Турист Виктор (grau59)
Виктор
был вчера 18:16

Фамагуста — Кипр Май 2013

Когда я рассказывал о турецком прошлом Фамагусты В поисках следов турецкого владычества в Старом городе Фамагусты, то имел в виду период до 1878 года, когда турки передали управление островом Кипр британской короне. Но в политике нередко бывает камбэк. Не прошло и ста лет, как турки вернулись. Произошло это во время вторжения на остров в 1974 году. И с тех пор формальной независимый Северный Кипр терпит на своей территории турецкий военный контингент и многое привнесено из Турции. Это можно увидеть как в Старом городе Фамагусты, так и в самой Фамагусте, которую турки назвают Газимагуса.

Бывает во время путешествий я увлекаюсь и действую спонтанно. Из-за того, что мы приехали из Ларнаки, а автобус сформировался в Айя-Напе, то когда мы соединились с основной группой где-то в степях Кипра, то пришлось садиться на оставшиеся места. Фотографировать в таких условиях было трудно. Поэтому когда я увидел жуткую на мой взгляд скульптуру и не смог её сфотографировать, то решил добраться до неё пешком. Оказалось, что она находится за крепостой стеной. И поэтому после отпуска нас в самостотеяльное плавание по страницам истории я рванул на поиски этой жути. Времени на самостоятельный осмотр Фамагусты у нас было мало. Это меня не страшило.

Не бывает абсолютной правды, тем более в расколотой надвое стране. То что для греков — киприотов, живущих в Республике Кипр, хорошо, то для турков и турков — киприотов, живущих в Турецкой Республике Северный Кипр, плохо — и наоборот. Для мирового сообщества не существут страны на севере Кипра, ТРСК признана только Турцией, а Кипр называет север острова оккупированными территориями. Поэтому и герои после событий 1974 года у разных частей Кипра разные. И памятники соответственно отличаются.

Самое удивительное — я этот памятник отыскал.

Турецкая Фамагуста

Называется он Монумент Свободы и был установлен в память событий 1974 года и является одним из символов турецкой оккупации Северного Кипра. Мне скульптура показалась немного жутковатой. Скульптурные изображения, символизирующие гражданских и военных людей, погибших в 1974 году, сливаются в пирамиду, над которой возвышается голова первого лидера светского турецкого государства Мустафы Кемаля Ататюрка.

Не знаю как скульптору этого монумента, но мне памятник напомнил отчего-то сцену из фильма ужасов. Не помню как фильм назывался, но там чудище формировалось из людей им поглощенных и то тут, то там у него выглядывала очередная голова.

Турецкая Фамагуста

Оглядевшисть по сторонам, увидел работающий фонтан, что на Кипре встречалось не так уж часто

А за фонтаном еще один памятник.

Турецкая Фамагуста

Расположение двух памятников невдалеке друг от друга символично.

Мустафа Исмет Иненю, в турецком написании Mustafa İsmet İnönü (1884 — 1973) прожил долгую жизнь. Он был близким сподвижником первого президента страны Мустафы Кемаля Паши, более известного в истории как Ататюрк, и во многом благодаря этому стал вторым президентом Турции. Во время президентства с 1938 по 1950 год был прагматичным политиком.

Во время Второй Мировой Войны проводил политику полного нейтралитета, при этом Турция поставляла нацистской Германии стратегическое сырье, в том числе хром, одновременно ведя переговоры с союзниками. Во время германских успехов в 1941 году Турцией было сосредоточено на границей с СССР 28 дивизий и лишь поражение германской армии под Москвой остудило головы турецких политиков и военных во главе с Исметом Иненю.

Когда Исмет Иненю был президентом Турции, то его портрет красовался на денежных купюрах в 2.5, 10, 50, 100, 500 и 1000 турецких лир, выпущенных в военное и послевоенное время.

До политической карьеры Исмет Иненю был генералом, и даже фамилию, которые начали вводиться в Турции лишь с 1921 году, взял по названию селения Иненю, где он разгромил подразделения греческой армии. Поэтому турки просто не могли не поставить такому человеку памятник на Северном Кипре. Правда в отличие от памятника Ататюрку памятник выглядит поскромнее и ухаживают на ним не столь тщательно, в чём Вы и сами можете убедиться.

Турецкая Фамагуста

Завершая тему памятников. Вот чего я не ожидал увидеть в Фамагусте, так это памятник Фазилю Кучуку.

Уважение турков-киприотов к первому вице-президенту независимого Кипра велико, улица его имени, музей и памятник есть в северной части Никосии. Но какое отношение он имеет к Фамагусте непонятно. Впрочем памятник бывшему лидеру турецкой общины Кипра стоит возле Индустриальной школы, названной в его честь.

Фазиль Кучук (Fazıl Küçük, 1906–1981) хотя и родился в пригороде Никосии и закончил в столице Высшую турецкую школу, но затем надолго покинул остров, обучаясь медицине в университетах Стамбула, Лозанны и Парижа. Вернулся на Кипр в 1937 году, но запала заниматься медицинской практикой у него хватило на немного. И Кучук окунулся с головой в мутные воды политики. Сначала основал газету, затем основывал одну за другой политические партии.

Когда у греков-киприотов появилась ЭОКА политик стал поддерживать Турецкую организацию обороны (тур. Türk Mukavemet Teşkilatı) — турецкое зеркальное отражение ЭОКА. Только ЭОКА хотела присоединения к Греции, а ТМТ — присоединения к Турции. Когда решался вопрос о независимости, то Кучук вместе с Макариосом III подписывал документы о разделе власти между общинами и провозглашении независимого Кипра. После выборов на безальтернативной основе стал первым вице-президентом независмиого Кипра. Но этого оказалось мало. «Лучше быть первым парнем на деревне»- подумал Фазиль Кучук и разругался с Макариосом III, который правда пытался изменить конституцию и отнять право вето у турок-киприотов при решении вопросов на острове. В 1963 году начались волнения и вооруженная борьба турков-киприотов против греков-киприотов, ведь в отличие от ЭОКА Турецкая организация обороны после провозглашения независимости Кипра распущена не была. Лидер турков-киприотов покинул пост вице-президента и возглавил в 1963 «Генеральный комитет турок-киприотов», а с 1967 «Временную турецкую администрацию Кипра», руководившую турецкой общиной и вооружёнными акциями против представителей греческой администрации. Ряд муниципалитов острова, в том числе и в столице Никосии, были разделены на греческие и турецкие. Фактически раздел страны уже произошёл в то время, но формально существовало единое государство, в работе которого турецкие политики перестали принимать участие. И хотя в 1973 году Кучук ушел на пенсию по состоянию здоровья, занявшись журналистикой, ничего не изменилось и через год Кипр развалился на две части уже официально.

На его место пришел руководитель ТМТ Рауф Денкташ (Rauf Raif Denktaş), ставший первым президентом Турецкой Республики Северного Кипра. А Фазиль Кучук эмигрировал в Англию, против присутствия которой на Кипре боролся полжизни, и даже умер с британским паспортом в кармане.

Для кто думает, что Старый город Фамагуста — это старинные развалины, разбавленные ресторанами и магазинами для приезжих туристов, то это несколько не так. Отойдите чуть в сторону от мест, массово посещаемых туристами, и обязательно на что-нибудь наткнётесь для местных жителей, что-то наподобие наших домов культуры с их кружками по интересам.

Так я набрёл на культурный центр Культура Магусы, когда мчался в поисках скульптуры Ататюрка.

Турецкая Фамагуста

Ассоциация культуры Фамагусты была основана в 1999 году.

Располагается в одноэтажном здании в Старом городе Фамагусты. При ассоциации созданы детский (ÇOCUK), молодёжный (GENÇLİK) и взрослый (YETIŞKINLER) клубы.

Каких только мероприятий за 14 лет не проводила ассоциация. Стали практически ежегодными конкурсы рисунков и сочинений, фестивали культуры и искусства, в рамках которых вызывает интерес у зрителей фольклорные танцы. Весело и задорно проходили конкурс молодых карикатуристов, фестиваль воздушных змеев. Здесь взрослые и дети изучают искусство волшебного плетения знаменитых кружев, помимо этого ассоциация проводит обучение и другим уникальным ремеслам, известным на Кипре.

На обратном пути, уже опаздывая, помчался не вдоль стен, а напрямую через лабиринты узких улочек и увидел еще одно развлечение для местных жителей.

Филиал Фонда Народного Искусства Hasder, головная организация которого находится в Никосии, работает не постоянно в течение дня, а только, когда проходят занятия в кружках или выставки народного творчества. Невзрачному на первый взгляд зданию насчитывается более 200 лет.

Турецкая Фамагуста

Фонд народного искусства HASDER был создан в 2001 году, его учредителем выступила Народная Ассоциация Искусство, появившаяся в 1977 году. Главной её целью является исследование, распространение и обогащение фольклора турков-киприотов.

Затем проскочил мимо здания страховой компании.

Страховые компании в ТРСК работали в качестве филиальных компаний Турции и Великобритании с 1950-х годов до 1996 года. Первая страховая компания Северного Кипра была создана 1 сентября 1995 года.

Удидел мельком здание начальной школы Martı Etüt Merkezi (слева на фотографии)

Турецкая Фамагуста

и магазин Niyazi Ziya Cosmetic & Perfumery.

К месту сбора успел вовремя, правда изрядно запыхавшийся.

Когда мы выезжали из Фамагусты, то за окном промелькнула красивая мечеть, не похожая на переделанные из христианских храмов мечети Старого города Фамагусты.

Турецкая Фамагуста

«Что это за мечеть?» — спросил я у гида-переводчика.

Тот ответил: «Ничего особенного.»

Потом я долго искал информацию о мечети и понял, почему так неохотно говорил о ней наш сопровождающий.

Дело в том, что эта мечеть названа в честь генерала- лейтенанта Осман Фазиль Полата (Osman Fazıl Polat, 1922 — 1980). На Северном Кипре его называют освободителем Фамагусты (Magusa Fatihi). Именно под его командованием, тогда еще генерала-майора турецкой армии, 28 пехотная дивизия захватила Фамагусту летом 1974 года. Поэтому для греков-киприотов его имя ненавистно, кроме того любое строительство мечетей на Северном Кипре оскорбляет их чувства.

Мечеть является единственной в Фамагусте, построенной с нуля по канонам традиционнной турецкой архитектуры, а не переделанной из православного храма с добавлением минарета. Политика руководителей Северного Кипра направлена на то, чтобы в каждом населённом пункте была своя мечеть. Греки-киприоты протестуют против таких действий. Строительство мечети было начато в 1998 году и закончено в 2003 году.