Турист Ирина Королёва (KIE)
Ирина Королёва
была вчера 22:59

Каир — Египет Сентябрь 2009

Ну, начитались сказочек о Египте? А теперь — правда, и ничего кроме правды.

Еще до поездки в Египет мы с Викой долго выбирали экскурсии, Проблема была в том, что у нас было всего 7 дней отдыха, а очень хотелось и позагорать-покупаться, и страну посмотреть по мере сил и денег. Мне было проще, я уже была в Египте ни один раз, а Вика впервые. Выбрали поездку в Луксор (но сожалению, она не состоялась) и экскурсию Каир — Александрия. В Каире я была в 2004 году, а Александрию должна была посетить впервые. Аж, слюнки текли от предвкушения новых впечатлений! Стоимость поездки 130 долларов.

17 сентября 2009 года

В час ночи, прихватив из номера подушки, мы ждали автобус у ресепшена отеля. Затем, как всегда, сбор экскурсантов по отелям и мирный сон в автобусе. Переезд не из легких, около семи часов в сидячей позе утомит кого угодно. С радостью мы выбегали из автобуса во время коротких перекуров и перекусов. Но сухой паек разве это еда? Я к своему даже не притронулась, чему были страшно рады, встреченные мною кошки Египта.

Каир – Город тысячи минаретов

Утилизация отходов проходит очень быстро. Весь мусор просто выбрасывается за оградку кафе, где тут же подбегают местные ребятишки и выхватывают самые лакомые кусочки.

Но вот показались окраины Каира. Дряхлые лачуги соседствуют с большими многоэтажными домами, отличающимися только количеством этажей. Но независимо от величины здания, на крышах стоят спутниковые антенны.

Каир – Город тысячи минаретов

Покружив по улицам города, запруженным многочисленными машинами, автобусами, пешеходами и осликами (а куда деваться — 20 миллионов жителей), мы остановились у одной из главных мечетей Каира — мечети Амр ибн аль-Аса.

Был месяц Рамадана, всех неверных не пускали в мечеть, зато мы могли долго рассматривать расстеленные у мечети молельные зеленые коврики, раскиданные как у самой мечети, так и за ее оградой. Это сколько же людей приходят молиться?

Каир – Город тысячи минаретов

Похоже, что некоторые не только молятся, но и живут прямо у стен мечети.

Каир – Город тысячи минаретов

Рядом с мечетью расположен Старый город с действующими коптскими церквями. Для более тщательного осмотра нас повели в церковь Девы Марии (церковь Аль-Муалляка). Всех туристов водят в эту церковь, и я там уже была в октябре 2004 года. А что делать? Пришлось осмотреть еще раз и восстановить воспоминания.

Каир – Город тысячи минаретов

Поднимаемся по лестнице и входим в красивый зал, украшенный множеством икон, фресок, лампад

Многие иконы настолько намоленные и чудотворные, что около них можно оставлять записки с желаниями. Люди верят в чудо. А вдруг повезет, и оно сбудется. Я написала множество записочек, поставила свечи, а теперь жду чуда. Пара чуд уже пришли, а некоторые еще задерживаются. Но я терпеливая, могу и подождать.

Церковь Девы Марии называют еще и Подвешенной церковью. Удивительное необычное название, но очень правильное. Всё здание построено на бастионе римского форта, который со временем ушел глубоко в землю, и остались лишь фундамент и колонны, которые можно наблюдать через небольшое окошко в полу. Интересное зрелище, но сфотографировать не получилось, так что придется вам поверить моим словам.

Каир – Город тысячи минаретов

После пересчета по головам, мы отправились в еще более древнюю часть старого города. Где-то в лабиринтах его улочек Дева Мария прятала своего младенца Иисуса от преследований царя Ирода, сейчас на этом месте расположена часовня. Этот район находится ниже уровня современных тротуаров, и спускаться приходится по истертым временем ступеням. И сразу попадаем в другой мир с узенькими улочками, покосившимися стенами и … торговцами, установившими свои лотки вдоль дороги.

М-да… пять лет назад здесь было гораздо тише. Но дома всё те же, и история не изменилась. Хотя кому-то толпа туристов и выкрики продавцов спать совсем не мешают.

Каирский музей

Это место второе по посещаемости в Каире, после Великих Пирамид и Большого Сфинкса.

Каир – Город тысячи минаретов

По музею можно бродить днями, в музее имеется примерно 120 тыс. экспонатов. А наша экскурсия длилась чуть больше часа. Ну, что можно увидеть за это время? Из-за толп туристов невозможно пробиться к экспонатам, из-за многоязычного гомона не слышно рассказов гида. И вообще, разве можно запомнить такой объем информации? Ну, ничего, интернат всегда придет на помощь.

Но сам музей производит грандиозное впечатление! Особенно сокровища из гробницы фараона Тутанхамона. Золото, золото, золото, потемневшее от времени и от этого выглядящее еще благороднее и привлекательнее. Саркофаги, украшения, статуи … даже многоразовый презерватив — все вещи уникальны. А маска! Она просто мистическая. Стоит посмотреть в чуть косенькие глаза фараона, и пропадает чувство времени, уже никуда не хочется торопиться, все заботы и тревоги остаются где-то далеко. Один здоровенный китаец долго стоял в трансе у маски. Всё время пока я медленно обходила зал, он смотрел, не моргая, в глаза Тутанхамона. На выходе я еще раз оглянулась и увидела его на полу, парень сидел и улыбался, он был безмерно счастлив.

Каир – Город тысячи минаретов

После экскурсии с гидом у нас было немного времени для самостоятельного осмотра. Была возможность осмотреть зал мумий, но… не срослось. Не переживайте, я опишу вам этот зал, так как я была в нем в 2004 году.

В небольшой комнате без окон установлены по периметру стеклянные витрины. А в них покоятся, хотя какой тут покой, если на тебя каждый день с любопытством смотрят сотни чужих глаз,

Каир – Город тысячи минаретов

одиннадцать мумий и их жен. Среди них фараоны Рамзес II, Сети I, Тутмос II, а так же женщина-фараон царица Хатшепсут.

Фотографии взяты из интернета

Печальное и удручающее зрелище, надолго испортившее мне настроение. Не хотела бы я, что бы на меня так глазели после смерти, но мне это вряд ли грозит.

Каир – Город тысячи минаретов

Впрочем, о Каирском музее можно говорить долго, можно написать множество рассказов, а мы вернемся к нашей поездке по Каиру.

Прогулка по Нилу

В моё первое посещение Каира, в программе экскурсий совсем не было Нила. В этот раз повезло больше — целых две прогулки, одна дневная на лодке, и ужин на борту теплохода.

Люблю прокатиться с ветерком по волнам, будь- то море, озеро или река. Так я же Скорпион, водный знак, вот меня постоянно и тянет в воду, если нет возможности искупаться, то хотя бы посидеть у воды.

Каир – Город тысячи минаретов

А вода в Ниле настолько грязная и мутная, что даже смотреть на нее неприятно. Впрочем, и вдоль берегов ничего интересного не наблюдается. Какой-то мусор, плывущий по воде, старые разбитые лодки у берегов и обшарпанные дома.

Что-то я всё о грустном… Ну, что есть, то есть… И одно приятное глазу фото на закуску.

Каир – Город тысячи минаретов

После обеда на берегу Нила нас наконец-то повезли к пирамидам в Гизу. По загруженному транспортом центру города очень трудно проехать огромному туристическому автобусу, поэтому нас повезли через каирские трущобы, хоть и некрасивый вид из окон, зато время экономится прилично.

Пирамиды

Пирамиды мы увидели еще на подъезде к Гизе. Они гордо и величаво возвышались над набольшими домиками и окружающими их пальмами. И вот уже мы на смотровой площадке.

Каир – Город тысячи минаретов

Ну, это классический маршрут. Смотровая площадка, с которой видны сразу три пирамиды — пирамида Хеопса — Большой Сфинкс. Фотографии, сувениры, и наш автобус направился к самой большой пирамиде.

Каир – Город тысячи минаретов

Наверно, не стоит время тратить на описание пирамид и на их историю, всё это мы знаем со школьной скамьи. Мне же гораздо интереснее было побывать если не на вершине, то хотя бы внутри пирамиды Хеопса. Упс! Опять не получилось. Кроме меня не было желающих прогуляться в погребальную камеру фараона. Другие довольствовались небольшой пирамидкой, по версии ученых, в этой пирамиде когда-то покоилась мать фараона.

Каир – Город тысячи минаретов

В подобной пирамидке я побывала в прошлый свой приезд в Каир, поэтому могу рассказать, что там есть внутри. А там ничегошеньки нет. Внутрь пирамиды ведет страшно узкий лаз. Настолько узкий, что спускаясь, приходится сгибаться в три погибели. Крупный мужчина или полная женщина могут застрять. И никакие спасатели не вытащат, разве что разберут пирамиду по камушкам. Для этого и стоят на входе «оценщики комплекции». К тому же в лазе нет никаких ступенек, просто наклонная доска, поперек которой набиты рейки. Одно неловкое движение, и можно лететь вниз метров двадцать, сгребая всех на своем пути.

Что-то подобное произошло, когда я уже поднималась на поверхность. Я была примерно на середине пути, когда услышала сверху испуганные крики людей. Мои соседи напряглись. Все дружно уперлись спинами и головами в потолок, а руками в стены лаза. Слава Богу, несчастному не дали скатиться, но страху мы натерпелись.

Каир – Город тысячи минаретов

В самом низу есть небольшая площадка, с этой площадки очередной лаз, но более короткий, ведет к погребальной камере. Камера совсем пустая, саркофага нет, на стенах надписи типа «здесь был Вася» на разных языках и жуткий запах туалета. На ум приходит другая надпись: «Здесь были варвары!». Ну, что я могу посоветовать. Если вы любопытны и у вас есть свободное время, то спуститься стоит. Людям, страдающим клаустрофобией, категорически запрещено!

Большой Сфинкс

Сфинкс это одно из чудес света наряду с пирамидами. Я очень удивилась, когда Вика отказалась его увидеть вблизи. Теперь-то она жалеет, но поздно. А я бодренько выскочила из автобуса и через толпу жаждущих прикоснуться к вечности, побежала поздороваться с человеко-львом.

Каир – Город тысячи минаретов

Может из-за того, что я страстная любительница кошек, а может по другим каким-нибудь мистическим причинам, но Сфинкс мне страшно симпатичен, симпатичнее других египетских памятников. Только жаль, что его лицо сильно подпорчено людьми и временем, да, и сам он постепенно разрушается. Далее несколько строк из интернета.

Каир – Город тысячи минаретов

Лицо Сфинкса сильно разбито. Первым это сделал шейх Мухаммед ад-Дахер, стремясь выполнить завет пророка, запрещающий изображать человеческий лик. Внесли свой «вклад» в уничтожение памятника и мамлюки, тренировавшиеся в стрельбе из пушек.

В начале XIX века у Сфинкса отвалилась борода, которая была заплетена в косичку, как у маски Тутанхамона. Ее вывезли англичане в Британский музей, а попытки египетских властей вернуть бороду назад ни к чему не привели. После этого события мягкий известняк начал быстро разрушаться, поэтому встал вопрос о реставрации памятника старины. Стоит отметить, что самые первые подобные работы были проведены еще в глубокой древности. Тогда разрушенные части просто были заменены на каменные блоки, которые при близком рассмотрении видны и теперь. В 1980-х гг. от правого плеча Сфинкса отвалилось несколько кусков, что означало начало его немедленной реставрации, иначе вскоре он бы разрушился. «Ремонт» монумента был произведен почти также как и тысячи лет назад — в больные места вложили каменные блоки и зацементировали раствором из песка и щебня.

Каир – Город тысячи минаретов

К тому же Сфинкса подмывают сточные воды, и власти делают всё возможное, что бы спасти памятник.

Просто не верится, что Сфинкс, простоявший несколько тысячелетий, скоро может исчезнуть. Ну, по легенде, это приведет к концу света.

Ранний подъем, множество экскурсий и жуткая жара могут утомить кого угодно. Все мечтали об отдыхе в отеле. И каково было наше разочарование, когда вместо отеля нас повезли нюхать духи на фабрику масел.

Могу вас заверить, что это не вызвало восторга у нашей группы, многие остались в автобусе, но самые стойкие решили запастись египетскими ароматами. Нет, мне не нужны были духи, я просто пошла полюбопытствовать и выпить чая каркаде.

Двухэтажное вместительное здание, разбито на множество комнаток. В каждой комнате отдельно обслуживается группа туристов. Каждому входящему сразу вручается прайс и начинается демонстрация масел. Я только заглянула в нашу комнату, как меня подхватили под руки и потащили на одно из свободных кресел.

Я не могла стерпеть такое насилие, даже чай не мог меня удержать на месте. У входа стояло множество автобусов, привезших туристов на фабрику. Разговорившись с одной из женщин, приехавшей с «Т***туром», узнала, что они уже пару часов колесят по всяким фабрикам. Они успели посетить фабрику папируса, ювелирную фабрику, кожевенную фабрику, а после фабрики масел, им обещали показать египетские ткани. Я с тоской подумала, что в отеле мы окажемся еще не скоро.

Свершилось чудо! Наш гид сжалился над нами, а ведь на посещении фабрик гиды зарабатывают неплохие деньги. Но у нас не было больше никаких фабрик. Мы поехали в отель.

Каир – Город тысячи минаретов

Отель «Le Meridien Pyramid» настоящие 5 звездей. Расположен недалеко от пирамид. Вот, это сюрприз! Разве могут быть такие приличные отели заложены в двухдневную экскурсию? Оказывается, у комапании «*** Tоur» могут.

Каир – Город тысячи минаретов

Наш номер тоже нас порадовал, но недолго пришлось нам его осваивать, нас ждал ужин.

И не просто ужин, а на теплоходе, плывущем по Нилу. Если честно, то есть мне совсем и не хотелось. Я поднялась на верхнюю палубу, села в кресло и замечталась, глядя на воду. Мимо проплывали темные берега, со слегка подсвеченными зданиями.

Каир – Город тысячи минаретов

М-да, это вам не Бангкок с диковинными храмами. Но вода успокаивала, и больше никуда не хотелось идти. Хотелось плыть долго-долго, любоваться на звезды, чувствовать на лице теплый ласковый ветер.

А внизу народ наслаждался шведским столом, плясками танцоров и прелестями исполнительницы танцев живота.

Каир – Город тысячи минаретов

Я с сожалением спустилась на землю, когда наше суденышко пришвартовалось у причала. День был длинный. Организм требовал отдыха. Спи, дорогой, завтра Александрия.