Дворец Великого князя Владимира Александровича

Вдоль Дворцовой набережной Санкт-Петербурга выстроились в стройный ряд великолепные дворцы, отражаясь в зеркале невских вод своими нарядными фасадами. Среди них сдержанностью и строгостью архитектурных форм выделяется внушительное здание, напоминающее итальянское палаццо эпохи Возрождения.

14
Дворец Великого князя Владимира Александровича

Это дворец великого князя Владимира Александровича (Дом учёных им. М. Горького). В прошлом году мне довелось туда попасть. График проведения экскурсий размещён на официальном сайте https://xn-gtbe0ahc1bsp6b.xn-p1ai/. Можно заранее записаться на любые даты. Придя к назначенному времени, мы оплатили в кассе билет и в составе небольшой группы в сопровождении гида отправились на экскурсию. Приглашаю вас, дорогие читатели, совершить онлайн визит в этот дворец, чтобы окунуться в атмосферу аристократической жизни и взглянуть на изысканное внутреннее убранство.

15
Дворец Великого князя Владимира Александровича

Участок земли по Дворцовой набережной, на котором стоит нынешнее здание, сменил множество владельцев. В начале XVIII века эта земля была пожалована Петром I контр-адмиралу русского гребного флота Ивану Федосеевичу Боцису. Потом здесь обосновался граф Иван Алексеевич Мусин-Пушкин. После его смерти дом неоднократно переходил из рук в руки, пока в 1802 году его не приобрёл генерал-интендант Д. П. Волконский. Он превратил здание в настоящий дворец. Вскоре, уличенный в махинациях при снабжении армии, Волконский вынужден был продать свой особняк вместе со всей обстановкой. Здание предоставили в пользование французскому посольству.

17
Дворец Великого князя Владимира Александровича

Содержание огромного дома Волконского было дорогостоящим и обременительным для финансов, поэтому в 1840 году дипломаты Франции перебрались в новый дом. Участок на набережной Невы перешел в ведение Гофинтендатской конторы. Главный корпус использовался для гостей императорского двора, а во флигелях разместилась казарма Роты Дворцовых Гренадер. Наконец, в 1862 году на месте уже устаревшего здания решили построить дворец для Великого Князя Владимира Александровича.

15
Дворец Великого князя Владимира Александровича

Строительные работы, начавшиеся в 1864 году под руководством архитектора и автора проекта Александра Резанова, были закончены к лету 1873 года. Торжественное освящение новой резиденции состоялось в августе 1874 года и было приурочено к бракосочетанию великого князя Владимира Александровича с принессой Марией Мекленбург — Шверинской. Молодые, симпатичные, они были на редкость красивой парой.

3
Дворец Великого князя Владимира Александровича

Великий князь Владимир Александрович был третьим после покойного Николая и цесаревича Александра сыном императора Александра II. Он был отлично сложен, умен и хорошо образован. Принадлежность к царской семье обеспечивала Великому князю быстрое продвижение по иерархической лестнице. Чинов и званий как в военном ведомстве, так и в гражданской службе у князя было немало: участник Русско-турецкой войны 1877—1878 гг., с 1880 г. генерал от инфантерии, с 1884 г. главнокомандующий Гвардейским корпусом и Петербургским военным округом, сенатор, член Государственного совета и Комитета министров.

14
Дворец Великого князя Владимира Александровича

14 февраля 1876 года Великий Князь Владимир Александрович стал Президентом Императорской Академии художеств. Обладая несомненными знаниями и пониманием искусства, князь сделал невероятно много для расцвета русского искусства и его мирового признания. Об этом отзывались многие современники — И. Е. Репин и Л. Н. Толстой, В. В. Стасов, А. А. Половцов. По настоянию Владимира Александровича Академия организует русский отдел на Парижской международной выставке, где выставляются не только произведения искусств от членов академии, но и значительные вещи из частных галерей Третьякова и Солдатёнкова. Великий князь ратовал за национальную художественную школу и прежде всего поддерживал отечественные таланты. Широко известная картина Репина «Бурлаки на Волге» писалась по заказу Владимира Александровича и впоследствии долго висела в его бильярдной. Как свидетельствуют архивные документы полотно Репина постоянно покидало дворец князя, переезжая то на выставки, то в академию художеств, где её копировали ученики и начинающие живописцы.

11
Дворец Великого князя Владимира Александровича

Помимо искусства Владимир Александрович вел широкую попечительскую деятельность. Он первый финансировал заграничные балетные турне С. Дягилева. Князь много путешествовал и объездил всю Европу от Вены до Парижа. Владимир Александрович чрезвычайно любил чтение, и «читал книги и ночью, и днём». Не случайно, что именно ему по завещанию досталась вся личная библиотека Александра II, состоявшая из 10 тысяч книг. Библиотека постоянно пополнялась как произведениями современных авторов, так и редкими старинными фолиантами и в итоге, по разным источникам насчитывала от 17 до 50 тысяч книг.

13
Дворец Великого князя Владимира Александровича

Но, случаются события, которые ложатся темным пятном на всю долголетнюю жизнь. 9 января 1905 года в Петербурге была расстреляна мирная манифестация рабочих, желавших обратиться к царю с петицией о необходимости устранения очевидных тягот их повседневной жизни. Эта бойня вошла в историю как «Кровавое воскресенье». Всё произошедшее в значительной степени стало результатом непродуманных действий великого князя Владимира Александровича, командующего войсками Петербургского военного округа. Боевая организация партии эсеров приговорила Владимира Александровича к смерти, однако все покушения оказались тщетны. Великий князь умер собственной смертью 4 февраля 1909 года и был похоронен в усыпальнице Петропавловской крепости.

16
Дворец Великого князя Владимира Александровича

Брак великого князя Владимира Александровича с принцессой из Мекленбург- Шверина Мари, ставшей в России Марией Павловной оказался счастливым. Его жена, была прекрасно образованна, необычайно умна, абсолютно самостоятельна и слыла вольнодумствующей. Владимир Александрович и Мария Павловна прожили вместе около 35 лет и воспитали троих сыновей: Кирилла (1876–1938), Бориса (1877–1943) и Андрея (1879–1956), и дочь Елену (1882–1957).

14
Дворец Великого князя Владимира Александровича

Мария Павловна смогла создать свой блестящий двор, во многом соперничающий с императорским. Попасть туда мечтал весь светский Петербург. Общество, собиравшееся во дворце Владимира Александровича, часто называли «малым императорским двором». И княжеская чета делала всё для того, чтобы поддерживать этот статус. Большая любительница балов Мария Павловна устраивала потрясающие по пышности танцевальные вечера и маскарады. Одним из самых запоминающихся событий за всю историю существования дворца был так называемый «исторический бал», состоявшийся во дворце великого князя Владимира 25 января 1883 года. Этот бал в «русском стиле» как нельзя лучше соответствовал и убранству дворца, и характеру его хозяина.

23
Дворец Великого князя Владимира Александровича

При дворе к великой княгине относились с подозрением. Александр III не любил Марию Павловну за то, что она не хотела принимать православие. Это породило легенду о ее «немецких симпатиях». В 1908 году, за несколько месяцев до кончины Владимира Александровича, Мария Павловна перешла в православие. Это было вызвано ситуацией, сложившейся вокруг трона: наследник-цесаревич серьезно болел, а брат императора Николая II великий князь Михаил Александрович мало интересовался государственными делами. Это означало, что у её сына Кирилла Владимировича появился реальный шанс стать императором. Слухи о том, что амбициозная и честолюбивая Мария Павловна мечтала видеть одного из своих сыновей на российском престоле, были небезосновательными.

15
Дворец Великого князя Владимира Александровича

После смерти Владимира Александровича хозяйкой дворца стала его жена Мария Павловна. Начавшаяся летом 1914 года Первая мировая война резко изменила жизнь обитателей дворца. Часть обслуживающего персонала была призвана в действующую армию. В армию отправились и сыновья великой княгини. Не осталась в стороне и Мария Павловна. Все годы войны она проводила огромную общественную и благотворительную работу. Под её руководством были созданы 22 санитарные организации, а также комитет, занимающийся снабжением одеждой нижних чинов, увольняемых на родину из всех лечебных заведений. На первом этаже поперечного корпуса по инициативе великой княгини устроили грандиозный склад комитета. Огромные залы были завалены грудами сапог, белья, пальто, полушубками.

11
Дворец Великого князя Владимира Александровича

К концу 1916 — началу 1917 года салон великой княгини Марии Павловны стал одним из центров, в котором образовалась «великокняжеская фронда». Группа князей предприняла несколько попыток убедить Николая II пойти на осуществление частичных реформ, а также стремилась ослабить влияние на императора со стороны Александры Федоровны и Распутина. Убийство «святого старца» заговорщики считали лишь частью дела по спасению монархии.

13
Дворец Великого князя Владимира Александровича

15 марта (2 марта по старому стилю) 1917 года Николай II отрекся от престола. 300 — летняя Российская Империя окончательно пала под ударами Февральской революции. Когда события в Петрограде подошли к точке кипения, Мария Павловна уехала в Кисловодск. Отъезд был так поспешен, что часть дорогих ювелирных украшений осталась в Петербурге. Известно, что Мария Павловна очень любила драгоценности, и на правах великой княгини получала от мужа множество подарков из царской сокровищницы. Украшения и камни были спрятаны в укромном месте во Владимирском дворце. Вернуть сокровища помог агент британской разведки Альберт Генри (Берти) Стопфорд. Получив от Марии Павловны точные инструкции, он смог проникнуть во дворец, найти тайник, набить деньгами и драгоценностями два увесистых саквояжа, беспрепятственно вынести их из здания, мужественно пронести по улицам охваченного революцией города и доставить княгине.

17
Дворец Великого князя Владимира Александровича

Мария Павловна оказалась одной из немногих членов императорской семьи, кому удалось вывезти свои драгоценности из России после революции. В феврале 1920 года княгиня выехала из страны. Умерла она в 1920 году, в возрасте 66 лет. По завещанию Марии Павловны после ее смерти драгоценности были разделены между детьми. Кириллу достался- жемчуг, Елене — бриллианты, Борису — изумруды, Андрею — рубины.

14
Дворец Великого князя Владимира Александровича

Многие украшения были проданы ювелирным домам, американским миллионерам и представителям королевских семей. Изумруды княгини при посредничестве Cartier были проданы наследнице Вулвортов Барбаре Хаттон. Дочь Елена в 1921 году продала Владимирскую тиару королеве Марии, супруге Георга V, короля Великобритании. В тиару королева Мария вместо жемчужных подвесок любила вставлять крупные изумруды каплевидной формы. После смерти Марии Текской в 1953 году тиара по наследству перешла к внучке, королеве Елизавете II. Ныне Владимирская тиара «Lovers knot» («Узелки любви») входит в число тех избранных драгоценностей, которые королева Елизавета II надевает чаще других.

5
Дворец Великого князя Владимира Александровича

Несмотря на все невзгоды, обрушившиеся на страну, Владимирский дворец практически в неприкосновенности сохранил целостность подлинных интерьеров (уникальный случай для столичных великокняжеских дворцов). После октябрьского переворота 1917 года основные помещения во дворце использовались Правлением Союза Международных Торговых Товариществ. Правление имело охранное свидетельство Германского Генерального консула. Можно предположить, что существовала негласная договоренность княгини Марии Павловны с Германским консульством об охране дворца как собственности лиц, состоящих в родстве с Германским Императорским Домом. Вот почему дворец не подвергся погромам и грабежам бесчинствующей толпы.

13
Дворец Великого князя Владимира Александровича

В 1920 году особняк на Дворцовой набережной был передан городскими властями Петроградской комиссии по улучшению быта ученых. Неотложная необходимость создания комиссии была обусловлена бедственным положением науки и культуры. В первые годы правления большевиков всю страну охватили разруха и голод. Нередко ученые и деятели искусства умирали от голода и тифа. 31 января во дворце состоялось торжественное открытие Дома ученых.

22
Дворец Великого князя Владимира Александровича

С приветственным словом выступил М. Горький. Дом ученых представлял собой новое, уникальное в своем роде и чрезвычайно важное учреждение. Его посещали ученые самых разнообразных специальностей, а также литераторы, артисты и другие деятели искусства. Здесь встречались медики, техники, математики, физики, химики, историки с литераторами, писателями, поэтами, архитекторами, живописцами, драматургами, режиссерами, актерами. В Доме ученых делились своими мыслями, открытиями и проектами.

14
Дворец Великого князя Владимира Александровича

Ни на один день не прекращалась работа Дома учёных в годы Великой Отечественной войны. В целях решения важных оборонных задач при Доме было создано Бюро научно-технической помощи городу и фронту, организован стационар для ученых, страдающих от голода.

18
Дворец Великого князя Владимира Александровича

На сегодняшний день в Доме ученых плодотворно работают 28 научных секций и 6 семинаров. Научные работники постоянно проводят международные, общероссийские и городские конференции. В залах проходят концерты, художественные выставки, презентации. Некоторые помещения сдаются в аренду для организации вечеров, юбилеев, концертов, свадебных фотосессий и торжественных мероприятий.

20
Дворец Великого князя Владимира Александровича

Здание, в котором находится Дом ученых, является наглядным образцом эклектики. Элегантный фасад, арочные венецианские окна, лепнина и скульптурные композиции — все это напоминает о том, что в здании располагалась княжеская резиденция.

29
Дворец Великого князя Владимира Александровича

Монументальный тамбур парадного подъезда дворца стерегут бронзовые грифоны с мечами в лапах. За входной дверью с зеркальными стеклами находится небольшой главный вестибюль. Прежде всего бросается в глаза шикарная лестница в стиле французского ренессанса. Она была создана по проекту архитектора М. Месмахера, привлечённого к реконструкции в 1880–1890-е годы. Нижняя часть ее стен отделана цветным искусственным мрамором, а верхняя декорирована лепкой и скульптурой по золотому фону.

21
Дворец Великого князя Владимира Александровича

Не менее утонченно выглядит Бронзовая лестница, с насыщенным цветовым решением. Здесь присутствуют натуральное дерево, мрамор и позолота. В причудливые завитки ажурной решетки вплетена монограмма владельца дворца. Точно такой же вензель изображен на потолочном фризе.

14
Дворец Великого князя Владимира Александровича
18
Дворец Великого князя Владимира Александровича

Невозможно пройти мимо установленных в арочные ниши роскошных зеркал. Они искусно расписаны цветами итальянским мастером Т. Келацци. Вот уже много лет яркие краски не перестают восхищать своей первоначальной свежестью.

18
Дворец Великого князя Владимира Александровича

Интерьер дворца лишен единого стиля. Комнаты и залы существенно отличаются друг от друга характером убранства. Тут и готика, и классицизм, ренессанс, рококо и мавританский стиль. Несмотря на всё это разнообразие ощущение безвкусицы не возникает. Напротив, все это великолепие превосходно дополняет друг друга.

16
Дворец Великого князя Владимира Александровича

Во дворце множество картин, статуй, произведений декоративно-прикладного искусства. До наших дней дошли изразцовые печи, камины, мебель, витражи, персидская мозаика и многое другое.

12
Дворец Великого князя Владимира Александровича

Анфилада залов и гостиных, разместившаяся вдоль главного фасада, выходящего на Неву, начинается с Парадной приемной. Сейчас это Малиновый зал. Он назван так за цвет шелка, которым сплошь затянуты стены. Зал предназначался для встреч важных гостей, родственников, друзей семьи, а также для выступления певцов и музыкантов.

14
Дворец Великого князя Владимира Александровича
16
Дворец Великого князя Владимира Александровича

В центре резного орехового потолка с золочёнными спиральными розетками, висит чудесная люстра из молочного венецианского стекла. Люстра является вольным повторением образа, представленного компанией «Фрателли Тоссо» на Всемирной выставке в Париже в 1867 году, где она была удостоена золотой медали.

12
Дворец Великого князя Владимира Александровича

В оформлении Золотой гостиной использованы нежные пастельные тона стиля «a la Pompadour». В первоначальном варианте стены гостиной были затянуты голубым шелком, а на полу лежал такого же оттенка ковер.

17
Дворец Великого князя Владимира Александровича

Гордостью Золотой гостиной является восхитительная фарфоровая ваза, изготовленная фарфоровой мануфактуре Meissen по модели И. Кендлера. Это свадебный подарок великого герцога Мекленбург — Шверина Фридриха Франца II своей дочери Марии.

18
Дворец Великого князя Владимира Александровича

В небольшой по размерам Зелёной гостиной стены и мебель обшиты тёмно-зелёным атласом. Комнату украшают картины, привезённые Владимиром Александровиче из Германии. Неизменный интерес вызывает десюдепорт с играющими путти. Изображение, имитирующее барельеф выполнено художником В. Измайловичом в технике «гризайль».

13
Дворец Великого князя Владимира Александровича

Зайдя в Дубовый зал (Большая столовая), оказываешься в настоящем сказочном тереме: нарядном, с витиеватыми узорами, с резными под дерево панелями. У западной стены стоит изящная русская печь из полихромных изразцов, сделанная на Императорском стеклянном заводе итальянским керамистом Л. Бонафеде. На лицевой стороне одного из изразцов отчётливо читается подпись мастера «Бонафеде С.П.Б. 1872».

20
Дворец Великого князя Владимира Александровича

Специально для этого интерьера художнику В. П. Верещагину были заказаны картины на темы былинного эпоса и русских сказок. В октябре 1872 года Василий Петрович представил первую из них — «Илья Муромец на пиру у князя Владимира». Потом были «Алеша Попович в борьбе с Тугариным Змеевичем», «Бой Добрыни со Змеем Горынычем», «Солнечное божество» (Овсень) и «Дева-заря». Картины написаны на особом рубчатом холсте, масляными красками, не имеют никакого блеска, а потому напоминают старинные шпалеры.

13
Дворец Великого князя Владимира Александровича

О назначении помещения рассказывали посетителям написанные славянским шрифтом на бирюзовом русские хлебосольные пословицы и поговорки вроде: «Что есть в печи, все на стол мечи», «Палата бела, да без хлеба скушна», «Хлеб-соль ешь — да правду режь» и др. Отлично вписались в стилистику зала массивные люстры. На первый взгляд кажется, что сделаны они из тончайшей бересты. На самом деле изготовлены они из красной меди и дополнены просечными накладками с узором.

20
Дворец Великого князя Владимира Александровича

Мария Павловна не раз затевала обустройство дворца по своему вкусу. Привыкшая к большим оранжереям в родном замке в Шверине великая княгиня мечтала о собственном садике. Это желание сбылось в 1910 году, когда архитектор А. С. Пронин создал на втором этаже Зимний сад площадью около 65 кв. м. Островок живой природы по сей день радует посетителей.

17
Дворец Великого князя Владимира Александровича

Всех без исключения приводит в восторг Мавританский будуар. Бронзовые фонари, низкий полукруглый диван с бархатными подушками, затейливый орнамент и словно посыпанные переливающимся бисером арки вызывают ассоциации с роскошью восточных шахов.

23
Дворец Великого князя Владимира Александровича
15
Дворец Великого князя Владимира Александровича
18
Дворец Великого князя Владимира Александровича
11
Дворец Великого князя Владимира Александровича
13
Портрет внучки Александра Второго - Елены Владимировны в костюме турчанки.
Портрет внучки Александра Второго - Елены Владимировны в костюме турчанки.

Самый большой и величественный зал дворца — Танцевальный зал. Выдержанный в стиле Людовика XV он поражает изумительный красотой, пышностью и величием. Используя лепку и скульптуру, арочные проходы и зеркала Резанову удалось добиться легкости и воздушности пространства. Стремление создать всеми средствами обстановку праздничной роскоши было одной из важнейших задач архитекторов.

17
Дворец Великого князя Владимира Александровича

Общий эмоциональный настрой зала поддерживают многочисленные мелкие детали, фигурки крылатых купидонов и стройных кариатид.

11
Дворец Великого князя Владимира Александровича

Во времена правления князя Владимира Александровича в Танцевальном зале проводились самые пышные костюмированные балы. Шесть бронзовых с позолотой люстр на 42 свечи каждая и девять семисвечных светильников заливали ярким светом зал.

14
Дворец Великого князя Владимира Александровича

На протяжении всей жизни дома бальный зал был эпицентром торжеств. Сегодня в бывшем бальном зале читают лекции.

18
Дворец Великого князя Владимира Александровича
Дворец великого князя Владимира Александровича пережил все потрясения, выстоял и сегодня по-прежнему радушно гостей.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии

Дворец Владимира Александровича (Дом ученых им. М. Горького РАН)

Дворцовая набережная, 26 Подробнее об объекте