Турист Анастасия (sheftali)
Анастасия
была 20 апреля 7:46

Домбай, Ессентуки, Железноводск, Пятигорск + 1 город — Россия Июль 2020

Кисловодск и иже с ним в моем отпускном летнем листе стоял, наверное, на 225-м месте.

Кавказ предо мною, или Отпуск в эпоху пандемии

Зачем мне эти санатории, если я не болею?

И хоть люблю я нашу великую русскую литературу, но ехать специально в свой честно заработанный отпуск смотреть на место дуэли Лермонтова или питьевую галерею, где пил нарзан Пушкин, я бы не стала.

Все откладывала на далекое будущее, когда потянет меня пить всякие минеральные воды от несварения, ну или когда на пляж мне станет стыдно выходить.

Кавказ предо мною, или Отпуск в эпоху пандемии

Но, как говорится, судьба все делает по-своему. Только ленивый не ругал текущий год.

Хоть и красиво сочетаются цифры 2020, события совсем не красивые. Чуть ли не с 1 января этот год ведет себя как террорист-психопат подросток в пубертатном возрасте. Не знаешь, что он выкинет в следующий момент. Особенно все ругают пандемию и привязанный к ней карантин с особыми условиями передвижения. Впрочем, не все так плохо. Вон в 1448 году чума уничтожила чуть ли не половину населения Европы. О путешествиях, наверное, никто тогда не думал. А раз сейчас можно путешествовать, то жизнь продолжается.

Я, конечно, долго ждала открытия любимой Турции. Были грандиозные планы и на побережье, и на восточную часть страны. Но время шло, отпуск уже был не за горами, а новости относительно Турции так и не поступали. Можно было подождать, но я решила, что общая психологическая обстановка не располагает к комфортному отдыху за границей. И тут с 225 места меня позвал Кисловодск. Решение было принято мгновенно. Пока хоть куда-то пускают, надо ехать. Не буду лукавить, полноценной замены намеченным приключениям у меня не получилось. Но получилось что-то совсем иное. Это другой опыт, необычный. И я не скажу, что мне не понравилось, и спустя годы я не буду плеваться ядом, вспоминая отпуск-2020. Впечатления, кстати, все совершенно разные. Есть и восторги, и удивление, есть счастье и радость, есть слезы и отвращение с недоумением. Но обо всем по порядку.

1.Фу какая гадость эта ваша минеральная вода

Как романтично звучит: «Мы едем на воды. Доктор прописал санаторный отдых для моей тонкой нервной системы».

Кавказ предо мною, или Отпуск в эпоху пандемии

Воображение мигом дорисовывает, как я в платье неспешно гуляю по аллеям парка, нюхаю розы и медленно потягиваю нарзан, а потом принимаю ванную с минеральной водичкой.

Я прямо чувствовала, как оздоравливаюсь. Но не тут-то было. Платье я честно взяла, розы нюхала, но с остальным вышел облом. Минеральная вода в питьевых галереях оказалась совсем не похожей на тот приятный напиток, который продают под названием «Нарзан» в наших магазинах. Для меня это оказалось редкостной гадостью. Как вспомню, так вздрогну. Вот честно, вообще это не мое. И даже нарзанные ванны меня не вдохновили. Хот обещания, указывающие на пользу от их принятия, напоминали сказки о живой воде от Кота-Баюна. Мое обоняние с этим запахом никак не хотело соглашаться, и тема оздоровления минеральными водами была закрыта. Сразу возникает вопрос: что делать на лечебном курорте, если лечение не актуально?

2.Нехоженные тропы Кисловодска

Сам по себе город очень хорош. Настоящий красавец! Уникальным его делает особый микроклимат, который сам по себе является лечебным ресурсом. К тому же Кисловодск особенно любим солнышком, это один из самых солнечных городов нашей Родины.

Кавказ предо мною, или Отпуск в эпоху пандемии

Огромный курортный парк, спокойная и размеренная атмосфера и особая прелесть — это прекрасно сохранившаяся архитектурная застройка конца 19 — начала 20 вв. Для прогулок по этим городским локациям просто необходим настоящий дамский гардероб.

Впрочем, окружающие Кисловодск города — Пятигорск, Ессентуки, Железноводск — не менее прекрасны в своей пасторали. И если хочется ощущать себя героиней чеховских пьес, то вам сюда. Со всеми вашими барышневыми платьЯми и шляпками.

Кавказ предо мною, или Отпуск в эпоху пандемии

Ну, а для тех, кто любит активности и приключения, тоже есть немало вариантов. Я расскажу о двух маршрутах, которые меня порадовали своими красотами и историей.

Первый маршрут — это так называемая «Тропа Косыгина» в Курортном парке.

Она неизвестна широкому кругу туристов даже сейчас. А в советские времена, как гласит легенда, она была и вовсе засекречена. Ибо любил ее посещать Председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин. И сегодня она не обозначена на картах Курортного парка, но уже по более банальной причине. На самой тропе периодически случаются обвалы, и администрация парка не хочет нести дополнительную ответственность. И их можно понять. Тропа, длина которой составляет всего несколько километров, буквально извивается под нависшими известняковыми глыбами. А известняк, как известно, порода непрочная, и в дождь здесь лучше не гулять.

В остальном это прекрасное место для наслаждения запахом разогретой солнцем хвои, любования видами на город и его окрестности и просто неспешных прогулок в одиночестве.

Кавказ предо мною, или Отпуск в эпоху пандемии

А ведь буквально совсем рядом терренкуры Курортного парка жужжат от людей, как улей в весенний день. И еще. У этого секретного места есть один секретик. В одном из гротов на тропе неизвестным мастером вырезан барельеф Хранителя гор. Выглядит очень впечатляюще.

Как же попасть в это тайное место, из которого совершенно не хочется уходить? В Курортном парке нужно найти Синие камни, рядом с ними развилка, вот от нее и идите направо. И будет вам красота и здоровье в награду.

Второй интересный маршрут и, пожалуй, мой фаворит среди всех местных красот, это дорога сквозь Аликоновское ущелье, где по дну протекает речушка с одноименным названием. И связывает это ущелье две важные достопримечательности Кисловодска — «Замок коварства и любви» и «Медовые водопады». Достопримечательности эти, наверное, самые попсовые. И, на мой взгляд, платить за экскурсии сюда — себя не уважать. Все как-то очень опошлили. Но вот в рамках похода по ущелью это вполне сносный вариант в качестве ориентиров. Начинается все как раз около ресторана с громким названием «Замок коварства и любви». Легенда об этом месте, как говорят некоторые скептики, была придумана одновременно с постройкой самого ресторана. Но при этом кавказские легендарные традиции были соблюдены. Здесь и любовь между красавицей-княжной и красавцем-пастухом, и корыстное поведение ближайших родственников, и даже двойное самоубийство влюбленных, которое не состоялось по причине коварства девушки, все же выбравшей «дольче виту» с одобренным родней женихом.

Итак, до замка добираемся на такси (в пределах 150 рублей) и далее пешком по дороге. От замка она одна, вьется вдоль реки, потеряться просто невозможно. Весь путь составляет около 7 километров, но как же тут красиво!

Кавказ предо мною, или Отпуск в эпоху пандемии

Эти 7 километров практически без набора высоты вы даже не заметите. Дорога очень приятная. Справа своими причудливыми формами удивляют слоистые горы Аликоновского ущелья. Здесь можно разглядеть и силуэты животных, и очертания корабля, и оборонительные стены замка. Уж на что хватит вашей фантазии. В лесу прохладно, заливаются трелями птички, тихо журчит речка, больше похожая на ручей. Постепенно лес сменяется лугом, ущелье становится шире, а дорога переходит в тропинку.

Запах шалфея и чабреца сводит с ума. Вполне можно насобирать чайный букет и для себя, и в подарок. Вот так и доходишь до «Медовых водопадов», где все как положено для туристических мест: фото с конем и на коне, мини-зоопарк с козлами и курями, толпы людей, шашлык-машлык, типа этнографический музей и еще за все это берут деньги.

Кавказ предо мною, или Отпуск в эпоху пандемии

Обратно в Кисловодск можно уйти тем же путем или вызвать такси. Общественный транспорт, к сожалению, тут отсутствует.

3.Культурное обогащение

Весь регион Кавминвод славится культурными объектами разной степени значимости.

Кавказ предо мною, или Отпуск в эпоху пандемии

В каждом городе кроме санаториев и питьевых бюветов есть что-то особенное, литературно-культурно-историческое. Во все эти места обязательно возят экскурсии.

Но вполне можно добраться и самостоятельно — на электричке или на маршрутке. Вот, например, в Ессентуки из Кисловодска вас за 30 минут домчит комфортабельная электричка.

Кавказ предо мною, или Отпуск в эпоху пандемии

Переходите вокзальную площадь, и сразу попадаете в Курортный парк. Впрочем, все парки в этом регионе похожи: везде терренкуры, питьевые бюветы и санатории.

Но есть у Ессентуков своя изюминка. Нет, целый такой изюмовый кекс. Это самая большая и красивая грязелечебница в Европе.

Очень неожиданно среди сонной тишины этого курортного городка увидеть настоящую архитектурную жемчужину, достойную Рима или Афин. Здание открыто в 1915 году, но не покидает ощущение, что это античный древнеримский храм здоровья. Я оказалась весьма впечатлена.

Далее по программе идут Железноводск и Пятигорск. Вот последний прошел мимо меня. Хотя надежды на него были самыми большими. Накануне поездки я зачитывалась Лермонтовым и была в предвкушении от посещения знаковых для великого поэта мест. Честно, даже платье одела, чтобы правильно настроиться. Но что-то пошло не так. Город мне не понравился с первого взгляда. Вот прямо с ж/д вокзала.

А дальше все было хуже и хуже. Пятигорск это какой-то огромный рынок, и это определяет атмосферу места. Кое-как добравшись на вершину горы Машук, восхитившись видами, я ободрилась и решила посмотреть и Провал, и место гибели Лермонтова.

Кавказ предо мною, или Отпуск в эпоху пандемии

И видимо что-то затмило мой разум. Вместо того, чтобы взять такси и нормально все осмотреть, я решила, что вполне можно пройтись пешком. Навигатор показывал короткий прямой путь вниз к желаемым объектам. Ха! Прогулочная тропинка для меня — так наивно подумала я и смело в летнем платье и кедах ринулась вниз. Дальше следуют приключения из разряда «не пытайтесь это повторить». Я сама себе напоминала отца Фёдора из «12 стульев», бредущего с палкой по кавказским горам и дорогам. И всё, кстати, было зря. Провал был закрыт, а место дуэли Лермонтова было запружено многочисленными туристами. На этом я решила закончить знакомство с Пятигорском. Думаю, нужно будет повторить в более прохладное время года.

А вот Железноводск попал в список моих любимцев.

Кавказ предо мною, или Отпуск в эпоху пандемии

Очень уютный, аккуратный зеленый городок. Гулять тут — сплошное эстетическое удовольствие.

Кавказ предо мною, или Отпуск в эпоху пандемии

Здесь, как и в Ессентуках, есть одна особенная для меня достопримечательность, ради которой я отказалась от очередного похода в горы. Это дворец эмира Бухарского.

Его построили в 1912 году как дачу для эмира Сеид-Ахад-Богодур-Хана, бухарского правителя. Он здесь не успел пожить. Далее здание претерпело множество мытарств. Сейчас его состояние оставляет желать лучшего. Но до сих пор прекрасный дворец, соединивший в себе неомавританский стиль и модерн, стоит того, чтобы ехать сюда только ради него.

4.Лучше гор могут быть только горы

Как можно описать красоту гор? Насколько это вообще возможно?

Кавказ предо мною, или Отпуск в эпоху пандемии

Глядя на сочетание снежных вершин, изумрудных склонов, пестрых альпийских лугов и голубого неба, ты понимаешь, что не в силах передать эту красоту, она становится невозможной. Возможно описать отдельный участок ландшафта во всех его деталях, каждый цветочек и каждую травинку.

И если бог дал писательский талант, то у читателей возникнет желание сюда бежать. Можно горы нарисовать. Можно даже попытаться запечатлеть Вечность, нажав на кнопку фотоаппарата, и у талантливых людей это будет красиво. Но это все же не то, это не более, чем бледная тень действительности. Все, что видит в горах человеческий глаз, не поддается описанию. Это надо ВИДЕТЬ.

Кавказ предо мною, или Отпуск в эпоху пандемии

Из Кисловодска горы видны повсюду — разной степени высоты и известности, но одинаковой степени красоты.

Кавказ предо мною, или Отпуск в эпоху пандемии

Можно дойти до них пешком, можно записаться на массовую экскурсию. А можно попасть в эксклюзивный поход. Я опробовала все варианты, и все они мне понравились. С экскурсией я побывала в Домбае.

Кавказ предо мною, или Отпуск в эпоху пандемии

Повезло попасть туда в самый первый день работы курорта после карантина.

Кавказ предо мною, или Отпуск в эпоху пандемии

Программа экскурсии очень понравилась, включает в себя все «сливки» этого региона, доступна абсолютно всем. Здесь я не буду подробно описывать свои впечатления, лучше расскажу обо все в отдельном альбоме.

После Домбая мне казалось, что меня уже ничем не поразить, ведь столько красоты я увидела.

Но нет! Мир умеет удивлять. Совершенно случайно я попала на два небольших по сложности, но огромных по обилию впечатлений похода. Первый был в район Безенгийской стены. Почему то ее принято называть Каказскими Гималаями.

Кавказ предо мною, или Отпуск в эпоху пандемии

Я с этим не согласна категорически. Пусть уж лучше Гималаи называют Тибетскими Базангами. Сложно подобрать эпитеты для описания своих впечатлений.

Кавказ предо мною, или Отпуск в эпоху пандемии

Это на самом деле грандиозно. Здесь есть всё: и ледники, и водопады, и альпийские луга, и даже земляника.

Но сердце мое осталось у подножия горы Уллу-Тау — Мать-горы, как ее называют народы Кавказа.

Кавказ предо мною, или Отпуск в эпоху пандемии

Место, полное легенд, одна чудеснее другой. Уже прошел месяц с того похода, случилось много новых поездок и впечатлений, но Уллу-Тау все еще не потускнела в моем сознании. Обязательно расскажу о ней отдельно.

5.Приятно-неприятное

Отдельно хочется рассказать о еде и людях, мною встреченных. И хоть эта часть моего отзыва самая маленькая по объему, это только из соображений упрощения. Еда составляет одно из самых больших человеческих удовольствий.

Кавказ предо мною, или Отпуск в эпоху пандемии

Меня не удивить кавказской кухней, я сама живу на Кавказе. Но тут она сильно отличается от приличной мне. На первый взгляд, она слишком простая. Но как же все вкусно! Шашлыки, хычины, шурпа — все и везде вкусно. Мой фаворит в этом путешествии — шашлык из бараньей печени.

Надо сказать, что я не ем субпродукты от слова «совсем». Но в любом месте, где я заказывала этот шашлык в этом регионе, мне приносили объедение. При этом стоимость везде была в пределах 200 рублей за порцию. Как-то так получилось, что фото еды у меня не осталось. Но все было аппетитно, честное слово. Ну и конечно не проходите мимо айрана, напитка богов.

Кавказ предо мною, или Отпуск в эпоху пандемии

А теперь о моем когнитивном диссонансе, о людях. Но решила быть честной до конца. Не только ведь ваниль встречается в путешествиях. Искренне считаю, что люди в горах отличаются особой доброжелательностью. Хотелось бы отметить, что здесь очень хорошие гиды, действительно высококлассные специалисты. Я таких нигде не встречала. Вообще местные жители в своей массе добрые и искренние. И я бы честно считала Кисловодск идеальным городом, если бы не одно происшествие. Возвращаясь с очередной своей вылазки, я увидела, что посреди достаточно оживленной улицы лежит сбитый и умирающий котенок. Мимо ходили люди, спокойно смотрели на этого кошачьего ребенка, и никому не было до него дела.

Его даже не отнесли в сторону. И, как выяснилось, лежал он там достаточно долго. Не буду описывать всю эпопею с попытками помочь страдальцу. В итоге он ушел на радугу, как принято сейчас говорить. Я несколько дней пыталась осознать факт такой жестокости, но в моей голове он не хочет осознаваться.

Кавказ предо мною, или Отпуск в эпоху пандемии

Думаю, что мне просто не повезло, и я встретила весь негатив в одном месте. Но, к сожалению, Кисловодск для меня теперь потускнел. В остальном могу смело рекомендовать этот регион для полноценного и разнообразного отдыха.

Разбирая шкатулку ваших отпускных эмоций, вы не останетесь в минусе. Исключительно в плюсе.