Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был сегодня 12:13
https://www.tourister.ru/forums/tourister/faq/4657 ссылка на тему форума.Стоит оставаться на сайте?

Соловецкие острова — Россия Июль 2020

Вот и наступил последний пятый день нашего пребывания на Соловках. У меня время побыть здесь ещё есть, а Света должна уплывать сегодня вечером в Рабочеостровск и дальше из Кеми на поезде в Питер. Раз уж мы так с ней сдружились, то я решил составить ей компанию и возвращаться вместе. Вчера мы замерзли на экскурсии на острове Анзер.

Хозяйка съемного жилья растопила нам баню. Вечером париться в русской дровяной бане с вениками и видом на Белое море! Что может быть прекраснее? Утром пятого дня в пятницу, наконец, удалось увидеть бабушку торгующую близ монастыря знаменитыми пирожками с селедкой. Накупили кучу.

Погода окончательно испортилась и мы купили, наконец, экскурсию на Секирную гору и ботанический сад. Трехчасовая экскурсия стоит 1 000 рублей. ПАЗик везет нашу экскурсию по дороге проложенной ещё 500 лет назад во времена игумена Филиппа (Колычева).Бетонные дороги не ремонтировались ещё со времен Союза. Но дешевле купить новый ПАЗик чем ремонтировать дороги. Секирная гора — одно из интереснейших мест на Большом Соловецком острове. Высота — 77,5 метра над уровнем моря.

На горе расположен Вознесенский скит Соловецкого монастыря. Геолог А. Иностранцев, проводивший в конце 19 века геологические исследования на Соловках, утверждал, что Секирная гора образована ледниковыми наносами.

На Секирной горе Большого Соловецкого острова. Русский крест...

Экскурсию проводит сегодня не Павел, а Дмитрий.

Задолго до основания на Секирной горе монашеского скита, эта местность пользовалось почитанием насельников Соловецкого монастыря. Само название горы связано с чудом, если верить сохранившемуся преданию, случившемся здесь ещё во времена Савватия и Германа Соловецких, первоначально живших недалеко от горы, на берегу бухты Сосновой. Промысловики проживающие здесь мешали Савватию и Герману обустраивать тут жизнь монашескую. Почему?

Промысловики догадывались что со временем монастырь отожмёт их земли. Небезосновательно волновались местные жители.

Так и вышло со временем.

Промысловиков сначала заставили платить десятину монастырю, а затем им вообще запретили тут охотиться.

Согласно житию преподобных основателей северного монастыря, однажды они, выйдя из кельи и услышав плач, нашли неподалеку жену карельского рыбака, которая рассказала о том, что «два светлые юноши» били её прутьями, говоря при этом: «Уходите с этого места, вам нельзя здесь жить. Устроится тут жилище иноческому чину и соберется множество монахов во имя Божие».

По-видимому, от высеченной на этом месте ангелами рыбацкой жены и произошло название горы — «Секирная».

Несмотря на столь явное предзнаменование, эта местность впоследствии долгое время оставалась безлюдной, однако известно, что в смутное время XVII–XVIII веков на горе находился сторожевой пост для наблюдения за морем.

На Секирной горе Большого Соловецкого острова. Русский крест...
Пямятная плита с описанием чуда, установленная у подножия горы
архимандритом Александром в 1857 году.
Собственно история скита начинается в середине XIX века, когда при настоятеле Порфирии в 1860–1862 годах здесь была возведена Вознесенская церковь. Официальный статус скит получил в 1861 году.

Немного позже был построен деревянный двухэтажный корпус для проживания братии и паломников, а так же валунная баня, конюшня, выкопан колодец. Под горой, на том месте, где согласно легенде ангелы высекли рыбацкую жену, была построена часовня в честь чуда архистратига Михаила в Хонех.

На склонах горы были возделаны огороды, посажены ягодные кустарники. Летом в скиту жило до шести человек братии, а на зиму оставалось два-три монаха ведущих отшельническую жизнь. В летнее время сюда приезжало множество паломников, желающих побывать на месте чудесного явления ангелов и полюбоваться прекрасными видами, открывающимися со смотровой площадки горы. До революции монахи не пускали сюда светские власти.

Сюда могли попасть только паломники. Только при советской власти здесь стало возможным проведение светской экскурсии. На одной из них мы присутствуем.

Вообще, хоть наши гиды открыто нам не говорили, но между строк чувствовалось что между монахами и светскими музейными работниками (туристическими фирмами) какие-то «тёрки» происходят. Борьба за первенство. Отреставрированные на государственные деньги помещения монастыря передаются в безвоздмездное пользование монахам. Федеральные средства на реставрацию Соловков идут вначале в Архангельск и именно там они и оседают.

Соловкам из этих денег достаются крохи. Правда сейчас создан специальный целевой фонд восстановления Соловков. Это все по словам нашего гида.

Сохранились воспоминания, побывавшего здесь В. И. Немировича-Данченко:

«Весь Соловецкий остров раскидывался далеко внизу со своими лесами, озерами, полянами, церквями, скитами, часовнями и горами. Какие нежные переливы красок, какие мягкие изгибы линий. Тут — темная зелень соснового леса, там — изумрудный простор пойменного луга и повсюду — серебряные щиты изящных озер… Соловецкие острова — венец, а Секирная и Голгофа — адаманты венца сего, — говорили мне монахи об этих местностях».

Главной архитектурной доминантой комплекса Вознесенского скита является каменный трехъярусный одноглавый храм (восьмерик на четверике), построенный в середине XIX века по проекту архангельского архитектора Шахларева.

На Секирной горе Большого Соловецкого острова. Русский крест...

На первом ярусе храма находится престол освящённый в честь чуда архистратига Михаила в Хонех, на втором — в честь Вознесения Господня, на третьем ярусе ранее размещалась колокольня с четырьмя колоколами.

Интересной особенностью этого храма является установленный в 1862 году над его куполом маяк, свет которого служит ориентиром проходящим около острова судам с 15 августа по 15 ноября каждого года.

Первоначально, источником этого света, видимого на расстоянии более 22 морских миль (около 40 км), служили керосиновые лампы, но в результате реконструкции 1904 года они были заменены на электрические. Тогда же на маяке были установлены линзы Френеля, что позволило ещё более увеличить дальность светового луча.После революции во время существования на Соловках Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН) в Вознесенском скиту было устроенштрафной изолятор (карцер).

У подножия горы проводились одиночные и массовые расстрелы.Именно в стенах Вознесенской церкви на горе и был устоен карцер.

На Секирной горе Большого Соловецкого острова. Русский крест...

Решетки на окнах именно с того времени сохранились.

За алтарём была устроена параша. В двери Вознесенского храма до сих пор сохранился глазок через который охранники наблюдали за осужденными в карцере.

Вот он, снято изнутри храма.

Росписи на стенах храма закрасили написав советские лозунги. На секироной горе отбывали свой срок в штрафном изоляторе (карцере) не просто осужденные, а нарушители режима содержания (самые неисправимые).Сидели тут от месяца до года, а меньшие сроки за нарушения отбывали в соловецком монастыре. В начале 20-х годов режим тут был ещё мягкий.

Так, например с 1923 по 1925 годы на «Секирке» была организована встреча осужденных"политиков» (социалистов) с их родственниками. Затем режим ужесточили. По воспоминаниям академика Лихачёва на ночь отнимали одежду и нарушители спали на голом полу. Здесь осужденных ломали физически и нравственно.

Существовали верхний (строгий, карантинный) и нижний яруса. Ночью разрешалось лежать, а днем можно было только сидеть. Садиться разрешали только на тонкие жерди-палки. Это называлось сидеть «на насесте» как куры. Нельзя было смахивать с тела комаров. Сидеть разрешалось только выпрямив спину. Часто теряли сознание и падали «с насеста» вниз. По воспоминаниям люди выглядели здесь как скелеты обтянутые кожей.

На Секирной горе Большого Соловецкого острова. Русский крест...

Нары и печь осужденные только потом устроить в карцере уговорили лагерное начальство. Изначально их не было. Максим Горький посетил Соловки в 1929 году. К его приезду тут сделали показуху. Осужденным раздали газеты и приказали читать их. Горький должен был увидеть что тут перевоспитывают в том числе и чтением советских газет. Некоторые осужденные специально держали газеты вверх ногами, чтобы известный писатель понял что это всё показуха.

Говорят что Горький увидел это, всё понял, подошел к одному из осужденных и перевернул газету правильно. Осужденные тайком пытались сунуть писателю записочки.

Что они там писали? Видимо о нечеловеческих условиях в лагере или послания родственникам. Охрана увидела как один юноша сунул такую записку Горькому. Больше этого парня уже не видели.

Однако, несмотря на все ухищрения арестантов, Горький, обласканный властью, написал хвалебную статью где прославлял исправительную ситему СЛОНа, блестяще перевоспитывающую врагов советской власти.

Точно неизвестно в какие периоды здесь функционировал карцер. Предположительно с 1925 по 1931 и с 1936 по 1938 г.г. В окрестностях горы множество ягод. Осужденные тогда шутили — это «ягОдные угодия» с ударением не на первый, а на втрой слог. Генрих Ягода был тогда генеральным гос. безопасности. В 2009 году находившийся на Соловках с пастырским визитом Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил в том числе места связанные с деятельностью Соловецкого лагеря особого назначения.

Предстоятель Русской православной церкви побывал на Секирной горе, где когда-то в заключении находился его дед о отцу — иерей Василий Степанович Гундяев.Патриарх Кирилл вспоминал о своём деде, пережившем то время:

«Тот самый дед Василий Степанович, ставший потом отцом Василием, мне, ребёнку, обо всём этом рассказывал. Он говорил о том, что он никогда не имел страха в сердце, никогда. Что его невозможно было испугать, хотя он был на волосок от смерти, находясь вместе со святителем Иларионом в то же самое время на Соловках и пройдя через страшные испытания карцера на Секирной горе. Это испытание мало кто выдерживал, обычно люди умирали. А дед остался жив.»

На Секирной горе Большого Соловецкого острова. Русский крест...

Из сохранившихся до наших дней построек Вознесенского скита следует отдельно отметить валунную баню и двухэтажный деревянный келейеый корпус, постройки XIX века.

Деревянная лестница ведущая на Секирную гору, разрушевшаяся в советское время, была восстановлена уже в наши дни на средства Норвежского директората по культурному наследию в 2005 году.

Если спуститься по лестнице то окажешься в Савватиевском скиту.

На Секирной горе Большого Соловецкого острова. Русский крест...

Эту лестницу прославил академик Лихачёв в своей «Власти Соловецкой».

«У Вас власть советская, а у нас соловецкая».

Академик попал сюда в 22 года и позже написал что все интересные люди уже побывали здесь, на Соловках. Сам Лихачёв этого не видел, но по рассказам сторожилов охранники осужденного привязывали к бревну и спускали вниз по этой лестнице. Когда бревно с человеком долетало по ступенькам вниз, то от человека мало что оставалось. Когда группа отошла, то я провел следственный эксперимент. Я взял бревно, приготовленное для рубки дров и спустил его по лестнице. Бревно с грохотом прокатилось, а затем зацепившись за перила, остановилось. Я спустил таким образом второе бревно, результат был тот же. Каким образом можно было спустить человека с бревном, если оно зацепится за перила?

И вообще, посмотрите на эту лестницу. Видите какая она узкая. Как можно спустить по ней человека с бревном, если человек по росту на ступеньках в длину просто не поместится. Перила-то помешают! Вот так рождаются фейки? Сам-то академик этой экзекуции не видел.

А между тем Секирная гора теперь ассоциируется у путешественников и местных с местом «где людей спускали по лестнице».

— Вы куда сегодня?

— На Секирную?

— А, это где людей спускали по лестнице?

Когда я проводил свои эксперименты стоял ужасный грохот.

На шум прибежал какой-то монастырский трудник и спросил меня зачем я скидываю вниз дрова приготовленные на зиму?

Я как мог объяснил цель своего эксперимента.

На что трудник покрутил пальцем у виска и сказал что если я не прекращу вандальничать, то он позовет монахов и меня самого спустят вниз по этой лестнице.

Я быстро ретировался.

В окрестностях Секирной горы постоянно проживают только три монаха.

Религиозная жизнь в скиту возобновилась в 1992 году, когда 4 июня, в празник Вознесения, впервые после длительного перерыва, в нём была совершена литургия.

В августе того же года у подножия Секирной горы, на месте, где ранее находился штрафной изолятор, был установлен поклонный крест в честь Соловецких новомученников.

Установку креста благословил патриарх Алексий, непосредственно руководвший его воздвижением.

В следующем году, когда музей-заповедник «Коломенское» возвратил Соловецкому монастырю ранее принадлежащие ему предметы, в Вознесенский скит вернулась почитаемая икона «Чудо архистратига Михаила в Хонех».

На Секирной горе Большого Соловецкого острова. Русский крест...

Летом 2006 года экспедицией Соловецкого музея заповедника была вскрыта одна из могильных ям расстрелянных узников СЛОНа, находящаяся на юго-западном склоне горы.

Обнаруженные останки 26 человек были преданы земле, после того как монахи отслужили по ним панихиду.

В ноябре 2007 года на Секирной горе была освящена часовня в честь новомученников и исповедников России.

На Секирной горе Большого Соловецкого острова. Русский крест...

В августе 2008 года исполняющий обязанности наместника монастыря архимандрит Мефодий освятил новый поклонный крест красного цвета в честь новомучеников и исповедников Соловецких, установленный у начала тропы, ведущей к месту массовых расстрелов.

Заканчивая тему ГУЛАГа я хочу сказать что местные люди на острове не любят эту тему затрагивать в разговорах.

Почему? Дело в том что здесь до сих пор живут потомки тех самых охранников лагеря. Охранники в 30-х обзаводились здесь семьями, да так и оставались навечно на Соловках. А выжившие здесь узники уезжали к себе к родственникам, на Родину.

На Секирной горе Большого Соловецкого острова. Русский крест...

Мы грузимся на автобус и следуем в обратный путь. Но по пути у нас ещё одна экскурсия в Макарьевскую пустынь (Ботанический сад).

Впрочем, я побывал здесь три дня назад и Вам об этом уже рассказывал:

На велосипеде в ботанический сад и филипповские садки на Большом Соловецком острове

На Секирной горе Большого Соловецкого острова. Русский крест...

Тогда, во вторник была отличная погода и гулять тут было приятнее.

Как хорошо что мы заехали в этот сад разбавив ужасы Секирной горы цветочками. Иначе от посещения Соловков у меня осталось бы тяжелое послевкусие.

Жизнь продолжается…

Перед отплытием в Кемь я ещё успел зайти помолиться в храм Соловецкого Кремля. Попросил у Бога прощения за все «косяки» и попросил помощи.

На Секирной горе Большого Соловецкого острова. Русский крест...

На стене храма увидел вот такую информацию, историю. Почитайте…

Мы прощаемся с Соловками. Немного грустно…Здесь было интересно. Интереснее чем в Карелии. Как хорошо что я не поехал в туристические распиаренные Рускеалу и православный «диснейленд» Валаам. Там коммерция, а на Соловках история и намоленные за столетия места!

Мы со Светой плыли на теплоходе «Василий Косяков» и разговаривали за жизнь. Она прожила трудную интересную жизнь, про которую можно снимать сериалы и писать книги. Через пару часов мы причалили в Рабочеостровске, прогулялись по набережной где снимался фильм «Остров»

Знакомьтесь — Рабочеостровск…

Затем на такси поехали в Кемь.

Но это уже совсем другая история…