Турист Андрей Смирнов (SAY)
Андрей Смирнов
был сегодня 12:30

Окрестности Калининграда — познавательные и курортные. Куршская коса, Светлогорск, Зеленоградск

Калининградская область — Россия Сентябрь 2020

Я рассказал и показал здесь https://www.tourister.ru/responses/id_32370 то, что мы увидели в городе Калининграде в ходе самостоятельной поездки. Но, естественно, значительную часть времени мы планировали на выезды к морю. Пусть в сентябре оно потеряло актуальность как место купания/загорания, но как природный объект звал и манил. И хотя мы тоже живем на Балтике, но постоянно видим не ее и даже не Финский залив, а всего лишь Маркизову лужу. А тута, а здеся…©

Основными пунктами, обязательными для посещения туристами, являются курортные городки Светлогорск и Зеленоградск и уникальный природный заповедник Куршская коса.

День поездки на косу был запланирован заранее. По наводке, данной дочерью я заранее списался с гидом Ириной и мы договорились на индивидуальную экскурсию. Это самое правильное решение для одиночек. Самоходом туда добираться крайне сложно, экскурсионные автобусы идут вереницей и все заполнены. А тут — встретили, провезли, рассказали, домой привезли. Правда, стоит довольно дорого и даже в таком режиме поездка заняла 7 часов.

Можно долго рассказывать про географические и исторические аспекты формирования и нынешнего существования этого уникального объекта. Но вывод один — быть в Калининграде и не поехать на косу — ошибка.

Для большинства туристов там выделены три главных объекта — высота Эфа, танцующий лес и орнитологическая станция «Фрингилла». Мы еще проехались по поселкам и пообедали в хорошем ресторанчике (замечательный салат с голубикой, рыба и холодное пиво с шикарным видом на море) — свобода передвижения это позволяла.

Первым объектом стала уникальная дюна Ореховая высотой 64 метра, названая в честь немецкого ученого Эфа, который занимался укреплением и озеленением косы. Дойти туда можно только по специальным деревянным настилам и сверху открываются уникальные виды на песок, лес и сразу две воды — залив и само море.

Ходить же по песку категорически нельзя — множество гидов, сопровождающих группы и индивидуальных туристов тщательно за этим следят.

Далее переехали к танцующему лесу. Это тоже уникальное и загадочное место.

Небольшой участок соснового леса, высаженного в 60-е годы прошлого века для укрепления местных почв, необычным образом воздействовал на некоторые деревья, в результате чего они приняли удивительный вид. Объяснение этому существует, научное и банальное, что, однако, не мешает гидам рассказывать душещипательные истории и легенды из древних времен.

Там тоже можно гулять только по дорожкам и объяснение этому таково:

Ну и последним пунктом стала орнитологическая станция «Фрингилла» («зяблик» на латыни), куда для всех желающих устраивают экскурсии. Цена вопроса 200 руб.

Станция основана на месте бывшей немецкой, работавшей с 1901 года по 1944 год в тогдашнем Росситене и занимается изучением миграции птиц и их кольцеванием. Для этого там установлены две уникальные ловушки которые видны даже из космоса.

В перелетные периоды над косой пролетает до 2 млн. птиц ежедневно и в ловушки из них попадает до 9 000 штук ежечасно. Их всех должны окольцевать — тамошний сотрудник Арсений продемонстрировал, как это делается.

На это, с пояснениями, у него ушло минуты две при обычном нормативе 10 секунд.

Забавные люди эти ученые. Сами ставят перед собой непосильные задачи и сами потом борются за результат. Ну окольцевали они эти 100 000 или 1 000 000 птичек — а кто их потом и где поймает? Но — такова наука орнитология и очень много интересных фактов из жизни птиц нам рассказали, так что было интересно.

Домой возвращались через Зеленоградск, но не по главной современной дороге, а по старой, построенной еще немцами. И про эти дороги гид тоже рассказала интересную историю. Дело в том, что строились они перед войной и по немецким нормативам вдоль них сразу высаживали деревья которые образовывали аллею. Поэтому сверху, т. е. потенциальной вражеской авиации, они были не видны. Электрического освещения, естественно, не было. Со временем после войны, деревья выросли и окрепли и стали представлять нешуточную угрозу для российских водителей — в непривычных условиях да в темноте многие из них врезались в эти деревья. Наши даже называли их «стражами вермахта», которые несут свою службу в тылу врага. Со временем на деревья стали наносить белые полосы, а сейчас — желтые светоотражатели.

Вот какая связь времен.

На следующий, обещавший стать жарким, день мы запланировали поездку в Светлогорск. Встретились с Татьяной около 11 часов на Северном вокзале и были шокированы количеством народа, тоже стремящегося к морю. А разгадка оказалась простой — предыдущая электричка ушла аж три часа назад, плюс на посадку выдвинулась большая группа детей для которых в подошедшей «Ласточке» был выделен отдельный вагон. И тут чуть не случилось страшное — народ ломанулся к другим вагонам, а при совершенно кошмарном устройстве тамошних очень низких перронов задача пробраться в поезд стала выглядеть весьма напряженной. В итоге забирались все желающие минут пять, а потом распределялись по свободному пространству, поскольку сидячие места уже были заняты. В итоге обстановка выглядела так.

К счастью, шустрая и новая электричка мчалась со скоростью 125 км/час, кондиционеры работали исправно и забортные + 26 градусов как-то компенсировались.

Мы вышли на предпоследней обстановке, чтобы пройти по заповедным Татьяниным местам. Сразу стали попадаться различные, типа, виллы и другие приметы курортного городка.

Как озеро Тихое. Рядом с ним растут уникальные липы старшей из которых 450 лет и она имеет статус памятника живой природы.

а для местных жительниц-уток домики выполнены с учетом исторических реалий — в технике фахверка.

Затем последовал еще один подъем в гору и вот мы в эпицентре курортной жизни где расположены главные для туристов объекты — башня водолечебницы бывшего города Раушен и корпус, увитый японским плющем.

Далее, повернув на перекрестке направо, мы вышли к центральной площади с миленьким объектом прямо напоминающим интерьер какого-нибудь типичного немецкого городка. Там же установлена скамейка для влюбленных, жар-птица в качестве красивого фонтана и янтарное дерево.

Очень приятное местечко. Оттуда уже можно выходить к морю, но сначала мы прошли чуть дальше к новому и известному концертному залу «Янтарь-холл» с огромной площадью перед ним.

И вот, наконец-то, оно — море Балтийское!

Но до него еще надо спуститься по длинной, почти Потемкинской лестнице и там сразу попадаешь к символу Светлогорска — солнечным часам.

Они делят длинный променад на две половины — направо пойдешь — к лифту попадешь, налево пойдешь — к канатной дороге попадешь. Больше идти некуда, ибо пляжей сейчас там нет — одна сплошна стройка, которая выглядит, несмотря на жару и солнце, вот так.

Народ компенсирует эту потерю долгим сидением на специальных скамеечках

или неспешными прогулками мимо других примечательных объектов — памятников Русалке и Царевне-лягушке. Обе — достойные отдельных монументов персонажи.

Мы немного посидели, подышали теплым приморским воздухом (прошу запомнить это определение) и решили двигать к вокзалу на ближайшую электричку. К счастью, Татьяна отговорила меня прокатиться вверх на канатке, ибо поднявшись наверх мы узнали, что во всем городе резко отключили электричество и люди, ехавшие в кабинках, там же и зависли. Ужос! Благо, высота небольшая.

Мы не стали ждать электричку (а вдруг и она не поедет?) и поехали домой на маршрутке. Она стоит немного дороже и едет немного дольше, но из-за перманентных пробок на подъезде к городу. Кстати, вечерами в нашем районе они были очень даже приличными — огромное количество машин пробивались в спальные районы по узким старым улочкам и аллеям.

Наконец, настал последний день поездки. Погода выправилась и ничто уже не мешало нам поехать в город Зеленоградск, бывший Кранц. Ехать туда на «Ласточке» легко и быстро — минут тридцать. Но народу снова было много. Рядом с нами сидела семья с двумя детьми и бабушкой с палками для скандинавской ходьбы, приехавшая «на пару дней» из Хабаровска. Выйдя из вокзала мы пошли вдоль главной улицы направо, чтобы увидеть музей сов «ФилоСовия» и дом, в котором когда-то давно останавливалась очень популярная у горожан будущая королева Пруссии Луиза Мекленбургская.

По своей популярности и культовому почитанию у пруссаков она как принцесса Сисси у австрияков — ангел во плоти. Ей же посвящен небольшой сквер с памятником.

Там же представлены основные вехи в развитии городка.

Вернувшись к вокзалу мы, наконец-то, услышали шум прибоя и увидели синее небо над свинцовыми водами — вот она, настоящая Балтика!

Сильный ветер, солнце, волны, свежайший воздух (вспоминаем фразу про Светлогорск…) — вот чего я подсознательно ждал от побережья и что увидел в реальности. Мы сразу пошли в конец пирса уворачиваясь от брызг и не могли насмотреться на бесконечную череду волн. Это было одно из самых сильных впечатлений всей поездки.

Мы даже спустились к воде и там жена, к моему большому удивлению, предложила «рискнуть Пупсиком», результатом чего стало вот это фото смельчака Амброзиуса.

Я же рискнул потрогать воду только таким образом.

А на пирсе местные рыбаки ловили местную же рыбу, причем весьма привередливую — в качестве приманки они использовали креветок!

Мы пошли вдоль набережной к парку аттракционов и оттуда вышли на пешеходный Курортный проспект. Что интересно, жители этого городка нашли для себя «фишку» в виде котов и кошек, чьи образы представлены в разных формах, видах и проявления, особенно как раз на Курортном проспекте.

И даже на памятнике Туристке примостился местный кот.

А вот в распиаренный музей Мурариум мы не пошли, поскольку не кошкоманы.

Сам проспект представляет собой некое подобие улочки германского городка, только вот такие дома в его прообразе представить трудно.

Поскольку много времени мы потратили на «вдыхание свежего воздуха», то на некоторые объекты туристического интереса времени у нас не хватило. Но все они многократно описаны в рассказах более вдумчивых туристов, так что я об этом не сожалею.

Таким образом выездная программа была выполнена. Недоосмотренными остались еще несколько мест (поселок Янтарный, город Балтийск, небольшие интересные городки на востоке области и т. п.), но мы довольны и тем, что видели.

Спасибо за внимание. Авторы.