Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была вчера 16:48

Лыхны — Абхазия Январь 2020

Если посмотреть на флаг Абхазии, вы непременно обратите внимание на раскрытую ладошку и 7 звездочек вокруг нее. Это 7 исторических областей республики, и их славная летопись длиннее, чем у многих европейских государств. Одна из древнейших и самых влиятельных — Бзыбская Абхазия, со столицей в поселке Лыхны.

Бывшая столица. Храм, ярмарка и разрушенный дворец в Лыхны

Его история насчитывает не менее 1500 лет. Тому факту есть живые свидетели — это руины летнего дворца абхазских князей, а также уникальная базилика Успения Богородицы X века. Не просто храм — самый влиятельный средневековый христианский собор, сохранившийся до наших дней в Абхазии.

Бывшая столица. Храм, ярмарка и разрушенный дворец в Лыхны

Звезды на абхазском флаге — не только исторические области, но и одновременно 7 очень древних, дохристианских, святилищ республики. Несмотря на официальный христианский статус государства, в Абхазии очень сильны верования и языческие традиции далеких предков. Многие из них — даже незыблемы, несмотря на свой тысячелетний возраст.

Бывшая столица. Храм, ярмарка и разрушенный дворец в Лыхны

К примеру, осенние моления на поляне Лыхнашта (на ней расположены и храм, и руины дворца) имеют весьма отдаленное сходство с христианскими обрядами. Представители старинной дворянской фамилии Шакрыл испокон веков были жрецами святилища в Лыхны, и лишь они допускаются к осенней молитве. После сакральной процедуры жрец рода закапывает бочку с молодым вином во дворе храма, она хранится там до следующего осеннего моления. Как видите, это не очень похоже на службу в православном соборе.

Поляна Лыхнашта и руины княжеского дворца

На поляне Лыхнашта испокон веков проходил традиционный Праздник урожая. Поздней осенью представители всех сел и хозяйств центральной Абхазии приезжали похвастаться — урожаем, молодым вином, хлебосольством, красавцами-джигитами. Кстати, в наши дни эту традицию возродили, ежегодно в октябре можно попасть на такой же праздник в Лыхны. Здесь не только вкусно кормят-поят, в программе спортивные состязания, игры, скачки, джигитовка, выступление национальных танцевальных и вокальных коллективов.

Фото с официального сайта Спутник. Абхазия

У каждого села — свой шатер, оформленный с местным колоритом. Одни запекают баранчика целиком, другие привлекают красивыми тостами, под бокал молодого вина, или возможностью сфотографироваться с джигитом в парадном облачении. В общем, будете в Абхазии этой осенью — не пропустите.

Фото с официального сайта Спутник. Абхазия

Если вернуться в средневековье, мы увидим картинку не менее примечательную. Начиная примерно с 12 века, и вплоть до начала прошлого столетия, княжеский дворец в Лыхны служил резиденцией владетельного рода Чачба-Шервашидзе — потомственных князей и правителей Абхазии. Они приравнивались по статусу к высшей аристократии Российской империи и имели право называться Ваше Сиятельство.

Бывшая столица. Храм, ярмарка и разрушенный дворец в Лыхны

Кстати, Георгий Чачба, тот самый, что «подарил» Абхазию Российской империи, покоится в храме Лыхны. Настало время познакомиться с собором поближе.

Бывшая столица. Храм, ярмарка и разрушенный дворец в Лыхны

Крестово-купольный храм в Лыхны по праву считается не только самым интересным, но и самым влиятельным в республике. Как за несколько столетий до его создания храм Святой Софии в Стамбуле на многие века определил архитектурный вектор христианства, так и храм в Лыхны стал определенной вехой в постройке храмов Кавказа.

Бывшая столица. Храм, ярмарка и разрушенный дворец в Лыхны

Возведенный в X веке — эпохе расцвета как Абхазского, так и Грузинского царства, собор надолго превратился в эталон «как надо строить». После десятого века похожих храмов на Кавказе — сколько угодно, до его постройки — ни одного.

Еще одна особенность церкви — уникальные иконы эпохи раннего средневековья. Фотографировать внутри строго-настрого запрещено, и уломать работницу, как обычно бывает, не вышло. Мы нарушать порядки не стали, но то что увидели — полный восторг. Ни в одной церкви Абхазии, и очень мало где в Грузии, я видела подобное великолепие.

Бывшая столица. Храм, ярмарка и разрушенный дворец в Лыхны

Церковь действующая, ее можно посетить ежедневно и бесплатно. В храме идут реставрационные работы, потому любое пожертвование только приветствуется.

Бывшая столица. Храм, ярмарка и разрушенный дворец в Лыхны

Добраться в Лыхны очень легко, как на автомобиле, так и воспользовавшись общественным транспортом. От поворота с федеральной трассы вам нужно пройти-проехать всего 4 км. Первой вас встретит легендарная поляна, после — храм и очень живописные фрагменты стен дворца.

Бывшая столица. Храм, ярмарка и разрушенный дворец в Лыхны

Если вы на автомобиле, рядом с парковкой будет небольшой рынок с благами цивилизации — место вполне туристическое. Здесь можно выпить свежесваренный кофе, перекусить, купить сувениры. Будете путешествовать по Абхазии — очень советую завернуть в Лыхны. Пусть вам повезет, и облачка над Кавказским хребтом в этот момент разбегутся.

Бывшая столица. Храм, ярмарка и разрушенный дворец в Лыхны

Уверена, вы оцените красоту зрелища!