Турист Андрей Смирнов (SAY)
Андрей Смирнов
был сегодня 13:19

Калининград — Россия Сентябрь 2020

Вот удивительно, как коронавирус стимулировал внутренний туризм. Я уже и не помню, когда мы в предыдущий раз ездили в отпуск по родной стране — все в Европы. А тут «при всем богатстве выбора иной альтернативы нет» © ибо из трех самых популярных ныне направлений (Крым, Санкт-Петербург, Калининград) реальным для нас стал именно самый западный наш город.

Ушлая Википедия говорит о нем так: «Население — 489 359 чел. (2020). По утверждениям городских властей, к ним добавляется ещё от 120 до 180 тыс. жителей области и приезжих из других регионов страны. Калининград — второй по численности населения (первый — Санкт-Петербург) город Северо-Западного федерального округа, третий (после Риги и Вильнюса) — Прибалтики и седьмой среди городов побережья Балтийского моря. Калининград входит в шестёрку основных центров внутреннего миграционного притяжения в России за последние два десятилетия. Калининград входит в число 25 крупнейших промышленных центров России. Был признан лучшим городом России в 2012, 2013 и 2014 годах согласно рейтингу журнала „Коммерсантъ Секрет Фирмы“; самый красивый город страны по версии „РБК“. Лучший город России для бизнеса согласно рейтингу журнала Forbes. По опубликованному в 2019 году первому индексу качества городской среды Министерства строительства и ЖКХ РФ занял пятое место в категории крупных городов в России.»

Во как! Точно надо ехать.

Тем более, наша давняя подруга, всю жизнь там проживающая, давно звала в гости. Хотя, надо сказать, что мы все-таки были в Калининграде, но недолго, зимой и почти 40 лет назад. Я, практически, ничего о нем не помнил. И если бы писал отзыв о поездке тогда, то назвал бы его как-то типа «Поездка в Калининград». Сейчас же предлагаю вам некое вычурное название которое, по моему мнению, отражает нынешнее состояние «города на перепутье» — где-то это еще немецкий Кенигсберг с попытками реализовать его современное воплощение, а где-то — совсем советский Калининград.

По давно отработанной схеме жена нашла место для проживания, подпадающее под наши запросы и я за месяц до поездки забронировал на 5 ночей «привилегированный двухместный номер с видом на озеро» в новом четырехзвездном отеле Mercure Калининград. Рейс Аэрофлота удобный по времени, лететь всего 1 час 15 минут — даже покушать не предложили. Погода планировалась хорошая, но в момент прилета небо было затянуто низкими облаками. Я всегда мечтал увидеть в зале местных авиалиний в Пулково вот этого персонажа. Сбылось.

Из Калининберга в Кёнигсград. Поездка в анклав

В справке от Википедии, кстати, не сказано, что в Калининграде расположена одна из официальных игорных зон «Янтарь». Но об этом сразу напоминает лента выдачи багажа в аэропорту Храброво имени Императрицы Елизаветы Петровны.

Оттуда до города 14 километров по отличной дороге, построенной, как и многое другое, к Чемпионату мира по футболу 2018 года. Можно ехать на автобусе, но сразу у выхода предлагают некое такси за 650 рублей. Нам подошло и мы быстро доехали до отеля. Одной из причин, по которой мы его выбрали был его необычный внешний вид.

Из Калининберга в Кёнигсград. Поездка в анклав

Сами горожане (сразу оговорюсь — всю информацию, относящуюся к этому определению я получил от нашей подруги Татьяны. Оно может не совпадать с мнением других горожан, но я их просто не слышал, а ее мнению доверяю) называют его «кардиограммой». Почему — особенно понятно вечером.

Заселение прошло легко и оказалось ранним. Номер оправдал все наши ожидания, особенно — вид из окна. В первый день он был просто шикарным, но не настолько, как следующим ранним солнечным утром. За это стоило переплатить.

В номере было все необходимое, включая утюг, чайник и кофемашину. Запасы чая/кофе и питьевой воды ежедневно пополняли, белье меняли и вообще — все было хорошо. Особенно душ. По телевизору — большинство всероссийских каналов и два десятка иностранных. Завтрак (оцениваемый в 850 рублей) был шикарен. Минимум 4 подхода, по будням каша на воде, по выходным — на молоке и плюс холодное шампанское.

Интерьеры отеля оформлены оригинальными картинами, но не оставляла мысль, что где-то мы их уже видели.

Я уж тогда закончу с бытовыми вопросами и расскажу, где мы питались. Уже много лет в загранпоездках мы предпочитаем апартаменты в которых можно готовить самим. Жену это не напрягает, а множество проблем, в том числе и финансовых, помогает устранить или минимизировать. Здесь же мы жили в отеле и надо было где-то обедать и ужинать. Как выяснилось, в Калининграде с этим проблем нет. Первый заход на кофе с булочками был совершен в сетевое кафе «Konigsbaker», а в дальнейшем нужно было просто выбирать, что нравится. Мы попробовали очень сытные круассаны в сетевом же «Круассан-кафе», а затем несколько раз посетили рестораны в самом шикарном торговом комплексе «Европа» на площади Победы. Огромные порции в итальянском «Желатерия Итальяна» побудили нас искать разнообразия в немецкой кухне ресторана «Kaiserwurst».

И что важно — ужин на троих с горячим и пивом обошелся мне (в пересчете) в 21 евро! Представить себе такой вариант где-то за рубежом нереально. Вот они, преимущества родной земли!

К бытовым же вопросам отнесу и такую тему как сувениры. Мы уже давно в поездках обходимся чисто формальными магнитиками, но отсюда хотели увезти два специалитета — калининградский марципан и копченого угря. В Калининграде делают свои шикарные марципаны, но почему-то продаются они всегда рядом с немецкими из их марципановой столицы — Любека. А вот угрей таких нигде больше нет и за ним мы пошли на местный рынок. Он по-хорошему нас шокировал чистотой, изобилием и разнообразием продуктов и своими размерами.

И угри там были по цене от 2100 до 2600 рублей за килограмм. Мы не пожадничали и одного (целого) купили, хотя можно было ограничиться и кусочком.

Но, пора переходить к планам и их реализации. Конечно, я много читал отзывов о Калининграде и окрестностях и выражаю благодарность их авторам у которых я почерпнул много интересного. Но наши интересы — это наши интересы и я составил план для себя. Помогли в этом и рассказы и впечатления любимой дочери, которая была там недавно и много чего показывала и рассказывала.

План включал в себя прогулки по городу и паре музеев, поездку на Куршскую косу, в Светлогорск и Зеленоградск. Сейчас мы понимаем, что надо бы было добавить еще денек на сам город, но — поздно.

Первый же вечер после приезда был посвящен неспешной, но насыщенной прогулке по центру города в сопровождении нашего местного гида Татьяны. Она все коллизии и аллюзии пропускала «через себя», поскольку все изменения городской среды происходили на ее глазах. Первой же шокирующей нас историей стало «разоблачение» того, что нас сразу и приятно поразило. Мы вышли на Ленинский проспект и очень порадовались необычным домам на нем.

Их стиль можно было бы назвать неким «сказочным» воплощением неких немецких мотивов — башенки, решетки, разноцветные фасады… На самом же деле это оказались внешне реновированные к Чемпионату мира «хрущобы», стоявшие там испокон веков. В одной из них Татьяна жила. Так вот и решили сделать некую «потемкинскую деревню», внутри оставив все как есть. Но не все их жители с подобной практикой согласились — собственники одного из домов наотрез отказались от этой затеи и их дом остался в старом облике, нарушив тем самым чиновничью идиллию, скрывающую за фасадами обшарпанные домики.

Мы углубились во дворы, постоянно встречая все новые следы Чемпионата, а именно — граффити на футбольную тему с представлением современных героев.

Там же увидели и следы военного Кенигсберга — вот этот бункер, ставший музеем. А еще удивила некая странная традиция выпускников местного университета устанавливать надгробные камни, посвященные себе любимым.

Восприятию окружающей действительности очень способствовал набор открыток с видами старого Кенингсберга, которые мы постоянно проецировали на современный облик. Конечно, не в его пользу.

Мы вышли к Нижнему озеру, доминантой которого выглядело еще одно наследие Калининграда — недостроенное здание городской администрации ставшее ее позором. Столько сил и средств вложено, а на выходе — стыд и насмешки.

Из Калининберга в Кёнигсград. Поездка в анклав

С горки уже стал виден Кафедральный собор — визитная карточка как древнего (он был заложен в 1333 году) Кенигсберга, так и современного (начал восстанавливаться в 1990 году) Калининграда. и как признак «тотальной толерантности» новое здание синагоги. Ну и в тему мультиконфессиональности города покажу самый главный новодел — Храм Христа Спасителя на площади Победы.

Вокруг — центр туристической активности с памятниками разной степени историчности и значимости, полный новодел Рыбной деревни, адаптированной под старину, но окруженной вот такими монстрами панельного домостроения.

К сожалению, лубочные виды портила очередная стройка. Однако, сам район выглядит вполне «туристически» и все гости обязательно туда заходят или их завозят переполненными автобусами и развозят маленькими корабликами.

Из Калининберга в Кёнигсград. Поездка в анклав

Место это интересно еще одной историей, имеющей имя собственное — Königsberger Brückenproblem — старинная математическая задача, в которой спрашивалось, как можно пройти по всем семи мостам Кёнигсберга, не проходя ни по одному из них дважды. Впервые она была решена в 1736 году математиком Леонардом Эйлером, доказавшим, что это невозможно, и изобретшим таким образом эйлеровы циклы.

Мы совсем уж заморачиваться нахождением решения не стали, а просто перешли Прегель по одному из них и двинулись в сторону дома. За день прошли 19.5 километров.

На следующий день мы поехали на Куршскую косу. Учитывая здешний формат, ограничивающий количество размещаемых фото, о поездках в пригороды я расскажу отдельно https://www.tourister.ru/responses/id_32381 .

А в тот день усталые, но довольные вернулись домой и решили продолжить прогулки, благо совсем рядом с отелем находится Музей янтаря — объект из разряда must see. Вообще, в городе две главные темы муссируются нещадно — это все, к чему можно добавить слово «Кёниг» и, конечно, янтарь. Такое впечатление, что за него можно купить половину Китая. Музей небольшой, но красивых вещей там много плюс специальная выставка последних поступлений. Цена со скидкой 350 рублей.

Но и на этом мы не успокоились. Учитывая замечательную, тихую и теплую погоду решили прогуляться вокруг Верхнего озера. Там силами РЖД оборудована замечательная набережная. Знать бы только заранее, что ее длина почти 7 километров… Но ничего, шли, крутили головами и отмечали всякие примечательные объекты — дома для «богатеньких Буратин», детские площадки, велосипедные дорожки, много зелени. А уже стемнело и мы вышли к парку «Юность» где закипала ночная жизнь на аттракционах и дорожках. На самой набережной тоже оборудованы разные объекты для досуга, типа городка аттракционов и скейтодрома для экстремалов. Короче, вложились туда конкретно, но и результат получился неплохой. В этот день мы прошли всего 11.5 километров.

Следующий день обещал жару и мы поехали в Светлогорск.

Ночью нас разбудил дождь вкупе с сильным ветром барабанившие в наше большое панорамное окно. Температура упала до + 16 и стало ясно, что в Зеленоградск мы не поедем. Но у меня был план «Б». Пора было насыщаться культурой и наукой. Для этого в городе есть масса возможностей. Мы выбрали две: поход в музей мирового океана и посещение органного концерта в Кафедральном соборе. Поскольку мы не планировали пользоваться общественным транспортом, то шли пешком до музея около получаса, причем под постоянным дождем и ветром. Но как только дошли — он утих и мы спокойно перемещались по большой и очень интересной территории музея. Начинается она с недостроенного, но очень эффектного нового корпуса.

Сейчас главная экспозиция находится чуть дальше и включает в себя зал с несколькими аквариумами и зал подводных исследований, в котором представлена различная техника, макеты оборудования и есть много интересной информации о глубоководных исследованиях.

Осмотрев их мы вышли на улицу чтобы перейти на главный объект музея — научно-исследовательское судно «Витязь».

Из Калининберга в Кёнигсград. Поездка в анклав

Кстати, именно с «Витязя» обнаружили и измерили Марианскую впадину и именно на «Витязе» много лет работала Зоя Николаевна — мама нашей подруги, гидролог по образованию и призванию. Помню как она рассказывала, что когда к ним приезжал Джеймс Кэмерон, снимавший тогда с помощью наших ученых подводные сцены «Титаника», она на просмотре сидела рядом с ним в первом ряду. А работал с американцами глубоководный аппарат «Мир», который на фото. Только по «Витязю» мы ходили почти час. Там масса интересных объектов (каюты, камбуз, лаборатории) и выставок на разную тематику. Много интерактива.

Мне посещение настоящего судна еще раз очень напомнило детство, когда мы часто бывали на разных судах, на которых работал наш папа. Кстати, он тоже приложил руку к науке, когда работал на «Михаиле Ломоносове».

Следующий объект — Пакгауз, где отражены аспекты отображения воды и океанов в искусстве. Там же сбылась одна из мечт — за небольшую денежку можно ударить в настоящую корабельную рынду. А вот на еще один очень интересный объект — подводную лодку, мы не попали — стояла большая очередь, а у нас были дальнейшие планы.

Так что ограничились обходом гидро-самолета («А мне летааать охота ©«) и определением «Семи футов под килем» — именно такой высоты стоечка там есть. Ну и еще зашли в интересный павильон, где нажимая на соответствующие кнопки можно было услышать голоса обитателей морских глубин — котиков, кашалотов, китов, афалин. Звучат очень резко.

Посещение всех объектов музея возможно по единому комплексному билету, который обошелся в 350 рублей для пенсионеров. Кардинально неосмотренными остались суда «Космонавт Виктор Пацаев», плавучий маяк «Ирбенский» мимо которого в Ирбенском же проливе мы проходили на теплоходе «Иван Черных» вместе с родителями в каботажном рейсе из Ленинграда в Ригу году в 1969 и небольшой сейнер.

Что интересно, рядом с музеем установлен огромный памятник с вот таким посвящением. Я сначала посмеялся, но когда почитал о важности сельдяного промысла в первые послевоенные годы для обеспечения страны продовольствием, понял — такие памятники зря не ставят.

А мы двигались по сложному маршруту к собору чтобы попасть на органный концерт. Он проходит там ежедневно, 2–3 раза (в 12, 14 и 18 часов). Мы пришли к 13 и я сразу встал в небольшую очередь, что оказалось очень правильным. К началу зал был заполнен (день, четверг) и музыка оправдала наши ожидания в полной мере. Мы часто ходим на органные концерты в европейских городах, но здесь и репертуар и звучание и «фишка» в конце (ангелочки, сидящие на трубах органа забили в барабаны, заиграли на скрипочках, т. е. поучаствовали в исполнении) нас очень порадовали. Длится концерт 40 минут и посетить его надо обязательно. Я не могу вспомнить другого российского города, где в аналогичном старинном германском соборе можно было бы услышать орган.

Попутно и естественно осмотрели сам собор и его окрестности. Конечно, главная точка притяжения — могила философа Иммануила Канта. Для наглядности снова процитирую Википедию: «Естественнонаучные и философские изыскания Канта дополняются „политологическими“ опусами; так, в трактате „К вечному миру“ он впервые прописал культурные и философские основы будущего объединения Европы в семью просвещённых народов. С 1770 года принято вести отсчёт „критического“ периода в творчестве Канта. В этом году в возрасте 46 лет он назначен профессором логики и метафизики Кёнигсбергского университета, где до 1797 года преподавал обширный цикл дисциплин: философских, математических, физических." Так что идея единой Европы родилась на будущей российской территории. Это забавно. Интересно было почитать эпитафии, установленные на стенах собора.

Есть там еще и такой вот памятник, на капители которого изображены портреты некоторых известных личностей. Но смысл его глубок и не всем понятен.

Нагулявшись, мы пошли в сторону дома, удачно и на злобу дня перекусили в немецком ресторане „Kaiserwurst“ чтобы уже через час продолжить прогулке в районе Марауненхоф — это немецкий квартал в Ленинградском районе Калининграда, рядом с нашим отелем, застройка которого началась в 1910 году. Строили тут преимущественно частные особняки загородного типа или в духе югендстиля. Сейчас многие из них вмещают различные учреждения, типа поликлиник или детских музыкальных школ, а некоторые ждут очень серьезного ремонта. Главная улица района носит имя немца Эрнста Тельмана и являет собой пример немецкой основательности — она вымощена „кенингсбергской брусчаткой“ по которой машины едут не с шуршанием, как по асфальту, а с характерным треском.

Там же находятся остатки старой трамвайной линии, борьбу с которыми местные власти никак не могут завершить — одна из них, последняя в городе, но очень популярная у пассажиров все еще существует. В этот день мы установили рекорд, пройдя 20 километров.

Следующий день мы посвятили поездке в Зеленоградск, а когда вернулись домой то стали готовиться к заключительной прогулке с нашим гидом в район Амалиенау. Для начала мы встретились у нас в отеле, поразили Татьяну видом из окна и затем двинулись на прогулку. Прошли университет, театр, зоопарк и вышли к заповедному району Амалиенау, еще в начале 20-го века находившемуся за городской чертой и застраиваемому исходя из концепции „Город — сад“. Для его строительства специально был изменен закон, предписывающий прокладку в прусских городах только прямых улиц. Он был наполнен виллами, садовым домиками, тенистыми аллеями, извилистыми улицами. Строили там лучшие архитекторы Пруссии для самых богатых жителей города. Но уже в ходе Первой мировой войны строительство его замедлилось, а разруха Второй мировой совсем сгубила честолюбивые планы. Сейчас там в приличном состоянии можно с трудом увидеть за густыми деревьями около полутора десятков интересных домов и сооружений имеющих имена собственные — вилла Шмидта, вилла Рут, Вилла Михаэлис.

Но атмосферу этого „райского уголка“ мы почувствовали. На его границе находится еще один городской парк — Центральный с доминантой, очень точно отвечающей сути названия моего рассказа — бывшая Луизенкирха, ныне — Областной кукольный театр.

Из Калининберга в Кёнигсград. Поездка в анклав

В самом же парке, кроме городка аттракционов, установлены два памятника. Один забавный — немецкому барону Мюнхгаузену, а второй ужасный — советскому барду Владимиру Высоцкому.

Из Калининберга в Кёнигсград. Поездка в анклав

Тоже — единство и борьба противоположностей.

Прогулка наша завершилась дружеским ужином с немецкими специалитетами и расставанием до новой встречи — уже у нас, в Петербурге. Вечером же легко заказал такси „Везёт“, которое прибыло утром минута в минуту и быстро доставило нас в аэропорт Храброво.

Пришло время озвучить „ремюзе“ ©. Город нас порадовал и заинтересовал. Сложная судьба, интересные попытки соединить с трудом соединимое — немецкую четкость с российским раздолбайством создали непередаваемый букет эмоций и впечатлений. Здесь я не обнаружил проявления исторических корней, типа „Крымнаш“ — эта земля для нас трофей и всегда такой будет. Так что попытки твердить " а вот при немцах было лучше, а сейчас все порушили» кажутся мне забавными. Это если и было, то никто этого толком не видел и не понимал. Ну жили бы местные россияне в «типичном немецком городке», каких много? А наш Калининград — такой один!

Из Калининберга в Кёнигсград. Поездка в анклав

Спасибо за внимание. Авторы.