Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была вчера 11:34

Санкт-Петербург — Россия Июль 2018

История северной столицы необычна и уникальна с самого начала его основания — с 16 марта 1703 года.

Царь Петр I сказал — царь сделал: Повелеваю основать морской порт и столицу всея Руси здесь, в непроходимых болотах, на бесчисленном количестве островов, среди лесов и жуткого климата. Город начинался с крепости «Санкт-Питер-Бурх»,

Санкт-Петербург — царский каприз, выросший на воде и болотах

затем деревянные дома, улицы, площади расползались в разные стороны, занимая все больше близлежащих территорий. Но не маслом масляным были намазаны болота, а издан царский строжайший указ о добровольном принудительном заселении тех мест. И потянулась бесконечная вереница телег с нажитым скарбом, подвод из разных уголков страны. Бояре, купцы московские всполошились, министры, чиновники рассердились — уж очень им не хотелось покидать насиженные обустроенные места, где все было знакомо и схвачено. Но кто скажет свое слово против царского? Крестьяне валили лес, рабочие засыпали болота, строились деревянные казармы, особняки и дома, но не сразу суровая земля приняла назойливых пришельцев: в 1710 — м году на рождающийся город обрушиваются страшные разрушительные стихии — огонь и вода, разрушая то, что с нечеловеческими усилиями было создано.

Санкт-Петербург — царский каприз, выросший на воде и болотах

И тогда новый указ царя: Столица должна быть каменной! Запрещаю строительство каких бы ни было зданий из камня по всей России, повелеваю всем мастеровым каменщикам ехать на работы в Петербург. Каждый въезжающий в город должен либо привезти столько-то камня, либо заплатить «каменный налог» на месте.

Подворье знаменитого подмосковного монастыря. Участок был выделен Петром I подворью в 1714 г. и принадлежал ему до 1917 г. Троицкое подворье включало монастырскую гостиницу, церковную лавку и домовую церковь Святой Троицы. Здесь останавливались настоятели Лавры, посещавшие Петербург. После 1945 года в здании разместилась библиотека.

Петром I были приглашены иностранные зодчие, вовлеченные в строительство сооружений самых разных направлений, составивших в будущем художественную славу, ставшие объектами мировой культуры и гордостью современности.

Санкт-Петербург — царский каприз, выросший на воде и болотах

И дело стронулось, город, зарождающийся на побережье восточной части Финского залива и на многочисленных островах Невской дельты, начал уверенно расти, словно малыш под бдительным оком заботливых родителей. Следуя указаниям Петра, впечатлившимся красотой каналов Венеции и Амстердама, архитекторы создавали город на воде с минимумом мостов между островами. Местным жителям следовало передвигаться на лодках, а в зимнее время на санях по льду.

Санкт — Петербург — это детище Петра, город, основанный лишь благодаря его прихоти, ставший императорской столицей спустя 9 лет после начала его строительства — 1712 года. До 1918 года Петербург нес на своих могучих плечах эту не легкую ветвь первенства, поддерживаемый всеми последующими императорами России.

Санкт-Петербург — царский каприз, выросший на воде и болотах

Городу, ставшему воплощением новой модели страны, символом петровской эпохи, названному «окном в Европу», была уготована судьба блистать, быть украшением страны и сквозь века пронести потрясающий архитектурный стиль — петровское барокко. Пробежавшись кончиками пальцев по истории обожаемого мною города, я не могу обойти стороной несколько весьма впечатляющих цифр.

Санкт-Петербург — царский каприз, выросший на воде и болотах

В современном Петербурге находится около 93 рек, протоков, рукавов и еще около сотни водоемов- прудов, озер, искусственных водоемов. Общая длина всех водотоков около 282 километра, а их водная поверхность занимает около 7% всей площади города.

Усиленное строительство мостов началось после смерти Петра I и в наше время, если считать и пригороды их насчитывается около 800. В историческом Петербурге насчитывается 342 моста: автомобильные, разводные и нет, пешеходные, большие и маленькие, красивые и обычные, необходимые для перехода с одной стороны набережной на другую.

Сегодня мы с вами отправимся на прогулку по городу, в которой нас так или иначе будут сопровождать важные составляющие Санкт — Петербурга — это вода и мосты.

Санкт-Петербург — царский каприз, выросший на воде и болотах

Итак, лето 2018 года, точнее — июль, жаркий, обволакивающий липкой влагой, не предсказуемый, периодически срывающийся до грозы со всеми ее атрибутами. Мрачные тяжелые тучи, висящие так низко, что до них можно дотянуться рукой, ветер и конечно же дождь, стремительно переходящий в ливень. Машина оставлена где-то в переулке недалеко от набережной Лейтенанта Шмидта.

Санкт-Петербург — царский каприз, выросший на воде и болотах

Нас трое, зонт один, второй большой благополучно остался на заднем сиденье машины.

Большая часть наших прогулок начинается именно отсюда — с набережной Большой Невы, как она именовалась в 18 веке. В 1887 году часть набережной, начинающаяся от моста, была названа Николаевской в честь императора Николая I, как и сам мост. В 1918 — м году, после известных событий, набережная и мост были переименованы в честь одного из руководителей Севастопольского восстания 1905 года — Петра Петровича Шмидта.

Санкт-Петербург — царский каприз, выросший на воде и болотах

Недалеко от берега в темных водах Невы находится плавучий музей Подводная лодка С — 189. Длинная стальная конструкция всегда привлекает мое внимание, но желания посетить этот музей никогда не возникает.

У лодки необычная судьба: спущенная на воду в 1954 году она 35 лет находилась в боевом составе флота. В 1990 году после демонтажа оборудования она была транспортирована в Купеческую гавань Кронштадта для последующей утилизации, но не дождавшись ее, через 8 лет лодка затонула. Как это водится средств на подъем лодки у государства не оказалось и тогда на помощь пришли балтийские ветераны-подводники. При помощи вложений удачно найденного спонсора лодка была извлечена из грунта, поднята на поверхность, на понтонах доставлена в док Канонерского завода, где специалистами были выполнены все восстановительные работы. В августе 2007 года Подводная лодка С — 189, получившая вторую жизнь, была отбуксирована на новое место своей дальнейшей стоянки — к плавучему причалу Ленинградской военно — морской базы, а весной 2010 года в ней открылся музей.

Санкт-Петербург — царский каприз, выросший на воде и болотах

На месте углового трехэтажного Дома Л. Эйлера — Дом А. Гитшова, занимающего два старинных участка, находились два строения, одно из которых изначально принадлежало князю А. Куракину, второе знаменитому математику Л. Эйлеру. Каменный трехэтажный особняк был построен в 1851 году при новом владельце купце и саксонском посланнике А. Гитшова.

С 1920 — го года в здании находятся школы различного направления. Сейчас это школа № 27.

Следующий узкий пятиэтажный дом в стиле эклектики — Доходный дом А. Е. Шлякова, постройки 1720 года, но в 1879 году он подвергся реконструкции.

В стоящем рядом с ним Доме Воронина, с 1720 — го года претерпевшем несколько перестроек, в настоящее время находится Филологический университет.

Санкт-Петербург — царский каприз, выросший на воде и болотах

Далее от моста расположена Университетская набережная, застройка которой начала формироваться с самого начала строительства города. На ней был построен первый каменный дворец Санкт -Петербурга — дворец фаворита и ближайшего сподвижника Петра I князя Александра Даниловича Меншикова.

Названа набережная в честь Санкт — Петербургского университета в 1887 году.

Далее мы покидаем Васильевский остров и переходим Большую Неву по арочному чугунному Благовещенскому мосту, построенному в 1843 — 1850 годах по проекту русского инженера С. В. Кербедза.

На темных водах Невы покачивались суда, шла усиленная подготовка ко Дню ВМФ.

Санкт-Петербург — царский каприз, выросший на воде и болотах

Едва наши ноги ступили на Английскую набережную, как мрачное, практически черное небо приветствовало нас первыми огромными каплями дождя. Подумаешь, не сахарные — но было обидно, ведь это было только начало прогулки! Стремительные порывы ветра дерзко вырывали легкий, летний зонт, тем не менее я пыталась проникнуться аурой Англии в миниатюре.

Санкт-Петербург — царский каприз, выросший на воде и болотах

Изначально, с началом застройки, Петр I планировал использовать эту часть города как промышленные территории. До 1714 на левой стороне Невы строили свои домишки бедные рабочие. Но вскоре Петр осознав, какую неприглядную картину видят иностранные суда, приплывающие в Санкт — Петербург, кардинально изменил первоначальный план. Он решил, что набережная должна быть визитной карточкой новой столицы и велел отдать эти земли влиятельным и богатым жителям с условиями: архитектура особняков должна соответствовать специальным требованиям, а их хозяева благоустраивать берег.

Еще будучи молодым, Петр I много путешествовал и находясь в Англии он приглашал британских подданных посетить Россию, чем они не преминули воспользоваться, создав впоследствии свою конгрегацию. В 1723 году Английская Фактория перебирается в строящийся Санкт — Петербург.

В 1735 году между Англией и Россией был подписан договор, в котором говорилось, что дома английских купцов освобождаются от налога. Чтобы заработать на иностранцах, хозяева выстроенных уже особняков быстренько распродали их англичанам. В итоге получилась очень красивая набережная с великолепными домами без просветов — сплошной фасад и за каждым из них история, смена владельцев, тайны.

Санкт-Петербург — царский каприз, выросший на воде и болотах

И первый особняк, который мы рассмотрим, в документах представлен как Доходный дом А. А. Вонлярлярского. Недавно слушала исторический роман и там звучала эта интересная фамилия. Подумала — вымысел автора, а нет, доподлинная личность. Первым владельцем углового дома на Английской набережной был губернатор Москвы, граф Семен Андреевич Салтыков. А далее на долю этого особняка выпала слишком стремительная смена владельцев: сын Салтыкова — Петр Семенович, в 1830-м барон Юлий Матвеевич Литта, в 1840-х это уже барон Шабо. Перед строительством Благовещенского моста встала необходимость освободить место для площади — дом мешал. Он был выкуплен казной и новому владельцу следовало часть строений снести. Этим как раз и занялся отставной поручик Александр Вонлярлярский, построив красивое здание в стиле неоренессанса с магазинами на первом этаже. Портик с кариатидами стал украшением фасада.

В 1852 году в нем открылся ресторан «Канкальский утёс». А с 1862 года опять один владелец сменялся другим. С 1910 года в здание переехал дорогой ресторан «Донон», рядом находились аптека и магазин готового платья. Магазины на первом этаже располагаются и сейчас. На остальных этажах разместилось Управление торговлей Петербурга.

Мне всегда интересно, каким образом за зданием закрепляется то или иное имя и название, почему именно фамилия этого владельца, в данном случае — Вонлярлярского, а не другого, не первого или последнего.

Идем далее, мрачноватый трехэтажный особняк, носящий имя Эдуарда Морицевича Мейера, покопаемся в его родословной. Участок был куплен генералом Бутурлиным, но в 1727 году его выслали из столицы, а в 1730 — м году в новом доме обосновалось семейство английского поданного. В конце 18 века особняк приобрел купец Миллер. В 1830 -х годах он продал дом Морскому министерству для проживания в нем служащих, одним из них был мореплаватель Федор Петрович Литке. В 1856 году он стал полноправным хозяином особняка, а в 1869 году, продав особняк, съехал в казенную квартиру, представленную ему Академией наук. И далее домом владеет баварский генеральный консул Эдуард Морицевич Майер, чье имя и закрепилось за зданием. Британский подданый был еще и купцом, он также владел банкирским домом «Э. М. Мейер и Комп." В послереволюционное время роскошные залы и комнаты особняка были переделаны в квартиры. Дом и сейчас жилом, в нем живут преимущественно иностранцы.

Санкт-Петербург — царский каприз, выросший на воде и болотах

История следующего особняка Павла Петровича фон Дервиза начинается в 1717 году, когда участок был куплен адъютантом Меншикова, майором Иваном Макаровичем Полянским. Спустя более чем ст лет — в 1837 году в особняке расположилось посольство Великобритании и лишь в 1889 году его приобретает вдова обрусевшего немца Павла Григорьевича фон Дервиза, мецената, строителя железных дорог. Особняк, что мы видим в настоящее время, в 1898 году был перестроен архитектором Красовским для их наследника — Павла Петровича фон Дервиза, выпускника Коломенского Артиллерийского училища. Красавец, гвардейский кавалерист, богатейший предводитель дворянства, конезаводчик, а в послереволюционные годы учитель, преподававший математику бывшему маршалу Жукову, Павел Петрович умер в 1943 году на руках своей пятой жены.

В 1903 году прекрасный особняк на Английской набережной был продан двоюродному брату Никлая II — великому князю Андрею Владимировичу, которым он владел вплоть до 1917 года.

Затем здание наполняла вереница разных учреждений, пока в 1959 году дворец передали первому в СССР Дворцу Бракосочетаний.

Именно в этом Дворце происходило бракосочетание моей сестры со своим мужем, и я помню роскошную лестницу, красивые парадные комнаты.

А дождик тем временем превратился в дождь, потом без остановки на отдохнуть — в ливень, который в дуете с ветром хлестали и поливали нас без всякого стыда и совести! Да пожалели бы ребенка и дали скидку на отсутствие нормального зонта! Утопая по щиколотку в стремительных потоках воды, мы почти бежали в сторону хоть какого-то прикрытия. Им на радость оказался Исаакиевский собор. Выстояв в небольшой очереди за билетами и изрядно подмочив все, что осталось сухим, мы, хлюпая мокрыми сандалиями с благодарностью просочились в храм. Я два раза медленно с чувством обошла храм изнутри, все рассмотрела самым тщательным образом, а дождь и не думал прекращаться. Реки высотой см 10 текли по всем улицам. На этот день у меня был намечен поход в Строгановский дворец, куда мы, подгоняемые дождем и направили свои мокрые ноги. Только бы не заболел ребенок — эти мысли терзали меня без остановки.

И вот уже перед нами предстал нежно розовый дворец Строгановых— блестящий образец зрелого барокко.

Санкт-Петербург — царский каприз, выросший на воде и болотах

Сейчас невозможно представить, что в начале 18 века, когда велось строительство города по всем фронтам, на этом самом месте еще находились городские пастбища и соляные амбары. В 1732 — м году началось строительство сразу двух домов, примыкавших друг к другу — дома портного Неймана и трехэтажного особнячка придворного повара Шестакова. Да, вот как жили повара в те далекие времена, но развернуться им и закончить строительство не удалось. Через десять лет барон Сергей Григорьевич Строганов выкупил участок с не достроенными домами и поручил величайшему зодчему Растрелли создать проект трехэтажного дворца. Новый дом, нарядный, грандиозный, без сомнения шедевр Растрелли, был возведен в 1753 -1756 года на фундаменте прежнего дома с частичным использованием его стен.

Арабесковая гостиная.

Владелец особняка, обер — камергер Строганов, один из знаменитого рода крупнейших промышленников и землевладельцев, собрал первую в Петербурге частную картинную галерею. Строгановы владели дворцом вплоть до революции, а в 1918 году он был национализирован и превращен в дом — музей, с 1925 года получивший статус филиала Эрмитажа.

Но в 1929 году музей был закрыт, уникальные коллекции распроданы или расхищены и лишь частично переданы Эрмитажу и другим музеям, а в здании разместили Институт растениеводства. С 1938 года здание занимали различные учреждения, конторы, склады, общежитие. В 1988 году дворец вошел в состав Государственного Русского музея.

Большая гостиная

Когда мы вышли из дворца, дождь игриво накрапывал, вселяя надежду на полное прекращение, но о дальнейшей прогулке не могло быть и речи — мокрая обувь не оставляла шанса. Идти пешком до оставленной где-то далеко машины не было ни малейшего желания, и мы решили воспользоваться услугами метро. Сев на станции Адмиралтейская, мы уже через несколько минут выходили на Василеостровской и какого же было наше удивление, когда на улице мы попали под плотную стену неугомонного дождя. Как мы добежали до машины, прыгая по лужам и не пытаясь уже оббегать их, лучше не вспоминать. Дома по очереди приняли горячие ванны, пропуская малышку вперед, выпили душистого чая с медом и о чудо — никто не заболел.

Через пару дней мы предприняли новую прогулку, в надежде на более благоприятный исход и в этот день погода отнеслась к нам благосклонно.

В этот раз просто прошлись по одному из любимых нами мест — набережной реки Фонтанки.

Санкт-Петербург — царский каприз, выросший на воде и болотах

Начнем обзор с Пантелеймоновского моста.

В середине 1720 — го года на этом месте для подачи воды к фонтанам летнего сада был сооружен мост — акведук, который после наводнения 1777 — го года демонтировали. Но необходимость соединения Литейного района города и Марсова поля существовала, что привело к строительству в 1823 — 24 годах цепного проезжего моста, созданного по проекту инженера Третера.

Санкт-Петербург — царский каприз, выросший на воде и болотах

В начале 20 века мост несколько раз реконструировали. В 1925 году в связи с столетним юбилеем восстания декабристов, мост переименовали в «Мост Пестеля», но в 1991 году после ряда очередных реставрационных работ вернули прежнее название — Пантелеймоновский.

Перпендикулярно к нему через реку Мойку в 1720 — м году был сооружен деревянный пешеходный мост, названный 1-м Инженерным в честь Инженерного замка. Последней реконструкции и реставрации мост подвергся в 2002 году.

Санкт-Петербург — царский каприз, выросший на воде и болотах

Рядом с мостом установлена крошечная, всего 11 сантиметров, скульптурка птички, названная «Чижик-Пыжик». История ее создания такова: в 1835 году недалеко от этого места было основано императорское училище, студенты которого носили форменные пыжиковые шапки. После посещения трактира, они частенько гуляли по набережной и распевали песенку: «Чижик — Пыжик где ты был? На Фонтанке водку пил!»

Санкт-Петербург — царский каприз, выросший на воде и болотах

В 1994 году дуэт, состоящий из режиссера и скульптора Резо Габриадзе и архитектора Славы Бухаева установили памятник птичке, который сразу же стал одним из символов Петербурга.

Бросив птичке монетку, которая должна возвращать меня в Петербург снова и снова, я обратила свои взоры на противоположную набережную, где рядком стоят разные и симпатичные особняки. Займемся их инвентаризацией, постараюсь кратенько.

Угловой четырехэтажный жилой дом был возведен сразу после войны по проекту Е. А. Левинсона, на месте скромного двухэтажного особняка, построенного в конце 18 века. До революции в нем располагалась гостиница «Версаль».

Санкт-Петербург — царский каприз, выросший на воде и болотах

К дому вплотную примыкают два совершенно разных особняка некогда принадлежавшие древнему русскому роду Алсуфьевых, перестроенные в начале 20 века по проекту архитектора Щусева в стиле раннего петербургского барокко.

В 1838 году в одном из домов недолго жил М. Ю. Лермонтов, а в 1887 году останавливался Л. Н. Толстой.

Санкт-Петербург — царский каприз, выросший на воде и болотах

У следующего дома под № 16 очень насыщенная, интересная судьба и слишком резкая смена владельцев. Посудите сами: 1777 год, владелец действительный статский советник, капитан — поручик лейб — гвардии Семеновского полка Талызин Лукьян Иванович. В 1809 году усадьба была куплена Императорским военно-сиротским домом для девиц. Но не прошло и десяти лет, как участок вместе с домом был куплен министром внутренних дел Кочубеем Виктором Павловичем. В перестроенный Монферраном дом уже в 1838 — м году переехало «Третье отделение собственной Его Императорского Величества канцелярии». И в дальнейшем особняк так и остался на службе у государства. С 1880 года это уже департамент полиции Министерства Внутренних дел. С 1923 — го Петроградский Губернский суд, с 1956 — Ленинградский суд. В исторических же хрониках за домом прикрепилось имя одного из владельцев — Дом В. П. Кочубея.

Переходим к следующему дому на Фонтанке — № 18, Дому Пашковых — Особняку Левашова, построенному в конце 18 века в стиле строго классицизма с колоннами в центре фасада. С 1822 — го года дом принадлежал жене обер-гофмейстера В. А. Пашкова, а в 1847 имение выкупил ее зять- генерал -лейтенант Василий Васильевич Левашов и назвал его «Осиновая Роща». Наследники Левашова владели имением вплоть до революции. В 1921 — м году в этом жила Анна Ахматова.

В настоящее время в этом красивом доме располагается художественная школа.

Следующий Дом П. В. Неклюдова — Дом Вадковской — Дом А. Н. Голицына — тройное закрепление фамилий владельцев за названием.

Особняк с колоннами на фасаде построен в конце 18 века для обер — прокурора П. В. Неклюдова. В 1811 году он продает дом министру просвещения А. Н. Голицыну.

Санкт-Петербург — царский каприз, выросший на воде и болотах

С 1869 года по 1917- й здание относилось к Министерству Императорского Двора. В наши дни в особняке расположилось свободное пространство «Цифербург», Голицын Лофт, кафе, несколько магазинов и салонов.

И последний дом рассказа набережной Мойки — дом с колоннами-Дом купца В. Ф. Громова

Санкт-Петербург — царский каприз, выросший на воде и болотах

В начале 20 века в нем располагался Археологический институт, с 1965 года школа № 190, затем художественный лицей, сейчас гимназия.

Уф, сама замучилась читать массу информации и вас замучила цифрами и ФИО. Все это безумно интересно, за каждым фасадом спрятано столько судеб, страстей, счастья и трагедий, столько известных фамилий проживали в них, что читая, мне порой казалось, что история оживала.

Через вырастающий город от Александро-Невской лавры к центральной части в 1710 году была проложена Большая першпективная дорога. Ныне это Невский проспект. Спустя пять лет Петр издал очередной указ: Через Фонтанку сделать мост! И уже в 1716 году был построен 150- метровый деревянный «Аничков мост», названный по имени инженера М. О. Аничкова, руководившего строительством переправы. Шло время, город рос и на смену узкому мосту в 1841 году пришел новый, равный ширине проспекта. И именно в это время на мосту были установлены четыре бронзовые фигуры «Кони» работы скульптора барона Петра Карловича Клодта.

Санкт-Петербург — царский каприз, выросший на воде и болотах

Собственный дворец княгиня, статс — дама Анна Григорьевна Белосельская, в девичестве Козицкая, жена дипломата, историка, мецената и коллекционера Белосельского-Белозерского, решила построить на месте бывшей усадьбы 18 века. Был приглашен архитектор Ф. И. Демерцов, создавший проект большого особняка. Следующая перестройка состоялась в 1848 году. За работу принялся архитектор Штакеншнейдер и в результате был создан потрясающей образец русского барокко, один из красивейших дворцов и первый пример необарокко в Петербурге.

Санкт-Петербург — царский каприз, выросший на воде и болотах

Дворец князей Белосельских-Белозерских — характерный пример богатого аристократического особняка.

Санкт-Петербург — царский каприз, выросший на воде и болотах

Далее полюбуемся еще на один мост на реке Мойка —мост Ломоносова, получивший свое настоящее название в 1948 году после очередной реконструкции. Изначально, построенный в 1785 году разводной мост носил официальное название Екатерининский, в народе -Чернышов.

Украшениями моста служат цепи и гранитные тумбы.

Изначально с 1875 года Заячий остров и Мытнинскую набережную соединял Крепостной мост, а новый, Кронверкский мост, с деревянным настилом и перилами построен в 1938 году. Его дизайн напоминает мосты 18–19 веков, поэтому мост гармонично вписывается в общий архитектурный облик Петропаловской крепости.

Санкт-Петербург — царский каприз, выросший на воде и болотах

Морской вокзал Санкт-Петербурга- причальный комплекс открытый специально для приема и обработки круизных и паромных грузопассажирских судов в 1982 году.

Санкт-Петербург — царский каприз, выросший на воде и болотах

И не могу обойти словами и Лахта-Центр, 87 — этажный небоскреб, как огромный гвоздь пробивающий хмурое небо Петербурга. Огромное сооружение, построенное на берегу Финского залива можно наблюдать со многих точек города, не скажу, что в любую погоду, ибо самый верх этой огромной стрелы частенько парит в облаках.