Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была сегодня 20:41

Прага — Чехия Октябрь 2015

В Праге я была дважды, первый раз со стандартным туром в 2007 году, а второй раз в 2015, но ни разу о ней так и не написала. Может потому, что каждый раз кто-то выкладывал свежий отчет с яркой, красочной Прагой, а моя Прага была серой и пасмурной. Но, видимо, дождалась и она своего часа!

В начале октября 2015 года в Прагу я поехала незапланированно. Год и так был насыщенным: в феврале — Испания, в апреле три недели в Германии, летом поездки по трем областным центрам Сибири… Но тут мои подруги собрались на отдых в Чехию с остановкой на несколько дней в Праге, и я решила сделать им сюрприз.

Гостиницу заказала на Сеноважной площади. Доехав на автобусе-экспрессе до вокзала, пошла в сторону отеля. Увидела красивое здание, стала доставать камеру, вдруг потом в эту сторону не пойду.

Немного о пасмурной и слегка дождливой Праге

И тут легкий шок: с балкона отеля разворачивается огромное полотнище со свастикой! Что тут происходит? Подойдя ближе, поняла: снимают кино. На следующий день мы еще встречали эту съемочную группу.

Дворец в стиле неоренессанс построен в 1890 году для Ипотечного банка. Позже интерьеры были полностью перестроены под роскошный отель.

Немного о пасмурной и слегка дождливой Праге

Остановилась в отеле Zlatá Váha, вот в этом здании, мимо которого едет трамвай. Выбирала неподалеку от Вацлавской площади, где остановились подруги. Отель вполне достойный и расположен удобно.

Сеноважная площадь (Senovážné náměstí) — историческое место, ее история началась в середине XIV века, когда Карл IV расширил границы Праги за счет близлежащих поселений и назвал этот район Нове Место. Здесь был один из рынков Нового города, где торговали сеном и зерном, а сено взвешивали, поэтому площадь и стала так называться. С конца XIX века площадь не раз меняла название, даже была площадью Максима Горького. Исторические название вернули в 1990 году.

Немного о пасмурной и слегка дождливой Праге

В центре площади — сквер с фонтаном «Чешские музыканты» (Češti muzikanti). Скульптуры танцовщиков — олицетворения больших рек мира: скульптура с мандолиной — Ганг, с флейтой — Амазонка, со скрипкой — Дунай, с трубой — Миссисипи. Пятая фигура стоит отдельно, это аллегория Нила.

Немного о пасмурной и слегка дождливой Праге

Площадь окружена красивыми зданиями, многие в списке культурного наследия. Самое известное из них — Сахарный дворец, построенный в 1912—1916 гг. для Ассоциации сахарной промышленности. Вот он на снимке ниже в центре. Сейчас дворец на реконструкции, его перестраивают под роскошный отель, который будет обслуживать Hyatt.

Второе — здание построенное в конце XIX века для сельскохозяйственной биржи, она там и была целое столетие, потом его выкупил банк. Сейчас здание занимает конгресс-центр Чешского национального банка.

Сахарный дворец - в центре снимка.

Ну, а мне нравится вот этот замечательный домик в стиле модерн, построенный в самом начале XX века.

Немного о пасмурной и слегка дождливой Праге

Самое заметное здание на Сеноважной площади — Йиндржишская башня. Эта башня в готическом стиле построена в 1472—1476 гг. как колокольня церкви Святого Йиндржиха и Святой Кунгуты. Высота башни — 65, 7 метров, это самая высокая отдельно стоящая колокольня Праги. Теперь здесь своего рода культурный центр.

Церковь Святого Йиндржиха и Святой Кунгуты находится через дорогу от своей колокольни. Она и построена на столетие с лишним раньше, освящена в 1351 году.

Немного о пасмурной и слегка дождливой Праге

От Йиндржишской башни к Вацлавской площади ведет улица Йиндржишская, там есть на что посмотреть, впрочем, как и на любой улице Праги. Стоит заглянуть и на соседние улицы.

В этом здании была приходская школа церкви Святого Йиндржиха. По надписи над порталом датируется 1588 годом, позже частично была перестроено.

На улочке Иерусалимской неподалеку от церкви стоит Иерусалимская синагога, ее считают самой красивой синагогой Праги. Сама видела штук шесть, пожалуй, с этим соглашусь, она самая нарядная. Жаль, на тесной улочке снять здание в нормальном ракурсе не получается.

Открыли ее в 1906 году, когда отмечали 50-летие правления Франца Иосифа I, поэтому назвали Юбилейной. После того, как Чехия стала независимой от Австрийской империи, название поменяли по названию улицы, на которой синагога была построена — Иерусалимская.

Немного о пасмурной и слегка дождливой Праге

А теперь параллельная Иерусалимской улица Politických vězňů (Политзаключенных). Здесь заинтересовали два здания: серое здание в стиле неоренессанс, с порталом, украшенным колоннами и стоящими в нишах статуями мужчины и женщины. Это Дворец Шебека, построенный в начале 1870-х для барона Яна Шебека. В 1890 он перешел в собственность банка, и был банковским зданием до 1963 года, после чего его приобрела Чехословацкая академия наук. Здесь и сейчас находится Институт народного хозяйства Академии наук Чешской Республики.

Рядом яркое здание также с стиле неоренессанс, построенное в тот же период и по проекту того же архитектора Войтеха Игнака Ульмана. Его строили для богатой железнодорожной компании — Буштеградской железной дороги. А в 1990 году его купила Коммунистическая партия Чехии и Моравии, здесь находится ее штаб-квартира.

Немного о пасмурной и слегка дождливой Праге

Наконец, у меня появилось время хорошо рассмотреть Вацлавскую площадь. В первый раз я жила на Вацловской площади в Отеле «Рококо», но видела ее в основном рано утром и в вечерних огнях. Не буду рассказывать всю ее историю, она также появилась на карте городе в середине XIV века, — здесь был Конский рынок, так она и называлась. Вацлавской площадь стала в 1848 году.

Главное здание на площади — Национальный музей, построенный в 1889—1890 гг. Вообще современный вид площадь приобрела в конце XIX — начале XX века, когда ее застроили зданиями в стиле модерн и «чешский кубизм». Многие здания на площади называются «дворцами», а зданий конца XVIII — первой половины XIX века осталось немного.

Перед Национальным музеем стоит конная статуя князя Вацлава Святого, небесного покровителя Чехии, работы Йосефа Вацлава Мысльбека. Его установили в 1912 году, до 1894 года на площади стояла другая статуя князя Вацлава.

Довольно долго по площади бегали трамваи. От них осталось только кафе «Красный трамвай». А мне нравится здание отеля «Европа» и соседнее — отеля «Меран» начала XX века в стиле модерн. На них у меня выходило окно номера в первое посещение Праги.

Немного о пасмурной и слегка дождливой Праге

Три здания, стоящие рядом: дворец «Люцерна», здание издательства «Мелантрих» и «Дом Вигла».

Немного о пасмурной и слегка дождливой Праге

Слева — Дворец «Люцерна», он огромный. Банк на углу занимет часть дворца и, хотя имеет отдельный номер, это все одно здание. Именно здесь висит знаменитый перевернутый вверх ногами конь Давида Черни, пародия на статую Вацлава Святого.

Немного о пасмурной и слегка дождливой Праге

В центре — Здание издательства «Мелантрих» в стиле позднего модерна. Его проектировал тот же архитектор, что и отель «Европа» — Бедржих Бендельмайер.

Самый старый и популярный — «Дом Вигла» с расписанными фасадами, построенный в стиле неоготики в 1896 году.

Немного о пасмурной и слегка дождливой Праге

На противоположной стороне улицы — бывшее здание Чешского банка в стиле неоклассицизма, построенное в 1914—1916 гг., позже реконструированное. В нем находится торговый пассаж Světozor.

Невыразительное здание справа — тоже памятник архитектуры, — Дворец «Альфа» , построенный в 1926—1928 гг. в стиле функционализма. Наши екатеринбургские конструктивистские сооружения мне как-то нравятся больше.

Немного о пасмурной и слегка дождливой Праге

Слева — старейшее здание на Вацлавской площади — гостиница «Адрия», построенное на месте двух готических жилых домов. В 1784—1789 гг. оно было перестроено в стиле классицизма, а в начале XIX века была добавлена необарочная мансардная крыша.

В центре — отель «Юлиш», еще один образец функционализма, построенный в 1932 году для кондитера Карела Юлиша. Через пассаж этого отеля можно выйти во Францисканский сад.

Подруги жили в отеле «Юлиш», поэтому мы воспользовались возможностью и вышли из отеля во Францисканский сад. Это барочный сад французского типа. Он был основан как сад при монастыре кармелитов в середине XIV века, там выращивали травы, цветы и овощи. С начала XVII века монастырь стал принадлежать францисканцам, они здесь стали выращивать также и специи. Сад несколько раз реконструировали.

В 1950 году монастыри ликвидировали, а сад открыли для свободного доступа, он закрывается только на ночь. После 1989 года монастырь вернули церкви, но сад остался в собственности города.

Садик красивый, там много цветов, весной цветут деревья, а сейчас только яблоки висят. Жаль, что уже октябрь и идет дождь.

Как я поняла, это мифические существа - «лесные девы».

Из Францисканского сада можно выйти на площадь Юнгмана. В центре площади с 1878 года стоит памятник Йозефу Юнгману, чешскому поэту и филологу, способствовавшему возрождению чешского языка. Он был ректором Карлова университета, автором первого романа на чешском, переводил на чешский произведения мировой литературы, составил чешско-немецкий словарь.

Немного о пасмурной и слегка дождливой Праге

Площадь красивая, но в дождь не до фотографий. Только несколько зданий, что понравились.

Само интересное здание на площади — Дворец Адриа, построенный в 1920-х годах для итальянской страховой компании. В конце 1950-х здание реконструировали для размещения театра. У этого здания необычный архитектурный стиль — рондокубизм или чешский арт-деко, характерный для Чехии середины 1920-х. В этом стиле построено всего несколько зданий в Праге.

Немного о пасмурной и слегка дождливой Праге

С площади Юнгмана можно войти на территорию францисканского монастыря с церковью Девы Марии Снежной. Монастырь кармелитов был основан здесь императором Карлом IV, история у монастыря довольно грустная: грабили, убивали монахов. Церковь строить начали в 1347 году, задумки были масштабные — составить конкуренцию собору Святого Вита. Помешали гуситские войны, стройка остановилась, недостроенное здание повреждено. В начале XVII века руины монастыря с церковью перешли к францисканцам.

В 1625 году Церковь Девы Марии Снежной францисканцы достроили и освятили. Фактически это только часть незавершенного проекта готического храма монастыря кармелитов.

Пойдем опять досматривать Вацлавскую площадь. Слева — Отель «Амбассадор», построенный для аристократии в 1912 году, построенный по индивидуальному проекту с элементами восточного стиля. Рядом отель «Злата Гуса» в стиле модерн, построенный в тот-де период. Сейчас оба здания занимает один отель «Ambassador-Zlata Husa» 5*.

Немного о пасмурной и слегка дождливой Праге

Здание с голубой крышей — бывший универмаг «Дарекс», построенный в стиле необарокко в 1893 году. Вообще от того здания остался только фасад, после реконструкции конца XX века это современное здание, где находятся апартаменты класса «люкс» и офисы.

Немного о пасмурной и слегка дождливой Праге

«Дворец Прага» в стиле конструктивизма, построенный в 1926—1929 гг. Сейчас здесь большой магазин модной одежды и различные офисы.

Немного о пасмурной и слегка дождливой Праге

Дворец страхового общества «Assigurazioni Generali», построенный в стиле необарокко в 1895 году. В этом страховом обществе начинал работать Франц Кафка. Следом за ним — Универмаг «Дружба» 1970-х годов.

Немного о пасмурной и слегка дождливой Праге

«Дом моды» в стиле социалистического неоклассицизма, построенный в середине 1950-х годов. На первом этаже здесь банкомат Сбербанка, где мы снимали наличные.

Дворец «Феникс» в стиле конструктивизма, построенный в 1928—1930 гг. Именно здесь находится пивной ресторан Vytopna, так любимый туристами, где заказанное пиво вывозят по рельсам паровозики.

Немного о пасмурной и слегка дождливой Праге

Начинается номерация домов на Вацлавской площади с Дворца «Европы», мы его увидели уже в темноте. Это одно из самых современных зданий на площади, дворец построен в 2002 году. Слева — Обувный магазин «Батя», важнейшия памятник функционализма, построенный в 1912 году. В то время был самым современным торговым центром Европы.

Немного о пасмурной и слегка дождливой Праге

Вацлавскую площадь с одной стороны ограничивает здание Национального музея, а с другой стороны — два здания. Справа — «Дом на мосту» в стиле постмодернизма, построенный в 1976—1983 гг. для главного управления компании ČKD. С 2010 года его занимает магазин одежды New Yorker.

Второй дом — Дом «У золотого улья» (U zlatého úlu) построен во второй половине XIV века, украшен фресками известных чешских художников XV века. После реконструкции, выполненной в конце 1940-х годов, здесь разместился отель Prague Inn 4*.

Немного о пасмурной и слегка дождливой Праге

В первый день мы еще успели заглянуть на площадь Республики. Эта площадь была создана в 60-х годах XIX века, когда были снесены средневековые стены Праги.

Самое красивое здание Праги в стиле модерн — Общественный дом, построенный в 1905–1912 годах на месте старого королевского дворца, который был резиденцией чешских королей в XIV — XV веках. Сейчас Общественный дом используется в основном для проведения концертов.

Немного о пасмурной и слегка дождливой Праге

Над росписью интерьеров дворца работали известные чешские художники, в том числе Альфонс Муха. Мозаичное панно на фасаде выполнил Карел Шпиллар.

Великолепное здание отеля Kings Court 5* построено в начале XX века для Торгово-промышленной палаты.

Немного о пасмурной и слегка дождливой Праге

Офисное здание рядом с отелем.

Вечер, на улицах еще многолюдно. Кто-то глазеет на витрины, кто-то развлекает публику.

Универмаг «Палладиум» — это пример того, что называют «архитектурным таксидермизмом». Универмаг построен в 2007 году практически заново, от исторического здания Йозефских казарм первой половины XIX века оставлен только главный фасад.

Немного о пасмурной и слегка дождливой Праге

От монастыря капуцинов первой половины XVII века на площади осталась Церковь святого Иосифа.

Дом U Hybernů имеет очень богатую историю. Сначала это была монастырская церковь монастыря ирландских францисканцев. Последняя реинкарнация совершилась в 2006 году, когда выполнили реконструкцию здания под музыкальный театр — Театр Hybernia.

Немного о пасмурной и слегка дождливой Праге

Здание Чешского национального банка в стиле функционализма построено в 1935—1942 гг. специально для размещения банка. Штаб-квартиой Чешского национального банка оно стало в 1993 году. В конце XX века оно было реконструировано для приведения в соответствие самым современным требованиям для зданий такого рода.

На фасаде установлена статуя Гения со львом, она перенесена из предыдущего банковского здания, стоявшего на этом месте с 1900 года.

Немного о пасмурной и слегка дождливой Праге

Рядом с Общественным домом стоит Пороховая башня, образец готической архитектуры XV века. Современный вид башня приобрела в конце XIX века, когда ее реконструировали, взяв за образец Староместскую мостовую башню. Башня называется Пороховой, так как с середины XVIII века служила складом пороха. Сейчас она принадлежит «Музею столичного города Прага»

Темнело, ненадолго заглянули к дому «У Черной Богородицы», построенному в 1912 году. Здание построено в стиле кубизма, в нем сейчас находится галерея кубизма и ресторан «Черная мадонна».

Немного о пасмурной и слегка дождливой Праге

На этом решили прогулку закончить, отправились домой, попутно заглядывая в витрины. А в пражских витринах есть, на что посмотреть!