Турист Виктор (grau59)
Виктор
был вчера 22:55

Фамагуста — Кипр Май 2013

В Фамагусте я побывал в рамках автобусного тура по Северному Кипру. Фактически большая часть пребывания там превратилась в самостоятельную пешеходную прогулку.

Кипр был завоёван турками по частям, с 1570 по 1571 год. В 1878 году хитроумные британцы, воспользовавшись победой русских войск на Турцией, в этой войне не участвовавшие, но блестяше проведшие дипломатическую партию по её итогам, оккупировали Кипр и владели им, хотя формально остров был отторгнут ими от Турции лишь после Первой Мировой войны. Поэтому следов турецкого владения Кипром не счесть, как на острове Кипр в целом, так и в Фамагусте в частности.

В материале Храм построенный для королей, купивших остров я рассказал про Собор Святого Николая, который после взятия Фамагусты турками в августе 1571 года превратившился в мечеть Лала Мустафы Паши. Кстати, названа была мечеть в честь коварного и вероломного командующего турецкими войсками, командовавшего осадой города.

В Старом городе есть еще один храм с двумя именами — Собор святых Петра и Павла / Мечеть Синан-Паши.

В поисках следов турецкого владычества в Старом городе Фамагусты

Об этом свидетельствует табличка на ограде.

Судьба собора святых Петра и Павла, построенного в 1360 году, чем-то напоминает судьбу многих храмов в советское время, которые не были взорваны или просто уничтожены, только более растянутое по времени.

В поисках следов турецкого владычества в Старом городе Фамагусты

Только большевики не додумались перестраивать христианские храмы в мечети, выдумки не хватило, а вот турки это делали повсеместно на всех завоёванных территориях. Храм в честь святых Петра и Павла был переделан в мечеть после взятия Фамагусты турецкими войсками в 1571 году.

Мечеть была названа в честь командующего флотом Османской империи в 1550–1553 годах Синануддина Юсуфа Паши, сокращенно Синан Паши. Как это часто бывало на турецком флоте Синан Паша, также как и его брат, великий визирь султана, Рустем Паша, были не турками. Оба брата были хорватского происхождения. Синан Паша после смерти в декабре 1553 года был похоронен в стамбульском районе Скутари (Üsküdar) . Его однофамилец великий османский архитектор Синан построил в его честь мечеть в районе Стамбула Бешикташе.

Новые хозяева острова британцы видимо решили научить большевиков, что надо делать с культовыми сооружениями в случае захвата власти. С 1914 по 1934 год здесь размещался склад зерна, мечеть неофициально даже называли «пшеничная мечеть». В 1964 году очередные новые власти, ведь Кипр получил независимость в 1960 году, устроили в здании библиотеку. Сейчас часть здания проложает использоваться как библиотека, а в другой части здания находится мечеть.

Я сначал зашёл к мечети с тыла,

В поисках следов турецкого владычества в Старом городе Фамагусты

а затем вдоль переднего фасада возратился к площади Намика Кемаля, где собственно и располагается мечеть Лала Паши. В разным местах Старого города Фамагусты имеются указатели на эту площадь.

Многие достопримечательности Старого города в Фамагусте располагаются на самой площади или вблизи её.

Если от бывшего королевского дворца бросить взгляд на знаменитую мечеть, то мы увидим два мавзолея.

В поисках следов турецкого владычества в Старом городе Фамагусты

Тот, что поменьше и ближе к мечети, это гробница имама мечети Мустафе Зюхти Эфенди (Mustafa Zührü Efendi), похороненного 22 февраля 1904 года. Имам был замечательным оратором, проповедником и членом Законодательного совета. Над могилой сооружен небольшой мавзолей, купол опирается на четыре арки. Могила огорожена изгородью. Когда я был в Фамагусте мавзолей был закрыт, но в 2013 году Департамент древностей и музеев, который находится в Фамагусте, произвёл его техническое обслуживание и ремонт.

Как мы часто, особенно когда мало времени для осмотра города, несёмся, чтобы осмотреть главные достопримечательности. При этом часто пробегаем и пролетаем мимо небольших и малоизвестных. Потом довольные считаем, что город мы осмотрели и на этом успокаиваемся. После мечети Лала Мустафы Паши нам дали свободное время, не рассказав об окружающих местах, может просто не знают.

Когда-то около мечети Лала Мустафы Паши было кладбище, закрытое в 1928 году. От всего кладбища осталось всего две могилы.

Мавзолей муфтия Дамаска Мехмета Эфенди Омара побольше размерами, чем мавзолей имама Фамагусты, но судьба у него совсем иная. Но если мавзолей Мустафы Зюхти Эфенди закрыт даже просто для посещения, то в мавзолее Мехмета Эфенди Омара устроен магазин. При каких властях это было сделано — такой информации я не нашёл.

Перед поледним мавзолеем установлен памятник Намику Кемалю.

В поисках следов турецкого владычества в Старом городе Фамагусты

Я не нашел информации о том, есть ли в Турции памятник Намику Кемалю (1840 — 1888), а ведь он был одним из разработчиков первой в истории Турции конституции, которая стала одним из первых камней, столкнувших в бездну истории правление османских султанов.

Считается, что слова «Vatan» (Отечество) и «hürriyet» (свобода) введены в турецкий язык именно Намиком Кемалем. За его литературные труды его прозвали «турецким Шекспиром». Правда люди ради красного словца каких только писателей не называли местными Шекспирами. В Турции был еще один поэт — Мехмет Эмин, которого также величали «турецким Шекспиром». А в окололитературном мире были «американский Шекспир» Юджин О’Нил(1888–1953), американский драматург, лауреат Нобелевской премии по литературе 1936. Шиллера называли «немецким Шекспиром», французского писателя Поля Луи Шарля Клоделя (1868–1955) — «французским Шекспиром». В 2011 году китайский писатель Чжан Ии объявил на весь мир, что готов сделать десять пластических операций, чтобы стать похожим на Уильяма Шекспира. Чем это закончилось, к сожалению не знаю.

Но памятник турецкому поэту и писателю установлен в Фамагусте не за его сравнение с Шекспиром, а за вклад в литературу Турции и активную жизненную позицию.

Невдалеке от памятника и площади находится темница, где писатель был заточён по приказу турецкого султана на 38 месяцев.

В поисках следов турецкого владычества в Старом городе Фамагусты

Не знаю, что было на Северном Кипре с тюрьмами на момент его посещени мною, но на южном Кипре существовала одна-единственная тюрьма, которая находилась в столице острова Никосии и располагалась в здании, построенном англичанами в 1894 году.

Предыдущие же поколения правителей острова не особо заморачивались, куда посадить заключенных. Тюрем в те времена хватало по всему острову.

Замок Буфавенто использовался как тюрьма для знатных преступников во время правления династии Лузиньянов. Крепость Кирении использовалась в качестве тюрьмы и при династии Лузиньянов, и при англичанах. В крепостях Ларнаки и Лимассола англичане устроили тюрьму, также как и в караван-сарае Бююк Хан в Никосии.

В одной из башен форта в Пафосе сначала турки устроили тюрьму, а пришедшие им на смену англичане не стали менять порядок вещей.

В Фамагусте турки устраивали тюрьмы сначала в крепостных башнях, а затем в бывшем королевском дворце на центральной площади города. Здесь с 1873 по 1876 год провёл в пересыльной тюрьме Фамагусты Намик Кемаль (тур. Namık Kemal) (1840 — 1888) — турецкий писатель и поэт, журналист. Он считается первым драматургом и романистом в истории новой турецкой литературы.

Помимо писательской деятельности занимался политикой, которая и довела его до тюрьмы. Но тюремное заключение не сломало его и после возвращения из ссылки, помилованный султаном, Намик Кемаль успел поучаствовать в разработке первой турецкой конституции. Небольшое двухэтажное здание тюрьмы, где сидел Намик Кемаль, сохранилось до нашего времени и находится в глубине развалин бывшего королевского замка Палаццо дель Проведиторе.

Здесь с 1993 года располагается музей его имени. Начинает работать с 9–00. Воскресенье — выходной.

Еще один музей нам встретился по пути, когда мы въезжали в Старый город.

В поисках следов турецкого владычества в Старом городе Фамагусты

Герои бывают у разных народов и их память чтится потомками. Когда в октябре 1570 года турки начали осаду Фамагусты, то они не думали что осада продлится до августа 1571 года. В результате удачного подкопа им удалось взорвать часть стены венецианского арсенала. Тогда венецианцы, не имея времени на ремонт стены, установили в проломе огромное колесо с острыми вращающимися лезвиями. Такие устройства использовались для размельчения сахарного тростника. Любого человека, приблизившегося к устройству, рвало на клочья. Такая огромная средневековая мясорубка. Турецкий офицер Килиса Бейджи Джамбулат хорошо проявил себя при взятии Никосии. Здесь же он принял жуткую мученическую смерть. Верхом на лошади он прыгнул на страшное колесо и кости человека и лошади остановили вращение адского механизма. Турки взорвали колесо, венецианцам пришлось взорвать часть стен бастиона для закрытия пролома. Осада продлилась еще несколько месяцев, но подвиг Джамбулата забыт не был. После взятия Фамагусты его останки были похоронены возле бастиона, переименованного в бастион Джамбулата. В самом же бастионе устроили в 1968 году музей герою, в котором выставлены оружие, костюмы и различная утварь времен осады Фамагусты. Существует предание, что если женщина хочет родить сына, то до его зачатия она должна сорвать плод с одного из деревьев, растущих возле бастиона с музеем, и съесть его.

Пророк Муххамед сказал в своё время: «Чистота — половина веры». Поэтому турки на завоеванных территориям обустраивали хаммамы — турецкие бани. Встречались мне хаммамы в разных странах. В Старом городе Фамагусты турками были построены три средневековых бани-хаммама. До одного изи них — Кертекли Хамам, расположенного в северной части города, я не дошёл из-за недостатка времени, а вот два увидел.

Один средневековый хаммам находится на центральной площади.

В поисках следов турецкого владычества в Старом городе Фамагусты

Бани Джафера Паши располагаются в развалинах францисканского монастыря и церкви Святого Франциска. Построены они были в 1605 году и названы в честь первого губернатора Фамагусты Джафера паши (Aga Cafer Pasha).

В исторической памяти Джафер Паша запомнился с одной стороны как выдающийся полководец, проявивший себя при осаде и взятии Фамагусты, с другой строны, как рачительный хозяйственник, своими трудами добившийся улучшения снабжения города пресной воды и запомнившийся строительством фонтанов и акведуков, разбросанных ранее тут и там по городу. жаль, что большинство из них не дожило до нашего времени.

Вход в хаммам был закрыт.

В поисках следов турецкого владычества в Старом городе Фамагусты

Еще один хаммам я увидел довольно-таки далеко от этого места, в западной части города невдалеке от Вотот Земли, на улице, идущей вдоль крепостной стены. Kizil Hamam, имеющий второе имя Scarlet Turkish Bath был построен в 1601 году, но ныне заброшен и сохранность Красных бань оставляет желать лучшего, проще говоря — остались одни руины.