Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был сегодня 12:13
https://www.tourister.ru/forums/tourister/faq/4657 ссылка на тему форума.Стоит оставаться на сайте?

Соловецкие острова — Россия Июль 2020

Коротко об этом острове я рассказывал здесь:

По Карелии и русскому Беломорью вдогонку за коронавирусом…

Путешествуя по Карелии мы надеялись что Соловецкие острова откроют после коронавируса, но находились в подвешенном состоянии до последнего.

Соловки планов не любят!

Прибыв в Рабочеостровск мы выяснили что Соловки для туристов открыли только 4 дня назад, с 16.07.2020.

Посёлок Соловецкий — центр Соловецкого архипелага. Часть 1

Солове́цкие острова́ (по поморски — Соловки́, по карельски — Solokka от саамского Suollek — «острова») — архипелаг в Белом море на входе в Онежскую губу. Площадь — 347 км². Это самый крупный по площади архипелаг Белого моря. Соловецкие острова состоят из шести крупных островов:

В архипелаг входит также более 100 малых островков.

Мы на Соловецком (Большо́й Солове́цкий) — острове в составе архипелага Соловецкие острова. Является самым большим по площади островом архипелага. Сюда мы и приплыли из Рабочеостровска, пригорода Кеми.

Посёлок Соловецкий — центр Соловецкого архипелага. Часть 1

Судовых рейсов с большой земли (из Карелии) на Соловки всего два в день и стоимость 1 800 рублей в один конец. Соловецкие острова относятся к районам крайнего севера и навигация осуществляется только в летнее время. Зимой — только на самолётах и вертолётах.

По состоянию на 2019 год, между Кемью (Рабочеостровском) и Соловками курсируют небольшие катера, принадлежащие Соловецкому монастырю, Соловецкому музею и частным лицам, а также теплоходы «Василий Косяков» и «Метель-4», которые совершают регулярные рейсы до Соловков из Рабочеостровска.

Из Беломорска ходит теплоход «Сапфир», но только не во время коронавируса.

Водные суда причаливают к соловецким берегам в бухте Благополучия, на причале Хета, а также на Тамарином причале. Первые стоянки первобытного человека со следами каменных орудий на Соловецком архипелаге датируются серединой шестого тысячелетия до нашей эры. Существуют свидетельства пребывания самов и карелов (например, серебряная фибула XII века) на острове Анзер в средневековый (домонастырский) период. О их присутствии говорят топонимы данной местности, например топоним «Соловец» от саамского «suolenč" и карельское название островов Муксалма. В 12 и 13 веках на архипелаг впервые приезжают русские колонисты, а в 15 веке Соловки вошли в состав промысловых угодий представительницы карельского рода Ховры Тойвутовой.

Посёлок Соловецкий — центр Соловецкого архипелага. Часть 1

В 1429 г. на Соловки приезжает монах Савватий, который здесь встречает преподобного Германа. Датой основания монашеского поселения считают 1436 г. — время появления на Соловках преподобного Зосимы.

В 1460-х годах на островах были построены три деревянные церкви (Преображенская, Никольская и Успенская), а также трапезная. Была получена жалованная грамота от Господина Великого Новгорода, которая была подтверждена в 1479 г. Иваном Третьим.

В 1534 -1548 г.г. в число братии был принят святой Филипп (в миру Фёдор Колычев), будущий игумен монастыря, сделавший очень многое для экономического развития монастыря, а также для признания авторитета Соловецкого монастыря. В первой половине XVI в. монастырь получил несколько жалованных грамот от Ивана Грозного. Эти документы содержали многочисленные льготы и пожалования для монастыря. В середине XVI в. под руководством Фёдора Колычева в монастыре бурно развивается каменное строительство.

В 1582 г. началось возведение каменной стены на Большом Соловецком острове. Соловецкий монастырь как место для ссылки был впервые использован в 1554 г. (сюда был сослан игумен Артемий, бывший настоятель Троице-Сергиева монастыря), а первый острог был сооружен в 1579 г.

Посёлок Соловецкий — центр Соловецкого архипелага. Часть 1

В XVII веке Соловецкий монастырь участвовал в военных действиях, а также использовался как место ссылки заключённых, главным образом, по политическим мотивам.

5 августа 1621 года в Соловецкий монастырь пришла грамота царя Михаила Фёдоровича, в которой говорилось, что поскольку Соловки «место украинное» (окраинное), монастырь необходимо укрепить, соорудить каменные жилые для служилых людей и надлежало «ров около Соловецкого города, который почат выкладывати каменем… докопати, и каменем выстлати и чеснок побити».

В 1637 году приказом Михаила Фёдоровича с Соловков был отозван воевода, а его функции были переданы настоятелю монастыря. Таким образом, настоятель обители возглавил оборону Западного Беломорья.

В 1668 году на Соловки были посланы отряды стрельцов, которые призваны были изгнать из монастыря монахов, отказавшихся признать реформы патриарха Никона, сторонники «мирного стояния за веру» были изгнаны из монастыря в 1669 году.

В 1675 году стрельцами был произведён неудавшийся штурм, но 22 января 1676 года Соловецкий монастырь был взят, а руководители его были казнены.

Это событие получило название «соловецкого сидения». Я попал на русский север, всегда оторванный от материка и узнал о трагической судьбе русского старообрядчества. Тут годами держали оборону монахи старообрядцы во времена Никона и сложили свои головы в мучениях!

Посёлок Соловецкий — центр Соловецкого архипелага. Часть 1

Поклонный крест, встречающий приезжающих на Соловки в гавани Благополучия. Также заодно отмечает и мель. В XVIII веке монастырь неоднократно посещался Петром Великим, в том числе с эскадрой новопостроенных кораблей. В отношении монастыря производился ряд секуляризационных мероприятий.

Мы искупались в Святом озере. Вода из-за родников прохладная.

Посёлок Соловецкий — центр Соловецкого архипелага. Часть 1

Музей «Общежитие». Закрыто на коронавирус.

На будущее просто плывите на острова и на причале Большого Соловецкого острова найдете желающих сдать Вам свою квартиру или домик недорого. Эти люди с табличками встречают туристов в порту.

Посёлок Соловецкий — центр Соловецкого архипелага. Часть 1

Все гостиницы и комнаты в частном секторе расположены в посёлке Соловецкий. Палатки на территории архипелага можно ставить только после согласования с местными властями в специально оборудованном палаточном городке. Помимо палаточного городка, есть несколько гостиниц.

Отдельного рассказа достойна «квартира» 30-х годов (барак времён ГУЛАГа) где мы ночевали. До приезда сюда я не подозревал что в Росиии в 21 веке существуют многоквартирные дома отапливаемые класической русской ПЕЧКОЙ! Да ещё и не углем, а дровами! Электричество тут от дизеля, а газ не проведут никогда.

Посёлок Соловецкий — центр Соловецкого архипелага. Часть 1

Напарились в потрясающей русской бане на берегу моря. Баню нам устроила хозяйка за 300 рублей.

Дороги не ремонтировались со времен Союза.

Часты перебои с водоснабжением и жители набирают её из привозной бочки с опарышами! В поселке Соловецкий проживают несколько сотен жителей. Это не считая жителей малых деревень на острове и с соседних малых островов.

Посёлок Соловецкий — центр Соловецкого архипелага. Часть 1

Иван Михайлович Сивко — морской пехотинец, краснофлотец, стрелок 2-го добровольческого отряда моряков Северного флота. С осени 1940 г. служил в учебном отряде Северного флота на Соловецких островах. В бою 2 августа 1941 г. в районе реки Большая Западная Лица под Мурманском прикрывал отход подразделения. Вынес в безопасное место раненного командира, а сам в течение 2 часов продолжал вести бой, удерживая позицию. Последней гранатой подорвал себя и окруживших его вражеских солдат.

Есть в поселке аховый фельдшерский пункт с соответствующими «специалистами».

Если ты летом не побеспокоился о заготовке продуктов с материка на зиму (не договорился с капитаном тур. судна), то зимой умрешь с голода, так как зимой сообщение только самолетами и в магазине Соловков нечего взять кроме черствого хлеба и консервов.

Правда заработки из-за «северных» тут в 1,5 раза выше чем у нас на материке. Так что местные не жалуются. Вот только скучно здесь, деньги некуда тратить. Пару раз в два года оплачивают самолет отдохнуть на юга. Правда не всем. Здесь интернета чаще нет, чем он есть и я был оторван от мира. Билайн в отличие от других операторов не ловит на островах вообще никогда!

Училище трудников монастыря.

Экскурсии от монастыря дешевле чем из светского экскурсионного соловецкого бюро. Но манастырские гиды рассказывают не так интересно.

Жаль музеи сейчас не работают.

Посёлок Соловецкий — центр Соловецкого архипелага. Часть 1

Асфальтированных дорог на Соловках нет. Основной транспорт — это автобусы, принадлежащие разным владельцам, а также грузовые автомобили разной вместимости. Частные лица, по большей части, используют автомобили повышенной проходимости. Местными жителями и туристами активно используется велосипед.

Вторым днем пребывания на Соловках я взял на прокат велосипед и отправился на мыс Белужий.

Соловки единственное место в мире где китообразные ближе всего подплывают к берегу. И заодно на обратном пути в поселок увидел много чего другого удивительного. Прошел пешком по лесной тропе от мыса к стоянке велосипедов.

Посёлок Соловецкий — центр Соловецкого архипелага. Часть 1

Остров покрыт хвойными и широколиственными лесами, в частности произрастает ель и береза. Согласно житию Савватия Соловецкого, в 15 веке остров был покрыт сосновыми лесами и славился лесными ягодами. Свободные от леса участки в основном находятся у прибрежных районов. На Большом Соловецком острове находится зона строгой заповедности.

Остров сильно заболочен и заозёрен. С севера в него врезается губа Сосновая, а с востока губа Долгая.

Посёлок Соловецкий — центр Соловецкого архипелага. Часть 1

А в лесных озерах вода оказалась достаточно тёплая не то что в Святом озере в центре посёлка Соловецкий.

Главной достопримечательностью и духовным центром островов является Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь.

Здание монастырской электоростанции.

В настоящее время всё электричество на Соловках вырабатывается дизельной электростанцией. Ведутся разработки проекта «Экологически чистое энергоснабжение на Соловках».

По словам директора Высшей школы энергетики, нефти и газа САФУ Павла Марьяндышева, проект будет разрабатываться специалистами университета с учётом опыта Норвегии.

Он пояснил, что «для покрытия всей активной электрической энергии необходимо строительство высокотемпературной солнечной электростанции башенного типа с больших количеством отражающих коллекторов, что требует большой площади и значительных финансовых затрат. Целесообразнее всего применять солнечные фотоэлементы малой мощности распределенно для выработки электрической энергии, а также солнечные коллекторы для выработки тепловой энергии».

Также рассматривается проект о размещение на Соловках ветрогенераторов. Дизель-электростанция на Соловках будет сохранена как запасной вариант энергоснабжения островов.

Посёлок Соловецкий — центр Соловецкого архипелага. Часть 1

Немогочисленные кафе в поселке закрыты из-за коронавируса.

Поэтому трапезная в монастыре с недорогой, но вкусной едой была нашим спасением.

Посёлок Соловецкий — центр Соловецкого архипелага. Часть 1

В подготовке материала использованы сведения из Википедии.

Продолжение рассказа о Большом Соловецком острове читайте во второй части.