Турист Natalia Tarasova (Natalinway)
Natalia Tarasova — была 23 апреля 15:48
Длинной-длинной серой ниткой стоптанных дорог штопаем ранения души...

Санкт-Петербург — Россия Август 2020

Санкт-Петербург — гранитный город,
Взнесенный Словом над Невой,
Где небосвод давно распорот
Адмиралтейскою иглой!
Как явь, вплелись в твои туманы
Виденья двухсотлетних снов,
О, самый призрачный и странный
Из всех российских городов!
Агни́вцев

Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград, Питер… Окно в Европу, Град Петров, Город белых ночей, Пальмира Севера, Северная Венеция… Как только не называли и какими только эпитетами не награждали Санкт-Петербург, который вполне заслуженно считается одним из красивейших городов мира.

Здравствуй, город на Неве!

Тот, кто хоть раз бывал в Петербурге, согласится, что этот город обладает особой привлекательностью и заслуживает восхищения. Даже моё первое зимнее мимолетное свидание с ним оставило воспоминания на всю жизнь. Следующую встречу пришлось ждать почти 40 лет. На этот раз поездка продлилась почти три недели, и я смогла познакомиться с Питером поближе. Не буду углубляться в исторические дебри и описывать всё в хронологическом порядке. Путеводителей по питерским маршрутам составлено уже столько, что глаза разбегаются. Хочется просто поделиться с вами впечатлениями и рассказать о самом интересном, что мне довелось увидеть.

Здравствуй, город на Неве!

Петербург встретил нас ласковым солнцеми и августовским теплом. Благодаря хорошей погоде мы часами бродили по улицам и любовались дворцами, соборами, набережными, мостами и памятниками. Всё это великолепие создавали выдающиеся архитекторы, строители, скульпторы, литейщики, инженеры и каменотесы. Благодаря их титаническому труду на месте лесов и болот вырос город, ставший символом культуры и прогресса России.

Здравствуй, город на Неве!

Датой основания Санкт-Петербурга считается 27 мая 1703 года. В этот день на приневском Заячьем островке Петр Великий заложил крепость, давшую жизнь городу. 29 июня в Петров день там же заложили деревянный храм во имя святых апостолов Петра и Павла, и фортеция была названа Санкт-Питербурх. Позднее это имя распространилось на город, а крепость стали называть Петропавловской.

Территория, на которой возводили крепость перешла России в ходе войны со Швецией. А так как шведы не теряли надежды вернуть утраченные земли, то строили форт «съ крайнимъ поспешанiем» из дерева, дёрна и земли. Естественные очертания берегов острова определили контуры будущей крепости. Проект собственноручно начертил Петр I, а математический расчет плана выполнил французский инженер Ламбер.

Здравствуй, город на Неве!
Руководили строительством сподвижники царя: Меншиков, Головкин, Зотов, Трубецкой, Нарышкин. Впоследствии их именами были названы бастионы. В 1706–1740 годах итальянский архитектор Доменико Трезини перестроил укрепления в камне, а в 1779–1785 годах по указу императрицы Екатерины II крепостные стены были облицованы со стороны Невы гранитными плитами.

Так случилось, что созданная для защиты города от врагов, крепость никогда не использовалась по прямому назначению. В её стенах располагалась главная политическая тюрьма царской России. Одним из первых ее узников стал царевич Алексей. Здесь же сидели княжна Тараканова, Радищев и фаворит Анны Иоанновны Бирон. В 1825 году в казематах содержали декабристов, а в 1862 году Чернышевский в одиночной камере писал свой роман «Что делать?».

Здравствуй, город на Неве!

Сегодня Петропавловская крепость живет мирной жизнью, а на её территории работает столько музеев, что на их осмотр не хватит и года.

Ежедневно в полдень с Нарышкина бастиона раздается полуденный пушечный выстрел, и ежегодно 27 мая Петропавловская крепость становится местом торжественного празднования Дня города Санкт-Петербурга.

Здравствуй, город на Неве!

К крепости с восточной стороны через Кронверкский пролив ведёт самый старый в Северной столице Иоанновский мост. Вначале он был наплавным и долгое время оставался единственным в городе. Мост переименовывали, перестраивали и ремонтировали, а в итоге украсили фонарями и чугунной оградой.

Иоанновский мост пересекает Кронверкский пролив и заканчивается у одноименных ворот, за которыми находится внутренний двор. Там, среди деревьев высятся барочные Петровские ворота. Первый парадный деревянный вход был создан здесь в 1708 году архитектором Доменико Трезини в честь освобождения берегов Невы от шведов. Через 10 лет зодчий заменил его белокаменной триумфальной аркой. Вся композиция Петровских ворот языком аллегорий утверждает незыблемость Петербурга, находящегося под защитой небесных сил. Центром композиции служит резной барельеф работы Конрада Оснера «Низвержение Симона — волхва апостолом Петром». Изображение трактуется не иначе, как поражение шведского короля Карла XII Петром I.

Здравствуй, город на Неве!

В августе 1720 года над аркой установили герб Российской империи в виде двуглавого орла. Над отливкой и чеканкой свинцовой птички весом более 1300 кг трудился скульптор-литейщик Франсуа Вассу. В 1917 году орел был расстрелян — при реставрации в нем обнаружили отверстия от пуль. Рассказывают, что герб остался на воротах только благодаря Ленину, который сказал, что не стоит тратить силы на снятие такого тяжелого и уже опозоренного орла.

Попав на территорию крепости, мы сразу помчались в Петропавловский собор. Его высокая колокольня, увенчанная золоченым шпилем и летящим ангелом, по велению Петра I была построена первой. Каменные стены собора воздвигали вокруг действующей старой деревянной церкви, которую позднее разобрали и перенесли на другое место. Новый собор был освящен 29 июня 1733 года как Кафедральный собор и главный придворный храм. В своей планировке архитектор Трезини отошел от классической крестово-купольной системы и построил храм по типу базилики в стиле раннего русского барокко. Это было совершенно новым явлением в архитектуре религиозных сооружений в России того времени.

Здравствуй, город на Неве!
Внутренний интерьер храма напоминает роскошный зал дворца. Праздничное настроение создает сверкающий свет трехъярусных хрустальных люстр. Массивные колонны разделяют пространство на три нефа, главный из которых значительно шире боковых. Своды украшены орнаментальной росписью. В оформлении использовали гранит, мрамор, яшму, золото и родонит.

Здравствуй, город на Неве!

Лучшим украшением внутреннего убранства собора является иконостас, выполненный в форме триумфальной арки, символизирующей победу России в Северной войне. Он был создан в 1722–1727 годах из мягкого липового дерева в мастерской московского зодчего Ивана Зарудного. В разобранном виде иконостас доставили в Петербург и покрыв позолотой̆ установили в соборе в 1729 году.

Здравствуй, город на Неве!

Рядом с алтарём установлена деревянная резная кафедра для чтения проповедей — реверанс западному влиянию в православном храме. Сень над кафедрой украшают скульптуры четырех евангелистов, а также святых апостолов Петра и Павла.

Здравствуй, город на Неве!

На протяжении всей своей истории Петропавловский собор выполнял функцию Императорской усыпальницы. Первой в недостроенном соборе похоронили двухлетнюю дочь Петра I и Екатерины Наталью, умершую в мае 1715 года. Спустя полгода предали земле супругу царевича Алексея Петровича принцессу Шарлотту Христину Софию Брауншвейг-Вольфенбюттельскую. В 1718 году рядом с женой был погребён царевич Алексей. А 8 марта 1725 года траурная процессия доставила в собор гроб с телом Петра Великого.

Здравствуй, город на Неве!

17 июля 1998 года в западной части усыпальницы храма упокоился прах убиенного царя-мученика Николая II и членов его семьи. И, наконец, последнее захоронение состоялось в 2006 году, когда из Дании в усыпальницу перенесли прах матери последнего русского царя императрицы Марии Федоровны.

Рядом с собором, на главной аллее крепости находится памятник «Мой мистический Петр» работы Михаила Шемякина. Отполированные до блеска части тела монарха обещают принести удачу, счастье и богатство. По всей видимости, желающих их потрогать и поцеловать предостаточно. Одни считают памятник ужасающим, другие ищут в нем глубокий смысл. Мне такой нелепый Петр не понравился.

Здравствуй, город на Неве!

Под прикрытием крепости на невских берегах быстро стал расти город. Первым административным центром новой столицы стала Петербургская сторона (нынешняя Петроградская). Здесь всё было впервые и вновь: жилые дома, городские улицы, рынок, типография, трактир, порт… Появилась тут и первая площадь города — Троицкая, на которой проходили народные гулянья, читали указы царя и казнили преступников. Название площади дал Троице-Петровский собор, построенный в начале 18 века. Заложил храм Петр I и там же принял титул императора. Сейчас Троицкая площадь похожа на обычный сквер и лишь небольшая часовенка напоминает нам о прошлом.

Здравствуй, город на Неве!

На новые земли со всех окрестных областей и губерний прибывали солдаты и матросы, крестьяне и рабочие. Более сорока тысяч человек на строительные работы в Петербург отправила Казанская губерния. Татары работали торговцами, извозчиками, занимались ремеслом, вели торговлю коврами, мехами и кожей. Жили они в татарской слободе и составляли основную часть мусульманского населения города. Неоднократно мусульмане поднимали вопрос о возведении исламского храма, но его закладка состоялась только в 1910 году. Первое богослужение произошло в феврале 1913 года. Петербургская Соборная мечеть стала самой северной мечетью в мире. Её небесно-голубой купол издали привлекает к себе внимание. Внутрь мы не попали, но наружные стены с причудливой арабской вязью рассмотрели.

Здравствуй, город на Неве!
Постепенно Петроградская сторона потеряла свое значение и центр столицы сместился на Васильевский остров и левый берег Невы. Самый большим в невской дельте Васильевский остров называли Княжеский, Меншиков и Преображенский. Притягательной красотой острова восхищались многие писатели и поэты.

Ни страны, ни погоста
на асфальт упаду.
Бродский

Здравствуй, город на Неве!

Восточный мыс острова получил название Стрелки Васильевского острова. Над созданием единого архитектурного ансамбля трудились знаменитые архитекторы: Доменико Трезини, Джакомо Кваренги и Тома де Томон. Им удалось добиться гармоничного сочетания строений с окружающим ландшафтом. Всё выглядит очень выразительно и удивительно красиво.

По обеим сторонам Стрелки возвышаются Ростральные колонны (от лат. rostrum — нос корабля). Возведенные по проекту архитектора Тома де Томона они выполняли функцию маяков порта. В 1810–1811 годах у подножия появились аллегорические статуи. Предполагают, что они символизируют четыре реки России: Волгу, Днепр, Неву и Волхов. По другой версии фигуры представляют времена года или морские божества.

Здравствуй, город на Неве!

По правому берегу Невы на Васильевском острове проходит Университетская набережная. Нетрудно догадаться, почему она названа именно так. Многие корпуса Санкт-Петербургского государственного университета находятся как раз здесь. В старейшем российском вузе получили образование Иван Тургенев, Дмитрий Менделеев, Александр Попов, Петр Столыпин, Александр Блок, Михаил Глинка, Николай Рерих, Лев Ландау, Александр Бенуа, Владимир Путин и многие др. Значительный вклад в развитие университета внёс М. В. Ломоносов, который прошел путь от студента до академика и ректора. В 1986 году на набережной великому русскому ученому установили памятник.

Гуляя по набережной невозможно пройти мимо огромных Египетских сфинксов с телом льва и головой человека. Тысячи лет назад сфинксы охраняли гробницу древнеегипетского фараона Аменхотепа III.

Глаза в глаза вперив, безмолвны,
Исполнены святой тоски,
Они как будто слышат волны
Иной торжественной реки.
Для них, детей тысячелетий,
Лишь сон; виденья этих мест…
Валерий Брюсов

Гранитные исполины весом 23 тонны были приобретены Россией за 64 тысячи рублей и доставлены в Петербург. Любители мистики окутывает сфинксов ореолом таинственности и сочиняют про них легенды.

Здравствуй, город на Неве!
Ближе к воде у полукруглых каменных скамеек неподвижно застыли симпатичные бронзовые грифоны. Знающие люди говорят, что они могут исполнять желания. Для этого нужно вспомнить, что для вас важней всего на свете, правую руку положить в рот грифону, указательным пальцем дотронуться до клыка, нежно погладить полульва левой рукой по голове и на ухо прошептать: «Дай денег!!!» … Ой, у каждого свое сокровенное желание. Но оно непременно исполнится! Нашептались? Теперь идем дальше.

Здравствуй, город на Неве!

На Васильевском острове сосредоточено большое количество достопримечательностей, относящихся к эпохе Петра I. Это дворцы, особняки и общественные сооружения. В районе немало музеев, среди которых дворец Меншикова, Музей Академии художеств, Зоологический музей, музей Горного института, новейшая «Эрарта» и первый музей Петербурга — Кунсткамера.

Музей был основан в 1714 году и назван на иностранный манер «Куншткамерой», то есть «Кабинетом редкостей». Основу собрания составила личная коллекция редкостей и необычных вещей Петра I. В последующие годы выставка значительно расширились. Отовсюду сюда везли диковинные камни, экзотические растения, раковины моллюсков, всевозможных рыб, животных, птиц и гадов.

Здравствуй, город на Неве!

В настоящее время Кунсткамера называется «Музеем антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук». Неизменный интерес у посетителей вызывает экспозиция «уродцев» под названием «Первые естественнонаучные коллекции». Большая часть экспонатов посвящена культуре и быту народов разных стран и континентов.

Здравствуй, город на Неве!

С Университетской набережной открывается отличная панорама. Там, на противоположном берегу Невы, в самом сердце многомиллионного города сияет золотом шпиль Адмиралтейства, устремляется в небо купол Исакиевского собора и гордо восседает на вздыбленном коне Медный всадник.