Турист Дмитрий Березин (user101044)
Дмитрий Березин
был вчера 21:58

Республика Алтай — Россия Сентябрь 2020

Вспомнилась мне недавно легенда, рассказанная в 2016 году моим экскурсоводом по Алтаю, об образовании озера Алтын-Кёль. Выдался как-то на Алтае тяжелый год — хлеба не уродилось, в тайге не было ни грибов, ни ягод, скот практически вымер из-за неизвестной болезни. Один молодой пастух нашел в горах Алтая огромный золотой самородок величиной с конскую голову. Обрадовался он неожиданному богатству, подумал, что теперь для его семьи закончилось тяжелое время. Пришел он в свою деревню и попытался обменять найденный самородок на еду для своей семьи, но никто в деревне не согласился и чашки ячменя дать за такое богатство. Сильно расстроился пастух, не мог он без еды пойти к своей голодной семье. Направился он с самородком на самую высокую гору, добрался до вершины и обратился к духам с мольбой — что жертвует огромный кусок золота ради благополучия своего народа, а после бросил с этой горы самородок в глубокое озеро и следом сам утопился. Приняли духи жертву, выжил народ в тот непростой год. С тех пор алтайцы назвали это озеро Алтын-Кёль, что значит золотое на их языке, а на русском мы называем это озеро Телецким.

Вспомнил легенду, и ужаснулся насколько она актуальна на сегодняшний день. Надо обязательно съездить к этому озеру, прикоснуться к его священным водам, попросить духов, чтобы поскорее все неприятности 2020 года канули в Лету. Тем более, что в прошлое свое большое путешествие по Алтаю я незаслуженно не удостоил это священное озеро своим вниманием. Раз цель намечена, то долго тянуть с ее реализацией не в моих правилах.

Самый короткий путь к Алтын-Кёль лежит через Горно-Алтайск. От него до главного поселка Артыбаш на берегу озера порядка 160 км.

Телецкое озеро — жемчужина Алтая

Расстояние вроде и не большое, но добраться до Артыбаша не так просто. В аэропорту Горно-Алтайска нет пункта проката автомобилей, а автобусы до Артыбаша ходят один раз в день в очень неудобное время. В конечном итоге добраться до озера мне помог сервис БлаБлаКар. Любезная девушка по имени Алтынай добросила меня до озера Алтын-Кёль. Как нетрудно заметить корень у названия озера и имени девушки один, означающий золото. Это очень хороший знак, подумал я.

Весь путь до озера за окном автомобиля пролетали удивительные по красоте виды Северного Алтая, его заливных лугов с шелковой зеленой травой и мягких, относительно невысоких заросших лесом пиков гор. Особенно мне понравились виды на реку Бия, вытекающую с Телецкого озера.

Телецкое озеро — жемчужина Алтая

Похоже сентябрь в 2020 году выдался очень теплым на всей территории России, во всяком случае меня все выходные первого месяца осени сопровождало «бабье лето» во всех моих поездках. Как только наша машина проехала табличку с надписью Артыбаш, я попросил Алтынай высадить меня. Выйдя из машины, я с первым же вдохом почувствовал необычно свежий воздух, насыщенный смолистым ароматом тайги, кедром и разнотравьем. Всю вторую половину дня я посвятил прогулке по поселкам Артыбаш и Иогач, которые расположены у истока реки Бия по обе стороны от моста через Бию. Идешь по этому мосту, и с одной стороны перед тобой открываются виды на озеро, а по другую сторону на реку Бия. Проходя по нему, прямо чувствуешь природную силу воды, как спокойные воды озера как будто подводной турбиной приводятся в движение, превращаясь в бурлящую реку.

Телецкое озеро является одним из самых глубоких озер России с кристально чистой водой.

Телецкое озеро — жемчужина Алтая

Многие называют его младшим братом Байкала. Безусловно какие-то общие черты имеются: окружающие озеро горы, чистейшая и всегда прохладная вода, Бия — это Ангара Телецкого озера, а Артыбаш и Иогач аналоги Листвянки на берегу Байкала. Но масштабы этих озер несопоставимы. Если у Байкала с трудом просматривается противоположный берег, то Телецкое озеро в районе Артыбаша больше похоже на равнинную не слишком широкую реку.

Несомненно, Телецкое озеро сегодня — это туристическое место. Многие жители Горно-Алтайска и Бийска имеют в этих местах дачи. Озеро в летний сезон переполнено катерами и даже яхты имеются. Зимой по нему ездят на снегоходах или на буерах (специальная лодка под парусом, которая может передвигаться по льду). В Артыбаше много сувенирных магазинов, где можно купить разные сувениры для полок в своих квартирах, а также мед с вареньем из лесных ягод, различные местные сладости, травяные чаи, орехи, всевозможные медицинские и косметические препараты на основе алтайских трав, ягод, пантов, натуральных жиров и пр.

Телецкое озеро — жемчужина Алтая

Голодным здесь Вы точно не останетесь, есть много продовольственных магазинов, а также имеются уличные кафе, не считая столовых и ресторанов в гостиницах. Место ночевки можете выбрать на любой кошелёк — от комнаты в жилом доме или в хостеле, до гостевого дома, отеля либо VIP курорта Altay Village, на который Вас доставит частный вертолет.

В советские времена романтики на Телецком озере было явно побольше, туристы в основном ходили в походы, жили на турбазах, пели песни у костра. В наши дни из Телецкого озера пытаются сделать курорт по современным стандартам. Гуляя по набережной ощущаешь себя как на черноморском побережье, повсюду стоят плакаты, предлагающие прогулки по озеру на катерах, конные прогулки, экскурсии на канатную дорогу, услуги бани и пр. В поселке имеется даже свой зоопарк. То есть идет охота за туристом.

По озеру курсирует большой теплоход «Пионер Алтая», предлагающий туристам 5–6 часовые экскурсии.

Телецкое озеро — жемчужина Алтая

Учитывая краткосрочность своего пребывания на Телецком озере, я решил заранее подстраховаться и купил через интернет билет на экскурсию на Пионере Алтая. Это была моя ошибка, я волновался, что на месте могу не купить билет на экскурсию по озеру, но по факту предложение экскурсий на частных катерах намного превосходит спрос. Вы гарантировано сможете купить экскурсию в любой день на месте, причем если Вы путешествуете небольшой компанией, то экскурсия на частном катере будет даже интереснее, так как Вы посмотрите намного больше достопримечательностей, чем на Пионере Алтая. Купив экскурсию на теплоход, Вы прослушаете интересную лекцию, записанную на магнитофон, никакого живого общения и уточняющих вопросов. А капитан катера будет с Вами общаться в живую, ответит на все Ваши вопросы, всегда подстроится под Вас по времени. Основные плюсы Пионера Алтая — наличие буфета с закусками на борту теплохода и игровой комнаты для маленьких детей.

Второй день моего пребывание на Телецком озере был посвящен теплоходной экскурсии. Основные достопримечательности в водных экскурсиях — это водопады по берегам Телецкого озера, живописные мысы и заливы, любование окружающими озеро горами, поросшими лесом, прогулки по тайге, смотровые площадки с потрясающими видами на гладь озера и скалы.

Телецкое озеро — жемчужина Алтая

Множество речушек и ручейков устремляют свои бурные потоки с гор в кристальные воды озера, многие из них образует водопады перед впадением в озеро, срываясь вниз с каменных утесов. Особенно живописны такие водопады весной. Пионер Алтая заходит на два водопада: Корбу и Чедор, проплывает мимо Мыса Айран — крошечного островка, больше похожего на отколовшийся от утеса кусок скалы.

Водопад Корбу
Водопад Чедор весной
Водопад Чедор осенью
Мыс Айран

Стоянка теплохода на каждом из водопадов составляет 1 час, собирают всех на борт по гудку. Некоторые смельчаки из нашей группу даже искупались в ледяной водице Телецкого озера, несмотря на запрещающие таблички.

Телецкое озеро — жемчужина Алтая

Я не отважился искупаться, помочил ноги, уважительно потрогал воду рукой, поговорив с духами, принявшими жертвенный золотой самородок. Попросил их о всеобщем благополучии, надеюсь духи меня услышали.

Водопад Корбу меньше по размерам и по мощности Чедора. Но на стоянке у водопада Корбу больше видовых смотровых площадок. Полноценно пообедать можно на водопаде Чедор, рядом с которым много торговых палаток, продающих довольно вкусную еду. Можно подкрепиться ухой, лагманом, пирожками с мясом и местной рыбой, жареной рыбкой и сладкими пирожными.

Телецкое озеро — жемчужина Алтая

Вернулись на пристань поселка Иогач мы к 6 часам вечера. Мне в этот день нужно было еще добраться до Горно-Алтайска, так как рано утром у меня был самолет на Москву. Я не учел, что во время путешествия по озеру мобильная связь не работает, и отловить предложения по поездке из Артыбаша в Горно-Алтайск через БлаБлаКар у меня не получилось. Была надежда уехать в город автостопом, но она, к сожалению, не реализовалась. Простояв два часа на перекрестке на выезде из Артыбаша, мне не удалось поймать ни одной попутки. Пришлось звонить в местное такси и платить за поездку немыслимые 3,5 тыс. руб. В награду за такую цену мне попался удивительный водитель, который рассказал много легенд о Телецком озере, и заразил своей любовью к данному месту. 10 лет назад он бросил работу, продал свою городскую квартиру и всей семьей переехал в Артыбаш, купив на берегу Телецкого озера небольшой дом. В низкий туристический сезон он занимается рыбалкой и охотой, иногда по 1,5–2 месяца не выходя из тайги. В летний период он все свое свободное время уделяет туристам, возит их на своем катере по озеру, организует экскурсии в тайгу, рыболовное туры. Вечерами подрабатывает на такси. Он ни единого слова не сказал о том, что жалеет о принятом 10 лет назад решении, мне показалось, что он со мной был абсолютно искренен. Уйдя от повседневной рутины офисного работника в большем городе, он живет в свое удовольствие, наслаждается природой, чистым воздухом и любимым делом. Я ему даже позавидовал. Я всегда уважаю таких людей, которые с теплотой отзываются о своем месте жительства и с любовью рассказывают о своем образе жизни. Ведь если тебя что-то не устраивает в этой жизни, то надо стараться изменить ситуацию, а не сложить руки и роптать на тяжелые жизненные обстоятельства.

Зарядившись позитивом и хорошими впечатлениями как минимум на 2 недели, я улетел в Москву.

Алтай, до новых встреч…

Теги: Самостоятельные путешествия, Рыбалка, Лечебный туризм, Культурно-познавательный туризм