Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была вчера 18:55
Признание
пользователей

Узкоколейное приключение на матрице в затерянные миры

Апшеронск — Россия Август 2020
67 65

Я как-то писала, что уже несколько лет пользуюсь услугами различных туристических фирм, специализирующихся на так называемых поездках выходного дня. Это могут быть два дня с выездом вечером в пятницу, а может быть и один выходной день со степенью нагрузки на выбор. Направления самые разнообразные, только успевай выбирать и как-то этим летом я наткнулась на одно из предложений, заинтересовавшее меня -экскурсионная поездка в ретро -вагончике по самой длинной и самой высокогорной узкоколейной железной дороге России. Подумала и отложила в дальний уголок памяти — для меня какое- то не очень серьезное путешествие. А в августе в отпуск из Петербурга прилетели мои дочь с внучкой и надо было срочно организовывать программу их досуга. Пока девочки нежились и загорали на море, в моей памяти и всплыл тот тур, к счастью он был как раз в единственный свободный выходной — воскресенье. Непродолжительные согласования с мамой Кирюши и вот я уже обладатель путевок для нас с малышкой!

Я уже начала вовлекать внучку в наши с ней совместные поездки. В прошлом сентябре мы вдвоем ездили в Пушкин чудесно провели время в окрашенном осенью Екатерининском парке. На прошедший май я организовывала двухдневное путешествие в Выборг, но не случилось! И сейчас мне очень хотелось оторваться от всех домашних и поехать куда-то именно с ней вдвоем!

Собрав рюкзак, захватив с собой вязаную кошку Леру, в семь утра мы выдвинулись в точку, где через полчаса нас подхватил небольшой экскурсионный автобус и путешествие в Апшеронский район началось!

4
Узкоколейное приключение на матрице в затерянные миры

Проехав Белореченск, по узкой извилистой двух — полосной асфальтовой дороге направились в сторону станицы Черниговской. За окном пейзаж заметно изменился, вместо просторов и полей появились лесные угодья, а вскоре вдали наметились скромные волнообразные зеленые холмы — предгорья Кавказа. За время дороги Кирюся пару раз перекусила, утоляя голод как тот котенок. В описании тура было заявлено: «красивый, легкий и вкусный, в стоимость входит шашлык, овощи и не только!» Но кто бы мог подумать или предположить, что настолько…

Примерно в 9–30 прибыли в станицу Черниговскую и автобус остановился около старого здания ж/д вокзала.

1 из 4

Все приготовились к ожиданию, но слева послышался характерный звук и показался красный паровозик из Ромашково, тащивший за собой один-единственный деревянный вагончик яркого зеленого цвета! Все в нетерпении направили на него мобильники — веселенький транспорт!

9
Узкоколейное приключение на матрице в затерянные миры

Кирюсик в это время, сидя на лавочке у вокзала жевала очередной сырник — чистый воздух, азарт приключения, новизна прибавили малышке аппетита.

Спешно запаковав рюкзак, не скрывая удивления мы поспешили к ступенькам и взобрались внутрь экскурсионного поезда. А там глаза открылись еще шире — во всю длину вагончика стоял деревянный, грубо сколоченный стол, а по краям, упираясь в бока вагона, стояли лавки. Мы пробрались на середину одной из них, расположились и приготовились смотреть в проем для окон — стекол не было.

1 из 2

Тем временем поднялась и утрамбовалась вся группа, посчитать всех было недосуг, но думаю человек 30 нас было точно. В автобусе было 20 туристов, а остальные доехали на собственном транспорте. Скажу откровенно- было тесновато, человека 4–5 были явно лишними, но здесь уже ценовая политика играет не малую роль.

Пока все оглядывались, вряд ли догадываясь о предстоящем чревоугодии, на столе появились одноразовые скатерти, посуда, 3-х литровые банки с яблочным соком, вода, кола. Пока паровозик пыхтя, тарахтя и раскачиваясь медленно выруливал из станицы, далее по нарастающей появлялась еда: нарезка из колбас и сыра, соленья, овощи, хлеб, кетчупы, горчица, майонез, маслины и оливки.

1 из 4

Следить за столом и его волшебной скатертью -самобранкой было некогда: паровозик уже въезжал в живописную лесную зону, с двух сторон плотно обступившую узкую 750 мм колею.

Кирюся отвернулась от стола и стала на лавку на колени: ей понравилась игра — увернись от ветки, колючки, куста, а этого добра по обочинам росло вдоволь.

Конечно игра опасная, я пыталась ее стащить, сажала к себе на колени, увещевала, но когда кусты отходили чуть в сторону — смотреть на проплывающие мимо пейзажи можно было без страха за глаза. В группе в основном были взрослые самого разнообразного возраста, детей только трое, хотя я думаю, что именно в такой тур и надо их брать.

А народ тем временем уже наливал жидкость в стаканы, раскладывал еду по тарелочкам — банкет начался!

Слева в углу вагончика суетились наши гиды и шофер -что-то распаковывали, нарезали, открывали банки, зажгли в мангале угли, приятно запахло дымком!

От такого необычного путешествия на меня накатил кураж и веселье, а тут как раз и первая остановка — можно выйти и немного спустить пар!)

Через густой лес по едва заметной тропе движемся в глубину и минут через 7 впереди замаячили какие-то строения. Подойдя ближе рассмотрела заброшенные деревянный дом и беседку, а рядом небольшую часовеньку.

1 из 3

Гид сказал, что здесь жил мужчина и года три назад он исчез, а его постройки превратились в своеобразную достопримечательность.

Вернувшись к нашему ретро — мини — составу, пробираясь через огромные кусты амброзии, опять забрались внутрь. Дымок уже весело, прозрачным флагом развевался над крышей вагона, а запахи были! Прежде чем, приступить к дегустации подоспевших горячих и хрустящих шашлыков из курочки, я озабоченно и недовольно смотрела на жирные, набухшие бутоны амброзии.

5
Узкоколейное приключение на матрице в затерянные миры

Ишь, заколосилась тут, вольготно ей живется в экологическом месте, напасть для многих аллергиков! А кто ее будет вырывать здесь и изничтожать? Некому. В городе за такую поросль штрафуют.

Пока мы жуем, наш мини — состав, извещая окрестности заливистым звуком паровозного гудка, громко тарахтя при этом, со скоростью 10–15 км в час медленно двигается по узеньким путям. Местность стала ярче, интереснее: справа вверх поднимаются скалы, а слева внизу шумит горная река Пшеха, которая и будет сопровождать нас на всем протяжении пути.

1 из 3

Гид рассказывает что-то, но слышно плохо, вернее почти ничего не слышно. Этот момент не продуман, микрофон не помешал бы. А так я пропустила массу интересных деталей, которые потом пришлось по крупицам выуживать из интернетной сети.

Впереди замаячил просвет, скала немного отодвинулась от железной дороги, освобождая ей путь, но его преградил мост. Нас попросили выйти и пройти вперед — с моста можно увидеть небольшой водопад. Но сейчас он едва заметен, тонкой, прозрачной струйкой стекал по каменным глыбам в Пшеху.

А мост! В тот день это был наш первый деревянный мост, соединяющий два края узкого ущелья, настоящий, но какой же он был старенький. По такому идти страшно, не то что ехать тяжелому составу. Да на нем даже жутко стоять, настолько широкие щели между обветшалыми досками, так и кажется, что нога провалится и ты кубарем полетишь вниз!

1 из 2

Бррррр, скорее под защиту вагончика! Но народ разбрелся, мы воспользовались рабочим местом машиниста, а он разрешил Кирюсе попозировать с настоящей рацией в руках.

13
Узкоколейное приключение на матрице в затерянные миры

Затем гудок — сбор команды отдыхающих и едем дальше, не забывая при этом жевать!

Вообще узкоколейная железная дорога — это уникальное техническое изобретение, придуманное для решения насущных проблем. В середине двадцатых годов в Апшеронске построили центральный леспромхоз, а в районе началось расширение добычи ценных пород местного леса: столетние ели, бук, грабы. Для транспортировки бревен в леспромхоз и понадобилась узкокалейка, строительство которой в основном велось силами заключенных. Ландшафт был очень сложный, порой места для укладки полотна прорубались в скалах.

1 из 2

В конце 30- х годов ее длина со всеми ответвлениями приблизилась к 60 километрам. По пути железной дороги в этих северных предгорьях Кавказских гор, строились небольшие поселки работников леспромхоза с интересными названиями: 10-й километр, село Режет, село Тубы, село Шпалорез — это конечная станция.

А миниатюрные пути, прячась среди высокой травы, едва заметной ниточкой изящно вьются вдоль бурной Пшехи, проходя сквозь ущелья теряясь впереди…

Паровозик остановился — впереди ущелье Волчьи Ворота: две огромные скалы словно хотят соединиться воедино, но бурная река не оставляет им шанса, пробивая сквозь них себе дорогу, да и узкокалейка держится, не сдается, прижимаясь к шершавой холодной скале!

7
Узкоколейное приключение на матрице в затерянные миры

Машинист объясняет наши дальнейшие действия — гуляйте, а затем идите по шпалам вперед, я подъеду и заберу всех.

Красивейшее место, скалы вздымаются круто вверх, слышен рев бурлящей реки, перескакивающей через каменные глыбы далеко внизу и становится страшно от осознания того, что в далеком 1942 — м году за эти места велась настоящая битва не на жизнь, а на смерть. Именно по этому ущелью проходила линия фронта и пулеметные команды горных стрелков сдерживали наглый натиск горно — егерских частей Вермахта. Через это узкое мрачное ущелье по труженице — узкокалейке в вагонетках перевозили на передовую линию боеприпасы и другие, самые разные и необходимые грузы.

1 из 2

Под палящими лучами солнца группа побрела вперед по деревянным шпалам узкоколейки и вскоре скрылась за скалой, а мне очень хотелось спуститься поближе к реке, но со мной ребенок, как же поступить? А вот так: «Давай руку и ступай по сыпухе как я — боком. Главное — осторожно и не бойся!»

И вот уже мы сидим на камнях и любуемся горными пейзажами и рекой.

8
Узкоколейное приключение на матрице в затерянные миры

1 из 6
Узкоколейное приключение на матрице в затерянные миры
13

Кирочка впервые в таком месте и я уверена, что ей понравилось, какие-то моменты в памяти останутся навсегда.

13
Узкоколейное приключение на матрице в затерянные миры

Потом наш паровозик продолжает путь — что всех ждет далее? Это так замечательно и интригующе ехать в неизвестность!

Вдруг лес расступился, появились вырубленные просеки, забор, стог сена,

8
Узкоколейное приключение на матрице в затерянные миры

1 из 2

а затем и традиционные деревенские домики, пасущиеся тут же коровки — благо еды для них достаточно.

1 из 2

Картины маслом, как же я люблю такие русские сельские пейзажи!

1 из 2

Село называется «10-й километр», оно крошечное — несколько стареньких покосившихся домиков, растянувшихся вдоль железнодорожного полотна. Откуда — то выбежали собаки и радостным лаем приветствовали наш состав! Из окон все стали бросать им косточки от шашлыка — теперь понятна радость животных. Думаю они всегда ждут с нетерпением как сам поезд, так и угощения.

1 из 2

В этом месте было небольшое ответвление дороги, состав остановился, машинист отцепил пассажирский вагон, тепловоз отъехал дальше, на запасном пути вернулся, заехал сзади пассажирского.

5
Узкоколейное приключение на матрице в затерянные миры

1 из 4

Далее намечался едва заметный подъем, тянуть вагон у него не было сил и поэтому он теперь его толкал. Так это еще лучше! Подкрепившись подоспевшими и пахнущими дымом шампиньонами, мы с Кирюсей подошли к началу вагона и с удовольствием наблюдали, как едем! Теперь нам не мешали ветки, а все окружающее мы видели самыми первыми и без помех.

Паровозик повернул, рельсы жалобно заскрипели, заскрежетали, шпалы заходили ходуном, впереди показалась река и длинный мост через нее.

7
Узкоколейное приключение на матрице в затерянные миры

Ого, вот это зрелище, страшновато ехать по такому мягко говоря, раздолбанному мосту!

11
Узкоколейное приключение на матрице в затерянные миры

Но пора уже привыкнуть, что эти благословенные места практически забыты, душа кровью обливается, глядя на облупившееся после столетней давности побелки здания почты!

5
Узкоколейное приключение на матрице в затерянные миры

На брошенные, покосившиеся домики, заросшие травой. А хлебный киоск, который мы только что проехали с тяжеленными железными весами за грязной витриной — боже, где мы, куда попали?

5
Узкоколейное приключение на матрице в затерянные миры

А ведь это не музейные экспонаты, которые ходят смотреть туристы, чтобы понастальгировать и повспоминать детство!

В период процветания Леспромхоза в поселки приезжали люди со всей страны на заработки. Населенные пункты были востребованы, они процветали и в них бурлила жизнь. В каждом из них была школа, магазин, почта, даже клуб. А сейчас это полу заброшенные, порой развалившиеся деревянные домики и люди, для которых каждый день — это борьба за существование.

6
Узкоколейное приключение на матрице в затерянные миры

Невозможно представить, что для затерянных среди широколиственных лесов, ущелий и причудливых скал деревень, связь с миром и цивилизацией происходит только с помощью этой старенькой узкоколейки, длина которой в настоящее время сократилась до 37 километров. Ведь других дорог сюда в принципе нет!

1 из 3

По ней привозят продукты, на ней местные ездят в цивилизацию по самым разным нуждам, на ней редкие ребятишки отправляются в школу. А зимой, как быть зимой, когда в периоды снегопада дорогу засыпают сугробы? Что здесь происходит, когда все элементарно отрезаны от мира? Щемящее чувство несправедливости, безысходности, когда знаешь, что вокруг развита инфраструктура, совсем недалеко гигантская курортная зона и через Шаумяновский перевал до моря каких-то 30 километров.

А топят знаете чем? Дровами! А рядом сквозь густые ветки я увидела толстую желтую газовую трубу, доставляющую газ на объекты Красной Поляны!

6
Узкоколейное приключение на матрице в затерянные миры

Поднесли новую партию шашлыков, теперь уже из свинины! Эх, как жаль что нечего было выпить существенного, душа прямо требовала!

Толкающий нас тепловозик, работающий, думаю, на дизеле, кряхтел, скрипел — утомился бедняга, но вот впереди показался еще один мост! О, вот это да, вот это экстрим — слева скала, а справа обрыв и далеко внизу река!

8
Узкоколейное приключение на матрице в затерянные миры
11
Узкоколейное приключение на матрице в затерянные миры
7
Мост с высоты, для наглядности фото взято из интернета.
Мост с высоты, для наглядности фото взято из интернета.

1 из 5
Узкоколейное приключение на матрице в затерянные миры
12

Остановка, прогулка, фотопаузы, сбор роскошной переспевшей ежевики и отправляемся в обратный путь, теперь тепловозу повеселее.

1 из 4

Когда-то, с самого начала создания узкоколейки, новенькие паровозики называли новомодно, чуть ли не по- французски — «автомотриса». Но местные жители сократили его до слова «матрица». Вот и называется теперь старый затрапезный паровозик, латаный, штопаный, соединяющий этот микромир с землей — матрицей! Для него существует и расписание, висящее на листике на здании вокзала в Черниговском, которое древний раритет старается по возможности соблюдать. Но глядя на рельсы, соединениях в которых достигающие сантиметров 5, я не удивлена, что «матрица» периодически сползает с них.

1 из 4

Мы вернулись к поселку и по графику здесь длительная остановка, предполагающая купание в Пшехе. Мы с Кирюсей были слегка простывшими после холодины на Азовском море, поэтому просто пошли гулять по окрестностям.

1 из 2

8
Узкоколейное приключение на матрице в затерянные миры

Нашли огромные кусты ежевики, наелись и конечно же поцарапались ее злыми колючками.

12
Узкоколейное приключение на матрице в затерянные миры

Посидели на берегу на огромных и горячих от солнечных лучей камнях, полюбовались мостом.

11
Узкоколейное приключение на матрице в затерянные миры
10
Узкоколейное приключение на матрице в затерянные миры

1 из 6

А мужчины тем временем занимались мужскими делами — подтягивали разные механизмы в паровозике,

8
Узкоколейное приключение на матрице в затерянные миры

жарили дальше шашлыки — хотя куда уже, сколько можно?!

Мы совсем немного и уже совершенно нехотя и лениво погрызли по кусочку, Паровозик подъехал к крошечной деревушке «10-й километр» и нам опять предложили размять ноги и прогуляться. Здесь развлечением послужили вольготно гуляющие лошади — красивые, стройные, все одной масти.

13
Узкоколейное приключение на матрице в затерянные миры

Они грациозно наклоняли головы и щипали травку, а потом так же грациозно переходили реку. Вдруг одна лошадь громко заржала, Кирюся подняла на меня удивленное лицо — что это? В этой поездке много чего было для нее впервые, удивительно и познавательно.

8
Узкоколейное приключение на матрице в затерянные миры
12
Узкоколейное приключение на матрице в затерянные миры

1 из 3
Узкоколейное приключение на матрице в затерянные миры
10

Река Пшеха в этом месте очень сильно обмелела, да и дно показалось каким-то странным, словно по нему прошлись экскаваторы.

1 из 3

А мы отправились далее, все ближе к последней остановке и уже не захотели садиться за стол, а просто стояли и любовались убегающими вдаль шпалами, проплывающими по бокам деревьями, рекой, иногда мелькавшей среди листвы. Вдруг справа показалась группа туристов с рюкзаками. Чтобы пропустить паровозик, им пришлось сойти с рельсов в траву и прижаться к кустам и деревьям. Но как только мы проехали, они все опять вышли на узкоколейку и продолжили свой путь.

7
Узкоколейное приключение на матрице в затерянные миры

Пару раз на берегу реки мы видели палатки и отдыхающие махали нам руками!

Заканчивалось наше путешествие, мы покидали этот затерянный, какой-то даже сонный мир, в котором время ведет себя странным образом — оно не спешит вперед, а медленно, но верно ползет назад! А мы на один день просто переместились в пространстве, а матрица стала для нас своеобразной машиной времени.

Туристические паровозики «Шпалорез Экспресс», отремонтированные и покрашенные стали возит туристов по действующему участку узкокалейки с апреля 2018 года и это очень увлекательное путешествие, мы с Кирюсей рекомендуем.

9
Узкоколейное приключение на матрице в затерянные миры

В автобусе мы сидели на заднем сиденье, трясло не слабо, основательно так подбрасывало, но ребенка сморило и как бы она не держалась, укладывая свою кошку мне на колени, прилегла рядом с ней будто бы на секундочку и мгновенно уснула.

Длинный и невероятно насыщенный, интересный день шел к своему завершению, впереди оранжево — багряными всполохами с нами прощалось солнышко.

Домой мы шли уже в темноте, вспоминая моменты этого чудесного дня.

Когда искала в интернете детали, наткнулась на нестыковку о строителях узкоколейки. Один источник пишет, что это были студенты, другой — заключенные. Второй вариант ближе к реальности тех лет. В конце августа к нам в офис приехал один из руководителей краевых служб сдать ежемесячный отчет и он был именно из тех мест, из Апшеронска. Я с воодушевлением начала рассказывать о замечательной поездке по узкоколейке. Он дал мне выговориться, слушая и улыбаясь при этом. Только я замолкла, сказал: «Мой отец всю свою жизнь проработал в том Лесхозе именно на железной дороге!» Можете себе представить мое удивление! «О, тогда он вам, наверное, много всего рассказывал об этом времени!» По тому как он замялся и потом покачал головой, я поняла, что не многим интересны детали работы их родителей и попросила все же затронуть эту тему и спросить — кто же все-таки строил узкоколейку.

Сегодня сотрудник позвонил и сообщил: «Я поговорил с отцом, железную дорогу строили заключенные!»

Думаю он не только это спросил.

И еще один момент, о котором я едва не забыла. На экскурсии была женщина, которая периодически ахала- охала, а порой смахивала со щеки едва заметную слезинку. Оказалось, что когда ей было лет десять, ее родителей отправили работать в последний поселок на ж/д дороге — Шпалорез. Папа был инженером, а мама учительница и те два года, что они здесь прожили, были для семьи самыми счастливыми. Спустя 47 лет женщина приехала в эти края и увидела совершенно безрадостную картину.

Но жизнь продолжается и какой бы она не была, она есть и часто нам самим решать, какой быть этой нашей жизни. Она не пробный вариант, она не черновик, она единственная!

Спасибо всем, кто читал и смотрел.

Бронирование отелей
в Апшеронске

Дата заезда
Изменить дату
Дата отъезда
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Booking.com. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии