Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была вчера 19:28

Ростов-на-Дону — Россия Июнь 2020

Сейчас как никогда четко пришло осознание, что жизнь нельзя откладывать на потом.

Я всегда была поклонницей нематериальных ценностей. Покупала необходимую технику и вещи, не гналась за флагманскими моделями гаджетов, легко могла в одних кедах увидеть Рим и Крым. Не слушала «мудрых» советов о том, как правильнее жить и на что тратить деньги. Неизменно предпочитала вкладывать в эмоции и впечатления, и сейчас чертовски благодарна себе за это!

Ростов: версия после апокалипсиса

О брендовой сумке или новом айфоне не вспоминаешь годами. Эти приобретения не согревают душу и не будоражат мысли, унося в заоблачные дали. Им такое просто не под силу. То ли дело — путешествия, и пока я не могу купить билет в страну своей мечты, можно пройтись (раз уж наконец можно!), по близкому и доступному. Нам достался такой красивый, родной и любимый Ростов-на-Дону.

Начать прогулку мы решили с Театральной площади. Здесь сразу несколько известных городских достопримечательностей, и к тому же, отличные виды на полупустой (сейчас) Ростов.

Ростов: версия после апокалипсиса

История Театральной площади возвращает нас на 100 лет назад. Тогда пустырь, расположенный между городом Нахичевань-на-Дону и непосредственно Ростовом, решили облагородить, а города объединить. Связующим звеном стала площадь, вначале она звалась Революционной, чуть позже, после постройки театра, получила имя Театральной.

Театр этот — здание прелюбопытное. Лучший в России пример стиля конструктивизм, театр драмы имени М. Горького смотримся как минимум оригинально. Мы привыкли наблюдать его с детства, а на приезжих такая архитектурная махина впечатление производит. Эффект проверили во время Чемпионата мира по футболу — именно здесь находилась крупнейшая фан-зона болельщиков.

Ростов: версия после апокалипсиса

Первоначально облицованный итальянским мрамором и инкерманским камнем, с роскошными колоннами, театр растерял часть своего великолепия в годы Второй мировой войны. Полноценно заработала труппа только к 60-м годам, и сейчас это один из лучших театров страны, носящий статус «академического». В его сценографии — десятки культовых постановок, а на полках у главного режиссера — сотни кубков и премий.

И по логике событий, рядом с главным городским театром раскинулась самая красивая площадь — Театральная. Тут и фонтаны, и кафешки открытые, и музыка звучит с ночи до утра (и в обратном направлении тоже), и прогулочные парковые зоны, и конечно Колесо обозрения.

Ростов: версия после апокалипсиса

В последние годы это чуть ли не самый популярный туристический объект Ростова. Он стал в один ряд с извечными символами — Левый берег Дона, раки, южный колорит.

Колесо обозрения «Одно небо» — третье по величине в России. Его высота — 65 метров над уровнем земли, а радиус осмотра охватывает 25 км. 30 смотровых кабинок, красивых и современных, вращаются без остановки с 10:00 до 22:00. По вечерам Колесо подсвечивается десятками тысяч крошечных огоньков, зрелище фантастическое.

Ростов: версия после апокалипсиса

Небольшой совет: хотите немного сэкономить — приходите кататься в первой половине дня. Прогулка обойдётся дешевле. Стоимость катания — 200–250 рублей, очень гуманно в сравнении с аналогичными аттракционами из других городов.

Заслуживают внимания и фонтаны площади. Их создатель — известный архитектор Евгений Вучетич. Его работы можно увидеть по всему свету, от Нью-Йорка до Казахстана. В Ростове это мирное творчество — композиции фонтанов, с лягушками и черепахами.

Ростов: версия после апокалипсиса

Еще одно роскошное здание на Театралке — не дворец и не музей искусств, а центр управления железной дорогой. Здание было построено еще в 1913 году, и с тех пор используется по назначению. Нарядные завитушки стиля модерн можно отлично рассмотреть, прогулявшись окрестным сквером.

Ростов: версия после апокалипсиса

Красивый дом рядом изначально строился для железнодорожников, передовиков советского производства. Сейчас тут квартиры с астрономическим ценником и дорогой гастроном. Но водичку или мороженое купить вполне возможно.

И в целом Театральная площадь — одно из лучших в Ростове пространств для прогулок. Здесь настоящий эпицентр туристической жизни — весело, шумно, вкусно, красиво.

Ростов: версия после апокалипсиса

А в период пост-изоляции — еще и малолюдно.

Если вам захочется истории, в двух шагах отсюда место с духом времени — макет крепости Дмитрия Ростовского. Самая мощная южная крепость России была возведена в 1763 году, для охраны рубежей империи. Крепость строилась по указке императрицы Елизаветы, повлиявшей на дальнейшую судьбу южной столицы коренным образом. От ее названия и произошло впоследствии имя Ростов, а чтобы не путали с Великим, добавили приставку «на Дону».

Ростов: версия после апокалипсиса

Монумент ждет вас на улице с говорящим названием — переулок Крепостной. Здесь же расположен один из самых известных памятников Царской России, купеческий особняк братьев Мартын. Его строительство датировано 1893 годом.

Особняк в центре космополитичного Ростова принадлежал английским подданным, братьям Мартын (так их звали на местный манер). Семейство было из родовитых — владельцы заводов, газет, пароходов. Ивану Мартыну принадлежал литейный завод «Джон Мартын и К», а его сын, Георгий Мартын, стал консулом США. В доме располагалась его приемная.

Ростов: версия после апокалипсиса

Особняк награжден статусом Памятник культуры федерального значения. Это самый красивый образец дореволюционной купеческой культуры в Ростове. В наши дни в нем открыт культурный комплекс «Шолохов-центр».

Прогуливаясь дальше, вы выйдите к высотке отеля «Дон Плаза», известному на весь Союз «Интуристу» …

Ростов: версия после апокалипсиса

И к очаровательному цветущему скверу около Музыкального театра. Пока все закрыто, можно присесть на одну из лавочек, и среди ароматов роз, помечтать. Например, о том, куда пойдете-поедете, когда жизнь вновь станет прежней.

Внимание, спойлер: будете в Ростове, обязательно загляните в театральные афиши. И в Музыкальном театре, и в его главном «конкуренте», театре им. Горького, идут отличные вещи. Классика, балеты и арии, оперетта, местные находки — выбор огромный. Очень рекомендую «Тихий Дон», гоголевского «Ревизора» и комедию «Люкс № 13».

Прямо напротив расположен Покровский сквер. Место по-настоящему важное — самый центр старинной крепости, разумеется, с собственной церковью. Первый Покровский храм, намоленный, перенесли сюда из крепости Святой Анны, столицы Донского казачества. В наши дни эта историческая реконструкция расположена в станице Старочеркасской, я вам ее показывала.

Ростов: версия после апокалипсиса

То здание разобрали, бревна пронумеровали, и вновь собрали воедино в центре будущего Ростова-на-Дону. Произошло это в 1762 году, а немного позже храм перестраивают в более солидный. Храм пережил много перипетий, пока не был снесен в 1917 году.

Сегодняшняя церковь — современная. Ее отстроили в 2007 году, и кроме расположения, сходства со старинным храмом не наблюдается. Что, впрочем, не умаляет нисколько ее красоты — храм великолепный!

Ростов: версия после апокалипсиса

Наша прогулка проходит по улице Большая Садовая, о которой также нужно сказать пару слов. Большая Садовая — одна из старинных и самых красивых магистралей города, эпицентр культурной и тусовочной жизни. Ритм города здесь можно поймать и днем, и ночью — в многочисленных скверах, на открытых площадках кафе и отелей, в музеях и на прогулочных аллеях жизнь кипит по-курортному бурно.

Ростов: версия после апокалипсиса

Здесь же расположены основные достопримечательности, такие как доходные дома 19 века, дворцы сталинского ампира, банки и гостиницы, и конечно Городская Дума.

Ростов: версия после апокалипсиса

Здание администрации Ростова под стать городу — роскошно. Памятник архитектуры из позапрошлого века, он построен стараниями архитектора Александра Померанцева. Именно его стоит благодарить и за главный Кафедральный собор Болгарии, и за парки и дворцы Санкт-Петербурга. Здание ростовской администрации — достойный представитель в каталоге работ Померанцева.

В двух шагах от него — недавно отреставрированный Соборный переулок, отличная пешеходно-гулятельная зона. Если у вас нет времени заглянуть в Ростовский кафедральный собор, к слову сказать, также невероятно красивый, отсюда открывается один из лучших видов на него.

Ростов: версия после апокалипсиса

Закончить отличный летний день я рекомендую в парке Горького. Сейчас, в пост-карантинный период, здесь спокойно и тихо, и в прогулке по пустынным аллеям есть своя прелесть. Совсем скоро город оживет, заблистает звуками, красками, ароматами, яркими эмоциями — по-другому Ростов не умеет.

Ростов: версия после апокалипсиса

Только это будет уже совсем иная история.