Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был сегодня 12:13
https://www.tourister.ru/forums/tourister/faq/4657 ссылка на тему форума.Стоит оставаться на сайте?

Рабочеостровск — Россия Июль 2020

Мы прибыли в Рабочеостровск из Беломорска на такси поздно вечером.

Рабочеостро́вск (по карельски Papinšuari) — посёлок в составе Кемского района Республики Карелия.

Расположен в 12 км к северо-востоку от города Кемь на побережье Белого моря.

По пути из Беломорска в Рабочеостровск мы промчались сквозь древний русский город Кемь. С Кемью я Вас тоже познакомлю, но в другом материале.

Знакомьтесь — Рабочеостровск...

В Рабочеостровске у нас была забронирована недешёвая гостиница, так как в этом коронавирусном году только из этого городка можно попасть на Соловки.

Несмотря на драконовский ценник в этой гостинице у порта минимум удобств.

Знакомьтесь — Рабочеостровск...

Единственный плюс данного туркомплекса — атмосферные деревянные домики с номерами и удобно отсюда заказывать трансфер теплоходом на Соловецкие острова.

Возник Рабочеостровск в 1888 году благодаря основанию архангельскими купцами Сурковым и Шергольдом лесопильного завода и получил название носил название Попов Остров.

Место было выбрано не случайно — бухта у Попова острова очень удобна для захода судов, которые могут подплывать прямо к берегу. Предполагалось, что люди будут приезжать сюда лишь на сезонные работы, однако рабочие оставались, постепенно образовался посёлок.

В 1914 году в посёлке установлен футшток для наблюдения за уровнем моря, в 1916 году организована гидрометеорологическая станция Кемь-Порт.

В 1918–1924 годах поселок именовался Красный Остров, в 1924–1929 годах — Остров Октябрьской Революции, с 1933 года носит современное название — Рабочеостровск.

В 1923 году в посёлке на Поповом острове был открыт Кемский пересылочно-распределительный пункт, предназначенный для заключённых, направляемых в Соловецкий лагерь особого назначения.

Знакомьтесь — Рабочеостровск...

Сохранились здания штрафного изолятора и лагерное кладбище.

К сожалению осмотреть эти объекты у меня не хватило времени.

Постановлением ВЦИК РСФСР от 10.07.1933 г. населенный пункт Кемь-пристань-порт и населенные пункты при лесопильном заводе № 40 и новостроящемся лесопильном заводе Ташка-Турка Кемского района Карельской АССР объединили в один населенный пункт, отнеся его к категории рабочих поселков.

Вновь образованному рабочему поселку присвоено наименование «Рабочеостровск».

До зимней войны с Финляндией (1939—1940 гг.) в городе проживало 4 000 жителей, в данный момент осталось только половина (2 000).

Во время Советско-финской войны (1941—1944 гг.) в посёлок было эвакуировано оборудование Медвежьегорского деревообрабатывающего завода. Производились лыжи для армии, приклады и ящики для снарядов.

В 1933–1991 годах Рабочеостровск имел статус посёлка городского типа.

В посёлке работают средняя школа, детский дом, амбулатория, дом культуры.

К востоку от посёлка находится государственный ландшафтный заказник «Кузова» — особо охраняемая территория.

Знакомьтесь — Рабочеостровск...

Вот эти ребята пришли сюда по беломоро-балтийскому каналу аж из Казани и завтра оправляются на несколько дней на Кузова!

На территории находится подворье Соловецкого монастыря, через порт посёлка следуют на Соловецкие острова туристы и паломники.

Знакомьтесь — Рабочеостровск...

Действуют церковь Троицы Живоначальной и часовня Николая Чудотворца.

В октябре—декабре 2005 года в Рабочеостровске проходили съёмки художественного фильма «Остров» срежиссёра Павла Лунгина, для которого были построены декорации.

Напомню сюжет для тех кто не смотел этот прекрасный, нашумевший в своё время фильм.

Во время Великой Отечественной войны в 1942 году где-то на Севере немецкий военный корабль захватывает советскую баржу, перевозящую уголь. На борту корабля находятся шкипер Тихон и кочегар. Оба попытались спрятаться в угле, но немецкие моряки находят кочегара. После побоев кочегар выдаёт Тихона. Пленников ставят у борта с намерением расстрелять. Кочегар начинает рыдать, умоляя сохранить ему жизнь, Тихон же держится спокойно и демонстративно закуривает. Тогда немецкий офицер предлагает кочегару спасти свою жизнь, застрелив своего товарища, и даёт ему пистолет с одним патроном. Кочегар бьется в истерике, но всё же стреляет в Тихона, и тот падает за борт. Немцы оставляют кочегара в живых, минируют баржу и покидают её. Кочегар остаётся на заминированном судне, которое вскоре взрывается.

Монахи подбирают на берегу почти безжизненное тело.

Действие переносится в 1976 год.

Кочегар значительно постарел. Он принял монашество и теперь носит имя Анатолий. Его основное послушание — трудиться в монастыре истопником.

К нему, как к старцу, с разными нуждами и болезнями приезжают люди, так как он обладает даром прозорливости и способностью исцелять при помощи молитвы.

Отец Анатолий не похож на смиренного монаха: отступает от устава, живёт в котельной, где спит на угле, редко приходит на молитву в храм, предпочитая молиться у себя в келье, позволяет резкие слова и оскорбительные поступки по отношению к настоятелю и братии, но когда его хотят наказать за нарушение дисциплины — переходит на церковнославянский язык и отвечает исключительно цитатами из Библии и богослужебных книг.

Иногда он ведёт себя как юродивый: мажет сажей ручки дверей, пускает игрушечные кораблики, бьёт без нужды в колокола, ни с того ни с сего громко запевает песни. Странностей старца Анатолия многие монахи не понимают, особенно отец Иов — казначей монастыря, жалующийся об этом настоятелю отцу Филарету: что молится отдельно от всех, не моет лица и рук, на высокоторжественные праздники опаздывает на службу, поёт «гнусным голосом».

Отец Филарет, который раньше тоже был в конфликте с отцом Анатолием, уже втайне простил его, поэтому на жалобы отца Иова он смотрит сквозь пальцы.

Анатолий отказывается от предложения отца Филарета, озабоченного состоянием здоровья кочегара, переехать в его покои.

Отца Иова, который принёс ему это предложение и отругал кочегара за отказ, Анатолий просит растолковать прописную истину: за что Каин убил Авеля?

Тем самым намекает на зависть отца Иова.

Позднее Иов сам признаётся, что завидует Анатолию за его дар, и они мирятся.

В келье настоятеля случается пожар. Анатолий знал о предстоящем пожаре, но никому об этом не сказал, а только накануне бросил головню под ноги Филарета. Тот ничего не понял и посчитал это очередной выходкой кочегара.

Приютив владыку после пожара, Анатолий среди ночи бросает в печь его сапоги, обозвав их «Книгой грехов человеческих»: «А ты разве не знал, что на голенищах архиерейских сапог больше всего грехов записано?»

После чего начинает изгонять бесов и чуть не губит настоятеля: закрыв дверь на замок, напускает в кочегарку дыма из печей, а когда ему становится плохо, открывает дверь и топит в воде принесённое Филаретом одеяло.

Напротив, Филарет благодарит Анатолия за избавление от лишних, хоть и ценных вещей и за проверку готовности принять смерть.

Анатолий же сам не рад своему «дару» — говорит, что все его благодетели «смердят».

Несмотря на причуды и нарушения устава, старцу не даёт покоя совершенное им преступление.

Знакомьтесь — Рабочеостровск...

Он часто садится в лодку и уплывает на уединённый остров, где усердно молится и кается в совершённом грехе.

Однажды в монастырь приезжает видный адмирал со своей одержимой дочерью. Старец везёт её на свой остров и с помощью молитвы изгоняет из неё беса.

Адмирал же оказался тем самым Тихоном, в которого стрелял Анатолий. В беседе выясняется, что Анатолий лишь ранил Тихона в руку, и тому удалось спастись. Тихон говорит Анатолию, что давно простил его.

Теперь Анатолий знает, что может спокойно умереть. Отец Анатолий сообщает Иову, что в ближайшую среду будут его похороны.

Тот пытается проявить заботу и предлагает заказать дубовый гроб. Анатолий указывает, что сгодится и простой ящик, который стоит у кочегарки. Монахи опять ругаются: Иов обвиняет Анатолия в гордыне — «даже умереть без выкрутасов не можешь!»

А Анатолий отвечает: «Ты ведь меня любишь, отец Иов!».

Тем не менее, Иов исполняет просьбу — в кочегарку приносят тот самый ящик, ошкуренный и покрытый лаком, с крестом на крышке. Иов хвалится, что гроб получился на славу, «хоть вместо буфета в дом ставь».

Отец Анатолий шутя ругает отца Иова: «Я гроб просил, а ты мне принёс буфет».

Отец Иов пытается загладить свою вину и трёт гроб углём. Отец Анатолий, тем временем, ложится в гроб и просит отца Иова пойти и сказать братии, что он скончался.

Знакомьтесь — Рабочеостровск...

Отец Иов бежит к колокольне и бьёт в колокола, оповещая о смерти старца.

Гроб с телом монаха везут в лодке на его остров.

Место для съёмок «Острова» киногруппа подбирала долго. Было четыре экспедиции: съёмочная команда проехала по Мурманской области, побывала на Ладоге, Онежском озере, в Кижах, на Псковских озёрах.

Ни один из действовавших в тех местах монастырей не подошёл режиссёру, так как ему требовался «маленький, заброшенный скит, а все современные монастыри — это огромные, обнесённые высокими стенами города».

Знакомьтесь — Рабочеостровск...

Во время пятого выезда натура нашлась — это было окраина маленького посёлка Рабочеостровск на побережье Белого моря в Карелии.

Знакомьтесь — Рабочеостровск...

Подошло всё: и пейзаж, который отвечал замыслам сценариста и художника, и естественные декорации.

Вокруг — море, в котором разбросаны острова.

Знакомьтесь — Рабочеостровск...

На суше — старая навигационная башня, полузаброшенные домики.

Островом стал полуостров, соединённый с материком небольшим перешейком.

Знакомьтесь — Рабочеостровск...

Башню преобразили в колокольню, барак без крыши превратили в церковь: надстроили купола, подлатали, внутри «выпилили» стены, чтобы получилось единое пространство[1].

Особое значение для режиссёра имела затопленная деревянная баржа, к которой была привязана вся декорация монастыря.

Знакомьтесь — Рабочеостровск...

По рассказу режиссёра, баржа, скорее всего, осталась от заключённых: «она старая, с коваными гвоздями — явно двадцатые годы».

По словам Павла Лунгина, исполнитель главной роли Пётр Мамонов «в большой степени играл самого себя».

Перед началом работы в картине актёр получил благословение у своего духовника. Кроме того, со съёмочной группой был отец Косьма, монах Донского монастыря, который провёл молебен в первый день съёмок.

Снимать пришлось быстро.

Знакомьтесь — Рабочеостровск...

Нужно было успеть завершить съёмки прежде, чем Белое море покроется льдом. Съёмки начались в октябре, а закончились в первых числах декабря 2005 года. Лишь пять дней съёмки велись вне Рабочеостровска. Военные сцены отсняли на Волге, под Дубной; по словам директора картины Вадима Корюзлова, «снимали ночью, чтобы не было видно, что это не море, а река». Сцену, где Настя со своим отцом Тихоном едут в поезде, снимали на Рижском вокзале в Москве.

В 2007 году режиссёр Павел Лунгин сказал:

«Мы жили на окраине рабочего посёлка в маленькой пустой гостинице (где теперь мы с попутчиками ночевали и где теперь безумный ценник и культовое для всех киноманов место). Там есть причал, откуда уходят корабли на Соловецкие острова. Зимой, конечно, они уже не ходили. Оттуда в своё время отправляли заключённых в лагеря. Это места, надышанные и первой русской святостью, подвижниками, монастырями и в то же время политые кровью безвестных мучеников советских времён.

Знакомьтесь — Рабочеостровск...

Там осталась колючая проволока, ржавые рельсы. Та баржа, которую мы затопили в картине, тоже сохранилась с тех времен. Именно на таких баржах заключенных увозили на Соловки. Поэтому место это для нас было особое. На протяжении съёмок у нас в группе было чудесное ощущение общности, никто чужой к нам не приходил. Воспоминания остались у нас очень счастливые. Актёры играли лучше, чем всегда. Оператор Андрей Жегалов совершил какой-то колоссальный прорыв и снял так, как он не снимал никогда. Все вместе мы сделали больше, чем мог каждый из нас по отдельности. Такое бывает раз в жизни. И я счастлив, что в моей жизни это произошло».

Знакомьтесь — Рабочеостровск...

В зарослях июльского иван-чая мы прогулялись к месту действия фильма, к келье отшельника.

Знакомьтесь — Рабочеостровск...

В лучах заходящего полярного солнца необыкновенно красиво здесь летом.

Знакомьтесь — Рабочеостровск...

Мы попали сюда на белые ночи и сейчас около 10 часов вечера…

Знакомьтесь — Рабочеостровск...

Вот здесь и жил герой Петра Мамонова.

Знакомьтесь — Рабочеостровск...

Вид, открывающийся из окна дома-церкви.

Можно посидеть и подумать о вечном…

Поднимемся на втрой этаж.

Там разруха…

В подготовке материала использованы сведения из Википедии