Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 21:31
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Маскат — Оман Май 2012

Маскат это не тот город, где можно бродить по улицам, изучая кварталы. Форты для посещения закрыты, их занимают военные, других достопримечательностей минимум. Город вобрал в себя несколько составляющих и расстояния приличные.

Маскат

Глядя на Riyam Monument, один из символом Омана, лично я ничего особого не испытал.

Добавлю, что пешком по улицам Маската передвигаются преимущественно гастарбайтеры.

Маскат

В любом случае, Маскат столица государства и потому рассказать о городе стоит.

(фото Максим Старостин)

Название Маскат в переводе с арабского обозначает — место, где бросают якорь. Город основан за два века до рождения Христа, но его порт долгое время оставался в тени собратьев.

Маскат

В 14 веке путешественники начинают упоминать Маскат. Интересно, что персидский поэт-скиталец Саади (тот, который «целовал лишь только в грудь») и наш Афанасий Никитин были здесь в одно время, примерно между 1469 и 1471 годами. А.Никитин лаконично пишет в своём отчёте: А шли есмя морем до Мошката десять дней.

Впервые стратегическое значение Маската оценили Ормудские князья, создавшие здесь один из своих укреплённых пунктов на побережье. При них на скалах у входа в гавань были построены некие укрепления. И нужно сказать — вовремя.

В 1507 г. спустя десять лет после плавания Васко да Гамы, у входа в бухту появились шедшие в Индию 6 судов португальского мореплавателя Альфонсо д Альбукерке.

Адмирал оценил город как «место более укреплённое, чем другие» и подверг его жесточайшей бомбардировке. Однако, когда лодки с десантом достигли берега, арабская артиллерия внезапно ожила. Спасаясь от обстрела, португальцам пришлось отойти. Через несколько дней португальцы всё же захватили город. Стараясь отомстить, они предали его огню и мечу.

Позже европейцы вернулись. Внутренние районы Омана их не интересовали, а порт Маскат они обустроили и расширили. Модернизировав форты, португальцы превратили Маскат в самый укреплённый пункт на всём оманском побережье.

Маскат

Правление португальцев продлилось 143 года, и только султан Бин Сейф в 1650 г. сумел окончательно выгнать их из Маската.

Как память о португальцах, на входе в бухту с разных сторон на скалах гордо высятся два форта — Джалали

и Мирани.

(фото Максим Старостин)

В последующие годы в городе и в бухте разыгралось множество исторических событий — приходили и уходили персы, примерялись к Маскату турки и англичане. Заходил в 1902 г. в порт и наш крейсер Варяг.

Всего не перечислишь, но мне далее хочется упомянуть об одном интересном событии. В 1888 г. на оманский трон взошёл султан Фейсал, и через 7 лет заговорщики решили его свергнуть. Воспользовавшись предлогом, глава заговорщиков прибыл в Маскат и был тепло принят Фейсалом.

Вскоре султану донесли, что делегация гостей активно скупает на рынке все пригодные для стрельбы ружья. Султан только посмеялся, выразив сомнение, что его гости посмеют нарушить законы арабского гостеприимства. Охрана дворца состояла всего из четырёх солдат и не была увеличена. Вечером предатель из местных жителей завёл разговор с одним из стражников, оставшись, таким образом, во дворце на ночь. В полночь, убив часовых, предатель открыл ворота.

Шум схватки разбудил султана и его молодую жену. Фейсал и Алия взобрались на крышу дворца, прихватив оружие. Пробабка султана Кабуса заряжала ружья, а прадед стрелял.

Можно этому верить или нет, но оманские историки утверждают — султан Фейсал лично застрелил в ту ночь 28 нападавших.

К утру вместе со своей семьёй он пробрался в форт Джалали.

Маскат

Его брат занял форт Мирани. Султану и его брату пришлось обстреливать собственный дворец, пока из внутренних районов не подоспела помощь.

В момент моего визита (2012 г.) Оманом с 1970 г. правил Султан Кабус.

Оманцы до сих пор обожают ушедшего в мир иной Султана Кабуса (10 янв. 2020 г.).

Маскат

Именно ему страна обязана своим развитием. Теперь трудно представить, что до 1970 г. здесь была единственная асфальтовая дорога — от старого города к аэропорту. До модернизации попасть в Маскат с суши было нелегко. Горные перевалы приходилось преодолевать пешком или на ослах.

Главные ворота Баб аль-Кариб (Больие) закрывались через 2 часа после захода солнца. Об этом уведомлял гром барабанов и выстрел из пушки. Одиночные местные жители должны были входить, освещая перед стражниками лицо фонарём. Для чужаков город ночью был закрыт.

В настоящее время крепостную стену, внутри которой жили богатые люди, давно снесли, оставив как память лишь двое ворот, через которые путники заезжали в Маскат.

Маскат

Ворота Баб аль-Кариб переоборудованы в музей, посетить который у меня не получилось.

Теперь Маскат большой современный город, сочетающий национальный декор с лёгким привкусом Запада.

Маскат

Выделить конкретно какое-либо здание тяжело. Город представляет собой единый белоснежный монолит.

Дворец Аль-Алам — официальная резиденция султана.

Маскат

Рядом деловой квартал где находится парламент и ряд правительственных зданий.

Дворец закрыт для посещения, но подойти с дороги можно достаточно близко. К моему удивлению возле дворца нет никакой охраны.

Маскат

Хотя здесь и разыгрались трагические события 1895 г., построенный через 75 лет Аль-Алам настоящая жемчужина арабской архитектуры. Стройные высокие аркады венчает широкий фриз, а золотой и голубой цвет придают зданию элементы изящества.

Голубой дворец парит над площадью, и в ночной подсветке может показаться, что перед вами настоящий дворец Алладина. Мне Аль-Алам напомнил одну из станций московского метрополитена.

Маскат

В противовес мнению большинства, после смерти султана Кабуса, всё чаще и чаще высказывается мнение, что во время его правления Маскат утратил исторический облик. Многие объекты старины оказались безвозвратно утрачены.

Расположенный от дворца в шести километрах залив Мутрах, в историческом плане уступает бухте Маскат, но обходит по торговой активности и числу населения.

Маскат

Мутрах переводится как «место стоянки караванов».

Раньше это был отдельный город.

Теперь гавань Мутрах главный порт оманской столицы. Если повезёт, здесь можно увидеть яхту султана. Повторюсь, в Маскате нет общественного транспорта.

Маскат

Оманцы по улицам просто так не гуляют.

Исключение составляет Корниш Мутрах — длинная полукруглая набережная один из живописнейших городских променадов.

Маскат

Если вы приехали в Маскат, очень советую погулять по Корниш Мутрах после захода солнца. В дневное время температура может достигать +50С!

Здесь все здания построены в национальном стиле. Позади домов, идущих вдоль набережной — лабиринт улочек, где находится знаменитый сук Мутрах.

Маскат

Когда нас привезли туда погулять, у меня в буквальном смысле плавились подошвы. Крытый рынок Мутрах стал настоящим спасением. Он полностью закрыт и потому внутри не жарко.

Среди оманских собратьев он считается самым большим.

Здесь никто не выхватит кошелёк или сумочку, и европейки приходят в открытых одеждах. Главное, гуляя по рынку, запомнить дорогу, чтобы не потеряться в его извилистых лабиринтах. И тем не менее есть свои приколы.

Маскат

«Меня обманули псы-бусурмане: они говорили про множество товаров, но оказалось, что ничего нет для нашей земли. Весь товар белый только для бусурманской земли. Дёшевы перец и краска», — писал Афанасий Никитин.

В наше время мало что изменилось… Европейцу что-либо выбрать трудно, но если звёзды сошлись, необходимо торговаться (до посинения)…

Главной достопримечательностью Маската, которую никак нельзя пропустить, является мечеть Султана Кабуса. Идея её создания принадлежит султану Кабусу бен Саиду, она и названа его именем.

Маскат

Это совершенно новое строение в классическом арабском стиле.

При строительстве было использовано 300 тысяч тонн индийского песчаника. Мечеть венчает огромный купол, по бокам 4 минарета. Одновременно мечеть может вместить до 20 тысяч молящихся.

Большой зал — мужской.

Маскат

Чуть в стороне зал поменьше — женский.

Помимо внушительных размеров мечети поражает невиданной красоты персидский ковер ручной работы, расположенный в большом зале для молитв — он весит 21 тонну и является одним из самых больших ковров в мире. Множество иранских мастеров ткали его непосредственно на месте.

Женский зал украшают венецианские люстры.

Маскат

В основном зале люстра одна, но такая большая и красивая, что глаз отвести невозможно.

Рисунок арабской вязи на стенах переплетается без начала и конца. Один и тот же мотив, восхваляющий Аллаха, повторяется много раз по-разному. Сплетаясь, он превращается то в паутину, то в виноградную лозу. Это даже не искусство, это молитва.

Мечеть действующая, но туристам разрешено входить сюда, при условии, что они не будут мешать молящимся, будут соблюдать некоторые правила, и их будет сопровождать экскурсовод.

Маскат

Мусульмане могут посещать мечеть в любое время, а туристы, исповедующие другую религию, могут попасть в мечеть только в определенные часы.

В своё время, дабы зайти на престол, Кабус сверг отца — Султана Саида бен Тимура. Теперь же, когда оба предстали пред Аллахом, символом их примирения служит мечеть Саида бен Тимура, возведённая в Маскате сыном в честь отца.

Вот таким мне запомнился Максат.