Турист Ирина (Aerinn)
была 18 января 21:23

Дагестан, Дербент, Избербаш — Россия Сентябрь 2020
На фото: Грязнов Е. с крылом мантра

Погрузив в машину кучу вещей и снаряжения, ставим точку в навигаторе — город Избербаш и выезжаем из мегаполиса. Впереди примерно 2000 км пути.

Сводки о Дагестанских приключениях

Дагестан граничит с Азербайджаном, Грузией, Чечней, Ставропольским краем и Калмыкией, а на востоке омывается Каспийским морем. Первое что мы сделали на Каспии — попробовали воду на вкус! Да, она солёная. Это действительно море.

Но как бы ни было перекрасно море, мы преследуем другую цель. Огромные рюкзаки ждут своего часа в багажнике автомобиля. В них крылья, чтобы подняться в воздух. Всё подчинено главной идее — парапланеризму. В России не так много мест, где можно летать, и Дагестан — не самое популярное из них. И всё же полёты в новых местах — это особенное удовольствие, и безусловно, ценный опыт. В республике есть десяток местных пилотов, которые «разлётывали» здешние места, и теперь они являются гидами и проводниками для нас.

Сводки о Дагестанских приключениях

Здесь мы хотим подняться в воздух, летать над горными хребтами, кружить вместе с орлами в восходящих потоках, набирать высоту. Для старта используем самые разные точки, куда добираемся на машине: гора Пушкин-Тау рядом с Избербашем, холмы вблизи села Башлыкент, горный район у села Кафыр-Кумух Буйнакского района и гора Мадыгинтау, входящая в Гимринский хребет. Как правило, каждый день у нас какой-то новый маршрут, если только погода не чинит препятствий.

с. Кафыр-Кумух

Мадыгинтау

Дагестан прекрасен своей неизведанной красотой, такими нетуристическими местами, где живут только местные. По словам Абдуллы, дагестанского пилота, два соседних села могут находиться в одном районе, а их жители говорят на разных языках, совершенно не понимая друг друга. На вопрос как они решают эту проблему, отвечает, что вся коммуникация осуществляется на русском.

Сводки о Дагестанских приключениях

В первый же день приземляюсь под горой, под стартовой площадкой «Кефир» (упрощенное от Кафыр-Кумух) и замечаю мальчишек, со всег ног бегущих ко мне навстречу. Они уже рядом, но стесняются подойти близко; с любопытством уставились на мой параплан, расстеленный на земле.

— А вы что, из самолёта выпрыгнули? — интересуется самый смелый из пацанов.

— Да нет же, вон с той горы — указываю я рукой на вершину.

Сводки о Дагестанских приключениях

И ватага ребят устремляется бегом на гору, чтобы рассмотреть других пилотов, поднимающих крылья.

Крепкие, румяные и здоровые пацаны — такие растут в дагестанских сёлах, под окрытым небом, дыша горным воздухом, вдали от перенаселённых мегаполисов.

Погода переменчива и капризна, периодически она мешает полётам, укрывая тучами небо и раздувая ветер до неимоверных порывов. А среди нас нет шаманов, и договориться с погодой некому.

Вид с Пушкин-Тау

В один из дней непогоды решаем прикоснуться к культурному наследию, «посетить и осмотреть» все, что есть рядом. Со станции Избербаш мчим на такси в сторону самого южного города России — Дербента, чтобы погулять по крепости Нарын-Кала. В буквальном смысле мчим, высказывая водителю то и дело недовольство: «Эй, брат, давай-ка полегче!» Особенности вождения в кавказских республиках заслуживают отдельной темы. Многие правила ПДД здесь не работают: традиционным является обгон по правой полосе, выезд на встречку с риском отправить всех пассажиров на тот свет за доли секунды, а красный свет зачастую работает, как зелёный))

Но мы без проишествий достигаем цели и выгружаемся у смотровой площадки перед Дербентской крепостью. Весь город внизу — виднеются сотни разноцветных крыш, а вдали на горизонте легко различим Каспий.

Смотровая площадка

Ханские бани

Пройдясь по территории древней крепости, сделав сотню-другую фотографий, накупив в сувернирной лавке керамических турок, мы спускаемся в «старый город».

Сводки о Дагестанских приключениях

Бродим по магалам (*кварталам) города, с любопытством заглядываем в окна и двери, общаемся с местными жителями.

Айва в саду

А знаете, что в Дербенте особенно примечательно? Повсюду на стенах города висят баннеры, которые отражают доверение и признание имаму Хусейну. Не вдаваясь в религиозные подробности, скажу лишь, что мне известно. В Дербенте живут преимущественно шииты, которые первые десять дней месяца мухаррам (начинается 20 августа 2020 г.) несут траур по имаму Хусейну, убитому в битве при Кербеле 10 октября 680 года (прим. — Википедия). В общем, картина непривычная для светских и людей иного вероисповедания.

Сводки о Дагестанских приключениях

В последующие дни в погоне за хорошей погодой отправляемся в село Башлыкент Каякентского района. Проводим какое-то время в ожидании на склоне. Наблюдаем и прислушиваемся. Внизу в селе есть мечеть, из которой время от времени доносятся призывы на молитву. Оттуда же, из села, ветер приносит звонкий смех детей, надрывные крики петуха, монотонные звуки работающей пилы… Идиллия. Истинная безмятежность.

Башлыкент

Сводки о Дагестанских приключениях

Дагестанские орлы парят в небе, и как живые маркеры, показывают нам особенности термиков этих мест. Несколько часов вместе с ними крутим потоки, получаем новые навыки и удовольствие.

____ ____ ____

С этими местами будет связано много приятных воспоминаний.

Уезжая домой, я написала в чат друзьям: «Прощай, Дагестан!», и на меня обрушился целый шквал негодования:

— Ты не должна так говорить! Правильно будет: «До свидания, до новых встреч!»