Турист larabi
larabi
была вчера 23:11

Вернигероде — Германия Сентябрь 2020

Именно Вернигероде был городом, из-за которого я выбрала Гарц целью поездки во время сентябрьского отпуска. О Вернигероде на нашем сайте есть прекрасные материалы у Бориса/borisnov, Евгении/evgeniaczech, Татьяны/Vesnuschka2016 и других пользователей. В Вернигероде поехали утром второго из трёх дней нашего короткого путешествия. Скажу сразу, что город нам показался милым, пёстрым, сувенирным. Возможно это лёгкое разочарование возникло из-за того, что накануне мы посмотрели Кведлинбург и были ещё под большим впечатлением. Но, как бы то ни было, если вы в Гарце, то Вернигероде стоит посещения, возможно мы были слишком недолго, чтобы в полной мере оценить этот город.

Запарковались мы совсем недалеко от Музея авиации (Luftfahrtmuseum Wernigerode), но в этот раз не он был нашей целью.

Гарц: Разноцветный город — Вернигероде

Мы отправились в старый город.

Судя по всему, прошли мимо вокзала узкоколейной железной дороги — ещё одного аттракциона Гарца. Это развлечение тоже не входило в планы из-за ограничения по времени.

Гарц: Разноцветный город — Вернигероде

Сразу за ж/д путями нас ждали те самые средневековые фахверковые домики.

Колодец произвел впечатление.

Гарц: Разноцветный город — Вернигероде

Глазея на домики, мы вышли к ликёро-водочной фабрике (Harzer Likörmanufaktur). Основная фабрика находится в Кведлинбурге, а этот филиал-магазин открыли год назад 25.10.2019 по адресу: Gustav-Petri-Straße 1,Wernigerode.

Гарц: Разноцветный город — Вернигероде

ДорогОй присел рядом с гномом, посетовал, что за рулём, даже очки ему примерил.

Над гномом доска с легендой о Гномах с Лесной мельницы (Heidemühle):

Гарц: Разноцветный город — Вернигероде

На мельнице находилась главная квартира гномов, а предводителем у них был толстяк Трултрам (Trultram). У сына графа фон дер Харбурга однажды была свадьба, и его оруженосцы под этим предлогом забрали серебряные блюда гномов, хотя необходимости в этом не было. После свадьбы Пруттам (или Прутцам) — оруженосец, посмеялся над гномами и вернул посуду не с едой со свадебного стола, а с объедками. Из-за этого вспыхнула вражда, и слуги графа решили изловить гномов. В 11 часов вечера на мельнице собрались все гномы, в том числе Трултрам. Когда на них напали они решили бежать через потайной люк, ведущий в пещеру. Гномы скрылись за откидной дверью, а Трултрам остался задержать оруженосцев в комнате. Но люди пустили воду в пещеру, по мере того как вода поднималась и гномам пришлось выйти. Гномов вместе с их предводителем Трултрамом взяли в плен и отправли на трёх фургонах в темницу в Харбурге.

Здесь же у ликёро-водочной расположились кафе и рестораны, но время было раннее, а завтрак в отеле — плотный.

Гарц: Разноцветный город — Вернигероде

Да и Рыночная площадь уже замаячила.

Рыночная площадь очень красивая и всё благодаря ратуше.

Гарц: Разноцветный город — Вернигероде

Об этом здании сохранилось упоминание датированное 1277 годом, тогда там был суд, а ещё он был известен тем, что там выступали фокусники и танцоры, а также там проводили свадебные торжества. С 1468 года, зал был отдан только под проведение свадеб, причём гостей должно было быть не более 120 человек. До наших дней дошла реконструкция 1544 года, именно после этой реконструкции здание ратуши превратилось в шедевр архитектурного мастерства.

Рыночная площадь в центре украшена фонтаном.

Фонтан Благотворителей (Wohltäterbrunnen) сверкает позолотой. Его отлили в 1848 году на чугунолитейном заводе в Ильзенбурге. Обилие позолоты, вероятно, уравновешивает простоту формы. Но всё равно симпатично, тем более, что фонтан призван почтить память людей, имеющих заслуги перед городом. Геральдические знаки по верхнему кругу фонтана с именами графов и дворян города, а имена горожан указаны на среднем круге фонтана. В 1991 году была добавлена ​​мемориальная доска полковнику Густаву Петри (1888–1945). Незадолго до окончания войны он своими отважными усилиями спас город от разрушения союзниками.

Правда с ратушей мы обломались, т. к. она для посещения была закрыта. Обидно, понимаешь! Так обидно, что в другие музеи (кроме Замка Вернигероде) решили не ходить.

Зашли в туристический информационный центр, расположенный, в левом крыле ратуши (в примыкающем к ратуше здании).

А в музей «Кривой дом» (Museum Schiefes Haus) не пошли.

Дом был построен около 1680 года как суконовальная мельница для суконщиков на месте старой мельницы, о которой упоминается в документе 13 века. Водяное колесо вращалось водой мельничного ручья Циллиербах. С середины 19 века здание служило мукомольной мельницей, а около 1890 года было перестроено в жилой дом. Вода из мельничного ручья подмывала фундамент дома, и фахверковое строение заметно перекосилось и получило название «Кривой дом».

С 2010 по 2012 год город Вернигероде отреставрировал дом и передал в пользование Фонду культуры Вернигероде. Фонд поддерживает, сохраняет и демонстрирует произведения искусства и достопримечательности города Вернигероде. В Музее Кривой дом устраиваются многочисленные выставки фотографии и современной живописи, можно познакомиться с историей города. И плата за вход символическая — 1€.

Прошли мимо здания городской библиотеки и краеведческого музея Харца, расположенных в одном здании.

Гарц: Разноцветный город — Вернигероде

Больше заинтересовались гидом-ведьмочкой, водившей туристов по тем местам. Приятно видеть людей с креативным подходом к работе. (Клавочка, смотрела на эту барышню и думала о тебе.)

Позади ратуши находится церковь Святого Сильвестра (St. Sylvestrikirche).

Гарц: Разноцветный город — Вернигероде

Кстати, о святом Сильвестре. День смерти этого святого проповедника, Папы Сильвестра I — 31 декабря, и во многих странах последний день года в его честь называют «Сильвестром».

Церковь была основана в Клинте (Klint), самой старой части города Вернигероде. От первой маленькой церкви сегодня ничего не осталось, говорят, что внутри церкви всё ещё можно увидеть колонны старой романской церкви, построенной около 1100 года. Свой нынешний облик в неоготическом стиле церковь святого Сильвестра приобрела во время реконструкции между 1880 и 1886 годами.

Гарц: Разноцветный город — Вернигероде

Рядом с церковью живописный романтический уголок — Оберпфарркирххоф (Oberpfarrkirchhof).

У дома «Хаус Гаденштедт» (Haus Gadenstedt) тоже стояла группа туристов.

На месте нынешнего здания когда-то находился замок, о котором впервые упоминалось в 1265 году как о Снакенбурге (или Шнакенбурге). Восточная часть сегодняшнего дома — самая старая, она датируется 1480 годом. В 1543 году капитан Дитрих фон Гаденштедт, купил здание и использовал его для жилых целей. В 1573 году он построил величественный двор вокруг здания, которое снова было названо Шнакенбургом. В 1582 году он расширил дом, расширил его с помощью фахверка, украсил и надстроил к дому выступающий эркер эпохи Возрождения с остроконечной крышей. Дитрих фон Гаденштедт умер в 1586 году. В начале 18 века здание стало приходить в упадок, а в 1883 году даже планировался снос дома. В 1891 году приход Святого Сильвестра приобрёл здание и отремонтировал его на общественные средства и пожертвования. Для этого использовались проекты архитектора Карла Фрюлинга, который реконструировал Замок Вернигероде. Большая западная часть здания была частично снесена и перестроена в историческом стиле. Тогда приход использовал эту часть как детский сад и общественный зал. Он и до сих пор служит приходским залом.

Совсем рядом находится земельная музыкальная гимназия (Landesgymnasium für Musik Wernigerode).

У них два здания: «Старый лицей» («Alte Lyceum») Оберпфарркирххофа и бывший Лицей княжны Анны (Fürstin-Anna-Lyceum). Дети были на уроке, и я заглянула во двор. У них там свой амфитеатр, который им построили в 2011/2012 годах.

Но расслабляться было рано, шли дальше.

Очередной музей «Самый маленький дом» (Kleinstes Haus) на Кохштрассе тоже остался без внимания.

Фахверк, построенный в середине 18 века в стиле барокко, имеет высоту 4,20 м до карниза, ширину 2,95 м и высоту двери 1,70 м. Хозяева при строительстве решили сэкономить на боковых стенах и втиснули свой домик на свободное место между двумя другими домами.

Дом служил жилым домом до 1976 года и, как утверждается, в нем проживало до 11 человек. Сегодня он принадлежит городу Вернигероде. В этом доме есть небольшой музей о прежних жилищных условиях. И плата за вход в этот музей тоже символическая — 1€.

Мы только покрутились у скульптуры «Отдых» вместе с другими зеваками. Джо Джастрам в 2004 году выиграл творческий конкурс с этой работой.

Пошли дальше.

Подошли к месту, где находились Крепостные ворота (Burgtor). От них остались только воспоминания.

Зато сохранились остатки городской защитной стены с реконструированной Полубашней (Stadtmauer und rekonstruiertem Halbschalenturm). Рядом разбит небольшой парк.

Оттуда стали подниматься к Замку Вернигероде.

Гарц: Разноцветный город — Вернигероде

Замок обошли не только снаружи, но и внутри осмотрели.

Из замка вышли к Львиным воротам Увеселительного сада Вернигероде (Das Löwentor am Lustgarten von Wernigerode).

Люстгартен заложили в 16 веке, который был сначала преобразован в сад в стиле французского барокко, а затем, в 18 веке, в английский парк. Оранжерея в саду была заложена графом Кристианом Эрнстом цу Штольберг-Вернигероде в 18 веке. Сейчас в здании располагается Магдебургское отделение Государственного архива земли Саксония-Анхальт. Парк ухожен, а до части оранжереи деньги руки пока не дошли.

Зато мы дошли, не поверите, до планетария.

Гарц: Разноцветный город — Вернигероде

Планетарий Харца/Гарца (Harzplanetarium) открылся в октябре 1972 года. Эта достопримечательность находится на коммунальном балансе, поэтому о посещении нужно договариваться т. к. постоянных часов работы, согласно интернету, нет. Зато есть туристический маршрут «Planetenweg». Кто бы мог подумать, но раз есть музей авиации, то как же без космоса? Правда эту линию я пока не прорабатывала, но вдруг кто-то заинтересуется.

Следующая достопримечательность на нашем пути — ещё одна сторожевая башня на востоке исторического Старого города Вернигероде с частю средневековой городской стены, сохранившиеся до наших дней.

Гарц: Разноцветный город — Вернигероде

Башня полукруглая, открытая в сторону города. Когда-то городская стена насчитывала 30 башен и большинство из них были построены по такому же принципу. В башню сейчас нельзя попасть. Прямо по соседству небольшая зеленая территория и детская площадка.

Башню Либфрауэнкирхе/Церкви Богоматери (Liebfrauenkirche) видно тоже почти отовсюду.

Гарц: Разноцветный город — Вернигероде

Правда сегодня это уже не церковь, а Концертный зал Либфрауэн (Konzerthaus Liebfrauen).

Первое упоминание о церкви Либфрауэнкирхе относится к 1230 году. Церковь стала городской церковью Вернигероде с основанием канонического монастыря в церкви Св. Сильвестра. Во время большого пожара 1751 года была почти полностью уничтожена и к 1762 году её вновь отстроили. Интерьер зала церкви в стиле барокко был выполнен полностью из дерева. К сожалению, в начале 21 века у прихода не нашлось денег на реставрационные работы и было решено в 2017 году храм продать Культурному фонду, который решил устроить здесь Концертный зал. Реконструкция ведётся с 2019 года.

Прошли ещё немного.

Каким-то образом мы оказались на площади Николая (Nicolaiplatz) — это всего лишь немногим более ста метров от рыночной площади. Первоначально на этом месте была церковь Николаикирхе (Nicolaikirche), построенная в 13 веке. В 1870-х годах его снесли из-за ветхости. Очертания средневековой церкви теперь обозначены каменными плитами на Николаиплац.

Гарц: Разноцветный город — Вернигероде

Центральным элементом площади, реконструированной на рубеже тысячелетий, является художественный фонтан, созданный профессором Берндом Гёбелем.

На заднем плане вы можете увидеть различные роскошно отремонтированные дома на Брайте-штрассе, самой важной торговой улице города.

Гарц: Разноцветный город — Вернигероде

Особенно понравился дом по адресу Breite Straße 4. Фахверковое здание 1583 года постройки — одно из старейших зданий города и является памятником архитектуры. С 1897 года здесь располагались кондитерская и кафе, 1950-х годов они работают под названием австрийской столицы: Café Wien.

На этом месте мы решили закругляться с Вернигероде и отправились к машине.

Гарц: Разноцветный город — Вернигероде

По пути вышли на Heltauer Platz.

Дом N1 (серое здание) — бывшая Масонская Ложа (Logenhaus), построен масонами в 1912 году. Сейчас дом принадлежит культурному фонду и здесь разместилась городская филармония.

Да, кстати именно на Heltauer Platz начинается туристический маршрут «Planetenweg» у модели солнца — позолоченного шара.

А дом N2 — это бышая Школа Вильгельма Раабе (Wilhelm-Raabe-Schule), сегодня часть гимназии Герхарта-Гауптмана (Gerhart-Hauptmann-Gymnasiums). Здание построено в 1912–1913 годах.

Гарц: Разноцветный город — Вернигероде

Ну всё, бегом к машине и едем в Гослар.