Эксперт Маша Лобова (venatour)
Маша Лобова — был 13 апреля 19:14
Венский прогульщик.

Нижняя Австрия — Австрия Июль 2020

Нижняя Австрия определенно создана для неспешных путешествий, созерцания, прогулок и, как следствие, хорошего аппетита и размеренного приема пищи в завершении путешествия.

Для понимания вопроса — немного географии. Нижняя Австрия — одна из 9-ти федеральных земель Австрийской республики. Самая большая по площади (примерно 20 тыс. квадратных километров). Вена окольцована Нижней Австрией — можно на юг, можно на север — попадешь в Нижнюю Австрию. Самый известный топоним региона — Венский лес, ставший туристическим брендом и излюбленным местом отдыха жителей Вены. Венский лес — это первое место, куда попадает любой путешественник, покинувший границы Вены.

Чтобы познакомиться со всеми хожеными и нехожеными территориями Нижней Австрии без спешки и стресса нам понадобилось два полных дня. Австрия вообще не та страна, где можно рассчитывать на всемогущий общественный транспорт (большие города, типа Вены или Граца — не в счет), пригородные электрички или автобусы. Ландшафт страны, состоящий на 60% из Альпийской дуги, предполагает комфортное и быстрое перемещение лишь на личном транспорте. Переплетение маршрутов железнодорожного транспорта, автобусов и пешеходных троп способно свести с ума даже опытного проводника и местного жителя. Впервые прибывшим рекомендуется автомобиль и четко спланированный маршрут, иначе Леший закружит.

В Первый день мы отправились подальше от Вены. В Долину Вахау. Этот топоним не менее популярен, чем Венский лес. Однако австрийские аборигены хорошо осведомлены о том, что Долина Вахау — это тот же Венский лес. Просто бывает он южный, а бывает северный. Так вот Вахау относится к северной части этого самого загадочно-сказочного леса. В народе и среди опытных проводников по местным провинциям Долину Вахау так же справедливо называют — колыбелью Австрии или ее же сердцем. Впрочем, подходит любой синоним, означающий исконные территории страны. Именно с Нижней Австрии начиналась история страны. Торговый путь — широченный Дунай был обжит еще древними римлянами. Ныне австрийская федеральная земля, полторы тысячи лет назад была северной провинцией Римской Империи под названием Норикум. Кстати, земелька-то не простая, а золотая. С залежами полезных ископаемых — железной руды, серебра и золота. Римляне отвоевали территорию у кельтов. Поговаривают даже, что где-то здесь прикопано золото нибелунгов.

Нижняя Австрия. В поисках умиротворения

Сейчас здесь другое «золото». В первую очередь — парадная архитектура барочных монастырей. Во-вторых, виноделие и роскошные фруктовые сады — главное сельское богатство региона. Ну и, конечно, природа — густой зеленый лес может напоминать Новую Зеландию.

Романтические руины разбойничьих крепостей на возвышенностях, например Аггштайн или Хинтерхаус, погружают нас в Средневековье. Монастыри Геттвайг и Мельк заставляют вспомнить Библию. «Я пришел дать вам жизнь и жизнь с избытком», — сказал Иисус. Избыток и богатство бенедиктинского ордена не умалим и от того скорее манит, нежели отталкивает.

Нижняя Австрия. В поисках умиротворения

Монастырь Геттвайг (поселение бенедиктинских монахов из Шварцвальда в 1094 году). Современный облик монастыря относится к 1718 года. Проект Иоганна Лукаса фон Гильдебранта.

Городок Дюрнштайн. Сюда приезжают послушать историю про английского короля Ричарда Львиное сердце. Здесь его держали в заточении, требуя выкуп. Выкуп как будто бы собирали всей Англией. Собрали крохи, а большую часть пришла и дала мама скандального короля. Так и спасли из плена. А маркграф Леопольд, получивший немалые деньги, построил городскую оборонительную стену и город Винер-Нойштадт. Ныне промышленный город в 40 км от Вены — интересный, впрочем очень не туристический.

Нижняя Австрия. В поисках умиротворения

Впереди городок Мельк. Начинать осмотр лучше с монастыря Мельк, а потом спускаться вниз, непосредственно в сам городок с населением 5 тыс человек. Если смотреть на город со смотровой площадки монастыря, можно отследить классическую организацию маленьких австрийских городов. Окраина — кладбище, центральная улица, ведущая к ратуше и ратушной площади. Ратуша — центр жизни таких поселений. Небольшие отели, исторические здания, рестораны, фонтан, чумная колонна.

Нижняя Австрия богата небольшими симпатичными и совсем нетуристическими городками. Санкт-Пельтен — столица Нижней Австрии, Тулльн, Корнойбург и Клостернойбург, Лаксенбург и Винер-Нойштадт. Мы не задерживаемся в Тульне. Отличная променада вдоль Дуная, в остальном просто милый городок. Впрочем может быть интересен поклонникам живописи Эгона Шиле — великого австрийского экспрессиониста, отбывавшего в Тульне тюремное заключение за чересчур откровенное изображение женских тел. Тюрьма оформлена как музей Шиле. От скуки он продолжал реализовывать свой дар на тюремных стенах.

На второй день мы отправились в Венские Альпы и Южный Венский лес. Что такое Венские Альпы? Вообще в Вене гор нет. Чтобы увидеть самые настоящие альпийские Альпы нужно отмотать километров 300–350 на запад от Вены. В сторону Зальцбурга и Тироля. Очень изматывающее мероприятие, если пытаться сделать это за один день и успеть вернуться в Вену. Если времени мало, а снежные вершины манят своей бесконечной высотой, то поездка в Венские Альпы самый лучший выбор. От Вены 80 км. Если только Альпы, то это примерно 6 часов с перерывом на обед, если заехать в Венский лес, то лучше закладывать 9–10 часов, опять же с учетом возвращения в Вену. По ходу рассказа отвечаю на частый вопрос — где недалеко от Вены можно покататься на лыжах? Самый близкий горнолыжный курорт к Вене находится в 100 км, там где Венский лес уже пересекается со Штирийским. Название курорта Зиммеринг. Там есть отели, подъемник и прочее счастье горнолыжников. А так то Вена и Нижняя Австрия с горными лыжами не особо дружны. Все больше рыбалка, пешие лесные походы и термальный серо-водород в Бадене под Веной.

Итак…венские Альпы. Это по сути две крупные вершины, расположенные в Нижней Австрии. Ракс и Шнееберг.

Нижняя Австрия. В поисках умиротворения

Вокруг вершины Ракс есть небольшой городок Райхенау ан дер Ракс. Городок культурный во всех смыслах. Богатый на локальные культурные мероприятия. Там находится единственная в Австрии вилла Ротшильдов.

Вилла императрицы Сисси и Императорская вилла. На мой взгляд, коммуна (так называют в Австрии то, что трудно назвать городом, но и деревней не назовешь) достойна внимания путешественника, страстного до нетуристических мест. Кстати, Ротшильд свою виллу так и не достроил, презентовав недострой министерству обороны Австрии. С 2011 года на вилле можно арендовать апартаменты и провести несколько дней в избыточной роскоши богатейшей семьи Европейского континента.

Нижняя Австрия. В поисках умиротворения

Менее снобистский, но не менее уютный городок вокруг вершины Шнееберг. Символ этой коммуны на 5 тыс человек ящерка саламандра. В теплую погоду эти пятнистые рептилии вылезают погреться на ласковом альпийском солнце. В пяти километрах от Пухберга, в горах есть роскошный водопад Святого Себастьяна. Хотите открыть для себя место силы — ищите его здесь.

Нижняя Австрия. В поисках умиротворения

За поворотом от водопада ресторан «Форелленхоф». Старинные руины замка Лозенхайм придают пейзажу очарование далекого прошлого. И, возможно, блестящего будущего.

Говорят, руины выкуплены состоятельной российской семьей. В планах превратить разрушенный замок в закрытую, частную школу. На ум приходит мальчик в очках с волшебной палочкой. Просто ландшафт подходящий… Можно верить, а можно и нет. Я заметила, что в Австрии любят с заговорщицким лицом ведать про богатых русских… Одно могу сказать, отобедать в «Форелленхофе» однозначно надо. Свежайшая форель в чесноком по фирменному рецепту ресторана, безусловное гастрономическое украшение Венских Альп и любой поездки в этом направлении.

Впрочем, «на десерт» можно заехать на обратном пути в Вену в монастырь Святого креста. Это место, где не бывает хорошо или плохо, нравится или не нравится. Здесь — идеально.

Нижняя Австрия. В поисках умиротворения

Монастырь 1133 года основания в южном Венском лесу абсолютно не похож на габсбургский пафос Долины Вахау. Здесь царит Средневековье, настоящее, искреннее и немного наивное. В 2007 году монастырь посещал Папа Римский Бенедикт 16-ый.

Папа плохого не посоветует.

Нижняя Австрия. В поисках умиротворения

Особо советую попасть в монастырь не только «на сладкое» в местный ресторанчик прямо на территории монастыря, но и на дневную или вечернюю мессу в главную церковь.

Монахи цистерцианского ордена (бенедектинская ветвь, просто более трудолюбивая и аскетичная) обладают хрустальными и сильными голосами. Послушать их пение во время мессы, значит услышать хор ангелов.

Нижняя Австрия. В поисках умиротворения

Быть в Нижней Австрии и не заехать в Баден под Веной — непростительное упущение. Можно на час — прогуляться, можно на весь день — если взять купальник и посетить Римские термы. Баден — город-курорт. В 19 веке все еще для высшего австрийского общества, позже — для всех. В целях социальной доступности Бадена, как курорта, в начале 20 века от Венской Оперы был запущен «Баднер бан». По простому — трамвайная линия Вена-Баден-Вена. Смысл инвестиции прост и понятен — сделать так, чтобы простой житель Вены мог организовать себе один курортный день без ночевки. Искупаться в животворном сероводороде, выпить легкого и ароматного баденского белого, закусить сочным золотистым шницелем и вернуться с комфортом в Вену в благостном расположении духа.

Если купальника и плавок с собой нет, а в местном магазинчике дешевле 50 евро они не стоят, то можно просто отправиться на прогулку по городу. Мы с удовольствием заглянули в музей Бетховена. Именно здесь, в Бадене он написал последнюю чать 9. симфонии — Оду радости. Она же гимн Евросоюза.

Для прогулки есть городской Парк, где когда-то дирижировал свои оркестром Иоганн Штраус и парк с розами — самый большой розарий в Австрии.

Нижняя Австрия. В поисках умиротворения

Последний пункт нашей поездки — крепость Лихтенштейн — родовое гнездо князей Лихтенштейн. Это тоже про средневековье и «вау-эффект». Хорош замок.

Правда идти туда можно или только со своим гидом или с местным и в определенное время. Частные замки, такие как Лихтенштейн или Кройценштайн, пускают только в строгом сопровождении проверенных и надежных людей. Большинство замков Нижней Австрии и других федеральных земель находятся в частных владениях. Несмотря на доступность — все имущество находится под охраной и наблюдением. Зачастую внутри таких замков запрещенна фото и видео съемка.