Турист Natalya Moiseeva (Natalya_Moiseeva)
Natalya Moiseeva
была сегодня 13:39

Слобода — Россия Июль 2020

Это история о том, как здОрово, когда сбываются мечты.

Мое знакомство с Чусовой состоялось год назад. Для меня это было приятным и неожиданным сюрпризом, о чем я поведала нашему туристическому сообществу в рассказе Weekend на Чусовой.

Тогда же в моей голове появилась мысль о сплаве, причем она не просто мелькнула, она была совершенно осознанная и конкретная: «Я хочу на сплав!» По разным причинам ей не суждено было воплотиться в жизнь, на отпуск были совершенно другие планы, да и единомышленников я не видела в своем окружении.

Наступил 2020 год. Ковид — 19 прописал провести очередной отпуск дома. Именно это обстоятельство, умноженное на теплую погоду, сподвигло нас отправиться на сплав.

И вот мы снова на берегу Чусовой. Вечер мы проведем здесь, а завтра будем сплавляться.

Река Чусовая

Ставим палатки, наслаждаемся природой, гуляем.

Река Чусовая
Каждый занят своим делом: мы отдыхаем, инструктор работает

Радуемся хорошей погоде, да, по-настоящему радуемся! Потому что по всем прогнозам погоду предсказали дождливую, без единого намека на солнечный лучик. Серые тяжелые тучи обложили небо, когда мы выезжали из города. Сплавляться под проливным дождем совсем не хотелось, но отступать было поздно, перенести сплав или отменить его — невозможно, оставалось только мужественно принять этот удар судьбы. И тут небесная канцелярия преподнесла нам подарок. Самый лучший, который только может быть! Небо с нашим приездом стало потихонечку проясняться и освобождаться от туч, затем появились легкие облака и выглянуло солнце! Это фантастическое преображение природы кардинально улучшило нам настроение и жизнь заиграла новыми красками.

Река Чусовая

Ужинаем, любуемся закатом, жаримся в походной бане, смотрим на звезды и не торопимся спать.

Река Чусовая

А утром, получив инструкции по обращению с катамараном, занимаем места и отправляемся в путь. И вот, когда улеглись первые эмоции, закончились глупые вопросы («А как туда заходить?», «Босиком в воду вставать?!», «А я не упаду? Сиденье же не закреплено?!«), рука привыкла к веслу, тогда ты начинаешь смотреть вокруг. И не просто смотреть, а созерцать и любоваться, получая удовольствие. Какая же красивая у нас природа! Вроде бы ничего особенного: лес, река и скалы, но виды с воды — потрясающие! Река — зеркало, в котором отражается всё: камни, деревья, трава, постройки на берегу. Глаз не оторвать!

Пейзаж завораживает. Слободской камень показался вдалеке. Называется так потому что расположен возле села Слобода, состоит из нескольких камней.

Кажется, время остановилось. Сравните мои фото с фотографиями Прокудина — Горского, сделанными 100 лет назад.

Для справки: Сергей Михайлович Прокудин — Горский (1863 — 1944) — русский ученый, изобретатель, химик, один из первых фотографов царской России, делавший цветные фото. Много путешествовал по стране, снимая разные регионы. На Урале был несколько раз. Его «Коллекция достопримечательностей Российской Империи» насчитывает более 2600 изображений. После революции эмигрировал за границу.

Камень Слободской. Фото С. М. Прокудина - Горского, сделанное во время путешествия по Чусовой в 1912 году.

По сути — ничего не изменилось. Картина та же.

Каждый поворот реки дарит новый пейзаж.

Река Чусовая

А мы проплываем Слободу, село, основанное в середине 17 века. В 1703 году по указу Петра I, здесь, где река Утка впадает в Чусовую, была построена и начала работать первая казенная пристань. И пошли от Уткинской пристани по реке Чусовой железные караваны, а село стали называть Чусовской Уткинской слободой.

Храм Георгия Победоносца — еще одна достопримечательность Слободы. Расположенный прямо на камне, он виден издалека, а также замечательно смотрится с другого берега реки и с моста. Во время сплава мы здесь не останавливались, но тремя неделями раньше я гуляла по Слободе, поэтому покажу несколько фото, сделанных в ту поездку.

Каменный храм существует с 1806 года. Раньше на этом же месте стояла деревянная церковь, которая сгорела и было решено строить храм из камня. Говорят, он никогда не закрывался, богослужения шли даже в годы советской власти.

Подвесной мост соединяет берега Чусовой. Он достаточно крепкий и добротный.

Река Чусовая

Расположен высоко над водой, до поверхности воды метра 4. Река сейчас обмелела и раза три во время сплава мы садились на мель, ведь рулевые еще неопытные. А весной уровень воды в Чусовой поднимается почти до моста.

Первая остановка возле турбазы «Чусовая» (раньше она называлась «Коуровская»).

Река Чусовая

За нашей спиной скалы Собачьи ребра. Сама турбаза находится на скале, за деревьями не видна.

Поскольку мы сплавлялись в будни, то были практически наедине с природой. Отдельные рыбаки, пара катамаранов, да несколько аистов встретились нам по пути. Аисты удивили, вот не думала, что они живут в наших краях.

Самые впечатляющие скалы на этом отрезке реки — Георгиевские. О них хочется говорить стихами.

Красивы камни Чусовой,

Любуюсь скальною грядою.

Какой ваятель неземной

Здесь поработал над рекою.

Вздыбились острые зубцы —

Тут есть чему поудивляться!

Как гребни скал из-под воды

В лазурь небесную стремятся.

Любуюсь мощью этих скал,

В лучах искрящейся рекою.

Почти любой здесь уголок

Пленяет дивной красотою.

По берегам роскошный лес,

На скалах россыпи цветные.

И ели, сосны над рекой

Ведут сказанья вековые.

А вот на выступе скалы,

Под голой каменной стеною,

Растет красавица сосна,

Взметнувшись гордо над рекою.

Растет науке вопреки

На голом камне над водою,

И вижу я: совсем не зря

Она любуется собою.

Как своенравна Чусовая:

Законам всем наперекор,

Пробила путь себе на запад

Через гряду Уральских гор!

Ласкает легкий ветерок

В вершинах елей тихий шелест.

Как будто шепчет что-то мне

Лесной таинственный пришелец.

О чем? Возможно помнит он

У Чусовой века рожденья.

И шепчет в уши мне свой сказ

Об актах дивного творения. Автор: Лоскутов Алексей.

Возле Аннушкиного моста делаем вторую остановку, чтобы погулять и пообедать.

Река Чусовая
Георгиевские скалы. Вид с другого берега.

Снова в путь.

И все уже забыли о том, что не выспались, а кто-то даже остался без утреннего кофе, так как в меню был чай, и дождь, намочивший нас в обед не мог испортить нам настроения, потому что все неудобства были несущественной мелочью по сравнению с этой красотой!

Река Чусовая

Все 15 км пути мы гребли, не покладая рук и весел. А последние 300 метров гребли против течения, старались успеть до дождя. И успели!

Финиш в деревне Каменка.

Причаливаем. Наш сплав закончен. Делаем фото на память и гуляем поблизости, пока инструкторы разбирают катамараны. Прошлым летом здесь снимали кино — новую версию фильма «Угрюм — река», премьера объявлена на осень 2020 года. Интересно посмотреть декорации, построенные специально для съемок: лестница, дом, конюшни, пристань.

Река Чусовая

Жаль, что декорации не охранются, приходят в упадок, зарастают травой и разрушаются. Была еще мельница на берегу, теперь ее нет. Нынешней весной она оказалась смыта рекой. Чусовая подтверждает свое название «быстрая вода». Унесенные обломки до сих пор лежат где-то на берегу ниже по течению.

Так стало.
Река Чусовая

Киношники любили Каменку и раньше. Много фильмов здесь снимала Свердловская киностудия: «Демидовы», «Семен Дежнев», «Житие Александра Невского». После этого путешествия захотелось их посмотреть.

Вот таким оказался наш дебютный сплав по Чусовой. Интересным, эмоциональным и совсем не сложным. Новый вид отдыха освоен и понравился всем участникам. Моя мечта сбылась, я говорю Чусовой: «До свидания! Мы встретимся следующим летом. Обязательно!»

И напоследок, несколько советов тем, кто еще никогда не сплавлялся, но время от времени собирается:

1. Отбросьте все сомнения, если они у вас есть и отправляйтесь на сплав. Чусовая летом очень спокойна и неглубока — оптимальный вариант для новичков. Вы увидите невероятно красивую уральскую природу и получите массу впечатлений.

2. Обязательно берите с собой детей! Самой младшей нашей сплавщице было 4 с половиной года, остальным — 10, 14, 16 лет. Все дети остались довольны этим приключением и готовы повторить его снова!

3. Инструктор будет отвечать за вашу безопасность и заботиться о вас, как родная мама. Накормит, напоит, расскажет много интересного, ответит на любые вопросы, в общем сделает все, чтобы вы снова приехали на сплав. И поверьте мне, вы это сделаете!