и гастрите с повышенной кислотностью. Минеральная вода, горячая и теплая, обладает болеутоляющим и противовоспалительным действием, снимает спазмы. Воду пьют три раза в день — утром натощак, перед обедом и перед ужином. Врача здесь нет. Буряты считают, что, выбирая лечебную воду для себя, необходимо идти по ходу солнца от источника к источнику и все пробовать. Та вода, которая на вкус будет приятнее всех, окажется наиболее целительной для вашего организма. В долине источников много деревянных скульптур и поделок — подарки духам.

Утренняя долина вообще бесподобна. Теплая вода из источников растекается по долине, создавая таинственный туман.

На сибирской реке Шумак

«В темно-синем лесу, где трепещут осины, у поганых болот чьи-то тени встают».

Бывает туман и на долину реки падает, облака — белокрылые лошадки — спускаются к воде напиться.

На сибирской реке Шумак

В такие дни вертолет не летает, бывают задержки с прилетом — вылетом на 1–2 дня. Летают вертолеты только в хорошую погоду, и видами сверху только восхищаешься и удивляешься.

На сибирской реке Шумак

Особенно, когда возвращаешься назад и видишь сверху места, по которым ходили в поход, одолевали подъемы и спуски.

Вот про эти походы в удивительные места с высокогорными озерами, величественными водопадами, остроконечными вершинами я расскажу в следующий раз.