Турист Сергей Вострецов (sergvos)
Сергей Вострецов — был 23 ноября 2022 8:51
Нельзя объять необъятное. А хочется.

Пермь — Россия Сентябрь 2020

Просидев всю весну и лето на строгой самоизоляции (65+) и устав бояться, решили ухватить хотя бы самый хвостик лета. Прогноз пообещал 4 погожих дня, с 6 по 9 сентября. Прихватив сына с его семейством, заодно и с машиной, отправились «на пленэр». Но уже начался учебный год, плюс кружки да всякая другая текучка, и получилось так, что вырваться удалось только в последние два дня, и то ненадолго.

Без особых фантазий решили навестить два самых популярных у пермяков променада — набережную Камы и эспланаду.

Набережная

В первый день (8 сентября) отправились на набережную. Как-то так получилось, что за последние два года это уже четвёртая моя публикация о пермской набережной. В первый раз была неспешная семейная прогулка в выходной день, а потом как-то визиты стали укорачиваться и всё больше напоминать этакие инспекционные наезды: «а что это вы тут делаете и когда закончите?».

Так получилось и в этот раз. Времени в обрез, а хотелось увидеть и понять, что изменилось за последний год, что ещё предстоит сделать. Обойти всё ножками не успеем, поэтому вышли на Коммунальный мост через Каму, с него я и сделал несколько обзорных снимков. Сравнив с прошлогодними (август 2019), нашёл две пары снимков, сделанных с одних и тех же точек. Как говорится, найдите десять отличий.

Первая пара — вид на набережную со стороны насыпи железной дороги — прошлогодний и нынешний.

Сентябрь 2020

Движение всех поездов на этом участке железной дороги между станциями Пермь-1 (горнозаводская линия) и Пермь-2 (узловая на Транссибе) прекращено два года назад. В дальнейшем вся железнодорожная инфраструктура должна быть демонтирована. Коридор железной дороги будет использован для устройства линии скоростного трамвая, которая войдёт в инфраструктуру набережной. Состоится ли это в ближайшие годы — не знаю.

Ракурс следующей пары снимков — вдоль по линии набережной. На них просматривается участок между спуском от Соборной площади до Коммунального моста, где мы сейчас находимся.

Сентябрь 2020

Отличия, конечно, заметны, но в то же время видно, что до завершения ещё далековато.

Пермские променады, сентябрь 2020

Особенно это заметно, если взглянуть поближе и рассмотреть подробнее

Да, променад (тротуар с парапетом) готов, мы по нему ещё в прошлом году гуляли, а вот с дополнительными объектами в этой части набережной, благоустройством и озеленением ещё много недоделок. Даже скамеек на променаде как не было, так и нет. Но люди по набережной, несмотря на будний день, гуляют, пусть и в небольшом количестве.

Пройдя по мосту ещё дальше, взглянули на набережную с речной стороны

Пермские променады, сентябрь 2020

Укрупнённо — наиболее близкий сейчас к завершению фрагмент. Сначала — как было год назад. Как видим, ближе к нам от детской площадки, кроме променада, ничего не было.

Август 2019

Далее — как стало в сентябре 2020. Слева в отдалении — детская игровая зона, сданная в прошлом году. От неё ближе к нам — новинки последнего года:

— «лаунж-зона» (зона для отдыха и релаксации), ещё не полностью оборудованная;

— концертная площадка с амфитеатром и полукруглой сценой, под которой расположены гардеробная и другие служебные помещения;

— круглое здание с панорамным остеклением со стороны реки, вероятно, кафе;

— ландшафтный дизайн, дорожки.

По внешнему виду, всё это ещё не закончено. Читал, что должны сдать в этом году.

Сентябрь 2020

На следующем снимке, пожалуй, наиболее общая картина состояния «инспектируемого» участка набережной протяжённостью около 600 м на 8 сентября 2020 г., вид со стороны реки. Видимая справа на снимке лестница — спуск с верхней набережной (ул. Окулова на пересечении с ул. Попова) у автодорожного Коммунального моста. Здание справа внизу — вероятно, будущая дирекция парка-набережной.

Пермские променады, сентябрь 2020

Что сказать в итоге о состоянии участка набережной от Соборной площади до Коммунального моста? Прогресс есть, хотелось бы большего, и есть надежда, что всё будет хорошо.

А теперь обследуем новый участок набережной, расположенный ниже по течению относительно предыдущего. Новый участок протянулся на 600 м от Коммунального моста до бывшего городского района порта Пермь (весь порт сейчас в Заостровке недалеко от Красавинского моста, а городской район порта перестал существовать). Сравнивать не с чем, в прошлом году там разве что землеройная техника копошилась.

Сначала проходим вдоль участка по «верхней набережной». Закавычил, потому что сейчас здесь старый неблагоустроенный сад им. Гоголя длиной 200 м и шириной 100 м между ул. Окулова и верхней бровкой берегового склона, покрытого буйной, но неупорядоченной растительностью. В редких разрывах этой растительности открываются мост и нижняя набережная, на которой что-то делается. Какие-то люди, самосвал, разгружающий чёрный плодородный грунт для газонов…

Пермские променады, сентябрь 2020

Снова выходим на мост, с другой стороны проезжей части. Видим строительный городок, штабель грунта, детали для будущих сооружений. Типичный строительный пейзаж.

Пройдя по мосту вперёд, видим дальше и какие-то элементы сооружений. Надо сказать, что функционально новый участок набережной должен стать спортивно-оздоровительным: беговая дорожка, теннисные корты, центр зимнего плавания и ещё много чего.

На укрупнённом фрагменте угадываются контуры одного из будущих сооружений. Похоже на трибуну, перед которой должна появиться спортивная площадка, возможно, теннисный корт.

Пермские променады, сентябрь 2020

О назначении других площадок, подготовленных в пределах нового участка, не буду гадать. Доживём — увидим. Но обратил внимание, что променад обустроен на протяжении всего участка, и прогуливающихся здесь не так уж мало. В конце участка виднеется выступающий в русло контур причальной стенки бывшего порта, к которой некогда швартовались гружёные суда с большой осадкой. Сейчас в этом месте в одном из портовых зданий устроен ресторан «Гастропорт». Ничего не скажешь, романтишно… Справа от него можно рассмотреть белые палатки — это своего рода открытая веранда ресторана по случаю коронавируса.

Будет ли продлеваться набережная на территорию бывшего городского района порта — не знаю, планов таких не видел. Но на этом, пока замыкающем участке, хотел бы обратить внимание ещё на некоторые нюансы.

За лицевую грань стенки набережной выступает этакая «коробочка» — сдвоенный лестничный спуск к воде. Насколько я понял из описаний, спуск устроен специально для «моржей» — любителей зимнего плавания. На берегу рядом со спуском для них будет построено тёплое здание с раздевалками и прочими удобствами.

В парапете с периодичностью примерно 50 м можно заметить треугольные выступы. Это «балконы», нависающие над водой. На предыдущем участке тоже есть такие, в прошлом году мы на них заходили, прикольно.

Пермские променады, сентябрь 2020

Что ещё сказать про новый участок набережной? Как будто бы в следующем году должны закончить. После открытия этого участка набережная станет объектом круглогодичного пользования. Будем надеяться.

Эспланада

9 сентября отправились на следующий большой пермский променад — эспланаду. По определению Википедии, «Эспланада (от лат. explanare „выравнивать“) — широкое открытое пространство перед крепостью». В современном понимании, это «Открытое место, площадь перед большим зданием» или «Широкая улица с аллеями посредине».

В Перми эспланадой называется вытянутая с востока на запад площадь между улицами Ленина (до революции Покровской) и Петропавловской (в советское время Коммунистической), ограниченная с восточной стороны зданием Законодательного собрания, с западной — зданием академического театра драмы.

Начнём нашу короткую экскурсию по эспланаде от здания, в котором сейчас располагается краевое Законодательное собрание и некоторые подразделения исполнительной власти — Правительства Пермского края. Над зданием развеваются флаги РФ и Пермского края, а под ними по центру — чеканный герб. На гербе несложно рассмотреть серп и молот и даже буквы над ними.

Да, это государственный герб РСФСР, что само по себе неудивительно, т. к. здание, построенное в 1967—1973 гг., изначально предназначалось для размещения партийных и советских органов власти Пермской области. И здание называлось «Дом Советов», хотя его верхние этажи, в т. ч. седьмой этаж с большой лоджией, занимал обком КПСС. Где-то в конце 1980-х обком переехал в отдельное здание по соседству, на углу улиц Куйбышева и Коммунистической (сейчас Петропавловской). Сейчас там располагается губернатор со своей администрацией.

A Дом Советов остался (даже в Википедии его так называют). Как-то не очень приживается новое название «Здание заксобрания», коряво звучит. Почему остался прежний герб? С 2000 г. здание отнесено к объектам культурного наследия регионального значения, а герб является неотъемлемым элементом его архитектурного облика. Кстати, и само здание, и герб на нём разработаны и реализованы пермскими архитекторами, проектировщиками и строителями, были применены самые передовые инженерные решения того времени.

Пермские променады, сентябрь 2020

Читал, что первоначальная идея эспланады появилась в начале 1960-х годов, когда тогдашний заместитель главного архитектора, а впоследствии главный архитектор Перми (1970–1997) Г. М. Игошин предложил вместо кварталов типовой 5-этажной застройки оставить в центре Перми большое зелёное пространство с точечной застройкой. Это предложение затем поддержал председатель Западно-Уральского Совнархоза Анатолий Григорьевич Солдатов. Впрочем, об этом, а также и о Доме Советов, и о драмтеатре интересней почитать в первоисточнике — воспоминаниях самого Геннадия Михайловича Игошина journal.n1.ru

Чтобы дать общее впечатление об эспланаде, привожу заимствованный из интернета снимок со стороны драмтеатра. Дом Советов сразу был запроектирован как доминанта будущей эспланады, таковым он и смотрится. Общая протяжённость эспланады от Дома Советов до драмтеатра около 1 км. По длине выделяются три основные, примерно одинаковые по длине (300–350 м) участка.

На самом дальнем отсюда, от Дома Советов до улицы Попова, находится зона детских игровых площадок, зимой ледовый городок и т. п. Центральный участок расположен между улицами Попова и Борчанинова (это где трамвай идёт). Здесь основной акцент эспланады — монумент «Героям фронта и тыла», а также Аллея Славы и пешеходный променад. Дальше по ходу прогулки по возможности дополню эти краткие определения.

Пермская эспланада, вид от Театра-Театра (фото из интернета)

Когда-то перед новым Домом Советов был «лысяк» с робкими прутиками редких саженцев. Сейчас здесь уютная рощица

Пермские променады, сентябрь 2020

Ага, действительно уютная, располагающая…

Выйдя из рощи, обнаруживаем холмистую равнину марсианской расцветки на фоне строительных кранов.

Игровая площадка запущена в этом году. Здесь вовсю резвится детвора, благо погода ещё позволяет

Пермские променады, сентябрь 2020

Путешествовать по таким горкам — это же такое приключение…

Некоторые преодолевают горки играючи,

Пермские променады, сентябрь 2020

для других это настоящее восхождение. Главное — не сдаваться!

Последний дюйм - он трудный самый...

Сказать по правде, игр и аттракционов на эспланаде к 9 сентября почти не осталось, убирают уже последние летние шатры. Остаётся, правда, симпатичная зона отдыха с лавочками-качалочками. Лично я с удовольствием посидел и покачался.

И не только я

Ну, а когда наскучило сидение-качание, почему-бы не воспользоваться пустующей велопарковкой? Шикарный тоннель с препятствиями, ну не без шишки, конечно…

Пермские променады, сентябрь 2020

В общем, малышня получила свою порцию удовольствий, хотя и не по максимуму, но всё же…

От просторной площадки перед Домом Советов направо (в сторону Камы) уходит улица Осинская, демонстрирующая причудливый архитектурный срез сразу нескольких эпох — от XIX до XXI века. На самой площадке виден полуразобранный летний шатёр, за ним округлые очертания непонятных строений, утопленных в рельеф.

По периметру площадки, кроме этих, ещё несколько подобных. Новостройки этого года. Читал, что в них должны разместиться магазины, кафе, игровые комнаты, туалеты. Было ли всё это нынешним летом — не могу сказать, при нашем посещении всё было закрыто, и никаких табличек не видно. Хотя нет, одну видели — WC. Вот здесь.

Пермские променады, сентябрь 2020

Слева от Дома Советов, фасадом на улицу Ленина — офисное здание нефтяной компании НК «ЛУКОЙЛ-Пермь».

Конечно, обращают на себя внимание обширные пустынные пространства в этой части эспланады, примыкающей к Дому Советов. Дело в том, что зимой здесь возникает ледовый городок с дворцами, скульптурами, катками, горками и прочими аттракционами. Нашёл у себя в архиве фото одного из фрагментов ледяного дворца (январь 2012).

Ледяной городок на эспланаде, январь 2012

По этой причине летом площадка бывает занята только временными строениями. В наше посещение таких уже не было. Впрочем, не совсем так. На западной границе участка, «спиной к ул. Попова», расположилась амфитеатром небольшая зрительская трибуна. Прямо перед ней пустая сейчас площадка. В обычное время на ней расположен «плоский фонтан», сопла и сливные окна которого вмонтированы в покрытие площадки. При необходимости фонтан отключается, на площадке монтируется сцена. К сожалению, площадку я не заснял (фонтан не работал), а кусочек трибуны — только «со спины».

Пермские променады, сентябрь 2020

А это — «команда молодости нашей», которая, рискну предположить, достойна быть представленной на Туристере. Светлана Ивановна, неизменный и надёжный спутник и по жизни, и во всех путешествиях. Сын (фотограф от бога, мастер портрета и пейзажа) вместе с женой объездил на машине пол-Европы (такой бизнес), иногда и с детьми. Детей четверо, но старший, пока мы тут гуляем, на уроках в школе. Из детей только младший пока не был заграницей, зато частенько гостит у другой бабушки в Горнозаводске, каждую кочку на этой дороге знает, а этим летом ходил на сплав со старшими. Команда заядлых путешественников.

Потихоньку покидаем первый участок эспланады, приближаемся к улице Попова

Вид на улицу Ленина с эспланады от улицы Попова

Пермские променады, сентябрь 2020

А это сам перекрёсток, улица Попова уходит налево вверх. Об этих домах-трилистниках упоминал архитектор Г. М. Игошин в своих воспоминаниях, сначала предполагалось поставить их на эспланаде.

Новая реальность старой Перми

Центральный участок эспланады полностью закрыт забором, идёт реконструкция

Пермские променады, сентябрь 2020

Памятник героям фронта и тыла сфоткал через проволочное заграждение, ближе не подойти.

Из Википедии:

Авторы памятника: скульптор В. М. Клыков, архитекторы Р. И. Серджиев и В. И. Снегирев, конструктор Б. С. Гурвич. Памятник был торжественно открыт 9 мая 1985 г. Три фигуры — рабочего, выковавшего щит, воина с мечом и Матери-Родины — олицетворяют единство подвига фронта и тыла в войне с фашизмом. Фигура рабочего повёрнута на восток, фигура воина устремлена на запад, навстречу пришедшему оттуда врагу.

Пермские променады, сентябрь 2020

Вот так выглядел центральный участок эспланады три года назад. Хочется надеяться, что после новой большой реконструкции будет хотя бы не хуже

Центральный участок эспланады, август 2017

На участок перед драмтеатром не пошли — пусто, и фонтан не работает. Снял издалека, с улицы Борчанинова.

Немного о самом театре. Пермский областной академический театр драмы отсчитывает свою историю с 1927 года. В новом здании на эспланаде театр с 1981 года. Здание театра выполнено в стиле «Пермский советский модернизм», признано памятником архитектуры регионального значения. В 2018—2019 гг. выполнена масштабная реконструкция сцены, и пермский театр стал одним из самых технически оснащённых в стране. Сейчас идёт ремонт фасада колосниковой башни.

В 2007 году появилось новое название «Пермский академический Театр-Театр». Не нашёл внятных разъяснений по поводу переименования, могу только предположить, что в основе лежит смена амплуа театра, он не является сейчас классически драматическим. Наряду с классикой, много постановок музыкальных, есть даже балетные. На открытии нового сезона после снятия ковид-ограничений дали премьеру «Антигоны» — специально написанной для ТТ «оперы для драматических артистов».

Театр-Театр (ТТ) очень популярен у пермского зрителя. По личному опыту могу сказать, что театральная постановка «Географ глобус пропил» (по Алексею Иванову) произвела на меня более сильное впечатление, чем одноименный фильм с К. Хабенским в главной роли.

Пермские променады, сентябрь 2020

На площадке перед театром недавно открыт светомузыкальный фонтан. Накануне, проезжая мимо, видели его «дневную версию» — примерно вот такую (фото из интернета)

Театральный фонтан днём (фото из интернета)

Вечерами струи мощнее, появляется цветная подсветка с музыкальным сопровождением. Светомузыкальные представления идут по расписанию, есть специальные детские сеансы.

Вечернее светомузыкальное представление (фото из интернета)

К сожалению, нам не повезло, фонтан во время нашего визита был просто выключен.

Пустынная площадь перед театром, возможно, специально ничем больше не заполняется. По большим праздникам здесь образуется главная концертная площадка Перми с большим стечением народа.

Вот такая получилась скоротечная, хотя и в два дня, прогулка по двум популярным пермским променадам — набережной Камы и эспланаде. Общее послевкусие — несколько грустное: строительный землерой, минимум действующих объектов… Но осталась надежда, что на следующий год благодаря как раз этому «землерою» всё станет лучше, а к 300-летнему юбилею города (2023) — совсем хорошо.